Об учете бесхозяйного имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об учете бесхозяйного имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Движимая вещь признается бесхозной в судебном порядке по заявлению нового владельца вещи. Если суд установит, что собственник отказался от права собственности на бесхозяйное имущество, то оно переходит в собственность нового владельца.

Бесхозная вещь: общие положения

Определение и порядок признания вещи бесхозяйной устанавливает гражданское законодательство.

Бесхозяйная вещь — это вещь, которая:

  • никому не принадлежит;
  • собственник которой не установлен;
  • владелец которой отказался от права собственности.

К бесхозяйному движимому имуществу следует отнести:

  • транспортные средства;
  • продукты питания;
  • бытовую технику и мобильные телефоны;
  • предметы быта и одежду;
  • предметы интерьера;
  • иные вещи.

К бесхозным недвижимым вещам относят:

  • дачные дома и коттеджи;
  • предприятия и коммерческие объекты;
  • квартиры;
  • другие объекты.

Физические лица могут стать собственниками движимых бесхозяйных вещей в силу приобретательной давности. Также они вправе обратить в свою собственность недвижимые бесхозные вещи при условии, что муниципальные органы не проявили к ней интерес или отказались от них.

Условия для приобретения права собственности:

  1. Человек должен владеть бесхозным движимым имуществом 5 лет, недвижимым —15 лет. Также в срок владения засчитывается время, в течение которого вещью владел правопредшественник владельца. Если у вещи был собственник, то срок приобретательной давности отсчитывается с момента окончания срока исковой давности, в течение которого собственник имел права истребовать вещь из чужого владения.
  2. Добросовестное владение вещью. Под добросовестностью стоит понимать приобретение вещи законным путем;
  3. Открытое владение бесхозной вещью. Собственник вещи должен открыто пользоваться и распоряжаться ею, а также не скрывать информацию об этом от третьих лиц;
  4. Непрерывное владение вещью. Человек должен владеть вещью непрерывно, не передавая ее в собственность другим лицам;
  5. Владение имуществом как своим собственным. Иными словами, владелец не должен пользоваться вещью на основании договора аренды, который он заключил с собственником имущества.

Комментарии к ст. 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 — май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 — 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Признание вещи бесхозяйной в судебном порядке

Признание вещи бесхозяйной осуществляется в судебном порядке по правилам особого производства (ст. ст. 290 — 293 ГПК РФ).

Заявителем по делу о признании движимой вещи бесхозяйной может быть лицо, вступившее во владение ею; заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом.

Другой комментарий к Ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Норма п. 1 комментируемой статьи носит общий характер по отношению к специальным правилам, регулирующим различные первоначальные способы приобретения права собственности (ст. ст. 226 — 233 ГК РФ). Ее значение состоит в отказе от ранее действовавшей презумпции государственной собственности на бесхозяйное имущество.

Действующий ГК сохраняет лишь презумпцию права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (п. 2 ст. 214). Следовательно, земля и природные ресурсы не могут стать бесхозяйными.

2. Правила настоящей статьи не могут также применяться к объектам, изъятым из оборота (ст. 129 ГК РФ).

Не может считаться бесхозяйным наследственное имущество до вступления наследников в права на наследство, имущество, находящееся на хранении в порядке секвестра (ст. 926 ГК РФ), равно как и иное имущество, по поводу которого ведется гражданский спор в установленных процессуальных формах.

3. Не считается бесхозяйным также имущество, находящееся в незаконном владении лица, которое не имеет права собственности на имущество, которым владеет. Из п. 3 ст. 225 следует, что на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц. Поэтому, если имуществом владеет какое-либо лицо, получившее его не иначе, как в качестве бесхозяйного, и владеет им для себя (как своим) или в интересах иного определенного лица, применение к этому имуществу норм ст. 225 невозможно.

Однако после того, как имущество взято на учет и принято во владение уполномоченным органом, он имеет право истребовать его от лиц, незаконно завладевших им после принятия на учет.

Не может считаться бесхозяйным имущество, которого не имеется в наличии либо предположительно существующее имущество.

4. Процедура обращения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества установлена в п. 3 ст. 225.

Читайте также:  Заявление о регистрации по месту жительства

К приобретению бесхозяйных вещей, а также вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ), потерянных вещей (ст. ст. 227, 228 ГК РФ), безнадзорных животных (ст. ст. 230, 231 ГК РФ), клада (ст. 233 ГК РФ) могут применяться нормы о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ), если это не исключается соответствующими нормами.

5. Необходимо отметить, что в случаях, указанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, нормы о приобретательной давности применяются лишь субсидиарно. Того юридического состава, который предусмотрен ст. 234 ГК, ни в одном из указанных случаев быть не может. Во всех случаях, когда происходит завладение имуществом, не имеющим известного собственника, и описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, владелец не может не знать, что он не является собственником имущества. Следовательно, здесь невозможно добросовестное приобретение имущества, так как добросовестность предполагает прежде всего извинительное заблуждение, в силу которого владелец ошибочно считает себя собственником. Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя.

Значит, во всех указанных случаях, кроме собственно приобретения по давности в силу ст. 234 ГК, добрая совесть не только не требуется для приобретения права собственности, но, напротив, исключает применение норм ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

6. В то же время закон не указывает на последствия недобросовестности, если понимать под нею осведомленность владельца (приобретателя по ст. ст. 225 — 228, 231, 233) о действительном собственнике вещи. По-видимому, в силу допущенного владельцем злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) здесь возможен отказ в защите его права на приобретение вещи. Очевидно, что заявление о злоупотреблении правом вправе сделать либо собственник, либо компетентный орган, принимающий участие в процедурах, описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

7. Другое условие приобретения по давности — владение имуществом как своим собственным — также выполняется с известными особенностями. Обычно владение осуществляется все же как владение чужим имуществом — осознание того, что у вещи нет собственника, исключает другое отношение. Однако в том случае, когда владение осуществляется в интересах иного определенного лица, приобретение в собственность исключается. Например, если бесхозяйная вещь передана на хранение профессиональному или иному хранителю, хранение ведется для того, кто передал вещь. В этом случае, хотя хранитель и осуществляет владение, он не может присвоить себе вещь по нормам ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

Например, хозяин стоянки автомашин заявил иск к органам внутренних дел, поместившим на стоянку машину, собственник которой не был установлен, о возмещении затрат на хранение автомашины. После того как в этом требовании было отказано, хозяин автостоянки заявил требование об обращении автомашины в его собственность по ст. 228 ГК. В этом требовании также было отказано на основании того, что он не может считаться лицом, нашедшим потерянную вещь.

Стало быть, условием приобретения вещи в собственность по правилам ст. ст. 225 — 228, 231, 233 является владение для неизвестного собственника либо владение вещью, не имеющей собственника, но никак не владение вещью как собственной или владение вещью для известного лица.

8. В то же время владение осуществляется открыто. Однако и здесь есть особенности, отличающие от той открытости, о которой говорится в ст. 234 ГК: владелец вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 обязан, кроме того, в той или иной форме сделать официальные заявления о вещи.

Наконец, нормами ст. ст. 225 — 228, 231, 233 предусмотрены иные более короткие сроки приобретения вещи в собственность, чем те, которые предусмотрены ст. 234 ГК.

9. Содержащееся в п. 3 ст. 225 указание на то, что бесхозяйное имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принято собственником или приобретено в собственность в силу приобретательной давности, следует понимать в том смысле, что здесь действует общий срок приобретательной давности, указанный в ст. 234. В то же время, как уже отмечалось, владелец не будет считаться имеющим добрую совесть в смысле ст. 234. Собственник вправе истребовать имущество от такого владельца в порядке ст. 301 ГК, при этом ответчик вправе сослаться на истечение срока исковой давности.

10. Во всех случаях, предусмотренных ст. ст. 225 — 228, 231, 233, необходимо и соблюдение специального механизма, включающего вынесение в той или иной форме решения органа, обладающего административной или судебной компетенцией, тогда как приобретение по давности в силу ст. 234 ГК наступает по мере истечения срока и не нуждается в судебном решении, а может быть только подтверждено судом в порядке особого производства.

Стало быть, остается лишь общий результат: приобретение в силу ст. ст. 225 — 228, 231, 233, как и по ст. 234 ГК, происходит без участия собственника и помимо его воли. Смысл этого правила состоит в том, чтобы вещь не находилась длительное время без собственника. Само по себе это правило, влекущее утрату собственником права помимо его воли, не может быть оправдано соображениями справедливости, а диктуется исключительно нуждами гражданского оборота, требующими упорядоченности имущественных прав.

Однако собственник вправе истребовать вещь, пока у приобретателя не возникло права собственности на нее. Для истребования вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственнику достаточно доказать свое право на вещь, поскольку владелец не может считаться добросовестным и не является приобретателем (лицом, получившим имущество по сделке об отчуждении вещи) и, следовательно, не вправе воспользоваться защитой, предусмотренной ст. 302 ГК.

В то же время в течение всего периода, пока осуществляется владение, но еще не приобретено право собственности, владелец вещи имеет защиту против любых третьих лиц, кроме собственника и законного владельца.

11. После приобретения права собственности по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственник утрачивает свое право и лишен возможности требовать доходы от вещи, истребовать саму вещь и осуществлять иные права, которые может иметь только собственник.

Отказ от прав на имущество

Ничейные объекты не подлежат регистрации, если:

  • Законным владельцем предоставляется документ, который свидетельствует о том, что он вновь является собственником имущества и имеет право распоряжения и пользования.
  • Хозяин предоставит документы, указывающие на то, что действия, в результате которых был зарегистрирован отказ от имущества, им не совершались. Эти бумаги также могут содержать сведения о том, что владелец не выражал волеизъявления о прекращении права на распоряжение, пользование и владение имуществом.
  • Во время установленного срока законным хозяином не было направлено никаких необходимых документов. Другое основание – от организации связи была получена информация о том, что вручить извещение невозможно, так как получатель не проживает по данному адресу. При этом местные органы власти также не предоставляют документы от владельца о его отказе от прав на объект недвижимости. В этом случае учет бесхозяйного имущества в таком статусе невозможен.
  • По окончании сроков, установленных в обращении о приостановлении процесса, орган, направивший данное ходатайство, не сообщит о том, что причины, которые являлись основанием для этого, устранены.
  • Не все владельцы письменно оформили отказ от прав на данное имущество.
  • Орган, выполняющий государственную регистрацию, устанавливает реальное положение дел относительно объекта.
Читайте также:  Все о проверках ФСС: кого, как и когда проверяют?

Нормы о переходе бесхозяйной недвижимости к публичному собственнику

Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

Право на бесхозяйные вещи возникает:

  • у муниципальных образований;
  • у населенных пунктов федерального уровня.

Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:

  • орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
  • по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
  • суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
  • после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи (действующая редакция)

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.

Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.

После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.

Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам. В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.

Статус бесхозяйного может быть присвоен имуществу после обращения с заявлением представителей госорганов и предприятий. Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения нового владельца.

Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.

Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

  • собственник отсутствует или не может быть установлен;
  • вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
  • был написан отказ от использования вещи.

Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е. подали документы в суд и получили соответствующее разрешение. Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Передать объект недвижимости, в собственность муниципалитета возможно только обратившись в суд. Однако перед этим муниципалитет должен провести ряд мероприятий, в том числе и по выявлению бесхозяйных объектов.

В большинстве городов и поселков недвижимость признается бесхозяйной после издания муниципального правового акта. В каждом муниципалитете существует своя схема по нахождению объектов и их оформлению в собственность, поскольку законом четкий порядок для данной процедуры не устанавливается.

Исходя из практики, можно выделить несколько способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета:

— обнаружение объектов в результате проведения ремонтных работ на городских и сельских участках и проведения инвентаризации;

— подача заявлений гражданами и предприятиями для получения права собственности на недвижимое имущество;

— проверка правильности и целесообразности использования объектов, расположенных в черте города или поселка[12].

Все объекты, не имеющие хозяина, выявленные в ходе проверок и инвентаризаций в обязательном порядке подлежат учету. Муниципалитет, как и физические лица, подает исковое заявление, на основании которого возможно признание объекта бесхозяйным.

Также необходимо подготовить доказательства того, что:

1. У недвижимого имущества отсутствует собственник или установить его личность, а также местонахождения не представляется возможным;

2. Вещь была поставлена на государственный учет.

Читайте также:  Соотношение наказания и уголовной ответственности в УК РФ

Собственником были совершены какие-либо действия, результатом которых стало приобретение имуществом статуса «бесхозяйное», например, гражданин отказался от своих прав на объект.

После проверки всех документов суд выносит решение, в резолютивной части которого обязательно должны присутствовать следующие данные:

— наименование недвижимого объекта;

— его месторасположение;

— какие-либо отличительные параметры и признаки.

Пример из судебной практики. По материалам прокуратуры Астраханской области в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в одном из муниципалитетов Черноярского района выявлено 5 км бесхозяйной автомобильной дороги общего пользования.

Органы прокуратуры установили, что бездействие муниципалитета по принятию в собственность данного объекта недвижимости создает угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования, и обратились с иском в суд. Решением Черноярского районного суда Астраханской области — 10.03.2013 исковые требования прокурора района удовлетворены. Суд обязал муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет и осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество[13].

Приобретение бесхозяйного имущества в собственность муниципалитета позволяет не только обеспечить надлежащее функционирование объектов, но и вовлечь их в оборот, тем самым пополняя доходную часть бюджета[14].

Передача объекта осуществляется на основании судебного решения в Росреестре. Если недвижимый объект расположен на территории не одного, а двух муниципальных образований, право собственности будет оформлено на тот муниципалитет, которым было подано заявление. При этом в документе должна быть сделана отметка о втором муниципалитете, а в частности, о месте расположения объекта.

Пример из судебной практики. Дукинское сельское поселение Солнечного муниципального района Хабаровского края в 2012г. оформило право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости — железнодорожный тупик. По оценкам ежемесячная арендная плата за данный объект составляет около 80 тыс. руб. Если сдать его в аренду, доходная часть бюджета сельского поселения увеличится ориентировочно на 1 млн. руб. в год, а при продаже объекта разовый доход составит около 2,5 млн. руб[15].

Перечень имущества, содержащийся в ст. 50 Федерального закона, предполагает его использование при решении вопросов местного значения для осуществления государственных полномочий и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Таким образом, законодатель прямо определяет критерии для использования имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Вместе с тем ст. 50 Федерального закона не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности (Определение Конституционного Суда РФ).

Прежде всего, перед тем, как подавать заявление на переоформление права собственности, гражданин должен убедиться в том, что у объекта недвижимости в действительности нет владельца, либо был совершен отказ от права собственности.

Собираясь оформить объект недвижимости на себя, гражданин должен помнить о том, что земельный участок не может быть ничейным, у него всегда есть собственник, а следовательно, бесхозяйным может быть признан только тот объект, который был возведен на этом участке.

Недвижимость может не иметь хозяина, при этом право собственности ранее регистрировалось в ЕГРН. Перерегистрация в таком случае осуществляется по решению суда.

Чтобы стать собственником объекта, необходимо предпринять следующие действия:

1. Поставить объект недвижимости на учет вне зависимости от того, проживает ли кто – то из граждан в здании или нет;

2. На втором этапе необходимо подать заявление по установленной форме;

3. Подача иска на рассмотрение в суд, вынесение судебного решения, на основании которого заявитель сможет пользоваться имуществом и владеть им;

4. Оформление документов и регистрация в Росреестре[16].

Лицо, получившие разрешение на пользование и владение брошенными объектами недвижимости будет считаться субъектом приобретения права собственности.

Если за время ожидания после подачи заявления о намерении оформить право собственности заявляют и другие граждане, а также муниципалитет, гражданин, подавший прошение первым, может подать исковое заявление на основании того, что: объект уже был ранее признан бесхозным, вещь обнаружена конкретным гражданином, который является претендентом на пользование и владение имуществом.

Подавать заявление в суд можно только после того, как пройдена процедура досудебного урегулирования.

В частности, лицо, желающее получить право собственности на недвижимый объект, обязано подать соответствующие документы в государственную организацию, и выждать полгода, в течение которых может объявиться тот, кто в действительности является собственником. Если этого не происходит, суд принимает исковое заявление и начинается процесс его рассмотрения.

Признание права собственности на строение, у которого нет владельцев – сложная и длительная юридическая процедура, через которую должен пройти каждый гражданин или предприятие, а также муниципалитет, желающий оформить объект в свое владение. Важнейшим этапом является подготовка доказательной базы ,которая должна быть представлена в суде.

Впрочем, порой ничейные объекты находят своего владельца, и такие случаи нередки. Бесхозяйное имущество может быть снято с регистрации в случаях, которые предусмотрены законом:

— если субъект, ранее выразивший отказ от прав собственности, вновь принимает во владение имущество;

— в случае регистрации права собственности на данный объект;

— если объект передан лицу по праву приобретательной давности;

— если государственное право собственности было зарегистрировано лицом, о котором ранее не было известно. Объект считается снятым с учета в соответствии со статьей 225 с того момента, как внесены сведения в ЕГРП[17].

Рассмотрим приобретение права собственности на бесхозное имущество на конкретных случаях;

1. Приобретение права собственности на бесхозное имущество по сроку владения.

Нашедший бесхозяйное имущество может не заявлять о своей находке, но открыто владеть и пользоваться ей на протяжении ряда лет.

Досудебное урегулирование

Оно предопределяет возбуждение искового производства. Во многих случаях этот процесс становится эффективным способом решения вопроса и поиска компромисса, после которого обращение в суд уже не требуется.

Без процедуры досудебного урегулирования исковое производство возбуждено не будет. Более того – у вас должны быть в наличии документы, подтверждающие её проведение.

Она заключается в том, что найденная вами бесхозная вещь регистрируется в полицейском участке, оценивается независимым экспертом и ожидает возможности возвращения к законному владельцу в течение полугода. По истечении указанного срока, вы имеете право подать исковое заявление в суд.

Если речь идёт о недвижимой вещи, как правило – о недостроенном и не введённом в эксплуатацию объекте, истцом может выступить исключительно муниципалитет, на территории которого возникло неузаконенное и не поставленное на кадастровый учёт строение.

Досудебное урегулирование предполагает, что субъект хозяйствования обязан поставить данный объект на кадастровый учёт, после чего в течение 1 года ожидать появления лиц, претендующих на владение недостроенным объектом. При условии, что таковых не окажется – право на объект переходит к администрации в судебном порядке. Не забывайте, что признание права собственности в порядке наследования можно также решить в досудебном формате. В некоторых случаях приоритет признания права может быть отдан в силу приобретённой давности. О чём читайте тут.

Если за это время будет заявлено о праве собственности на объект – полномочие на признание этого права будет принадлежать административной комиссии.


Похожие записи:

Добавить комментарий