Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер обеспечения исполнения контракта по 223 с 1 июля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По сути, обеспечение исполнения договора в 223-ФЗ (ОИД) — это сумма денежных средств или документ от банка, который поставщик предоставляет заказчику после победы в торгах. Получается, что это гарантия, которая защищает покупателя товаров, работ и услуг от недобросовестного исполнителя. Поставщики предоставляют его, только если заказчик установил такое условие в документации. Обеспечивать контракт необходимо для защиты от несвоевременного или недобросовестного выполнения обязательств со стороны исполнителя.
Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.
Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.
Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.
При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.
Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.
Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.
Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.
При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.
Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.
Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.
Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.
За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.
В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.
Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:
- зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
- наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
- не была предоставлена требуемая документация;
- нарушались сроки устранения товарных недостатков;
- была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
- поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.
Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.
8.1. В соответствии с нормами ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ:
– заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если Н(М)ЦД не превышает 5 млн. руб.
– в случае, если Н(М)ЦД превышает 5 млн. руб., то заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5 % Н(М)ЦД.
8.2. ВАЖНО! Для СМП и ССП (в том числе для СЗ) законодатель устанавливает иной размер обеспечения заявки.
8.3. В соответствии с нормами ч. 14.1 пп. «б» п.8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ ст. 3.2, п. 23 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:
– если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, то в данном случае размер такого обеспечения не может превышать 2 % Н(М)ЦД;
– при этом данное обеспечение заявки может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средствили путем предоставления независимой гарантии.
8.4. В данном случае при определении права заказчика на установления требования о предоставлении обеспечения заявки участником закупки, применяются общие положения ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, но с учетом норм п. 23 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352.
Формы независимых гарантий по 44-ФЗ
При применении форм независимых гарантий по 44-ФЗ необходимо учитывать, что этот закон регулирует особенности закупок на различные цели, включая цели, связанные с обеспечением государственных нужд и обороны.
Для удовлетворения требований 44-ФЗ предусмотрены различные типовые формы независимых гарантий. Заказчик имеет право выбирать наиболее подходящий вариант для обеспечения исполнения контракта и обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг.
Обеспечение исполнения контракта может осуществляться посредством следующих форм независимых гарантий:
- Банковская гарантия;
- Страховой полис гарантии;
- Задаток в денежной форме;
- Задаток в неденежной форме;
- Задаток в виде залога имущества;
- Задаток в виде залога требования;
- Иные виды гарантий или обеспечений, предусмотренные Техническим заданием на закупку.
Детальное описание каждой из этих форм независимых гарантий приведено в положении о государственных закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и обороны.
Особенности применения независимых гарантий
Применение независимых гарантий является важным положением при осуществлении государственных закупок в соответствии с законами 223-ФЗ и 44-ФЗ. Формы независимых гарантий используются для обеспечения исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Одной из особенностей применения независимых гарантий является их независимость от сторон контракта. Гарантия выполняется третьей стороной, называемой банком-гарантом, который обеспечивает исполнение обязательств, принятых поставщиком (исполнителем) в контракте.
Для применения независимых гарантий требуется оформление соответствующей документации. Типовые формы независимых гарантий определены законодательством и представляют собой готовые шаблоны, которые применяются в практике с целью упрощения процесса заключения и исполнения контрактов.
Важно отметить также, что применение форм независимых гарантий может варьироваться в зависимости от типа закупки и предмета контракта. Для разных видов обеспечений могут использоваться различные формы гарантий, что обеспечивает гибкость и адаптацию к техническим и организационным особенностям каждого конкретного контракта.
Таким образом, в контексте практического руководства по применению форм независимых гарантий в 2024 году необходимо учитывать особенности и типовые формы гарантий, применяемые для обеспечения исполнения контрактов по государственным закупкам в соответствии с законами 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Ограничения при определении размера предоплаты
Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 приостановлено действие отдельных положений актов Правительства РФ, касающихся установления размеров авансовых платежей в 2022 году. Изменения начали действовать с 30 марта 2022 года.
В 2022 году федеральные заказчики предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, казначейскому сопровождению, — авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта)
Если контракт не подлежит казначейскому сопровождению, авансирование допускается в размере до 50 процентов суммы контракта. При этом и в первом, и во втором случае аванс не может быть больше лимитов бюджетных обязательств, доведённых до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год
Органам власти субъектов РФ и местным администрациям рекомендовано нормативными правовыми актами установить аналогичные размеры авансов для региональных и муниципальных заказчиков.
Как идёт работа по специальному счёту
Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.
Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.
Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счёте.
Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:
- Требования к самому договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве спецсчёта.
- Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.
В случае если у участника закупки открыт банковский счёт в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счёт может быть наделён статусом спецсчёта путём заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве специального, утверждённых Постановлением № 626.
Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счёт, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счёт для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?
При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счёта участник закупки может использовать свой текущий счёт. Но зачастую участники закупки открывают новый, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств. В отношении особенностей ведения спецсчёта были даны разъяснения Минфина РФ. В своём письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счёт может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участником закупки в кредит. Если идёт расторжение банковского счёта, то блокировка денежных средств на специальном счёте участника закупки не осуществляется.
Обеспечительные меры при закупках через единый агрегатор торговли (ЕАТ)
Регламентом Единого агрегатора торговли предусмотрено, что при участии в закупке вносится обеспечительный депозит. Размер депозита составляет 5% от стоимости товаров, работ, услуг, указанных заказчиком в заявлении на закупку.
Кроме этого, в регламенте предусмотрено, что обеспечительный депозит не возвращается участнику закупки по аналогии с конкурентными закупками в случае отказа от заключения контракта без каких-либо на то причин.
В случае если победитель не осуществляет действий по подписанию контракта в течение одного рабочего дня с момента направления Заказчиком проекта контракта и у оператора EAT отсутствует информация о допущенных в ходе заключения контракта технических ошибках, то оператором ЕАТ осуществляется дополнительная блокировка денежных средств обеспечительного депозита в размере ещё 5% от стартовой цены.
По истечении 30 дней с наступления даты подписания контракта 5% депозита по письменному заявлению подлежат перечислению на его расчётный счёт. Из оставшихся денег депозита оператор EAT спишет комиссионный сбор.
Большинство участников закупки работают с заказчиками, которые осуществляют закупки и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Также есть заказчики, которые работают в двух правовых режимах параллельно — по 44 и 223-ФЗ.
Условия обеспечения заявок МСП при закупках по 223-ФЗ
В соответствии с ч.10 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ осуществляется по правилам Закона о контрактной системе и подзаконных НПА:
- порядок и случаи блокирования денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие, и прекращение данного блокирования, если требование об обеспечении заявок на участие в закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении данной закупки, документации о конкурентной закупке;
- требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в данной закупке.
Ограничения для конкурентных закупок у МСП
Конкурентные закупки с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства являются одним из методов исполнения требований постановления Правительства РФ № 1352. Такие закупки императивно урегулированы статьей 3.4 Закона № 223 ФЗ. В этой статье, в частности, говорится о том, что обеспечение заявки от участников закупки разрешено требовать лишь в двух формах: в виде банковской гарантии либо резервирования денежных средств на спецсчете. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке дается на откуп участнику. Если участник решил обеспечить заявку резервированием денежных средств, то он сам открывает для этого спецсчет в банке. Причем не в любом банке, а лишь в одном из восемнадцати, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ № 1451-р). Поставщик сам же следит за тем, чтобы на этом счете было достаточно денег. И когда он подает заявку на участие в закупке в порядке статьи 3.4 Закона № 223 ФЗ, то банк автоматически блокирует на его спецсчете нужную сумму на основании сообщения электронной площадки о поступлении заявки на участие в закупке от данного участника. Если свободных денег на спецсчете будет недостаточно, то заявка автоматически отклоняется… Сроки и основания прекращения блокировки денежных средств, внесенных на спецсчет в качестве обеспечения заявки, урегулированы законодательно и осуществляются в автоматизированном режиме.
Спецсчет нельзя открыть в банке, не входящем в названный перечень. А может ли заказчик указать участникам своей закупки конкретный банк или несколько банков из числа восемнадцати, установив в закупочной документации требование о резервировании денег именно в них? Закон по данному поводу прямо ничего не говорит, а значит, вроде бы и не запрещает это делать. Однако позиция Министерства финансов РФ в данном вопросе однозначна: участник закупки сам выбирает любой банк из числа включенных в правительственный перечень и открывает в нем спецсчет. Заказчик со своей стороны должен принять обеспечение, в каком бы из этих банков оно ни было размещено.
Что касается обеспечения договора, то, как и в общем случае с проведением конкурентных закупок, Закон № 223 ФЗ не содержит по данному вопросу каких бы то ни было требований или прямых ограничений. Однако такие ограничения есть в постановлении № 1352. Так, размер обеспечения договора, подписанного по итогам закупки, участниками которой были исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, по общему правилу составляет от 0 до 5% начальной (максимальной) цены договора. Правда, если договором предусмотрен аванс, то обеспечение по нему можно требовать в размере аванса. Размер обеспечения заявки в таких закупках в любом случае не может превышать 2% начальной (максимальной) цены.
Можно надеяться, что перечисленные выше ограничения упростят доступ поставщиков, особенно из числа субъектов малого и среднего бизнеса, к участию в закупках. Однако в конечном итоге объем тех денег, которые поставщик должен потратить суммарно на обеспечение заявки и на обеспечение контракта, определяется именно требованиями заказчика, который, в свою очередь, ограничен лишь реальным состоянием конкуренции на рынке закупаемой продукции и масштабом своих рисков при незаключении или неисполнении договора. В этих условиях и ситуация с доступом участников к закупке, и ситуация с влиянием размера обеспечения на цену контракта решается прежде всего доступностью инструментов обеспечения потенциальным поставщикам.
Что такое обеспечение исполнения договора?
Обеспечение исполнения договора — это мера, которая стоит на стороне заказчика и используется для гарантии исполнения обязательств по 223-ФЗ. Оно может быть установлено в форме гарантии банка или измениться в виде внесения задатка.
Гарантия банка является наиболее распространенным способом обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ. Она представляет собой финансовую гарантию, выданную банком заказчику. Гарантия устанавливается в соответствии с требованиями законодательства и позволяет заказчику получить компенсацию в случае невыполнения поставщиком своих обязательств.
Кроме гарантии банка, существуют и другие способы обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ. Например, в некоторых случаях заказчик может потребовать от поставщика внесения задатка. Задаток представляет собой денежную сумму, внесенную поставщиком как гарантию исполнения своих обязательств. В случае нарушения договора поставщиком заказчик имеет право удержать задаток или вернуть его только после полного исполнения договора.
Также стоит отметить, что способ и вид обеспечения исполнения договора определяются в каждом конкретном случае и зависят от требований, предъявляемых заказчиком. Какие именно способ и вид обеспечения будут использоваться, должно быть прописано в документации к тендеру или в самом договоре.
Итак, обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ имеет существенное значение для обеих сторон — заказчика и поставщика. Заказчик получает гарантию выполнения обязательств со стороны поставщика, а поставщик — возможность доказать свою надежность и серьезность в сфере государственных закупок.
Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Возможность оформления возврата обеспечения должна быть указана в проекте соглашения. Реализация этого правила на практике облегчит решение спорных вопросов, если таковые возникнут.
Основной момент, который интересует подрядчика при оформлении возврата средств, — в какой срок будут перечислены деньги. Период устанавливает заказчик, ориентируясь на то, выполнены обязательства по контракту или нет. Фактически договор считается исполненным, когда подписывается акт приемки-сдачи работ. При этом для подрядчика актуален вопрос об исполнении гарантийных обязательств, если положение о них содержалось в условиях контракта. Однако не обязательно, что деньги будут находиться у заказчика до окончания гарантийных обязательств.
Что же нужно сделать для возвращения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ? Как правило, стороны заранее обговаривают алгоритм действий и прописывают его в соглашении. Когда возникает такой случай, подрядчик должен составить письмо с просьбой о возврате средств и указанием реквизитов для перевода. Сообщение отправляется заказчику. Если госкомпания не вернет обеспечение в назначенный срок, то будут наложены штрафные санкции, размер которых также прописывается в контракте. В крайнем случае, подрядчик может обратиться за помощью в суд.
Однако иногда возникают ситуации, когда исполнитель предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, но назад его не получает. Так бывает, когда подрядчик не выполнил свои обязательства, предусмотренные договором. Заказчик даже имеет право инициировать процедуру расторжения контракта. В этом случае обеспечение в виде перечисленных денежных средств не будет возвращено поставщику. Если же заказчику была предоставлена банковская гарантия, то финансовое учреждение обязано будет выплатить госкомпании положенную сумму, а затем взыскать ее с подрядной организации.
Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта
Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.
Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.
Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].