Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участие в аукционах: суть аукциона, пошаговый алгоритм, тактики участия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бизнесмен, поднаторевший в осуществлении торговых сделок с людьми, вовсе не может считаться экспертом в корпоративной торговле. У тендера есть существенные отличия от технологии и психологии прямых продаж. Сравним нюансы той и другой формы отношений, с тем, чтобы реально оценить свои шансы в системе тендерной реализации.
Если на участие в аукционе не подано ни одной или подана только одна заявка
Если на участие в закупке не поступило ни одной заявки, аукцион признается несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Заказчик получает право провести новую закупку либо заключить контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В последнем случае требуется согласование с контрольным органом при НМЦК от 1 тыс. руб. и выше.
В ситуации, когда на участие в закупке поступила единственная заявка, комиссия заказчика рассматривает такую заявку в течение 2 рабочих дней, но не позднее даты подведения итогов закупки, которая указана в извещении. По заявке может быть принято одно из двух возможных решений:
- О соответствии извещению о закупке. В этом случае с участником, подавшим единственную заявку, заключается контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Необходимость согласовывать заключение контракта с контрольным органом зависит от НМЦК и уровня заказчика в бюджетной иерархии:
- при НМЦК свыше 500 млн руб. в случае закупки для федеральных нужд;
- при НМЦК свыше 250 млн руб. в случае закупки для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд.
- О несоответствии извещению о закупке. В этом случае заказчик получает право провести новую закупку либо заключить контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Как и всегда в таких случаях (когда закупка де-факто закончилась ничем), заключение контракта необходимо согласовывать с контрольным органом при НМЦК от 1 тыс. руб. и выше.
Если на участие в электронном аукционе поступило несколько заявок
Через два часа после окончания срока подачи заявок на электронной площадке начинается торговая сессия, в ходе которой участники аукциона делают на электронной площадке свои предложения о цене контракта («ценовые предложения»). Такие предложения подаются путем снижения текущего минимального ценового предложения на «шаг аукциона»: величину, составляющую от 0,5 % до 5 % НМЦК.
Время приема ценовых предложений составляет 4 минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. Если за это время от кого-либо из участников поступит ценовое предложение, время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на 4 минуты. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений участник закупки вправе подать одно ценовое предложение, которое будет не ниже текущего минимального ценового предложения (т. н. «борьба за второе место»).
В ходе торговой сессии на электронной площадке отражаются все поданные ценовые предложения и время их поступления, а также оставшееся время приема ценовых предложений.
Признаки электронных торгов
Всем электронным торгам присущи общие системные признаки:
- В торгах принимают участие 3 стороны:
- Организатор торгов. Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота;
- Пользователи электронной площадки. Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг;
- Оператор электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки — российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.
- Торги проводятся на электронной торговой площадке.
Когда проводится электронный аукцион
Если обратимся к ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, то увидим, что заказчики обязаны проводить такие аукционы при закупках товаров, работ, услуг (ТРУ), занесенных:
- в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р). Этот перечень представлен в виде таблицы с кодами ОКПД2 и наименованиями ТРУ, приобретаемых путем ЭА. Из этого списка есть несколько исключений;
- в дополнительный перечень, разработанный соответствующими субъектами РФ.
Объекты закупок могут попасть в названные перечни при одновременном совпадении 2-х факторов:
- Возможно составить детальное и точное описание объекта закупки;
- Условия выбора победителя ЭА имеют количественную и денежную оценку.
Важно: закон оставляет за заказчиками право закупать ТРУ, не включенные в названные перечни (ч. 3 ст. 59 44-ФЗ).
Где осуществляются закупки
В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.
Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.
Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели
Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.
Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.
Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.
Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеровпо 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.
Требования к участникам электронных торгов
В электронных торгах участвуют в основном те, кто ведет бизнес, — организации и индивидуальные предприниматели.
Для участия в электронных торгах необходимо соответствовать требованиям, которые предъявляет заказчик.
К участникам предъявляются требования двух категорий:
-
единые (предъявляются всегда и позволяют определить надёжность, финансовую устойчивость участника и правомерность исполнения им контракта);
-
дополнительные (эти требования устанавливает заказчик в зависимости от специфики объекта закупки или для исключения риска срыва закупки).
Что такое аукцион и как он происходит
В нашей стране аукцион уже долгое время является самым популярным способом закупок, проходящих для государственных и муниципальных заказчиков в рамках Федерального Закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе» (далее — 44-ФЗ). В предыдущие годы доля аукционов среди всех открытых конкурентных способов закупок по госзаказу доходила до 75%.
Корпоративные заказчики, госкомпании, госкорпорации, организации, работающие по 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках отдельных видов юридических лиц» (далее — 223-ФЗ), аукционы проводят реже, однако этот способ входит в число обязательных конкурентных способов закупки, которые должны быть предусмотрены в Положении у каждого заказчика по 223-ФЗ.
Таким образом, если компания собирается участвовать в закупках, то обязательно нужно понимать принципы проведения аукциона.
Аукцион — способ проведения торгов, при котором единственным критерием определения победителя является цена, а участникам аукциона предоставляется возможность многократной подачи предложений. Именно многократная подача ценовых предложений является его главной «фишкой», отличающей его от любого иного способа — конкурсов или запросов котировок.
Для обывателей, вероятно, аукцион чаще всего ассоциируются с торгами из книг или кинофильмов, таких как «Анжелика и король» или «Двенадцать стульев». И здесь нужно отметить, что алгоритмы проведения аукционов с переходом их в электронную форму в целом не сильно изменились.
Что такое электронные торги
Электронные торги – это законно регламентированные общественные отношения между пользователями электронных площадок, с целью совершения сделок по реализации товаров, услуг и работ. Сам процесс по совершению торговых операций в сети заключается в подготовке, сборе, анализе, обработке и предоставлении информации в отношении всех участников мероприятия.
В данном процессе существует четкое распределение обязанностей:
- Оператор электронных торгов – в его лице может выступать юр. лицо или ИП, он есть правообладателем на законных началах торговой системы в интернете, его обязанность заниматься сопровождением процесса, за что он получает плату;
- Организатор – лицо, имеющее договор с оператором по выставлению в качестве лота своего продукта на аукционе;
- Пользователи – ими являются органы местного самоуправления, гос органы, граждане и организации, желающие совершить сделку.
Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП) в интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги.
Правила проведения электронных торгов в бизнес-сегменте и в госзакупках могут сильно различаться.
Открытые электронные процедуры по госзакупкам проходят на восьми площадках:
- «Сбербанк-АСТ».
- «ЕЭТП».
- «АГЗ РТ».
- «РТС-тендер».
- ЭТП Газпромбанк.
- АО «РАД».
- Национальная электронная площадка.
- ЭТП «ТЭК-ТОРГ».
Закупки по 223-ФЗ, которые проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, проходят на этих же площадках, по единым правилам.
Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо пройти процедуру регистрации в ЕИС. После этого вам будут доступны закупки на любой из восьми отобранных ЭТП.
Затем нужно найти закупку. Вы можете сделать это на официальном сайте ЕИС или непосредственно на площадках. Изучите документацию, оцените выгоду и можете подавать заявку на участие. Будьте внимательны, в некоторых процедурах необходимо предоставить обеспечение заявки, для этого нужно заранее открыть спецсчет в уполномоченном банке и перечислить средства или оформить банковскую гарантию.
Если вы приобрели ЭП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.
Что выгоднее — участвовать в торгах самому или заказать услуги по сопровождению тендеров
Можно разобраться во всех тонкостях и участвовать в тендерах самостоятельно, а можно обратиться к специалистам. Они окажут помощь в участии в тендере на всех его этапах. Услуги предоставляют как специализированные компании, так и частные лица. Объявления от частников можно найти на досках объявлений, однако есть риски нарваться на мошенника или некомпетентного специалиста. Лучше воспользоваться услугами специализированных фирм.
Цены на комплексное тендерное сопровождение варьируются от 5 000 ₽ до 30 000 ₽ в зависимости от количества ежемесячных заявок на участие. В любом случае это будет дешевле, чем нанимать отдельного сотрудника в штат.
В общем, если вы участвуете в торгах впервые и боитесь ошибиться или у вас нет времени на поиск тендеров и оформление документов, лучше воспользоваться услугами по сопровождению тендеров.
Когда проводится электронный аукцион?
Заказчики обязаны проводить такие аукционы при закупках товаров, работ, услуг (ТРУ), занесенных:
- в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р). Этот перечень представлен в виде таблицы с кодами ОКПД2 и наименованиями ТРУ, приобретаемых путем ЭА. Из этого списка есть несколько исключений;
- в дополнительный перечень, разработанный соответствующими субъектами РФ.
Объекты закупок могут попасть в названные перечни при одновременном совпадении 2-х факторов:
- Возможно составить детальное и точное описание объекта закупки;
- Условия выбора победителя ЭА имеют количественную и денежную оценку.
Как проходит электронный аукцион на ЭТП?
Процедура проходит на электронной площадке через 2 часа после того, как истек срок подачи заявок.
Начало процедуры устанавливает оператор ЭП, руководствуясь часовым поясом заказчика.
Аукцион идет на снижение цены. Снижаемый шаг аукциона — от 0,5% до 5% НМЦК. Участники должны снижать цену в пределах указанного шага.
Требования к ценовым предложениям:
1) участник торгов не может подать ценовое предложение:
- равное ранее поданной им же цене;
- больше чем было подано до этого;
- равное нулю;
2) участник не может предложить цену ниже, чем текущая минимальная цена, сниженная в пределах шага торгов;
3) участник не может снизить свою цену, если она в данный момент лучшая.
Если участник предложил такую же цену, как и его оппонент, то в зачет принимается предложение, которое поступило раньше.
Примечание: ничего страшного, если вы подадите цену, не соответствующую названным требованиям. Оператор просто ее не примет. Свою цену можно изменить и подать повторно.
Электронная площадка, на которой проводятся торги, фиксирует все ценовые предложения участников, включая и время их подачи.
Участникам дается временной интервал на предложение своей цены, он составляет 4 минуты. После подачи каждого ценового предложения счетчик снова выставляется на 4 минуты. За это время нужно снова предложить свою цену ниже предыдущего предложения и в рамках установленного шага торгов. Если в течение временного промежутка не поступает ни одного ценового предложения с более низкой ценой, то аукцион автоматически завершается.
После окончания торгов оператор ЭП размещает протокол проведения процедуры. Это происходит в течение 1 часа после завершения.
В данном протоколе отражается следующая информация:
- дата, время начала и окончания торгов;
- все минимальные ценовые предложения, поступившие от участников и выстроенные по мере убывания с указанием кодов заявок;
- порядковые номера, присвоенные заявкам.
Оператор ЭП отправляет протокол заказчику в течение 1 часа после его публикации.
У единственного поставщика
При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.
Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.
Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:
закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.
Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.