Инвентаризация и учетная политика казенного учереждения в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация и учетная политика казенного учереждения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учетную политику запрашивают при проведении проверок контролирующие органы (например, проверяющие из ИФНС). Требование предъявить этот документ поступает также от ревизионных подразделений министерств и ведомств.

Сведения о проведении инвентаризации, отражаемые в бюджетной отчетности

При составлении годовой бюджетной отчетности информация о проведенной годовой инвентаризации указывается в разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160), в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций».

Информация в таблице характеризует результаты проведенной в целях составления годовой отчетности инвентаризаций имущества и обязательств учреждением в части выявленных расхождений (п. 158 Инструкции № 191н).

При отсутствии расхождений по результатам годовой инвентаризации таблица не заполняется.

Периодичность представления – годовая.

В графах 1 – 4 указывается основание проведения инвентаризации, выявленные расхождения по результатам которой учтены субъектом учета в соответствии с его учетной политикой при составлении годовой отчетности (дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации).

В графах 5, 6 приводятся выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бюджетного учета с указанием суммы расхождений и кода счета бюджетного учета с данными, по которому выявлены расхождения.

В графе 7 отражаются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.

Что изменилось в порядке проведения инвентаризации

Новый ФСБУ «Инвентаризация» затронул следующие моменты:

  1. Общие требования к инвентаризации: в документе перечислили способы, которыми выявляют фактическое наличие объектов, описали принципы документирования, обозначили требования по полноте, своевременности и обоснованности отражения результатов и пр.
  2. Понятия «объекты инвентаризации», «фактическое наличие объектов инвентаризации», «срок проведения инвентаризации» получили официальные трактовки.
  3. Разрешение на использование видео- или фотофиксации для определения наличия объекта.
  4. Требования к оценке результатов процедуры.
  5. Право устанавливать состав документов инвентаризации предоставили самой организации – до этого список был строго регламентирован на законодательном уровне.
  6. Случаи, в которых не требуется создавать комиссию: например, если в организации есть только директор и бухгалтер, то для инвентаризации нужно пригласить аудитора или ревизионную комиссию.

В какие сроки утверждать учетную политику

Учетная политика применяется в учреждении из года в год. Ежегодно утверждать новый документ не нужно. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Регламент для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для политики по налогообложению следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Зачем и как делать учетную политику общедоступной

С 2020 года регламенты по бухгалтерскому и налоговому учетам стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять учетную политику.

Читайте также:  Согласие на регистрацию по месту жительства от собственника нотариальное

Все представители бюджетной сферы обязаны опубликовать регламент учета на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет контролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Учредитель проверяет:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требованиям и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий учредитель распоряжается об устранении нарушений в кратчайшие сроки.

Раздел 5: Организация инвентаризации

В 2024 году казенное учреждение проводит ежегодную инвентаризацию для контроля и учета своего имущества. Организация данного процесса включает в себя следующие шаги:

  • Составление плана инвентаризации в соответствии с устанавливаемыми нормативными актами;
  • Назначение ответственных лиц для проведения инвентаризации;
  • Согласование даты и времени проведения инвентаризации с соответствующими подразделениями;
  • Распределение задач между ответственными лицами;
  • Проведение инвентаризации на основе утвержденного плана;
  • Фиксация результатов инвентаризации и составление акта проверки;
  • Выявление и учет возможных расхождений между данными, указанными в учетной системе, и фактическим наличием имущества;
  • Принятие мер по устранению выявленных расхождений;
  • Составление отчета о проведенной инвентаризации и представление его руководству казенного учреждения.

Организация инвентаризации направлена на обеспечение достоверности и актуальности учетной информации, а также на предотвращение потерь и несанкционированного использования имущества казенного учреждения. Все проведенные мероприятия документируются и включаются в учетную политику, которая регулирует процесс инвентаризации и обеспечивает прозрачность и ответственность в деле учета имущества.

Что нового в стандарте

  • Изменена структура нормативного регулирования инвентаризации;
  • установлены общие требования к инвентаризации;
  • уточнена терминология — введены новые термины и дано определение таким понятиям, как объекты инвентаризации, результаты инвентаризации, квалификация результатов инвентаризации, фактическое наличие объектов инвентаризации, документы инвентаризации, срок проведения инвентаризации, материально ответственные лица;
  • актуализированы способы определения фактического наличия объектов инвентаризации;
  • обновлены требования к документированию инвентаризации;
  • уточнен порядок оценки результатов инвентаризации;
  • упорядочено признание результатов инвентаризации;
  • описаны упрощенные способы проведения инвентаризации.

Вводная информация об оформлении инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация в бюджетном учреждении является периодической процедурой, которая позволяет уточнить и актуализировать информацию о наличии и состоянии имущества. Она проводится с целью предотвращения потерь и злоупотреблений, а также чтобы иметь точные данные о финансовых ресурсах учреждения.

Важно отметить, что инвентаризация должна быть документально оформлена и иметь соответствующую юридическую силу. Это позволяет установить фактическое наличие и состояние имущества, а также определить возможные расхождения с бухгалтерскими данными.

При оформлении инвентаризации необходимо учесть ряд особенностей, связанных с бюджетным учреждением. Во-первых, следует придерживаться установленного порядка проведения инвентаризации, который предусматривает определенный период и определенные этапы работы.

Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на правильное оформление документации, такой как акты инвентаризации, протоколы и акты списания имущества. Вся документация должна быть строго оформлена в соответствии с требованиями законодательства и иметь подписи уполномоченных лиц.

Кроме того, важно организовать процесс инвентаризации таким образом, чтобы он был максимально прозрачным и надежным. В этом поможет использование современных информационных систем, которые позволяют автоматизировать учет и контроль имущества.

Таким образом, оформление инвентаризации в бюджетном учреждении является ответственным и важным процессом, требующим соблюдения определенных правил и рекомендаций. Надлежащее оформление инвентаризации поможет обеспечить актуальную информацию о имуществе учреждения и предотвратить возможные нарушения.

Порядок проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2021

страховую сумму, определенную договором страхования, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования (в случае коллекционной, исторической и научной значимости объектов, принимаемых к учету).

– правильность расчетов с налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, имеющими отдельные балансы; – правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям; – правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности.

Читайте также:  Налог на наследуемое имущество в 2024 году

Изменения в порядке проведения инвентаризации в государственных учреждениях

  1. Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, финансовых активов и обязательств, но и в отношении иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах. Ранее требования проводить инвентаризацию по объектам бухгалтерского учета, учитываемых за балансом, не требовалось.
  2. Как известно, проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным (п. 1.5 Указаний № 49). Согласно п. 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ранее использовалась формулировка «перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это означает, что если инвентаризация проведена после завершения отчетного финансового года, но перед представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в январе текущего года), результаты такой инвентаризации отражаются в регистрах отчетного финансового года как событие после отчетной даты (31 декабря отчетного года).

Стоит отметить, что Минфин России планирует внести изменения в Указания № 49. В результате данных изменений Указания № 49 больше не будут применяться для учреждений госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете, поскольку порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения.

Выявлены неучтенные объекты ОС

Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету.

В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Приказы Минфина России № 61н, 100н, 103н

Поговорим подробнее о том, как применять приказ Минфина России 61н от 15.04.2021.

    В этом приказе упомянуты только электронные документы и регистры учета и указаны сроки начала их применения:
  • c 01.01.2022 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
  • c 01.01.2023 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).

В утвержденном перечне 17 электронных первичных документов (ОКУД 0510ХХХ) и 3 электронных регистра бухгалтерского учета (ОКУД 0509ХХХ).

    Документы:
  • Ведомость группового начисления доходов (0510431)
  • Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (0510433)
  • Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (0510432)
  • Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (0510434)
  • Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (0510435)
  • Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (0510436)
  • Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, со счета (0510437)
  • Решение о проведении инвентаризации (0510439)
  • Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (0510440)
  • Решение о признании объектов нефинансовых активов (0510441)
  • Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (0510442)
  • Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (0510445)
  • Решении о восстановлении кредиторской задолженности(0510446)
  • Изменение Решения о проведении инвентаризации (0510447)
  • Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (0510836)
  • Ведомость начисления доходов бюджета (0510837)
  • Ведомость выпадающих доходов (0510838)
    Регистры:
  • Журнал операций по забалансовому счету (0509213)
  • Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (0509095)
  • Карточка учета имущества в личном пользовании (0509097)

Видим, что в перечне документов и регистров не самые часто используемые формы.
В этом году вышел приказ Минфина № 100н, который дополнил приказ № 61н.

Применяется он
с 01.01.2023 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
с 01.01.2024 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).

    Добавлено использование еще шести электронных документов:
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых (0510448)
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (0510450)
  • Требование-накладная (0510451)
  • Акт приемки товаров, работ, услуг (0510452)
  • Извещение о трансферте, передаваемом с условием (0510453)
  • Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (0510521)
    И двух регистров:
  • Карточка капитальных вложений (0509211),
  • Карточка учета права пользования нефинансовым активом (0509214)
Читайте также:  Оплата по агентскому договору назначение платежа

Решение проблем казенных учреждений по инвентаризации в 2024 году

В 2024 году казенные учреждения сталкивались с рядом проблем при проведении годовой инвентаризации. Одной из основных сложностей было объемное количество имущества, которое необходимо было проверить и учесть. Это приводило к затяжным и трудоемким процессам, а также к рискам потери исходных данных. Для решения этой проблемы было принято решение внедрить цифровые технологии и автоматизированные системы учета.

Первым шагом в решении проблем с инвентаризацией было создание единой базы данных, в которой были зарегистрированы все активы казенных учреждений. Были разработаны специализированные программы, позволяющие обновлять информацию о каждом предмете наличия в режиме реального времени. Это позволило оперативно отслеживать перемещения и изменения статуса имущества.

Другим важным шагом было использование технологии RFID-маркировки для облегчения процесса инвентаризации. Каждый предмет имущества получал уникальную RFID-метку, которая позволяла легко идентифицировать его. С помощью специальных считывателей можно было быстро и точно заполнить электронные таблицы с информацией о каждом объекте.

Внедрение цифровых технологий и автоматизированных систем учета позволило значительно улучшить процесс годовой инвентаризации в казенных учреждениях в 2024 году. Оно сократило время и трудозатраты, повысило точность и надежность учета имущества, а также снизило риск потери данных. Эти изменения не только улучшили эффективность работы казенных учреждений, но и способствовали повышению контроля над имуществом и более прозрачной работе системы учета.

Особенности проведения инвентаризации в 2024 году

Внедрение цифровых технологий

В связи с развитием цифровых технологий и автоматизацией рабочих процессов, инвентаризация в 2024 году будет проводиться с использованием специализированных программ и систем. Это позволит значительно увеличить точность и скорость проведения инвентаризации, а также обеспечит более надежное хранение данных и удобный доступ к ним для всех заинтересованных сторон.

Изменения в нормативной базе

В 2024 году планируется внесение изменений в нормативную базу, регулирующую проведение годовой инвентаризации. Ожидается уточнение и дополнение требований к оформлению документации, расчету стоимости активов, а также проведению проверок на соответствие фактического наличия активов и данных, указанных в системе учета. Кроме того, возможно внедрение новых процедур и инструкций для более эффективного проведения инвентаризации и предотвращения возможных нарушений.

Цели и задачи учетной политики

Основными задачами учетной политики казенного учреждения являются:

  • Определение принципов организации и ведения учета, которые обеспечивают единообразие и стабильность в учетных процедурах;
  • Разработка правил отражения операций по двойной записи, которые позволяют учесть все изменения в состоянии активов, обязательств и собственного капитала;
  • Установление порядка оценки активов и обязательств, включая инвентаризацию и документальное подтверждение их наличия и стоимости;
  • Установление требований к составлению и представлению отчетности, в том числе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств;
  • Определение порядка организации внутреннего контроля и аудита, направленных на обнаружение и предотвращение возможных нарушений и злоупотреблений;
  • Установление требований к документированию и хранению учетных данных и документов;
  • Установление порядка применения налоговых методов учета и расчета налогов;
  • Обеспечение соответствия учетной политики требованиям законодательства, стандартам бухгалтерского учета и аудита, а также внутренним нормативным актам казенного учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий