Уголовная ответственность за несообщение о преступлении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за несообщение о преступлении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В необходимых случаях наряды производят оцепление места происшествия, для чего могут привлекаться представители общественности, внештатные сотрудники полиции, а также применяться различные виды ограждения: веревки, доски, проволока и другие подручные средства. Следы, оставленные личным составом нарядов, отмечаются ясно видимыми указателями и знаками.

Обязанность сообщить о преступлении

Руководители сразу двух правоохранительных ведомств подписали указ, поощряющий донос на потенциальных преступников. С активной гражданской позицией, сопровождаемой «стуком», в России сегодня связывают надежды по искоренению коррупции и построению правового общества. Однако эксперты опасаются, что западные методы на российской почве могут мутировать.

На какие преступления оно распространяется, DW объяснит в справке. В России завели первое дело по статье о недоносительстве. Уголовное дело в отношении жителя Грозного Асхаза Хизриева власти Чечни возбудили по новой статье о «несообщении о преступлении» — это первый подобный случай в России после принятия летом поправок в Уголовный кодекс РФ.

Рекомендуем прочесть: Велотренажер Для Похудения Отзывы

Обязанность Гражданина Сообщать О Преступлении

Представим ситуацию. О преступлении заявитель сообщил по телефону. Сотрудники милиции прибыли на место происшествия. Опросили заявителя. Пригласили его в УВД, где оформили объяснение. Может ли в такой ситуации не оформляться протокол устного заявления? Нет, не может. Если сотрудники органа внутренних дел в такой ситуации не оформили протокол устного заявления и не обеспечили составление заявителем письменного заявления о преступлении, они приступили к проверке такового незаконно.

По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений должна определяться роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия и причины.

Наказание за несообщение о преступлении

Каждый случай индивидуален, поэтому необходимо разбираться в ситуации в зале судебных заседаний. Существует несколько видов наказаний.

Таблица 1. Наказание за несообщение о преступлении в 2019 году

Вид наказания Особенности
Штраф Сумма до 100 000 рублей или размер доходов за последние 6 месяцев
Принудительные работы Предельный срок составляет 1 год
Тюремное заключение Не более 1 года

Стоит отметить, что на заседании должны присутствовать государственный обвинитель и адвокат. Если обвиняемый не может по каким-то причинам привлечь своего адвоката, ему дают государственного. Однако он в праве отказаться от него, написав соответствующее заявление. Тогда он должен защищать себя во время судебного заседания самостоятельно.

Какая ответственность ожидает человека, не сообщившего о преступлении

Сейчас многие задаются вопросами касательно того, какую ответственность за несообщение о преступлении может понести человек, и как вообще работает этот относительно новый законопроект. С 2016 года действует один из самых спорных законов, который входил в так называемый Пакет Яровой. Он представляет собой свод законодательных актов, способный существенно повлиять на привычную жизнь россиян. В теории многие хотят воспрепятствовать преступлению, но на практике далеко не каждый это сделает. Во многом для изменения этой ситуации был принят новый закон. Насколько он себя оправдывает, судить крайне сложно. Но пока обычные люди видят больше минусов, нежели плюсов. Помимо прочих нововведений, власть решила ввести уголовное наказание для тех людей, которые не сообщили о готовящемся преступлении. Это новая статья в УК РФ 205.6. Статья носит название «Несообщение о преступлении».

8.37. Компетенция же на производство неотложных следственных действий органов внутренних дел ограничена лишь компетенцией других (специализированных) органов дознания. В связи с этим обладающие процессуальным статусом сотрудника органа дознания (дознавателя) сотрудники полиции обязаны производить неотложные следственные действия по всем законно возбужденными ими уголовным делам, за исключением уголовных дел, по которым производством неотложных следственных действий должны заниматься органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, подразделения ФСИН России, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, иные органы, а равно должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.

Тема конкретная: Преступник нанес ущерб имуществу. Полиция возбуждать уголовное дело отказывается. По установленным судом фактам очевидно что преступник совершил еще одно преступление в отношении прав моего доверителя. Доверитель желает получить компенсация именно за повреждение имущества от преступника. В этой связи необходимо понять, будет ли предложение о приобретении поврежденного имущества преступником сопровождаемое предупреждением преступника о подаче заявления по другому совершенному преступлению создавать состав вымогательства со стороны моего доверителя. Или это полностью укладывается в гражданско-правовые отношения. Если сами правоохранительные органы устаняются от расследования всех фактов, то требование направленные непосредственно к преступнику потерпевшим обоснованы на мой взгляд. Однако я не хочу позволить преступнику на основании ст. 179 или 163 самому обвинить моего доверителя в преступлении (да и вообще совершать его никому не могу рекомендовать).

В чем заключается суть статьи 205-6?

Статья «Недонесение о преступлении» в УК РФ предусматривает возможность уголовной ответственности для лиц, знавших о готовящихся или совершенных преступных действиях, но не сообщивших об этом в правоохранительные органы. При этом нужно понимать, что статья о не сообщение о совершенном преступлении в УК РФ, включает исчерпывающий перечень преступных деяний, о которых человек должен сообщать в полицию.

К таким преступлениям следует отнести:

  • планирование и совершение терактов как на территории России, так и за ее пределами;
  • создание преступных группировок, основной целью которых является совершение терактов;
  • обучение и подготовка людей к совершению терактов;
  • любой вид поддержки террористов;
  • призывы к совершению терактов (речь также идет о распространении информации в различных социальных сетях);
  • захват заложников или подготовка к совершению этого преступления;
  • создание незаконного вооруженного формирования, при это не имеет значения с какой целью собрано подобное формирование;
  • планирование или совершение угона воздушных и водных судов, а также поездов;
  • хранение или распространение ядерных химических составов, оружия и боеприпасов;
  • подготовка к покушению на жизнь публичного лица;
  • попытка захвата власти или ее захват с использованием оружия;
  • мятеж с использованием оружия и боеприпасов;
  • нападение на организации и лиц, находящихся под международной защитой (сюда можно отнести посольства, миротворческие миссии и т. д.).
Читайте также:  Уплата НДФЛ с 1 января 2023 года

За несообщение о преступлении в УК РФ предусмотрен целый ряд санкций:

  • штраф до 100 000 рублей или в размере дохода виновного лица за полгода;
  • принудительные работы сроком до одного года;
  • лишение свободы сроком на 1 год с отбыванием наказания в колонии поселении.

Комментарий к ст. 205.6 УК РФ

1. Согласно ст. 33 Конституции граждане имеют право обращаться в государственные органы, что способствует проведению прогрессивных преобразований в стране, обществе и, в частности, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц, назначению справедливого наказания, защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Сообщение в органы власти о лицах, готовящихся или совершивших преступление, является моральной обязанностью граждан, однако в случае недонесения о преступлениях, указанных в комментируемой статье, такая обязанность превращается в правовую.

Это соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такое установление границ пользования правами и свободами включает в себя и принцип уважения прав и свобод других лиц, определенный ч. 3 ст. 17 Конституции, а также соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека.

2. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, будучи не извещенными о лицах, готовящихся совершить или совершивших хотя бы одно из указанных в комментируемой статье преступлений, могут быть лишены возможности соответственно своевременно предотвратить такое преступление или принять необходимые меры по раскрытию уже совершенного преступления и установлению виновных в этом лиц, пресечь в дальнейшем террористическую деятельность, принять исчерпывающие меры по защите интересов личности, общества, государства.

Под готовящимся к совершению преступлением необходимо понимать неоконченное преступление — приготовление к преступлению или покушение на преступление, а под совершенным преступлением — оконченное преступление (см. комментарий к ст. ст. 29 — 30).

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в пассивном поведении, в бездействии. Виновный, несмотря на установленную уголовным законом обязанность, не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 360 и 361 УК РФ. Перечень этих преступлений является исчерпывающим. Несообщение о других готовящихся или совершенных преступлениях не образуют состава преступления. Сообщение о преступлении может быть сделано устно или в письменном виде, при этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление занесено в соответствующий протокол органов предварительного расследования или судебного заседания в зависимости от того, где сообщение было сделано (ст. 141 УПК).

Закон не разделяет несообщение о преступлении на заранее не обещанное и заранее обещанное, в отличие от заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (см. комментарий к ст. 316).

Под достоверно известными сведениями следует понимать такие конкретные сведения, которые были известны лицу точно, не вызывали у него сомнения в подлинности и определяли его убежденность в соответствии их действительности. При этом такие достоверные сведения лицу могут быть известны из любых источников. Например, лицо узнало о готовящемся или совершенном преступлении из каких-либо документов, или от непосредственного исполнителя, организатора, руководителя преступления, или по стечению обстоятельств лицо само было очевидцем преступления, и т.п. Объем или какой-либо перечень сведений о готовящемся или совершенном преступлении, которое лицо должно сообщить органам власти, законом не установлен. Если же лицо не обладало достоверно известными сведениями, сомневалось, не было уверено в достоверности сведений, то состав преступления отсутствует.

В комментируемой статье не установлен срок, в течение которого лицо, узнав о готовящемся или совершенном преступлении, обязано сообщить в соответствующие органы власти, не определены какие-либо условия освобождения лица от уголовной ответственности в случае, если органам власти было известно о готовящемся или совершенном преступлении до поступления об этом сообщения от лица, а также какие-либо уважительные причины (напр., болезнь, командировка, стихийные силы природы и т.п.), не позволившие лицу сообщить о преступлении. Очевидно, что эти вопросы должны разрешаться в каждом конкретном случае индивидуально.

4. Состав рассматриваемого преступления формальный. Несообщение о преступлении определяется с момента невыполнения лицом обязанности сообщить органам власти о ставшем ему известным из достоверных источников готовящемся или совершенном другими лицами какого-либо из преступлений, указанного в комментируемой статье, и считается оконченным преступлением с момента явки лица с повинной или его задержания.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, указанных в комментируемой статье, и желает так действовать.

6. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

7. В примечании к комментируемой статье содержится норма, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником — родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (см. об этом п. 4 ст. 5 УПК). Данное примечание основано на положении ч. 1 ст. 51 Конституции о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

8. Несообщение о каком-либо из указанных в комментируемой статье преступлений лицом, являющимся соучастником такого преступления, не требует дополнительной квалификации по ней.

9. Несообщение о преступлении следует отличать от отказа свидетеля от дачи показаний, когда, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, допрашиваемое в качестве свидетеля лицо уклоняется от явки для дачи показаний или прямо заявляет об отказе дать показания (см. комментарий к ст. 308).

Понятие о несообщении

В УК РФ новый закон официально был внесён статьёй 205.6 летом 2016 года. Она рассматривает вопрос несообщения о преступлениях и об ответственности, которую могут понести люди, обвиняемые по этой статье.

Статья 205.6. Несообщение о преступлении

(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Статья является частью общего пакета Яровой. Но почему-то именно она оказалась самой спорной и скандальной. Ведь множество людей ассоциируют этот закон с банальными доносами, которые практиковались ещё во времена СССР. Эксперты считают, что формулировка нового закона является наиболее слабым местом статьи. Ведь отсутствует чёткое определение о достоверно известных сведениях, по которым человек и должен сообщать о готовящихся преступлениях. Потому в каждом конкретном случае следователь в индивидуальном порядке обязан рассматривать ситуацию и доказывать, достоверно ли знал человек о преступлении, которое готовится, либо нет. Специалисты уверены, что для привлечения к ответственности порой будет достаточно доказать факт знакомства между обвиняемым в терроризме и человеком, который донёс на него.

Несообщение о преступлении угрожает не только родственникам, но всем окружающим людям вне зависимости от их статуса, опасно для страны, подрывает ее авторитет на международном уровне. Прежде чем обращаться в правоохранительный орган, заявителю нужно знать какие-то факты о достоверности своих подозрений.

Если человек знал о подготовке противозаконных мероприятий и скрыл, он может быть осужден в пределах:

  • штрафных санкций в размере 100000 руб., уровень наказания зависит от степени виновности;
  • принудительных работ в течение года;
  • реального срока с отбыванием в исправительном учреждении.

Закон о несообщении о преступлении

Требуется понимать, что такое отказ от предоставления данных о готовящемся нарушении закона, куда необходимо обращаться и есть ли ответственность за непредставление сведений о готовящемся правонарушении. Статья Уголовного кодекса требует, чтобы население России, независимо от национальности и гражданства, сообщали о подготовке преступлений, которые предусмотрены определенными статьями Уголовного кодекса РФ. Они связаны с терроризмом и смежными правонарушениями. Если рассмотреть эти статьи, то окажется, что перечень преступлений небольшой, по которым требуется обязательно сообщать в полицию при наличии соответствующей информации:

  • планирование или осуществление теракта независимо от места его проведения и цели (Россия участвует в борьбе с международным терроризмом на основании ряда межправительственных правовых актов);
  • создание террористической организации, обучение исполнителей, финансирование терроризма или оказание иной материальной и информационной помощи;
  • призыв к митингам, массовому нарушению общественного порядка на основе религиозных, этнических или других признаков;
  • взятие одного или нескольких заложников;
  • создание вооруженной группы без наличия соответствующего разрешения от государственных структур;
  • угон самолета, поезда или корабля;
  • незаконное хранение у себя веществ, которые по своему химическому составу можно отнести к ядерным;
  • покушение на жизнь или убийство государственного представителя или общественного деятеля;
  • осуществление государственного переворота или захват власти на местном уровне, а также попытки силой удержать ее;
  • организация вооруженного мятежа;
  • осуществление нападения на лиц или на объекты международного значения, которые находятся по дипломатическим или другим иммунитетом;
  • подготовка или совершение особо тяжких преступлений.

Преимущества и недостатки закона

Теперь подведём небольшие итоги всего рассмотренного ранее. Очевидно, что такой закон принимался сугубо с благими намерениями. Но по факту получилось не совсем то, чего хотелось бы обычным людям. Для объективности рассмотрим сильные и слабые стороны статьи 205.6 с позиции обычного гражданина, который решил сообщить о готовящемся преступлении, либо опасается сделать это. Начнём с положительного. К плюсам закона можно отнести:

  • гражданский долго каждого из нас заключается в том, чтобы по мере собственных возможностей предотвращать опасные преступления, совершаемые против народа, страны, отдельных граждан и пр.;
  • вы оказываете существенную помощь государственным организациям и правоохранительным органам, снижая уровень террористической угрозы в стране;
  • именно вы можете оказаться источником невероятно ценной и полезной информации, в результате чего удастся предотвратить серьёзное преступление и наказать виновных.

Но не всё так идеально и патриотично, как выглядит на первый взгляд. У закона есть и свои недостатки. Основными факторами, из-за которых граждане России не согласны с этим законом и опасаются сообщать о преступлениях, являются:

  1. У правоохранительных органов может возникнуть множество вопросов касательно того, откуда у вас такая информация и почему вы настолько хорошо осведомлены о готовящемся преступлении террористической направленности. Начнут интересоваться источниками данных, могут длительное время следить за вами и контролировать вашу жизнь.
  2. Иногда люди, проинформировавшие о потенциальных преступлениях, становятся так называемыми ненужными свидетелями. Это крайне опасно, поскольку за вами могут начать охоту представители сторону, которую вы обвинили в терроризме. Этого боятся очень многие даже среди тех, кто владеет на 100% правдивой и актуальной информацией.
  3. Если будет установлена ваша личность, могут вскрыться те данные, о которых вы бы не хотели рассказывать и держали всё в строжайшей тайне.
  4. Предоставленная вами информация может оказаться непринятой правоохранительными органами.

По факту люди боятся сообщать какую-то серьёзную и важную информацию, связанную с преступностью и терроризмом, официальным органам, правоохранителям и ведомствам. Все опасаются расплаты и не хотят из героя превратиться в преступника. Ведь не всегда раскрытие информации оказывается в интересах самого государства. Недонесение, как причина для открытия уголовного производства, объективно не выдерживает критики. Это крайне спорный и потенциально очень опасный закон, способный привести к тяжёлым последствиям для целостности общества.

Понятие о несообщении

В УК РФ новый закон официально был внесён статьёй 205.6 летом 2016 года. Она рассматривает вопрос несообщения о преступлениях и об ответственности, которую могут понести люди, обвиняемые по этой статье.

Статья 205.6. Несообщение о преступлении

(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Статья является частью общего пакета Яровой. Но почему-то именно она оказалась самой спорной и скандальной. Ведь множество людей ассоциируют этот закон с банальными доносами, которые практиковались ещё во времена СССР. Эксперты считают, что формулировка нового закона является наиболее слабым местом статьи. Ведь отсутствует чёткое определение о достоверно известных сведениях, по которым человек и должен сообщать о готовящихся преступлениях. Потому в каждом конкретном случае следователь в индивидуальном порядке обязан рассматривать ситуацию и доказывать, достоверно ли знал человек о преступлении, которое готовится, либо нет. Специалисты уверены, что для привлечения к ответственности порой будет достаточно доказать факт знакомства между обвиняемым в терроризме и человеком, который донёс на него.

О каких преступлениях гражданин обязан сообщить в полицию

В соответствии с законом уголовная ответственность по статье 205.6 УК РФ за несообщение о преступлении установлена только в отношении ряда деяний, имеющих высокую степень общественной опасности, преимущественно, террористического характера. Исчерпывающий перечень этих преступлений перечислен в статье 205.6 Уголовного кодекса и сейчас мы их назовем.

Гражданин будет нести уголовную ответственность, если не сообщит о достоверно известных ему фактах совершенных или готовящихся преступлений следующих категорий:

  • Терроризм и смежные с ним деяния (содействие, призывы к террору и др.)
  • Захват заложников
  • Организация незаконного вооруженного формирования
  • Угон воздушного, водного судна или ж/д транспорта
  • Незаконные действия с ядерными и радиоактивными материалами
  • Посягательство на жизнь государственно или общественного деятеля
  • Насильственный захват власти
  • Вооруженный мятеж
  • Нападение на дипломатические представительства
  • Международный терроризм

А вот, если гражданин увидел, что где-то совершается, к примеру, кража или сбыт наркотиков и не сообщил об этом в полицию, никакой ответственности за это он не понесет. И даже за несообщение об убийстве законом не установлено никаких санкций.

Преимущества и недостатки закона

Теперь подведём небольшие итоги всего рассмотренного ранее. Очевидно, что такой закон принимался сугубо с благими намерениями. Но по факту получилось не совсем то, чего хотелось бы обычным людям. Для объективности рассмотрим сильные и слабые стороны статьи 205.6 с позиции обычного гражданина, который решил сообщить о готовящемся преступлении, либо опасается сделать это. Начнём с положительного. К плюсам закона можно отнести:

  • гражданский долго каждого из нас заключается в том, чтобы по мере собственных возможностей предотвращать опасные преступления, совершаемые против народа, страны, отдельных граждан и пр.;
  • вы оказываете существенную помощь государственным организациям и правоохранительным органам, снижая уровень террористической угрозы в стране;
  • именно вы можете оказаться источником невероятно ценной и полезной информации, в результате чего удастся предотвратить серьёзное преступление и наказать виновных.

Юридический ликбез: существует ли обязанность сообщать о преступлении?

Наверняка, каждый из нас в течение своей жизни хотя бы один раз становился свидетелем совершения какого-либо неблаговидного поступка со стороны других лиц, который вполне мог потянуть на статью Уголовного кодекса. А задавали вы себе вопрос – обязан ли я сообщить об увиденном в правоохранительные органы или нет?

Существует ли установленная законом обязанность гражданина сообщить в полицию о преступлении? Попробуем разобраться.

История ответственности за «недонесение на преступника» уходит своими корнями в глубокую древность. В частности, норма об ответственности за несообщение об услышанном злом умысле «на царя или на князя» имелась еще в Уставе Ярослава (12 век). Впоследствии ответственность «за недоносительство на преступника» перекочевала из древних правовых источников в современные кодексы и законы.

Уголовное наказание за недонесение существовало как в дореволюционной России, так и в годы существования СССР.

В советском уголовном законодательстве данный вид ответственности касался только недонесения о наиболее тяжких преступлениях.

В Уголовном кодексе России 1996 года уголовная ответственность за несообщение о преступлении была полностью исключена и вернулась в законодательство только в 2016 году, с введением в УК РФ статьи 205.6, о которой мы еще поговорим.

К слову, уголовная ответственность за несообщение о преступлении характерна и для многих иностранных правовых систем.

О каких преступлениях гражданин обязан сообщить в полицию .

В соответствии с законом уголовная ответственность по статье 205.6 УК РФ за несообщение о преступлении установлена только в отношении ряда деяний, имеющих высокую степень общественной опасности, преимущественно, террористического характера. Исчерпывающий перечень этих преступлений перечислен в статье 205.6 Уголовного кодекса и сейчас мы их назовем.

Гражданин будет нести уголовную ответственность, если не сообщит о достоверно известных ему фактах совершенных или готовящихся преступлений следующих категорий:

  • Терроризм и смежные с ним деяния (содействие, призывы к террору и др.)

• Организация незаконного вооруженного формирования

• Угон воздушного, водного судна или ж/д транспорта

• Незаконные действия с ядерными и радиоактивными материалами

• Посягательство на жизнь государственно или общественного деятеля

• Насильственный захват власти

• Нападение на дипломатические представительства

А вот, если гражданин увидел, что где-то совершается, к примеру, кража или сбыт наркотиков и не сообщил об этом в полицию, никакой ответственности за это он не понесет. И даже за несообщение об убийстве законом не установлено никаких санкций.

Это важно: в любом случае гражданин не может привлечен к ответственности за несообщение о преступлении, если оно совершено или готовится его близким родственником. Также не получится привлечь к ответственности адвоката, если о совершенном преступлении ему стало известно в связи с осуществлением защиты обвиняемого, даже если речь идет о новом преступлении

Также, не является наказуемым несообщение в полицию о фактах, которые в силу тех или иных причин вызывают у гражданина определенные сомнения. Уголовно-наказуемым являются только несообщение о таких обстоятельствах, которые достоверно и недвусмысленно являются преступлением и гражданин четко это понимает. Обязанность доказать, что гражданин достоверно знал о преступлении, но не сделал сообщение в полицию, лежит на органах расследования.

Также следует понимать разницу между несообщением и укрывательством преступлений. В первом случае уголовная ответственность наступает по ст. 205.6 УК РФ просто зха сам факт умолчания о преступлении, а во втором (ст.

316 УК РФ) – только в случае активного заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (например, при оказании помощи убийце в транспортировке и укрытии трупа, при отсутствии признаков соучастия в самом убийстве).

Ответственность за несообщение о преступлении .

Как мы уже упомянули, уголовная ответственность за несообщение о преступных действиях третьих лиц предусмотрена статьей 205.6 УК РФ.

Санкция указанной статьи предусматривает следующие виды наказания:

  • Штраф в размере до 100 000 рублей;
  • Принудительные работы на срок до 1 года;
  • Лишение свободы на срок до 1 года;

При этом, следует иметь в виду, что такое наказание, как лишение свободы по указанной статье может быть назначено только в том случае, если виновный имеет непогашенную судимость или отягчающие обстоятельства, перечень которых указан в статье 63 Уголовного кодекса России.

К слову, вопреки расхожему мнению, никакой административной ответственности за игнорирование обязанности гражданина сообщить в полицию о преступлении не существует. Есть только уголовная, но об этом мы уже говорили выше.

Возраст наступления уголовной ответственности по ст. 205.6 УК РФ начинается с 16 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий