Считаем срок давности привлечения к административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Считаем срок давности привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.

Суды единодушно отказали в удовлетворении требований гражданки Мельниковой. Первая инстанция также отвергла довод о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, сославшись на разъяснения Верховного Суда о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Заявительница же полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит, как это непосредственно следует из части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, исчислению со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, гражданка Мельникова просит признать указанное положение не соответствующим Конституции, поскольку оно содержит неопределенность в вопросе об исчислении срока давности привлечения к административной ответственности, не позволяющую однозначно установить, с какого дня должно начинаться исчисление данного срока.

Можно ли оспорить штраф и как это сделать

Штраф имеет смысл оспаривать, если его наложили незаконно или с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. Вопрос об обжаловании можно рассматривать в следующих случаях:

Например, за направление сведений в реестр контрактов ответственна контрактная служба и за нарушения могут привлечь к ответственности всю службу, но есть конкретный сотрудник, за которым указанные функции закреплены. Таким образом, если уполномоченный орган привлек к ответственности всю контрактную службу, невиновные сотрудники могут оспорить штраф.

Обратите внимание на правильность составления протокола об административных правонарушениях. Если он составлен неправильно, суд может не привлечь к ответственности, т.к. указанный протокол является основным по делу об административном правонарушении. Обратите внимание на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении. Если уполномоченный орган не уведомил обвиняемое лицо, то штраф необходимо оспорить. Так же и в случае, если лицо уже подвергалось за данное нарушение административному наказанию.

ФАС разъяснила особенности возбуждения административных дел по факту нарушения должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при госзакупках. Это в том числе касается неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Рассмотрены ситуации, когда:

— отсутствуют доведенные лимиты бюджетных обязательств;

— к ответственности привлекаются бюджетные учреждения, ГУП, МУП за нарушение сроков и порядка оплаты при осуществлении закупок за счет собственных средств;

— отсутствуют доведенные бюджетные ассигнования в период возникновения обязательств по оплате или авансированию;

— нарушены сроки и порядок оплаты или авансирования при своевременном доведении лимитов бюджетных обязательств и ассигнований.

Разбираемся в сроках действия госконтракта

Изменение срока действия контракта по 44 ФЗ не предусмотрено. Пролонгировать сделку с госзаказчиком, равно как и увеличить сроки выполнения работ нельзя. На практике встречаются случаи, когда в документе было прописано условие о продлении сделки в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств (Решение Свердловского УФАС России от 02.06.2021 по жалобе № 724-З). Однако такой подход может быть признан и нарушением ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Решение Омского УФАС России от 29.02.2021 по делу № 03-10.1/38-2021).

Закон № 44 ФЗ не дает здесь определения тому, что считается сроком действия контракта по 44 ФЗ, толкование можно найти в ст. 425 ГК РФ, где сказано, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения указанных в нем обязательств либо до даты, установленной в тексте документа. Стоит учесть, что госконтракт, согласно ч. 5 ст. 161 БК РФ, не может действовать дольше, чем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст.196 Гражданского кодекса РФ). Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. С уважением,

В законе есть две модели, когда деньги собраны и нужно вносить в устав изменения и когда деньги вносятся в течение 6 месяцев после внесения изменений в устав: 1 Вариант.Не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительных вкладов общее собрание участников общества должно принять решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества и о внесении в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала общества. Вариант 2, когда Внесение дополнительных вкладов участниками общества и вкладов третьими лицами должно быть осуществлено не позднее чем в течение шести месяцев со дня принятия общим собранием участников общества предусмотренных настоящим пунктом решений Из пункта 2.1. следует, что В течение трех лет с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, утвержденном учредителями (участниками) общества, участники общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере стоимости невнесенных дополнительных вкладов. Значит требования третьих лиц при недостаточности имущества могут быть пред’явлены к участникам в течение трех лет с момента регистрации изменений в устав. При наличии спора между участниками — в течение трех лет (общий срок по ст. 196 ГК РФ) с момента принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов или в течение трех лет по истечении 6 месячного срока для внесения вклада. В случае несоблюдения перечисленных в законе сроков, увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся и может быть оспорено в течение трех лет.

Комментарий к ст. 31.9 КоАП

1. На стадии исполнения постановления применяется положение о прекращении производства по делу, если истек срок давности исполнения постановлений.

С целью обеспечения оперативного принудительного воздействия на лицо, привлеченное к ответственности, установлен годичный срок давности приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания.

Кроме того, важно правильно исчислять срок давности, который начинает течь со дня вступления постановления в силу, а не со дня вынесения постановления.

Течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом составляется акт об уклонении, в связи с чем срок давности исполнения постановления перестает течь.

При уклонении лица от добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа указанное постановление подлежит принудительному исполнению в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ч. 3 ст. 32.3 КоАП (см. комментарии). Уклонение лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевает неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности.

Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное наказание, т.е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу наказание. Непосредственно факт обнаружения виновного, его имущества, доходов необходимо оформлять документально.

В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором (см. комментарий к статье 31.5 КоАП РФ).

Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в случае принесения протеста на указанное постановление предусмотрено ст. 31.6 КоАП (см. комментарий). Срок давности исполнения постановления, на которое был принесен протест, приостанавливается до рассмотрения протеста.

Правовые последствия при уклонении лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания наступают на основании ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ (см. комментарий).

2. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению, установленные в статье 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отличаются от соответствующих положений КоАП РФ:

— в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

— в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ, то есть при восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 при определении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9 (сентябрь)) в частности регулирует, что заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 комментируемой статьи. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей . Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей .

Смотрите на примере, как контрактный управляющий запутался с «не менее» и «не более» в документации и получил штраф. Заказчик проводил аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры. В числе прочего закупались материалы для ремонта. В описании объектов закупки были допущены нарушения, за которые заказчик поплатился штрафом (Постановление Алтайского республиканского УФАС России от 26.12.2018 по делу № 79/з).

К бетонной смеси установили такие требования: «Бетон должен соответствовать марке морозостойкости по первому базовому методу, значение которого не менее чем F1 150, но и не более F1 300 (ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015)». Однако в соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества бетоны подразделяют, в том числе по морозостойкости по первому базовому методу: F1 50, F1 75, F1 100, F1 150, F1 200, F1 300 и т.д. То есть марка по морозостойкости не имеет максимального и минимального значения, а используется точный показатель. Установив требование о диапазонном значении, заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Ту же самую ошибку заказчик допустил с осадкой конуса. По документации бетонная смесь должна иметь значение не менее чем П2, минимальное значение осадки конуса — не менее чем 1 см, а максимальное — не более 15 см. Заказчик снова сослался на ГОСТы 7473-2010 и 26633-2015. Однако в соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 марка по осадке конуса не имеет максимального и минимального значение, используется точный показатель.

Кроме того, в аукционной документации содержались требования к показателям толщины и ширины доски, не позволяющие определить потребность заказчика. Установлен диапазон «не более чем 100 мм, не менее чем 100 мм», при этом в таблице заказчик указывает возможные величины: толщина (мм) 19, 22, 25, 16, 32 или 40, 50, 60 и ширина (мм) 100, 125, 150, 175 и т.д. Это вводит участников в заблуждение. Все эти нарушения подпадают под часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Величина штрафа по КоАП РФ единая для всех — 3 тыс. руб. Отвечать за нарушение пришлось первому заместителю главы Администрации района.

Читайте также:  Пособия на детей в Санкт-Петербурге

С административными штрафами все более-менее просто: суммы установлены в КоАП РФ. А вот с неустойкой, предусмотренной 44-ФЗ и контрактов, нередко приходится мучиться. В следующем примере смотрите, Могут ли поставщика оштрафовать за отсутствие на приемке (Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2018 по делу № А55-18921/2018).

Нарушения и просрочка: уменьшаем размер требований в суде

О чем пойдет речь: подрядчик выиграл аукцион на строительство музея и не смог сдать работы вовремя. Заказчик закрыл глаза на продление срока, но после этого оказалось, что в проектной документации есть ошибки, которые исправить нельзя. В итоге подрядчик лишился контракта, оплаты и обеспечения. Конфликт привел стороны в суд. Подрядчику не удалось доказать, что он не виноват в нарушениях, но суд уменьшил размер требований заказчика на значительную сумму. Читайте в обзоре о том, как сократить неустойку в три раза и сохранить репутацию ответственного подрядчика.

Читать обзор дела

ООО «Ланда» и Управление Судебного департамента в Самарской области заключили госконтракт на поставку канцелярских конвертов для районных и городских судов Самары и Самарской области. В итоге поставщик нарушил общий срок поставки на полмесяца. Какие-то суды получили канцтовары на 2 дня позже, а какие-то — на 17 дней. По условиям контракта за просрочку начислялись пени. Заказчик насчитал 337,11 руб.

В контракте помимо прочего говорилось о том, что поставщик обязан участвовать в приемке товара. Заказчик уведомил компанию «Ланда», но ни один из ее представителей в назначенный день не явился. Решив, что пункт контракта нарушен, заказчик оштрафовал поставщика за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, на 1000 руб.

Суд подчеркнул, что ответственность по контракту наступает только лишь в том случае, когда несоблюдение обязательства стало причиной нарушения каких-либо прав и законных интересов сторон. А неустойкой обеспечиваются лишь те обязательства, нарушение которых способно причинить вред сторонам. Само по себе отсутствие поставщика на приемке заказчику никак не навредило. Поэтому суд отказал в требования выплаты 337 руб. 11 коп. пени и штрафа в размере 1000 руб.

Однако взыскать деньги с поставщика заказчику все же удалось. В ходе приемке он выявил нарушения контракта. В частности, согласно требованиям белые конверты должны укладываться в пачки по 50 штук и должны быть скреплены бумажной лентой шириной 41 мм., образуя пачки. Но фактически поставленные конверты в пачки сформированы не были, бумажной лентой не скреплены. Заказчик насчитал штраф 9 446 руб. 23 коп. — 3% от цены контракта. Это требование суд счел вполне законным, поскольку нарушения подтверждены документами. В итоге суд удовлетворил только его, лишив заказчика пени и штрафа за отсутствие поставщика на приемке. Иск удовлетворили частично.

Поставщики и реализаторы товаров неразрывно связаны. От качества поставок зависят доходы продавца, который, при оперативной реализации закупок, повторно закажет товар у поставщика. На сохранение круговорота влияет и качество продукции, и соблюдение сторонами условий контракта. На территории РФ это регулируется ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок», за счет описанных штрафов и ответственности перед законом, описанной в статье 107 ФЗ 44.

В сфере закупок распространены случаи, когда заказчик или поставщик нарушает обязательства или не выполняет их в полном объеме. Для поставщика это передача некачественного товара, или меньшего количества, чем указано в договоре. Для продавца — неполная оплата при закупке продукции. Иногда нарушения происходят по причине незнания одной из сторон законодательства в целом и ФЗ 44 — в частности.

Административные штрафы в ФЗ 44 учитывают эти схемы. Их размеры изменяются в зависимости от степени тяжести нарушения. Изменения, вносимые в ФЗ 44, призваны регулировать этот момент, и оставлять суммы на соразмерном правонарушению уровне.

Какая предусмотрена ответственность за нарушения в сфере закупок?

  • дисциплинарная
  • гражданско-правовая
  • административная
  • уголовная

Административные штрафы по 44-ФЗ заказчикам с 2016 года:

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения. Если в ходе проверки контрольный орган выявит нарушение законодательства, то может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с Коап. Основное наказание за такое правонарушение – это административный штраф. Административная ответственность по 44-ФЗ и 223-ФЗ прописана в Коап. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 разъясняет правила определения размера штрафов.

Нарушения при планировании государственных закупок

За подобные нарушения штрафуют как самого заказчика, так и ответственных должностных лиц (в основном, это контрактный управляющий или работник контрактной службы).

В случае, если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее – КоАП РФ). Так, если заказчик совершит ошибку при составлении плана-графика или плана закупок, на заказчика может быть штраф 20 000 — 50 000 рублей. Под неправильным составлением плановых документов стоит понимать включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности или же нормативно-правовым актам или же указание необоснованной начальной цены контракта (далее – НМЦК). А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

В качестве примера необоснованности НМЦК на практике, следует привести следующее судебное решение. Так в рамках одного из судебных дел было выявлено, что при внесении изменений в план-график учреждения по закупке продуктов питания, при размещении в Единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения о проведении запроса предложений: закупка продуктов питания, а также документации о проведении запроса предложений, должностное лицо вопреки требованиям частей 3 и 20 ст. 22 Закона о контрактной системе, п.п. 3.14,3.18, 3.22 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, не обосновала НМЦК.

Не согласившись с этим постановлением, Заказчик обжаловал его в районный суд. Судьей районного суда в удовлетворении жалобы было отказано. Областной суд поддержал решение районного суда по следующим основаниям. При этом доводы жалобы Заказчика о недоказанности вины в нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок были признаны судом несостоятельными, поскольку в силу ст. 21 Закона № 44-ФЗ в план-график закупки включается информация в отношении каждой закупки, в том числе, наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в случае увеличения или уменьшения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Исходя из системного толкования положений статей 21 и 22 Закона № 44-ФЗ, заказчик не освобождается от обязанности по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта при изменении плана-графика, в связи с чем, действия Заказчика обоснованно квалифицированы по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ1.

Также в части нарушений при планировании государственных закупок предусмотрены такие штрафы:

• за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ);

• за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС – 5 000-30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

В частности, Правила и сроки проведения общественного обсуждения закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. По общему правилу обязательное общественное обсуждение проводится в рамках закупок, в которых НМЦК более 1 млрд. рублей посредством конкурентных способов определения поставщиков.

Важно отметить, что состав правонарушения в виде нарушения порядка и сроков проведения общественно обсуждения закупки необходимо разграничивать с составом правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (размещение в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе). Например, в одном из своих решений ФАС России установило, что «согласно сведениям, размещенным в ЕИС, срок проведения второго этапа общественных обсуждений закупки — с 12.11.2018 по 26.11.2018», однако протокол проведения второго этапа общественных обсуждений к моменту рассмотрения поданной жалобы не был размещен ЕИС. Контрольный орган квалифицировал такое нарушение именно по составу, предусмотренному ст. 7.30 КоАП РФ, а не статьей 7.29.3 КоАП РФ2. В целом, следует отметить, что привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 7.29.3 не является распространенным. При поступлении подобных жалоб контрольным органом в каждом конкретном случае детально изучаются основания для проведения/непроведения общественного обсуждения3.

Что касается ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, то нельзя не обратить внимание на то, что при допущении нарушений сроков утверждения и/или размещения планов-графиков закупок довольно сложным представляется построение стратегии защиты в целях избежания штрафных санкций. Например, снованием для освобождения от ответственности за несвоевременное размещение плана-графика может являться проведение в ЕИС регламентных работ, иные технические причины, не зависящие от воли заказчика, которые не позволяли разместить план-график4.

Нарушения порядка осуществления государственных закупок

Штрафы налагаются за нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). В случае, если заявка на участие в закупке была необоснованно отклонена либо принята к участию в закупке заявка, которая должна быть отклонена как не соответствующая требованиям законодательства, ФAC России вправе не только вынести предписание об устранении нарушений, но и назначить штраф (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ).

В данном случае объектом административного правонарушения выступает установленный порядок осуществления закупок. По большому счету, это любые обязательные для заказчика требования, которые установлены в Законе о контрактной системе.

Часть 1 указанной статьи устанавливает ответственность за нарушение должностным лицом заказчика сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, не более чем на 2 рабочих дня. К такого рода информации и документам следует относить:

• извещение о проведении открытого конкурса, то есть нарушение ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе. Такое извещение должно быть размещено не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов. Извещение о проведении повторного конкурса согласно ч. 3 ст. 55 Закона № 44-ФЗ должно быть размещено не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов;

• разъяснения положений конкурсной документации. Согласно ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе такие разъяснения должны быть размещены в течение 1 рабочего дня с даты направления разъяснений;

• протоколы вскрытия конвертов с заявками в конкурсе. Согласно ч. 7 ст. 52 Закона о контрактной системе, протоколы подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола;

• протоколы рассмотрения и оценки таких заявок, либо в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе. Согласно ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе данные протоколы размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.

Часть 1.1 статьи 7.30 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за те же самые действия, но за нарушение таких сроков, более чем на 2 рабочих дня.

Часть 1.2 указанной статьи устанавливает административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на 1 рабочий день.

К таким информации и документам при проведении запроса котировок, предложений, у единственного поставщика относятся:

• извещение о проведении запроса котировок и проект контракта. Согласно ч. 1 ст. 74 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок;

• изменения в извещение о проведении запроса котировок. Согласно ч. 6 ст. 74 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок и обязан разместить данную информацию в течение 1-го рабочего дня с даты принятия указанного решения;

• протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. Согласно ч. 8 ст. 78 Закона о контрактной системе размещается в день его подписания.

Часть 1.3 статьи 7.30 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за те же самые действия (запрос котировок/запрос предложений), но за нарушение таких сроков, более чем на 1 рабочий день.

Часть 1.4 приведенной статьи устанавливает административную ответственность за размещение должностным лицом заказчика, в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством, либо нарушение указанными лицами:

• порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе,

• порядка разъяснения положений такой документации,

• порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 1.3 настоящей статьи.

Каков срок давности привлечения по административным правонарушениям

Отношения, связанные с административными проступками, виды правонарушений, особенности административной ответственности, сроки привлечения к административной ответственности нашли свое законодательное отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).

Срок давности по административным правонарушениям составляет 1 год в отношении большой группы деяний. Это связано с объективными условиями проявления вредных последствий от правонарушения. То есть когда само противозаконное действие и вред, наступивший от него, разобщены по времени. К примеру, загрязнение водоема какими-либо выбросами было совершено в один день, а последствия в виде вреда экологии наступили через 3 месяца. К этой группе относятся правонарушения в сфере:

Читайте также:  Льгота на капитальный ремонт в Москве в 2023 году

Комментарии к статье 4.5 КоАП РФ, судебная практика применения

Давность привлечения к административной ответственности — это срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для вынесения судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

Сроки давности по ст. 4.5 КоАП РФ

Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ устанавливает следующие сроки давности привлечения к административной ответственности:

2 месяца. По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

3 месяца. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Для отдельных видов административных правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, установлены иные сроки:

1 год. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ), о налогах и сборах, о защите прав потребителей и т.д.)

2 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ и т.д.)

3 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.64 — 5.68 КоАП РФ), за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)).

6 лет. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства РФ о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ), за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции).

Давность в привлечении к административной ответственности по 44-ФЗ

Речь идет не только об административной ответственности, но и других видах ответственности, которые предусмотрены российским законодательством. Первоначально стоит обратиться к 223-ФЗ, а именно к Статье 7:

За нарушение требований Закона № 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Виды ответственности:

  • дисциплинарная (за невыполнение должностных (трудовых) обязанностей),
  • гражданско-правовая (по условиям договора)
  • административная (КоАП РФ),
  • уголовная ответственность (УК РФ).

Дисциплинарная ответственность — юридическая ответственность за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания. Работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание, только если работник совершит дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

Трудовое законодательство предусматривает три вида дисциплинарных взысканий:

  • замечание (наименьшее строгое дисциплинарное взыскание);
  • выговор (более строгое дисциплинарное взыскание);
  • увольнение (самое строгое дисциплинарное взыскание).

Основание — допущенные работником проступки.

Перечень дисциплинарных проступков на законодательном уровне не определен. Они могут быть определены в трудовом договоре, в коллективном договоре и т.д.

Пример. При наложении штрафа на специалиста имеет ли право руководитель лишить его премии за эту же жалобу? ДА, имеет.

Гражданско-правовая ответственность — одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равных участников гражданского оборота.

Виды гражданско-правовой ответственности:

  • Денежная — за неисполнение денежного обязательства (за неоплату товара),
  • Натуральная — за неисполнение обязательства передать индивидуально-определенную вещь (за нарушение поставки, выполнения работ).

В зависимости от оснований возникновения гражданско-правовая ответственность может быть:

  • Деликтная (внедоговорная), или ответственность за причинение вреда, эта ответственность возникает непосредственно из правонарушения, при отсутствии на момент его совершения обязательственных отношений между нарушителем и потерпевшим; (неправомерный отказ от заключения договора);
  • Договорная, которая наступает при нарушении должником своих обязательств в уже существующем между сторонами относительном правоотношении (ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору подряда).

В составе административного правонарушения выделяют четыре составляющих:

Объективная сторона — совокупность признаков, отражающих внешнее проявление административного правонарушения. Объективная сторона характеризует административное правонарушение как акт поведения лица, его совершившего, и включает такие характеристики, как противоправное действие (бездействие) и наступившие последствия. При этом между действием (бездействием) и последствиями должна быть установлена причинно-следственная связь.

Объект — общественные отношения, урегулированные нормами права и защищенные, охраняемые мерами административной ответственности.

Субъект – лицо по ст 2.4 КоАП РФ.

Субъективная сторона – умысел, неосторожность и т.д.

Объективная сторона:

  • действие или бездействие (деяние),
  • простое и сложное (совокупность действий, растянутых во времени, либо группой лиц),
  • характер действия – неоднократность, повторность (совершение одним и тем же лицом в течение года однородных правонарушений),
  • длящееся (проживание по недействительному паспорту или без регистрации).

В сфере закупок не существует понятия «длящееся правонарушение», все ограничивается разовым совершением или не совершением преступления.

Субъекты административной ответственности:

  • Граждане (достигшие 16 лет, вменяемые),
  • Должностные лица (а равно индивидуальные предприниматели),
  • Юридические лица,
  • Военнослужащие – особый субъект,
  • Собственники (транспортных средств, земельных участков),
  • Водители, родители –специальный субъект.

Субъективная сторона (вина)

  • Умысел — лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  • Неосторожность — лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Срок исковой давности

Ст.4.5 КоАП РФ определено, что срок давности за административные правонарушения в сфере закупок составляет 1 год. Срок давности исчисляется с момента совершения правонарушения.

Пример. Нарушение было совершено 19.04.2017, а выявлено 23.04.18, то срок давности уже истек и привлечь не могут? Да, штрафа в денежном выражении не будет. Будет зафиксирован только факт нарушения.

Согласно ст. 2.4 КоАП, должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностными лицами являются:

  • руководитель заказчика, его заместители,
  • специалисты по закупкам (бухгалтера, юристы, экономисты и т.д),
  • члены комиссий.

Наложение штрафа происходит в соответствии с должностными инструкциями и регламентами работы. При их отсутствии – ответственность ложится на руководителя.

В примечании к ст. 2.4 КоАП четко прописано, кто несет административную ответственность, как должностное лицо:

  • лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок ТРУ.

В КоАП предусмотрены следующие статьи применительно к должностным лицам:

ст. 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1

Пример. Можно ли привлечь к ответственности работника контролирующего органа за необоснованные выводы в акте проверки в случае, если последовал штраф и заказчик в суде доказал свою невиновность? Нет, для таких случаев не предусмотрен состав административного правонарушения.

Пример. Председатель комиссии является членом комиссии? На председателя распространяется такая же ответственность, как и на членов комиссии? Да, является, если не установлено иное. Несет ответственность наравне со всеми членами.

Пример. Когда ответственное лицо находится в отпуске, кто несет административную ответственность за возникшие нарушения в этот период? Кто должен замещать его на время отпуска? При отсутствии замещения – руководитель с учетом специфики нарушения. Замещение – любое прочее должностное лицо, с учетом внутренних регламентов.

Пример. Приняли на работу. Были выявлены нарушения за ранний период, совершенные другим специалистом. Кто будет подвергнут административному наказанию? Административное наказание на лицо, их совершившее ранее нарушения.

Пример. Должностное лицо подразумевает под собой одного человека или могут быть привлечены к ответственности все сотрудники отдела закупок в контексте «должностное лицо» по 1 нарушению? Должностное лицо – это одно лицо.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Если не указано, что нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Отдельные вопросы по юридическим лицам:

При слиянии привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Статья 4.4 КоАП РФ Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

  • При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
  • При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
  • При назначении административного наказания могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Пример. По двум аукционам на должностное лицо наложены два штрафа за одну и ту же ошибку (установление требований к подрядчикам). Возможно ли наложение одного штрафа? Это два самостоятельных нарушения (две закупки). В практике встречается наложение 1 штрафа.

Общие правила назначения наказания:

  • В пределах санкции;
  • За каждое правонарушение в отдельности;
  • С учётом личности, обстоятельств деяния, имущественного положения правонарушителя;
  • С учётом смягчающих (ст.4.2 КоАП РФ) и отягчающих обстоятельств (ст.4.3 КоАП РФ);
  • В течение срока давности (ст.4.5 КоАП РФ).

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч.5 ст.4.1 КоАП РФ).

Пример. Можно ли привлечь одно и то же лицо одновременно — как члена комиссии и как должностное лицо, исполняющее функции по закону № 223-ФЗ? Зависит от обстоятельств правонарушения. Если одно правонарушение – то нет. Если разные – можно.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу о правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Субъекты, применяющие административную ответственность (ст.22.1 КоАП):

  • судьи (мировые судьи),
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
  • федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы,
  • уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
  • административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что с 1 июля 2018 года в 223-ФЗ ведено понятие ведомственного контроля, в рамках которого, если будет разработан регламент его проведения, практика привлечения заказчика к административной ответственности за нарушения очень сильно повысится. Формат ведомственного контроля предполагает выборочную проверку закупок, некоторые документы. При нарушениях составляется акт и передается в ФАС, который вынесет решение о правонарушении. На данный момент регламента контроля не установлено.

По общему правилу протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа (ч.1 ст.28.3 КоАП РФ).

Кто рассматривает дела о нарушениях

Орган Нарушение
ФАС

ч.ч.1, 3–8 ст.7.32.3 КоАП

Основание — ч.1 ст.23.83 КоАП

Суд
(мировой)

ч.2 ст.7.32.3 КоАП, при соблюдении условий:

– к ответственности привлекают лицо, которое не замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ

Основание – ч.1, абз.2, 6 ч.3 ст.23.1,

– не предусмотрено проведение административного расследования или оно не проводилось

Основание – ч.1 ст.28.7 КоАП

Суд
(районный)

ч.2 статьи 7.32.3 КоАП, если выполнено какое-либо из условий:

– к ответственности привлекают лицо, которое замещает должность муниципальной

службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ;

Основание – ч.1, абз.2, 6 ч.3 ст.23.1,

– предусмотрено проведение административного расследования и его проводили

Основание – ч.1 ст.28.7 КоАП

Читайте также:  Перерасчет пенсии за советский стаж в 2023 году

Контрактная система Тульской области в сфере закупок товаров, работ, услуг

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (допустим, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

В отношении наличия вины в действиях привлекаемого к ответственности должностного лица нужно исходить из того, что правила надлежащего поведения установлены нормативно и должностные лица, являющиеся ответственными за их выполнение, объективно обязаны знать эти правила. Следовательно, их виновность в совершении неправомерных действий охватывается умышленной либо неосторожной формами вины (ст. 2.2 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное нарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо.

Вопрос:

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства?

Ответ:

За нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. При этом срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица, составляет один год.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к названной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Отметим, что положения ч. 3 не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.

Обратите внимание: срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков, со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. В случае совершения административного правонарушения в форме бездействия срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

При длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока

Вопрос:

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности должностным лицом органа внутреннего государственного финансового контроля обнаружено нарушение бюджетного законодательства. В какой момент должен быть составлен протокол об административном правонарушении?

Ответ:

Исходя из положений КоАП РФ моментом выявления административного правонарушения можно считать дату подписания акта, оформленного по результатам проверки, ревизии. Следовательно, протокол должен быть составлен в день подписания акта проверки.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

  • поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

  • поступление сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также наличие сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, и содержащий в том числе позицию лица, в отношении которого данное дело возбуждено, и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа (Определение КС РФ от 27.01.2011 № 89-О-О).

В силу ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, то есть с момента установления должностным лицом факта административного проступка.

В случае если должностному лицу контрольного органа для составления протокола необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела, или данные о физическом лице, или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Моментом выявления административного правонарушения можно считать дату подписания акта, оформленного по результатам проверки, ревизии.

Необходимо отметить, что если протокол будет составлен за пределами сроков, установленных ст. 28.5 КоАП РФ, то это не будет являться существенным недостатком, так как эти сроки не являются пресекательными (Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Правовая регламентация порядка исчисления различных сроков (часы, сутки, дни, месяцы, года) предусмотрена ст. 4.8 КоАП РФ.

Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Вопрос:

В ходе проверки ведения кассовых операций контролирующий орган установил несколько фактов нецелевого использования бюджетных средств. Все случаи произошли в течение одного дня. Сколько протоколов должно быть составлено (на каждый случай в отдельности или в целом на учреждение)?

Ответ:

Исходя из ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Следовательно, протокол должен составляться на каждый случай такого нарушения. Кроме того, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное нарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Согласно ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

На основании ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет), а на само учреждение – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные БК РФ.

Объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения, и завершенностью в момент осуществления операции.

Как мы отмечали выше, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события такого правонарушения;

  • поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

  • поступление сообщений и заявлений физических и юридических лиц, наличие сообщений в средствах массовой информации, содержащих сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Следовательно, протокол должен составляться на каждый случай такого нарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие нарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное нарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное нарушение.


Похожие записи:

Добавить комментарий