Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Оплата труда воспитателей.
Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Субъект РФ (муниципальный район) |
Порядок установления компенсационных выплат |
Нормативный документ |
---|---|---|
Евпатория (Республика Крым) |
За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки) |
Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п |
Севастополь |
За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников) |
Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420 |
Челябинск |
Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников: – осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения); – осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ |
Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7* |
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы) |
Региональные особенности льготной системы
Регионам разрешено документально устанавливать местные дополнительные льготы мамам и папам, дети которых поступают в государственные учебные заведения, если позволяет местный бюджет.
В Санкт-Петербурге законодательно утверждены следующие правила — не оплачивается уход и питание за следующими лицами:
- инвалидов;
- лиц с ограничениями физических возможностей;
- если взрослые военнослужащие;
- если в семье взрослые имеют инвалидность;
- если мама или папа являются сотрудниками сада.
Некоторые социальные категории семей, проживающих в Санкт-Петербурге, получают часть родительской оплаты в больших процентах, чем, например, в других регионах:
- 40% — на всех детей из неполной семьи;
- 70% — на всех детей из малоимущей семьи.
Зачисление малышей в учебные заведения позволяет взрослым освободить часть времени и начать работать, выйти из декретного отпуска. При этом часть оплаты за присмотр и питание подрастающего поколения в государственном заведении компенсируется и возвращается каждый квартал. Мамы, папы или опекуны также могут полностью или частично быть освобождены от оплаты платежек ДОУ при наличии льгот, узнать о которых можно в местном отделении по работе и защите населения.
Продолжительность очередного отпуска.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.
В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?
Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08-ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.
Норма часов педагогической работы/
Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет
25 часов в неделю за ставку заработной платы.
В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?
По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.
В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12‑часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов
(30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?
Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.
Работа с детьми-инвалидами в детском саду
Детский сад для инвалидов осуществляет образовательный подход в соответствии со следующими принципами.
- Подход к каждому малышу. Это означает, что воспитатели учтут особенности каждого подопечного и обеспечат необходимые условия для развития и обучения.
- Поддержка самостоятельности. То есть активность, к которой малыш будет проявлять интерес, будет замечена и поощрена, что позволит воспитать цельную и яркую личность.
- Активность в социуме. Это позволяет участникам обучения активно взаимодействовать со сверстниками и развивать коммуникативно-социальные навыки.
- Вариативность. Другими словами, дошкольное образовательное учреждение предоставляет несколько разнообразных программ, помогающих всесторонне развить подопечных.
- Медицинский контроль. Все дети получат медицинскую помощь в соответствии со своими болезнями и нуждами.
Оплата труда воспитателей.
Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Субъект РФ (муниципальный район)
Порядок установления компенсационных выплат
Нормативный документ
Евпатория (Республика Крым)
За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки)
Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п
За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников)
Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420
Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников:
– осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения);
– осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ
Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7*
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы)
Еще раз подчеркнем, что условия, порядок осуществления и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.
При этом условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 136 ТК РФ).
Таким образом, если выплата компенсационной надбавки за работу с детьми с ОВЗ предусмотрена вышеперечисленными документами и выполняются все критерии ее начисления, работник вправе обратиться к работодателю с требованием о ее выплате.
Если работодатель откажет в выплате, за защитой своих прав необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда либо в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), прокуратуру, а также в суд.
Воспитателю дошкольного учреждения, работающему с детьми с ОВЗ, должна быть установлена норма часов педагогической нагрузки, составляющая 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Названные педагоги имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Что касается надбавок к заработной плате, они устанавливаются у каждого работодателя локальными нормативными актами. Именно работодатель в указанных актах определяет, какие доплаты, надбавки и за какую работу должны быть предусмотрены.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
[3] Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.
у меня в группе 24 ребёнка. 4 из них дети с ОВЗ (решение ПМПК). нет никаких доплат к зарплате, не дополнительного отпуска, не сокращённого рабочего дня. на мою просьбу показать положение об оплате труда, сказали, что у них его нет. что мне делать?
Согласно пункту 4 раздела I Приложения к Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, имеют право на ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678, предусмотрены следующие должности:
2. Должности иных педагогических работников
Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
2) Доплата за работу с детьми с ОВЗ и инвалидами должна быть установлена трудовым договором, коллективным договором, соглашением и/или локальным нормативным актом образовательной организации.
Так что требуйте предоставления Вам такого локального документа.
Положен ли воспитателям, а также помощникам воспитателя более длительный отпуск, чем у сотрудников, в чьих группах нет детей с ОВЗ?
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Порядок работы с детьми-инвалидами
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, в Челябинской области порядок регламентации и оформления отношений областной государственной или муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, а также организации обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 года №599-П.
Согласно п. 5 постановления обучение детей-инвалидов осуществляется в соответствии с утвержденным образовательной организацией индивидуальным учебным планом. Для разработки индивидуального учебного плана образовательная организация с письменного согласия родителей (законных представителей) направляет обучающегося на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию. По результатам обследования обучающегося психолого-медико-педагогической комиссией может быть рекомендовано обучение обучающегося по адаптированной образовательной программе.
Отношения между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) регламентируются локальными нормативными актами образовательной организации (сюда же относятся образовательные программы конкретного ДОУ), а также заключаемым между ними договором.
Какое нормативное количество детей должно быть в общеобразовательной группе ДОУ, если в группе один ребенок-инвалид? Какие льготы предоставляются специалистам, воспитателям и младшим воспитателям работающим, если в группе 1-2 ребенка-инвалида?
Воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ, устанавливается более сокращенная продолжительность рабочего времени и удлиненный оплачиваемый отпуск большей
продолжительностью в сравнении с другими педагогическими работниками.
Младшие воспитатели не являются педагогическими работниками, потому льготы воспитателей детских садов им не предоставляются.
Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается сотрудникам, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья (п. 2.5 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601).
Также, педагогам дошкольных образовательных организаций, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, предоставляется удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466).
В остальном педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пользуются теми же льготами воспитателей детских садов, что и иные педагогические работники.
В Номенклатуре должностей отсутствует эта должность. Следовательно, данная должность не является педагогической…»
«…Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») (далее – ЕКС), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, данная должность отнесена к должностям учебно-вспомогательного персонала…»
Так как указанные льготы предоставляются только педагогическим работникам (и руководящим в случае удлиненных отпусков), то младшим воспитателям они не предоставляются.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Получение образования детьми–инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ № 273). Важно помнить о том, что инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.
Рассмотрим основные права учителей при работе с детьми с ОВЗ.
Каковы пределы ответственности ассистента и специализированных работников?
Правовой основой деятельности ассистентов является профстандарт «Ассистент».
Ассистенты относятся к вспомогательным работникам, вместе с тем также несут на себе большую ответственность за адекватное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. На них в большей степени лежат функции, связанной с физической помощью детям. Среди прочего к их обязанностям относятся:
- Оказание технической помощи ребенку с ОВЗ (одевание, раздевание, пользование столовыми приборами и т.п.)
- Создание комфортных условий
- Обслуживание средств реабилитации
- Обеспечение доступа ученика к объектам инфраструктуры
- Оказание первой помощи, связь с медицинскими работниками и законными представителями в экстренных ситуациях
- При необходимости передача ученику актуальной информации об окружающей действительности в доступной форме
Как видно из перечня обязанностей ассистента, не на учителе лежит обязанность физически обеспечивать комфортное пребывание ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Он лишь должен контролировать и вести сам образовательный процесс.
В свою очередь ассистент поможет ребенку преодолеть физические сложности, связанные с обучением в обычной школе.
Что касается специализированных работников, правовой основой их деятельности в настоящий момент является ЕКС работников образования.
К таким лицам относятся специалисты различных профилей: психологи, логопеды и дефектологи. К числе последних относятся, например, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренологи и т.д. К их обязанностям относится:
- Своевременное выявление детей с нарушениями
- Разработка рекомендаций к коррекционному сопровождению
- Определение типа образовательной программы и варианта оказания коррекционной помощи
- Планирование уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий
- Организация образовательной среды для лиц с нарушениями
- Организация контроля освоения образовательных программ
Льготы при поступлении в детский сад в регионах
Власти на местах имею право на установление собственных льгот, действующих в пределах региона. К семьям, которых могут отнести к льготникам, могут относиться:
Категория заявителей |
Доказательство наличия прав на льготы |
Дети ветеранов боёв и погибших ветеранов боёв |
Свидетельство о смерти родителя |
Дети студентов или одинокой матери, обучающейся в ВУЗе или среднем профессиональном учреждении |
Справка из учебного заведения о прохождении обучения |
Дети вынужденных переселенцев |
Удостоверение беженца |
Дети нетрудоустроенных родителей |
Справка о постановке на учёт в качестве безработного из Службы занятости населения |
Дети одиноких трудоустроенных родителей, усыновителей, попечителей, опекунов |
Выписка из решения органов опеки и попечительства и справка с места работы родителя |
Индексация зарплаты бюджетникам
Владимир Путин дал распоряжение о проведении ежегодной индексации заработной платы сотрудникам бюджетных предприятий России. Повышение окладов планируют осуществить с 01.01.23, поэтому уже в январе воспитатели получат повышенную зарплату. Пока нет окончательного размера коэффициента индексации, так как еще не установлено, какой будет годовая инфляция.
Напомним, что в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» содержится указание на увеличение зарплаты бюджетникам:
- в 2022 году — на 6,5%;
- в 2023 году — на 6,3%.
Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки. но вероятнее всего, индексация 2023 год будет проведена по более высокому коэффициенту, так как инфляция на конец 2022 года точно превысит рубеж 10% (а по некоторым данным и 12%).
Работа с детьми-инвалидами в детском саду
Детский сад для инвалидов осуществляет образовательный подход в соответствии со следующими принципами.
- Подход к каждому малышу. Это означает, что воспитатели учтут особенности каждого подопечного и обеспечат необходимые условия для развития и обучения.
- Поддержка самостоятельности. То есть активность, к которой малыш будет проявлять интерес, будет замечена и поощрена, что позволит воспитать цельную и яркую личность.
- Активность в социуме. Это позволяет участникам обучения активно взаимодействовать со сверстниками и развивать коммуникативно-социальные навыки.
- Вариативность. Другими словами, дошкольное образовательное учреждение предоставляет несколько разнообразных программ, помогающих всесторонне развить подопечных.
- Медицинский контроль. Все дети получат медицинскую помощь в соответствии со своими болезнями и нуждами.
Другие льготы в области образования
Для полноценного развития дети с частичной или полной недееспособностью нуждаются в дополнительной опеке и льготах, чтобы получить полноценное развитие. Государство старается оказывать посильную помощь и предоставляет следующие образовательные льготы:
- родители, воспитывающие иждивенца со статусом инвалида, освобождаются от оплаты дошкольного образовательного учреждения;
- дети-инвалиды обеспечиваются местами в образовательных организациях любого уровня и медицинских учреждениях вне очереди;
- дети дошкольного возраста обеспечиваются необходимыми условиями для передвижения и осуществления любой деятельности.
Дети-инвалиды – одна из самых незащищенных категорий граждан, поэтому государство предоставляет им посильную помощь, в том числе в организации досуговой и образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.