Как можно отменить надзор? Дали 8 лет после освобождения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как можно отменить надзор? Дали 8 лет после освобождения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вопросы, связанные с установлением административного надзора, урегулированы нормами Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также ст. 314. 1 УК РФ.

— Границы дозволенного определяю опытным путем. Уже были какие-то общественные мероприятия. Я за металлоискатели не захожу, стою рядом, общаюсь с прессой, с людьми, — Сергей Удальцов, который отбыл срок якобы за «подготовку беспорядков», рассказывает, как он живет под административным надзором. — Меня пытаются и оттуда прогонять, но непонятно, на основании чего: протоколы пока не составляли. Выступления посредством аудиосвязи, участие в конференциях мне не запретили. Их больше всего беспокоит улица, и чтобы по стране не мотался.

Удальцову три года нельзя выезжать за пределы Москвы и Московской области, нужно дважды в месяц ходить отмечаться в ОВД, запрещено участвовать в политических уличных акциях. Условия могли бы быть жестче: МВД требовало пять лет надзора, отмечаться в полиции четыре раза в месяц и не выезжать за пределы Москвы.

В отношении кого устанавливается

Осуществлять контрольную деятельность уполномочены работники полиции, которые ведут профилактические дела, формируют учеты, а также проводят личные проверки освобожденных граждан. Устанавливает надзор только судья. Но назначение административного контроля возможно по отношению ограниченного перечня лиц (статья 3 ФЗ № 64). К ним относятся все участники с непогашенной или неснятой судимостью, которые допустили совершение следующих категорий преступлений:

  • относящиеся к категории тяжких;
  • рецидив;
  • два и более проступка;
  • в отношении несовершеннолетнего;
  • против половой неприкосновенности;
  • особо тяжкое деяние;
  • повторное совершение в период административного надзора;
  • преступник во время отбывания наказания был признан злостным нарушителем дисциплины;
  • совершение двух и более административных правонарушений на протяжении одного календарного года.

Другие граждане, которые были освобождены из мест лишения свободы, но не подпадают ни под одну из этих категорий, освобождаются от админнадзора.

Наказание за нарушение административного надзора

Замечание 1

Нарушение поднадзорным лицом ограничений и обязанностей, сопутствующих административному надзору, дает основания полагать, что оно всё ещё представляет опасность для общества, поскольку не способно подчиняться таким социальным регуляторам, как нормы права и властные предписания. Нарушение обязанностей и административных ограничений служит основанием для применения к поднадзорному лицу мер ответственности, предусмотренных нормами различных отраслей права.

В первую очередь это нормы административного права, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Ответственность за нарушения режима административного надзора установлена самим Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Учитывая опасность, которую представляют некоторые из лиц, отбывших уголовное наказание, и стремясь оградить общество от их повторных посягательств, законодатель также ввел уголовную ответственность за нарушения административного надзора.

Формально объектом преступного посягательства выступает общеобязательность судебного решения, которым на поднадзорное лицо возложены обязанности и ограничения.

Но можно сказать, что нарушение режима административного надзора – это «поставление в опасность» широкого круга охраняемых общественных отношений, «первый вестник» возможных преступлений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

Статьей 3 Закона ФЗ-64 определен круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор:

1. В первую очередь, это лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы и на момент установления надзора имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Уголовный кодекс РФ (ст. 15 УК РФ) предусматривает 4 категории (степени) преступления, которые определяются в зависимости от характера, последствий и т.д. Наименее опасными преступлениями являются деяния небольшой тяжести, к которым относятся побои, причинение незначительного ущерба в результате обычной кражи, повреждение имущества и т.д. Далее статьей предусмотрены преступления средней тяжести, за которые может быть максимальное наказание 5 лет лишения свободы. Виновным в совершении таких преступлений, если ранее не было случаев привлечения к уголовной ответственности, часто назначают ограничение свободы, обязательные и исправительные работы, лишение свободы условно. В отношении осужденных за преступления небольшой и средней тяжести административный надзор не устанавливается, если только это не повторные преступления в биографии лица.

Иные правила при осуждении человека за преступления тяжкого (до 10 лет лишения свободы включительно) и особо тяжкого преступления (свыше 10 лет лишения свободы). К таким чрезвычайно опасным преступлениям относятся разбои, убийства, изнасилования, вымогательства, сбыт наркотических веществ и т.д. Законодатель справедливо счел, что судимые за такие преступления лица нуждаются в особом контроле, поэтому такой категории граждан устанавливается административный надзор.

Читайте также:  Особенности выхода участника ООО без выплаты доли

2. Лица, которые осуждались к лишению свободы при наличии признаков рецидива, то есть повторного преступления при непогашенной предыдущей судимости. После отбытия наказания за совершение повторного преступления будет установлен надзор.

3. Лица, которые осуждены за умышленное преступление, посягающее на права несовершеннолетнего лица. К таким преступлениям относятся не только деяния против половой неприкосновенности, но и любые другие: к примеру, кража у ребенка телефона, причинение несовершеннолетнему телесных повреждений и т.д.

4. Лица, которые были осуждены за два и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконная перевозка, приобретение и хранение наркотического средства в значительном размере), ст. 228.3 УК РФ (те же действия в отношении прекурсоров и растений, содержащих прекурсоры наркотиков или психотропных веществ), ч. 1 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование наркосодержащих растений в крупном размере), ч. 1 ст. 234.1 УК РФ (незаконный оборот новых психоактивных веществ).

Закон № 64-ФЗ о надзоре: суть процедуры и способы ее реализации

Надзор административного характера представляет собой процесс наблюдения за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, но еще не погасившими возникшую судимость. Цель процедуры – контроль поведения преступных элементов, отбывших назначенное приговором наказание, а также отслеживание их действий, проверка соблюдения ими положений закона.

Важно! Главной задачей надзора выступает предупреждение свершения ранее осужденными гражданами очередных преступлений. Также контроль производится для оказания на нарушителей профилактического воздействия с целью защиты государства и общества.

Регламент реализации процесса установлен законом № 64-ФЗ. Дополнительно, но в более кратком варианте, его положения дублируются в ст. 173.1 УИК РФ.

В реальности контролирующие меры имеют вид системы ограничений прав и свобод, временно запускаемой в отношении освободившегося осужденного. Здесь речь идет о различного рода запретах, а также обязанностях, налагаемых на каждого конкретного нарушителя в индивидуальном порядке.

Так, на практике и на основании ст. 4 ФЗ № 64 используются следующие варианты исполнения надзорных мер:

  • запрет на посещение и пребывание в определенных заведениях и местах;
  • обязательная явка для регистрационной отметки – от 1 до 4 раз в месяц;
  • запрет на посещение мероприятий массового характера, участие в них;
  • полное ограничение возможности выхода за пределы жилища в конкретное время суток (обычно это ночные часы – с 22.00 до 6.00);
  • запрещение выезда за пределы населенного пункта, страны.

Регулярный мониторинг соблюдения осужденным ограничений производится органами внутренних дел. Подразделение для обязательной явки назначается в соответствии с местом постоянного или временного проживания поднадзорного лица либо с учетом места его фактического пребывания. Под последним понимают территорию города, района, сельского поселения, избираемую освобожденным из колонии человеком, не имеющим реального места жительства.

ФЗ № 64: официальный текст и основные положения

Первая редакция законопроекта относится к 2011 г. Тогда его одобрили депутаты Госдумы. ФЗ 64 определяет, кто попадает под надзор, каким образом он может осуществляться, какими полномочиями наделены официальные структуры, ведущие наблюдение. Также официальный текст содержит сведения о возможных ограничениях, накладываемых на лиц, ранее нарушавших закон.

Законопроект представлен 4 главами, каждая из которых содержит подпункты:

  1. В эту главу включены статьи с 1 по 5. В ней представлены сведения о главных положениях проекта, перечислены цели административного надзора, составлен список граждан, попадающих под государственный контроль. Также в первых статьях дан перечень ограничений, налагаемых на тех, кто находится под надзором, и приведен срок, в течение которого он осуществляется.
  2. Вторая глава включает информацию о введении, условиях пролонгации, прекращении и способах исполнения надзора.
  3. Третий раздел определяет права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за нарушителями закона. Установлены границы допустимого для служб внутренних дел при исполнении надзора.
  4. В последней главе законопроекта отведено место лишь заключительным положениям, регламентирующим его вступление в силу.

Какое грозит наказание и как его избежать: алгоритм первоначальных действий

Первый и основной вопрос, на который пытается получить ответ любой человек, если в отношении него, его близкого родственника или знакомого возбуждено уголовное дело: какое наказание грозит в случае вынесения обвинительного приговора. Это вполне нормально, так как человеку свойственно прогнозировать будущее в плане как положительных, так и отрицательных последствий тех или иных событий, а в случае, когда проводится расследование уголовного дела, хочется прежде всего понять, посадят или нет, если есть риск лишения свободы, то на какой срок и как избежать ответственности.

В этой статье мы рассмотрим наиболее важные нормы уголовно-процессуального законодательства, связанные с регулированием вопросов назначения наказания и освобождения от него.

Алгоритм действий при определении санкции, которая может быть назначена за конкретное преступление, следующий:

  1. Определить, какая максимальная санкция предусмотрена УК РФ за совершение преступного деяния, в котором обвиняется гражданин, и определить его категорию.

  2. Определить, есть ли основания для освобождения от уголовной ответственности.

  3. Определить, есть ли основания для применения норм УК РФ, устанавливающих пределы наказания для отдельных категорий или видов преступлений.

  4. Определить, есть ли основания для освобождения от наказания.

Читайте также:  Как заключить договор на оказание услуг с иностранным гражданином

На какой срок запрещается въезд в Россию за судимость

Срок запрета въезда в Российскую Федерацию равен сроку действия Распоряжения Минюста о нежелательности пребывания иностранного гражданина. Время действия этого решения различно и равняется сроку погашения судимости. Срок погашения судимости зависит от тяжести преступления, за которое был осужден гражданин. Въезд в Россию будет запрещен на следующие сроки:

  • по преступлениям небольшой и средней тяжести на 3 года
  • по тяжким преступлениям на 8 лет
  • по особо тяжким преступлениям на 10 лет

Возможные ограничения

Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, включает следующие правила и ограничения:

  1. категорический запрет на посещение определенного перечня мест (как правило, это бары и кафе, в которых разрешена свободная продажа алкогольных напитков);
  2. невозможность участия в массовых мероприятиях (кроме детских);
  3. ограничение на оставление личного жилья в обозначенные часы (ночное и вечернее время);
  4. ограничение передвижения за территорию гарнизона (административного района проживания);
  5. регулярное посещение органов полиции (максимум 4 раза на протяжении одного месяца).

Как снять надзор после освобождения?

После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

Как узнать о судимости по фамилии в базе МВД

Получение сведений о судимости из базы МВД возможно по фамилии подсудимого. Именно этим пользуются работодатели, которые хотят свести к минимуму риски, что нанимаемый ими сотрудник был нечестен и нарушал закон. Особенно если должность ответственная и риски действительно серьезные. Также в бизнесе часто пытаются проверить биографию будущего партнера. Особенно, если это новый человек и у него нет наработанной репутации, а планируются длительные деловые отношения.

Но учтите, что согласно современному законодательству, получение рассматриваемых сведений невозможно, если не привлекать специалиста, имеющего право делать подобные запросы. Поскольку информация в базе ГИАЦ РФ используется только для внутренних целей, посторонним доступ к ней ограничен. Точнее даже невозможен. А вот правоохранительные сотрудники могут без проблем получить рассматриваемые сведения.

Запросить сведения из базы способны работники гос. и муниц. организаций, где осужденные, с которых не смогли убрать обременения, не имеют права работать. Также дать запрос могут организации, что выдают лицензию на оружие или оформляют визы. Согласно закону они не просто «могут», а «должны» проверить, не имеет ли обратившийся к ним человек, судимости. А если судимость есть, такому лицу откажут в его запросе, будь то попытка попасть на должность или получить визу.

Если запрос делает руководитель организации, которая не входит в перечень обозначенных органов, база не ответит, даже если судимость убрали. Министерство закрывает эту информацию от гражданских лиц, исключая ситуации, когда запрос делает человек с судимостью.

Единственный способ получить сведения не нарушая закон – спросить у самого работника. Конечно, не все люди говорят правду, когда им задают подобный вопрос, а некоторые пытаются незаконноудалить отметку. Если работодатель не уверен в правдивости слов человека, он имеет право запросить у сотрудника справку об отсутствии у него судимостей. Поскольку удалить эти сведения нельзя, в справке отразится статус работника.

Основные положения надзора

Административный надзор за осужденными после освобождения хоть и не является самостоятельной мерой наказания, но может устанавливаться только по судебному решению. Участие в судебном процессе прокурора является обязательным требованием.

Надзор может быть установлен только при совокупности следующих условий:

  • осужденное лицо старше 18 лет;
  • человек вышел из места лишения свободы;
  • имеется неснятая или непогашенная судимость.

Надзор всегда устанавливается за преступниками, которые совершили деяния против половой неприкосновенности детей и подростков до 18 лет. В обязательном порядке надзор устанавливается и за лицами при опасном и особо опасном рецидиве совершения преступлений. В остальных случаях устанавливать или нет административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишений свободы, решает суд.

При этом не должен учитываться факт, был ли человек злостным нарушителем порядка во время отбывания наказания или нет. Решение суда должно быть принято с учётом всех обстоятельств в совокупности. Соответственно при принятии решении об административном надзоре, а также о мероприятиях в рамках надзора, учитывают:

  • характер совершенного ранее преступления;
  • тяжесть совершённого преступления;
  • поведение в местах лишения свободы (т.е. учитывают характеристику, выданную по месту отбывания наказания);
  • семейное положение, родственные отношения;
  • место работы и должность;
  • график работы или учёбы;
  • состояние здоровья;
  • поведение и образ жизни в быту;
  • различные другие обстоятельства.

Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Читайте также:  ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

1) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) поднадзорное лицо – лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;

4) место фактического нахождения – избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения. (Пункт введен – Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 2283, частью первой статьи 231, частью первой статьи 2341 Уголовного кодекса Российской Федерации. (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2017 № 252-ФЗ)

2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 21 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом “л” части второй статьи 105, пунктом “е” части второй статьи 111, пунктом “з” части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 2823, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 21 настоящей статьи).

Профилактический контроль и предотвращение преступлений

Общие положения о профилактике правонарушений и преступлений содержатся в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». К примеру, в статье 17 данного закона определены основные формы профилактического воздействия:

  • правовое просвещение и информирование – доведение до сведения организаций и граждан правовой информации о недопустимости нарушений закона в той или иной сфере, в том числе путем публичного размещения таких сведений в СМИ;
  • беседа профилактического характера – индивидуальная работа с отдельными лицами о правовой и моральной ответственности перед обществом. Обычно беседа является «инструментом» контроля, который постоянно используют в своей работе сотрудники полиции и ФСИН;
  • официальное предупреждение о недопустимости антиобщественного поведения – письменное предостережение о возможных правовых последствиях, в том числе уголовного характера, в случае отсутствия исправления. Формы предупреждений и предостережений разрабатываются для правоохранительных органов в отдельных правовых актах, постановлениях, приказах и т.д.;
  • постановка на профилактический учет – особый реестр правонарушителей, используемый в правоохранительной системе при осуществлении контроля за поведением потенциальных преступников;
  • внесение представления об устранении причин, способствовавших совершению правонарушений – органы следствия и прокуратуры, а также подразделения полиции вправе вносить такие представления в любую организацию, в которой был выявлен проступок. По итогам рассмотрения представления в течение 1 месяца организация обязана отчитаться о принятии мер профилактики;
  • социальная адаптация и ресоциализация – комплекс мероприятий, которые применяются государственными органами в целях оказания помощи лицам, оказавшимся в трудных ситуациях, в том числе помощи в трудовом и бытовом устройстве. Особенно остро в таком содействии нуждаются отбывшие наказание граждане;
  • профилактический надзор – наблюдение за поведением лица с целью предотвращения преступлений. Одной из форм профилактики является административный надзор, который представляет собой специализированный государственный контроль полиции за теми, кто склонен к совершению преступлений или потенциально могут совершать преступления. Это не наказание за совершенные преступления, а мера по предотвращению нового.

О деядельности уголовно-исполнительной инспекции.


Похожие записи:

Добавить комментарий