Глава 14 КАС РФ. Судебное разбирательство (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 14 КАС РФ. Судебное разбирательство (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Председательствующий в судебном заседании или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания. Если стороны реализуют какое-либо из этих полномочий, то изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Принятие и объявление решения суда

Решение суда выносится только в совещательной комнате, в которую суд удаляется после судебных прений. Удаление в совещательную комнату должно быть немедленным, прерывать судебное заседание непосредственно перед этим процессуальным действием нельзя.

Обсуждение вопросов в совещательной комнате проходит с соблюдением требований ст. 30 КАС. Председательствующий хотя и руководит ходом обсуждения, никакими преимуществами в правах с другими судьями не обладает. Все обсуждаемые в совещательной комнате вопросы решаются судьями по большинству голосов, при этом никто из них не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий подает свой голос последним — так гарантируется полнота свободы выражения воли всех судей.

В ходе совещания суд решает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какой закон должен быть применен в данном случае; подлежит ли иск удовлетворению (полному или частичному), т.е. формулирует выводы по всем вопросам, решение которых необходимо.

Одной из самых важных гарантий конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону служит закрепленное в ч. 3 ст. 175 КАС правило относительно тайны совещания, заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи, участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать суждения, которые имели место во время совещания.

Поскольку в совещательной комнате никто, кроме судей, присутствовать не может, постановляемое там решение излагается одним из них в письменной форме. Такая формулировка не дает повода к истолкованию ее в том смысле, что текст решения обязательно должен быть рукописным. В современных условиях отказ от использования судьей в совещательной комнате технических средств со всех точек зрения нецелесообразен. Судья, не согласный с решением, все же обязан подписать его, но может изложить в письменном виде свое особое мнение (ч. 4 ст. 175 КАС).

Решение выносится сразу же после разбирательства дела. Признав во время совещания необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, суд выносит определение о возобновлении рассмотрения его по существу. По устранении пробела в исследовании обстоятельств снова проводятся судебные прения перед повторным удалением в совещательную комнату (ст. 171 КАС).

Статья 177 КАС допускает отложение составления мотивированного судебного решения на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства. Но точно сформулированная и подписанная судьями резолютивная часть решения объявляется в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, одновременно сообщается, когда лица, участвующие в деле, смогут ознакомиться с полным текстом акта правосудия. Объявляется решение в судебном заседании любым из судей, затем председательствующий разъясняет порядок и срок его обжалования (ст. 174 КАС).

Окончание административного дела без вынесения решения

Как правило, судебное разбирательство заканчивается вынесением решения по существу дела. Однако в силу некоторых обстоятельств суд в порядке отступления от этой нормы оканчивает дело без вынесения решения. Судебное административное процессуальное право предусматривает две формы такого окончания процесса: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения. Названные формы различаются между собой как по основаниям, так и по процессуальным последствиям их применения. Административное судопроизводство прекращается, когда отсутствует право на обращение за судебной защитой, что полностью исключает возможность возобновления дела. Поводом оставления заявления без рассмотрения служит не отсутствие права на обращение за судебной защитой, а только несоблюдение условий его реализации, установленных законом. Поэтому административный истец может вновь обратиться в суд с тождественным требованием после устранения обстоятельств, послуживших причиной оставления его первого заявления без рассмотрения.

Прекращение производства по делу есть форма окончания административного дела, обусловленная предусмотренными КАС обстоятельствами, которые полностью исключают осуществление административного судопроизводства.

Согласно ст. 194 КАС суд должен прекратить производство по делу, если:

— административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС;

— имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;

— административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

— стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

— наступила смерть гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

— ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.

Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных КАС случаях.

О прекращении производства по делу суд выносит мотивированное определение. В определении указывается на правовые последствия прекращения производства по делу и невозможность повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В определении также указывается о возврате государственной пошлины.

Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано в суд вышестоящей инстанции.

Оставление заявления без рассмотрения — это форма окончания административного дела, вызываемого фактом несоблюдения административным истцом установленных законом условий возбуждения и нормального развития административного судопроизводства.

Статья 196 КАС предусматривает основания к оставлению заявления без рассмотрения, к которым относятся следующие случаи:

— административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;

— административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

Читайте также:  Какие штрафы за вождение в нетрезвом виде

— административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;

— в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

— производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. 125 и 126 КАС, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных КАС случаях.

Оставление заявления без рассмотрения осуществляется определением суда. В определении суд обязан указать способы устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, решить вопрос о возврате государственной пошлины, распределении судебных расходов (ст. 197 КАС).

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованные лица вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Как убедить судью смягчить наказание по административному делу: важные нюансы рассмотрений

Результатом заседания стал штраф? Вы можете убедить судью снизить его размер. Если речь идет о штрафе по ст. 20.2, попробуйте следующее:

  1. Принесите положительные характеристики с места работы или учебы.
  2. Предоставьте суду справку о заработной плате, если она невелика по сравнению с назначенными суммами. Ведь штрафы по ст. 20.2 составляют 10 000—30 000 руб., поэтому вам с большой вероятностью пойдут навстречу.
  3. Уведомите судью, что впервые привлекаетесь к административной ответственности. Если же с момента последнего взыскания прошло больше года, также упомяните этот факт.
  4. Инвалиды предоставляют справки, подтверждающие болезнь; приложите и документы, где указывается размер пенсии. Если на попечении находятся нетрудоспособные люди, также предъявите соответствующие бумаги.
  5. Судьи проявляют снисхождение к многодетным родителям (при условии, что на попечении 3 и больше несовершеннолетних). Аргументом будет и наличие пожилых родителей, находящихся на вашем обеспечении, маленьких детей и других иждивенцев.

Но штраф — не самая строгая мера наказания по административному делу, ведь по ч. 1 ст. 19.3 вам могут назначить арест. Наказание смягчают следующим категориям граждан:

  • беременным;
  • женщинам, у которых есть дети младше 14 лет;
  • несовершеннолетним;
  • инвалидам;
  • военнослужащим;
  • лицам, имеющим специальные звания (при условии, что они являются сотрудниками органов МВД, противопожарной службы и т. д.).

Предоставив подтверждающие бумаги, вы облегчите свою участь; также напомните судье, что Конституция РФ устанавливает принципы гуманизма, и индивидуализация ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП будет ей противоречить.

  1. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
  2. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке (ч. 1 ст. 24.2 КоАП РФ).
  3. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ).
  5. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, рассматривающим дело, в виде определения (ч. 2 ст. 24.3 КоАП РФ).
  6. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, в производстве которого находится данное дело (ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ).
  7. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
  8. Внимание: в силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  9. отсутствие события административного правонарушения;
  10. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (ст. 2.8 КоАП РФ);
Читайте также:  Какой прожиточный минимум инвалиду 3 группы в Московской области в 2023 году

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

  1. действия лица в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);
  2. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  3. отмена закона, установившего административную ответственность;
  4. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  5. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  6. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  7. Осуществление прокурорского надзора за рассмотрением административных дел, находящихся в производстве суда, действующим законодательством не предусмотрено (ст. 24.6 КоАП РФ).
  8. Генеральный прокурор РФ, его заместители, а также прокуроры субъектов Федерации вправе принести протест на вступившие в законную силу постановление (определение) судьи, решения по результатам рассмотрения жалоб (ст. 30.11 КоАП РФ).

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Общее правило — дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

Внимание: дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

В каких случаях допустимо назначение закрытого судебного заседания

Статья 123 Конституции РФ, статья 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ и статья 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливают, что заседания во всех судах России открытые.

Это означает, что любой человек, в том числе и журналист, может присутствовать на заседании суда.

в административном процессе — если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой за- коном тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц;Заседания суда могут быть закрытыми лишь в следующих случаях, предусмотренных законом: В случае проведения открытого судебного заседания судья вправе удалять из зала судебного заседания граждан, только если они нарушали порядок в зале суда. В соответствии со статьей 159, ч. 2 ГПК РСФСР судья вправе удалить лицо, присутствующее при разбирательстве дела, лишь в случае повторного нарушения им порядка в судебном заседании, после того как нарушителю уже было сделано предупреждение.

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях?

«14» августа 2012 года в эфире радио “Эхо Москвы Вологда” транслировалась радиоперадача “Право руля”, посвященная юридической защите прав автовладельцев. Тема радиопередачи – “Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях”. В программе принимали участие: юрист Суслов Иван Сергеевич, адвокат Чумаков Александр Александрович и Начальник административной практики Управления ГИБДД УВД Вологодской области Зайцев Сергей Леониодович. Краткие выдержки и советы из данной передачи Вы можете прочитать в данной статье.

14 августа 2012 года в эфире радио “Эхо Москвы Вологда” транслировалась радиоперадача “Право руля”, посвященная юридической защите прав автовладельцев. Тема радиопередачи – “Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях”. В программе принимали участие: юрист Суслов Иван Сергеевич, адвокат Чумаков Александр Александрович и Начальник административной практики Управления ГИБДД УВД Вологодской области Зайцев Сергей Леониодович. Краткие выдержки и советы из данной передачи Вы можете прочитать в данной статье.

Первое, что необходимо сделать, прежде чем идти в суд – основательно подготовиться к процессу. Особенность дел об административных правонарушениях заключается в том, что протокол судебного заседания по таким делам не ведется. Соответственно все объяснения и ходатайства по делу желательно подготовить в письменной форме. В противном случае, при дальнейшем обжаловании будет сложно доказать, что Вы приводили те или иные доводы. Кроме того, письменная форма объяснений лучше воспринимается судьей, что увеличивает Ваши шансы на положительный исход дела.

От того, насколько хорошо Вы подготовитесь к делу уже в суде первой инстанции, зависит очень многое. Не стоит рассчитывать на заверения недобросовестных юристов, обещающих выиграть любое проигранное дело при обжаловании. Согласно официальнйо статистике, приведенной на сайте Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области, мировыми судьями Вологодской области за первые шесть месяцев 2012 года рассмотрено 54962 административных дел, из них отменено или изменено 384 судебных акта, что составляет всего 0,6%. По большинству судебных участков, расположенных на территории г. Вологды количество отмен судебных актов за первые полгода 2012 не превышает 7 на участок (менее 1%). Эта статистика не говорит о том, что обжаловать судебное решение бессмысленно, поскольку не все судебные акты из приведенных 54 тысяч были обжалованы, но если Вы решили писать жалобу на Постановление по делу об административном правонарушении, необходимо ответственно подойти к выбору компетентного адвоката или юриста и трезво оценить Ваши шансы на успех.

Читайте также:  Помощь многодетным семьям в 2023 году

Итак, Вы подготовились к делу, собрали необходимые доказательства, написали объяснения и ходатайства. В суд необходимо явиться заблаговременно за несколько минут до судебного заседания, в противном случае дело могут рассмотреть без Вас. Вместе с тем, нужно быть готовым к тому, что придется некоторое время подождать. Мировые судьи рассматривают громадное количество дел об административных правонарушениях (по некоторым участкам в Вологде нагрузка на судью составляет более 300 дел в месяц, не считая гражданских и уголовных дел), в связи с чем практикуется вызов лиц, участвующих в деле, на одно и то же время с целью дальнейшего рассмотрения в зависимости от фактической явки. При явке в суд необходимо иметь при себе документ удостоверяющий личность (паспорт), который необходимо предъявить судебному приставу при входе в здание суда.

§ 2. Понятие и стадии судебного административного процесса

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Подготовка административного дела к административному разбирательству производится в соответствии с главой 13 КАС РФ. Подготовка начинается, когда административный иск принимается к производству (в соответствующем определении судьи). Судья может вынести и отдельное «подготовительное определение» по делу, где отражаются действия, которые сторонам и прочим участникам дела надлежит выполнить, и сроки выполнения.

Продолжительность подготовительного этапа по административным делам не ограничена, конкретный срок подготовки определяет судья, срок обусловливается как процессуальными действиями, которые необходимо предпринять, так и конкретными обстоятельствами дела.

Эти действия регулирует ст. 135 КАС РФ. Суд на этом этапе:

  1. Рассылает иски ответчику и заинтересованному лицу, если они не были направлены, принимает возражения и пересылает их заинтересованным сторонам.
  2. В рамках процессуального срока проясняет процессуальные права и обязанности, итоги процессуальных действий, бездействия для сторон и их представителей, когда вызывает их. Выясняет степень поддержки и признания (полного или частичного) истцом и ответчиком заявленного иска.
  3. Замещает ненадлежащего ответчика или легитимизирует обновление в деле со стороны истцов, ответчиков, заинтересованных лиц.
  4. Разъединяет, соединяет несколько исковых требований в режиме ст. 136 КАС РФ.
  5. Указывает, какие доказательства необходимо получить, определяет сроки их предоставления.
  6. Помогает при необходимости лицам без властных, публичных полномочий в доказательственном обеспечении, вызывает свидетелей, назначает экспертизы, привлекает специалистов, переводчиков, в безотлагательных случаях решает исследовать и осматривать письменные и вещественные доказательства на месте, утверждает другие меры по предоставлению доказательств.
  7. Рассылает поручения.
  8. Предварительно защищает или не защищает иск по результатам соответствующего ходатайства истца или его представителя.
  9. Обеспечивает видеоконференцсвязь для появления в судебном заседании, включая предварительное, участников дела.
  10. Содействует примирению сторон, когда это возможно (в режиме ст. 137 КАС РФ).
  11. Определяет необходимость предварительного заседания. Предварительное заседание осуществляется в режиме ст. 138 КАС РФ.
  12. Объявляет о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании для участников дела.
  13. Гарантирует своевременное и правильное рассмотрение дела.

На противодействующую своевременной подготовке дела к судебному разбирательству сторону возможно наложение судебного штрафа (по ст. 122 — 123 КАС РФ). В частности, как противодействие квалифицируется нарушение сроков предоставления установленных судьей или непредоставление ответчиком письменных возражений и обязательных доказательств, невыполнение иных судебных инструкций.

Истец или его представитель на этапе подготовки:

  • отправляет копии документов, не приобщенных к исковому заявлению, с надлежащими доказательствами (если он обязан доказывать правомерность своего иска);
  • подает ходатайство об истребовании доказательств, которые невозможно получить самостоятельно.

Ответчик в ходе подготовки:

  • детализирует запросы истца;
  • заявляет суду, истцу письменные возражения;
  • ходатайствует об истребовании доказательств, если необходимо.

Дело считается подготовленным, если это зафиксировано судом. После этого выносится определение о назначении административного дела к судебному разбирательству. В определении дается разрешение на:

  • привлечение к участию в деле заинтересованных лиц;
  • совмещение, дробление требований.

Назначаются место и время проведения судебного заседания в суде первой инстанции. При отсутствии препятствий после признания судом дела подготовленным и завершения предварительного заседания суда разбирательство этого дела по существу открывается по решению судьи.

Какие нарушения ПДД рассматривает суд?

Этот перечень регламентирован нормативными актами, и может варьироваться в зависимости от различных факторов. Однако в контексте нашего разбирательства, интересуют случаи, когда наказание подразумевает лишение ВУ, а этот список строго ограничен гл.12 КоАП РФ.

Основные (по серьезности наказания) нарушения:

  • Управление ТС без номеров, регистрации и пр.
  • Не предоставление преимущества авто со спецсигналом.
  • Нарушение при пересечении железнодорожного переезда.
  • Значительное превышение скоростного режима.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Нарушения при перевозке организованных групп детей.
  • Поддельные спецсигналы.
  • Незаконное оставление места ДТП.
  • Езда в нетрезвом состоянии, в т.ч. отказ от освидетельствования.

При этом, отдельные наказания существуют за повторные нарушения, а внутри указанных, причины могут быть разной степени ответственности (например, при превышении на 60 или 80 км/ч).

Важно понимать, что приостановка права на управление ТС, в соответствии со ст. 17.17 КоАП РФ, может быть назначена в рамках исполнительного производства, к примеру, при неуплате алиментов. Однако это отдельный процесс, в данной статье не рассматриваемый.

Если в первом случае есть вероятность «обойтись штрафом», то во втором такой вариант невозможен, и добиваться нужно полного признания невиновности.

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях?

Инструкция 1 На слушание суда следует приходить строго к назначенному часу и не опаздывать. Явившись на судебное разбирательство по повестке, заявите секретарю суда о своем присутствии до начала процесса. Если вы по серьезным и объективным причинам не можете там появиться в назначенный срок, сообщите об этом по телефону или факсу. 2 Вставайте с места при входе судьи в зал, при обращении к нему и ответах на его вопросы. Только в отдельных случаях, связанных с состоянием здоровья присутствующих, суд может разрешить некоторым лицам не соблюдать это правило. 3 Обращайтесь к судье фразами «Ваша честь» и «Уважаемый суд!» (даже если судья один). Этим вы продемонстрируете уважение к судье и всему судебному процессу.

4 Сохраняйте порядок во время заседания. Не выкрикивайте с мест, не ведите себя агрессивно и не грубите.


Похожие записи:

Добавить комментарий