Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная проверка простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Как оспорить результат камеральной проверки
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Законные сроки всех процедур «камералки»
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
Как оспорить акт камеральной проверки
Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.
После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.
ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование. Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.
Срок проведения проверки
Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.
На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.
С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.
Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.
Нарушения по камеральным проверкам
При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:
● простые арифметические ошибки;
● несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;
● нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;
● предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;
● занижение выручки;
● завышение расходов;
● отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;
Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.
Этапы камеральной налоговой проверки
Ниже опишем каждый этап проведения данной проверки:
- Вы сдаете декларацию в инспекцию.
- Данные из отчетности регистрируются в системе налоговой инспекции. Показатели отчета проходят автоматизированный контроль, проходят сверку контрольных соотношений.
- Если ошибки не выявлены, нарушений и противоречий нет – нет оснований для более детального изучения декларации. Считайте, что камеральная налоговая проверка завершена. Акт не составляется, решение не выносится.
- Если обнаружены противоречия, выявлены ошибки, инспектор направит вам требование, в котором попросит предоставить пояснения, информацию, подтверждающие документы или внести соответствующие исправления и направить корректировочный отчет.
- По результатам предоставленного пояснения (ответа) на требование, у инспектора не возникают вопросы – камералка завершена. Если, нет, то составляется акт (статья 100 Налогового Кодекса Российской Федерации). Данный акт направляется налогоплательщику.
Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки
Есть ли нарушения, которые могут повысить вероятность удачного для налогоплательщика исхода дела? Можно обратить внимание на п.5 ст.100 НК РФ. Напомним, что данная норма устанавливает ограниченный период для вручения акта КП проверяемому лицу. На это отведено 5 дней после составления документа.
Такое нарушение может являться существенным в зависимости от обстоятельств дела. В первую очередь, судебные органы обычно проверяют, надлежащему ли лицу передан акт камеральной проверки.
В качестве примера можно изучить документ ФАС Уральского округа, который при рассмотрении спора с ИФНС пришел к заключению, что акт камеральной налоговой проверки налоговики передали не самому проверяемому лицу, а его структурному подразделению (филиалу) — это грубое неисполнение требования закона, что повлекло отмену решения по КП. (Постановление № Ф09-11206/06-С1 от 19 декабря 2006 года).
Как следует из этого и других судебных споров, существенность такого игнорирования сроков зависит в основном от того, были ли приняты налоговиками меры к извещению проверяемого о дате и месте рассмотрения дела, а также имел ли он возможность представить свои возражения в срок.
Так, можно обратить внимание на решение по делу о налоговом споре ФАС Северо-Кавказского округа. В этом процессе было установлено, что ИФНС направила акт КП почтой, пропустив при этом пятидневный срок (Постановление № Ф08-1546/2016 от 07 апреля 2016 г.).
Ранее ВАС РФ уже разъяснял, что инспектор ФНС при направлении акта проверки почтой тоже обязан соблюдать пятидневное ограничение (п.29 Постановления Пленума № 57 от 30 июля 2013 года).
Однако по данному спору налоговики оформили акт камеральной налоговой проверки 29 октября 2014 года, а направили почтой только 5 ноября того же года. Налогоплательщик получил отправление 7 ноября, при этом рассмотрение дела было назначено только на 15 декабря.
В результате суд пришел к выводу, что такое нарушение фактически не является достаточным поводом для отмены вынесенного ИФНС решения. Оно, по мнению суда, не лишило проверяемого права на заявление возражений на акт камеральной проверки, так как тот имел для этого время с 7 ноября до 15 декабря 2014 г.
В каком случае составляется акт камеральной проверки?
Налоговый инспектор обязан проверять каждый документ, предоставленный налогоплательщиком, на соответствие нормам действующего налогового законодательства. Обычно о начале проверки он не предупреждает предпринимателя, поскольку его присутствие не требуется. Работа ведется лишь с отчетностью: декларация, бух. учет и ряд других важных бумаг.
Если всё в порядке, проверка завершается, и налогоплательщика об этом также не оповещают. Если есть недочеты, проверяемому лицу предлагают их исправить: предоставить объяснения или уточненную декларацию. Как только все нюансы будут улажены, проверка завершается, но в этом случае закон требует от инспектора составления акта камеральной налоговой проверки. Как его правильно составить, рассмотрим далее.
Что такое камеральная проверка
Камеральная проверка — это налоговый контроль, который осуществляется в отношении всех расчетов и деклараций предоставленных налогоплательщиками.
В первую очередь проверяют своевременностью подачи документации. Если сроки были нарушены, будет выписан штраф в соответствии со статьей 119 НК РФ, в размере 5% от суммы налога указанной в декларации за каждый день просрочки. При этом штраф не может быть менее 1 тысячи рублей и более 30% от указанной суммы.
После этого проверяется правильность заполнения деклараций (расчетов) и выполнение контрольных соотношений.
Также при осуществлении камеральных проверок, налоговая инспекция сопоставляет данные из декларации с иной отчетностью конкретного предпринимателя и его контрагентов.
Нарушения по камеральным проверкам
Как мы уже ранее говорили, при обнаружении нарушений в рамках камеральной проверки, налоговый инспектор вправе требовать пояснений и исправлений ошибок.
Пояснения подаются письменно в свободной форме или в виде уточненной декларации. Срок подачи пояснений равен 5 рабочим дням.
Уточненные декларации подаются в форме идентичной изначальной декларации.
В ситуации, когда налогоплательщик сам обнаружил ошибку, он может подать уточненную декларацию не дожидаясь требования от налоговой службы.
Если в результате составления уточненной декларации сумма налога увеличилась, недоимку необходимо оплатить до ее подачи в ИФНС.
Камеральная проверка начинается с проверки полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности. В результате чего было выявлено, что отчетность представлена своевременно, но не в полном объеме — налогоплательщиком не представлен расчет по налогу на имущество. Это налоговое правонарушение должно быть отражено в акте камеральной налоговой проверки и к налогоплательщику нужно применить соответствующую санкцию. В соответствии с частью 1 Налогового кодекса, статьей 119 «Непредставление налоговой декларации», пунктом 1 непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
При визуальном осмотре представленной отчетности, нарушений установлено не было: все реквизиты заполнены, подписи уполномоченных и должностных лиц присутствуют и т.д.
Затем проводится взаимоувязка форм бухгалтерской отчетности. Ошибок на данном этапе обнаружено не было.
Следующий этап — это проверка правильности исчисления налогов. Сначала проверяется правильность определения налогооблагаемой прибыли. Для этого были задействованы следующие формы отчетности:
-
бухгалтерский баланс — форма N 1 (Приложение А);
-
отчет о прибылях и убытках — форма N 2 (Приложение Б);
-
отчет об изменениях капитала — форма N 3 (Приложение В);
-
отчет о движении денежных средств — форма N 4 (Приложение Г);
-
приложение к бухгалтерскому балансу — форма N 5 (Приложение Д);
-
справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли» (Приложение Е);
-
расчет (налоговая декларация) по налогу от фактической прибыли (приложение Ж).
Никакого документа о проведении проверки инспекторы не составляют, в отличие от выездной ревизии, которая проводится только на основании решения руководителя инспекции. Проверка начинается сразу после получения инспекцией декларации и осуществляется в течение 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Продление этого периода не предусматривается (Письмо Минфина России от 24 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-471). Ранее срок определялся с момента подачи декларации и документов, которые по закону должны прилагаться к ней. То есть если бизнесмен декларацию принес, но дополнительные бумаги забыл, то дата начала контроля теоретически отодвигалась до момента подачи недостающих сведений, а фактически осуществлялась, ведь декларация уже получена инспекторами. Сейчас четко говорится — камеральная проверка начинается со дня представления отчетности.
Примечание. Камеральная проверка начинается сразу после представления декларации в инспекцию и продолжается в течение 3 месяцев.
При личном обращении дата определяется по отметке о принятии. Инспектор обязан ее поставить на копии декларации, которая остается у предпринимателя. Кстати, проверяющие не вправе отказаться принимать отчетность, если она составлена по форме, но, к примеру, в момент принятия в ней обнаружилась ошибка. При отправлении декларации по почте днем представления считается дата отправки письма с описью вложения. Для электронной отчетности — дата отправки, зафиксированная оператором связи (ст. 80 НК РФ).
Примечание. Дополнительные документы, представленные вместе с декларацией, могут стать поводом для детального изучения отчетности.
Таблица 4. Нарушения, которые отражаются в акте камеральной проверки (в случае их выявления)
N |
Вид нарушения |
Норма |
Сумма штрафа |
1 |
Нарушение срока |
ст. 116 |
5000 руб.; |
2 |
Нарушение срока |
ст. 118 |
5000 руб. |
3 |
Непредставление |
ст. 119 |
5% суммы налога, подлежащей уплате |
4 |
Неуплата или неполная |
ст. 122 |
20% неуплаченной суммы налога; |
5 |
Невыполнение агентом |
ст. 123 |
20% суммы, подлежащей перечислению |
6 |
Несоблюдение порядка |
ст. 125 |
10 000 руб. |
7 |
Непредставление |
п. 1 |
50 руб. за каждый непредставленный |
Акт по результатам проверки страховых взносов предпринимателям не передается, а не позднее двух месяцев со дня оформления отдается в Пенсионный фонд. Там принимается решение о направлении коммерсанту требования об уплате недоимки и пени, а также дальнейшем взыскании этих сумм. А вот копии акта и материалов контроля отчетности по пенсионным взносам используются налоговой службой при камеральных проверках деклараций по ЕСН. А также берутся в качестве предварительного подтверждения уменьшения суммы соцналога на перечисленные пенсионные взносы (ст. 243 НК РФ).
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Отличия между камеральной и выездной налоговыми проверками
Особенности и порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется статьей 88 Налогового кодекса РФ. Ею предусмотрено правовое регулирование камеральной налоговой проверки, а местом для реализации считается расположение контролирующей инстанции, а не организации, как в случае с выездной проверкой. Такое положение не отменяет возможности проверяющих по обследованию территории или помещения с целью выяснения дополнительной информации об организации.
Объектом камеральной проверки служат отчеты (налоговые декларации), документы контрагента, предоставляемые согласно требованию контролирующей инспекции, остальная документация о деятельности проверяемого субъекта, которой располагает инспектирующая инстанция.
После автоматической сверки следует углубленная камеральная проверка, сопровождающаяся мероприятиями, назначенными специальным отделом, отвечающим за КНП.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Порядок проведения камеральной проверки регламентируется в статье 88 НК РФ.
Камеральная проверка начинается с того момента, когда налогоплательщик предоставил в налоговую службу отчетность или расчет. На проведение проверки специального разрешения от руководства налоговой службы не требуется и от налогоплательщика тоже.
Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.
Рассмотрим подробный порядок в виде таблицы:
Действия налогового инспектора | Описание |
Проверка отчетности или расчета | Если во время камеральной проверки специалисты налоговой службы выявили ошибки в составлении отчетности, неточности, расхождения, не соответствие сведений, тогда налогоплательщику сообщают об этом с требованием предоставить пояснение или внести корректировку в налоговую декларацию. |
Требование предоставить необходимые документы от налогоплательщика | После предоставления требуемых документов налогоплательщиком, специалист налоговой службы, который проводил камеральную проверку, обязан их рассмотреть. |
Рассмотрения предоставленных документов налогоплательщиком | После рассмотрения предоставленных документов налоговый инспектор устанавливает факт совершения налогового правонарушения или другого нарушения в налоговом законодательстве. Должностные лица налоговой службы обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренным НК РФ |
Акр проверки | Если во время проверки налоговой декларации не было выявлено правонарушений в налоговом законодательстве тогда акт проверки не составляется. В этом случае налогоплательщик даже не знает, что проводилась камеральная проверка. |
Предоставление документов налогоплательщиком на налоговые льготы | Если при подаче налоговой декларации налогоплательщик, указал на какие-то льготы или возмещение НДС, тогда налоговый инспектор проводит углубленную камеральную проверку и он в праве потребовать от налогоплательщика подтверждающие документы на получение налоговых льгот. |