Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если одноклассники издеваются над ребёнком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.
Каких детей в школе обижают чаще всего?
Родители любят своего ребенка, и это мешает нам увидеть в нем представителя психологического типа, который чаще всего подвергается нападкам и травле со стороны одноклассников. Но в реальности можно выделить типы детей, которых чаще всего обижают агрессивные ровесники, которые понимают, что им не дадут отпор, потому что ребенок не может постоять за себя и дать сдачи. Так какие же дети чаще всего становятся жертвами школьной агрессии?
- Дети с физическими отличиями. Если у ребенка есть лишний вес или какая-то заметная особенность, типа большого родимого пятна, его могут начать травить. Начинается все с пробных камушков — обидчик обращает внимание на ту же полноту. Потом он называет ее обидным словом, например, “жирный”. Если он не встречает отпора и чувствует, что жертва нервничает, обидные слова повторяются, превращаются в кличку типа “жиртреста”.
- Замкнутые и нелюдимые дети. Им сложно завести друзей. А ведь друзья — это группа поддержки. Агрессор сто раз подумает, прежде чем начать задирать кого-то, у кого есть компания. Несколько скромных парней все же могут дать отпор одному наглецу. А если у ребенка совсем нет друзей — за него некому заступиться и он становится легкой жертвой травли.
- Гиперопекаемые дети подвергаются буллингу, потому что они менее самостоятельны, чем их ровесники, и привыкли полагаться на родителей во всем. Если родители всегда кидаются предотвратить опасность, успокоить, пожалеть, ребенок не учится справляться с проблемами сам. И в итоге он оказывается беззащитным перед агрессивным ровесником, когда родителей нет рядом. Он не знает, как поступить, и этим пользуются другие дети.
- Дети с отличиями в интересах и поведении. Довольно часто травле подвергаются дети, которые в своем кругу всеми любимы и уважаемыми. Если, скажем, ребенок, увлеченный наукой, попадет в среду обычных детей, он будет не оценен и не понят. Его могут начать дразнить и обижать просто потому, что он не участвует в общих делах, которые сближают ровесников. Да, это в основном хулиганство и другие дела, которые не поощряются взрослыми, но на противостоянии учителям и родителям часто зарождается и укрепляется дружба.
- Дети, которые “не так” одеваются и выглядят. Если ребенок выделяется из коллектива класса своим внешним видом, другие дети воспринимают его как выпендрежника и изгоя. Коллектив воспринимает “иной” как “чужой” и пытается выдавить чужака.
- Любимчики учителей. Если классный руководитель и другие учителя постоянно ставят в пример какого-то ребенка, велика вероятность того, что одноклассники отторгнут его, причислят к “этим взрослым” и ополчатся на него так же, как на учителей, с которыми у них взаимная неприязнь.
- Навязчивые дети. Если ребенок постоянно пытается добиться внимания и расположения одноклассников, это воспринимается как слабость и повод для травли.
- Плохая успеваемость. Если ребенок совсем плохо учится, но при этом сам не агрессивен, то его могут записать в “тупые” и начать травить. Конечно, это не касается детей, которые могут постоять за себя, — они как раз становятся популярными, их плохие оценки ровесникам кажутся очень крутыми и символом противостояния со взрослыми.
- В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
- Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
- Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
- Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
- Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
- Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают: спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
- Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
- Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
- Помогите ребенку самоутвердиться, если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
- Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете: встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
- Купите ребенку специальное техническое устройство, которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.
Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.
Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?
В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).
Чего делать категорически нельзя?
- Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
- Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
- Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
- Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.
Каким может быть буллинг
- Насилие может принимать физическое и психологическую формы.
- Физическое насилие принимает силовую форму (побои, избиения) или проявляется в порче имущества.
- Психологическое насилие – это более коварный метод, влияющий на моральное и эмоциональное состояние человека. Коллектив может воздействовать на психику подростка обзываниями, унижениями в словесной форме, бойкотами, запугиваниями и угрозами в течение длительного времени.
- В настоящее время широкое распространение получил — кибербуллинг, травля ведется посредством интернета.
- Отдельно выделяется сексуальное насилие, где имеет место принуждение к совершению каких-либо действий сексуального характера. Объектом насилия, как показывает практика, становятся не только подростки, но и дети. Опасность может исходить как со стороны одноклассников, так и взрослых.
Взрослые — провокаторы?
Воспитание для школы — задача третьестепенная: главное для администрации — чтобы ученики хорошо сдали ЕГЭ. Поэтому учителя в процесс общения учеников не вмешиваются, мол, «моя хата с краю»: пусть родители своих детей воспитывают. Директор одной из челябинских школ после появления в Интернете видео с участием её учеников отмела все претензии родителей и журналистов: мол, у ребёнка нет повреждений, это обычные детские шалости, к тому же всё произошло не на территории школы.
«Оставшаяся с советской школы привычка некоторых педагогов пристыдить, высмеять недостатки ребёнка — плохие оценки, неаккуратность или медлительность — при всём классе, дабы он быстрее исправился, делает из этих учеников потенциальных жертв насмешек и травли», — говорит Татьяна Нестерова, руководитель социально-психологической службы московской школы № 1173. «Не заметить, что кого-то из детей в классе постоянно унижают, невозможно, — уверена Елена Женодарова. — Учитель несёт ответственность за то, чтобы пресекать такие ситуации на корню. Какой бы ни был ребёнок «ненормальный», это никому не даёт права бить и унижать его. Но некоторые взрослые ситуацию травли поддерживают, чтобы выстраивать иерархическую структуру в классе — так детьми легче управлять. Или считают, что дети сами виноваты и самостоятельно должны справиться с проблемой. Родители часто спрашивают: надо ли учить давать сдачи? Надо! Надо учить ребёнка постоять за себя. Если обидчик сильнее, попросить помощи у взрослых. Хуже, если ребёнок будет просто беспомощно плакать, это ещё больше распаляет преследователей. Ещё один совет — развивать у ребёнка навыки общения со сверстниками и взрослыми».
Статья по теме
Сажать или воспитывать? Как помочь школьникам не совершить преступление
Привлечь учителя к решению проблемы
Травля — проблема коллектива, и без вмешательства учителя избавиться от неё не получится. Даже если одному ребёнку удастся выйти из положения жертвы, агрессоры найдут новую, проблема в классе никуда не денется.
Лучше не звонить по телефону и не писать в WhatsApp, а договориться об очной встрече. Не обязательно заранее сообщать о травле, чтобы учитель не готовился защищаться. Поводом для встречи может быть успеваемость, если из-за травли она ухудшилась.
Говорить с учителем нужно наедине: поделиться своими наблюдениями, мыслями. Спросить, что он об этом думает, не замечал ли он чего-то необычного в школе. Хорошо, если учитель чуткий и тоже заметил, что отношения в классе изменились. Но если он отвечает, что ничего не заметил, то придётся задать более конкретные вопросы: «А со Стасом Андрей как общается?», «С кем сидит Андрей?», «А почему один?»
Люди любят показывать свою осведомлённость: наводящими вопросами, может быть, получится узнать, что Андрей со Стасом поссорились и теперь Стас с друзьями всё время подкалывает Андрея.
С учителем нужно обсудить, подходит ли происходящее под описание травли, присутствуют ли четыре признака травли, о которых мы писали в начале статьи. Если так, то учитель должен принять меры: побеседовать с классом о происходящем, не обязательно называя имена. Главное, чтобы он сумел объяснить, что оскорблять, унижать толпой одного человека — это низко, никакой силы в этом нет. Будет хорошо, если учитель напомнит и об ответственности за порчу вещей, избиения, преследование.
Как понять, что ребёнка атакуют?
Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.
- Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
- Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
- Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
- Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
- Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
- Ночные кошмары, бессонница.
- Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
- Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
- Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.
Как поддержать ребёнка?
- Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
- Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
- Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
- Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
- Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.
А теперь поговорим о том, чего родителю точно делать не стоит:
-
Обещать ребенку, что получится сохранить ситуацию в секрете. Как уже было сказано — травлю нельзя прекратить без вмешательства взрослых.
-
Привлекать родителей детей, которые участвуют в травле. Они, скорее всего, займут оборонительную позицию, будут защищать своих детей. Это может привести к конфликту между родителями и только усугубит ситуацию.
-
Говорить: «Ерунда, не обращай внимания», «Игнорируй, они отстанут». Ребенок поделился сокровенным, не стоит это обесценивать и отмахиваться.
-
Говорить ребенку, что он виноват. Это ухудшит отношения с ним и сделает его еще более беспомощным в ситуации противодействия с ребятами, которые на него нападают.
-
Поддерживать ребенка в том, чтобы он дал сдачи. Говорить, что «нужно ответить». Жертва обычно всегда слабее обидчика. В ситуации травли это может подвергнуть его еще большей опасности. К тому же насилие нельзя прекратить с помощью ответного насилия.
-
Заявлять, что конфликты закаляют характер. Но мы говорим о травле, а она ломает психику, ожесточает, приводит к серьезным последствиям во взрослой жизни. С травлей ребенок не в силах справиться сам.
Если ребенка обижают в школе: советы психолога
Нередко в жизни надо действовать на опережение. Чтобы вашего ребенка не обижали в школе, старайтесь с раннего детства максимально его социализировать и правильно вести себя в сложных ситуациях:
- Чаще водите ребенка на разные выставки, новогодние представления, где он будет иметь возможность знакомиться с другими детьми.
- Запишите его на какие-то кружки или в спортивные секции. Пусть он растет всесторонне развитой личностью. Кроме того, в других детских коллективах малыш заведет себе новых товарищей, приобретет дополнительный опыт общения.
- Пытайтесь научить свое чадо грамотно выходить из конфликтных ситуаций, игнорировать дразнилки со стороны одноклассников и не формировать из себя «жертву». Объясните, что лучше не плакать, а сделать вид, что ему наплевать на насмешки. Учите его не терять собственную индивидуальность, отстаивать свою позицию и правильно выражать эмоции.
- Создайте малышу комфортную и спокойную атмосферу дома, поддерживайте его в самых разных начинаниях. Чаще хвалите его и проводите больше времени вместе.
Как понять, что ребёнка обижают в школе
Часто родители даже не догадываются, что их дитя обижают. Школьник может ничего не говорить взрослым о том, что над ним совершается насилие, по разным причинам. Например, из-за боязни потерять уважение в глазах одноклассников по поводу жалоб старшим, особенностей личности ученика и др. Может быть, он и сам думает: «Что делать, если тебя обижают в школе?». Но вам об этом не говорит. Однако есть ряд признаков, по которым вы можете определить, что с вашим чадом что-то не так и он, возможно, подвергается нападкам своих сверстников.
- Отказ идти на учёбу, симуляция болезни
Бывает, что ребёнок вдруг начинает отказываться ходить в школу, ничего не объясняя родителям. При этом он часто придумывает себе «несуществующие болезни»: то у него болит голова, то в горле запершило, то температура или просто плохое самочувствие и т. д
Здесь важно понять: ваш ребёнок склонен прогуливать школьные уроки без уважительной причины или нет. Если он и раньше отличался тем, что симулировал, то это одно дело
А вот если подобное происходит практически впервые, стоит задуматься – в чём причина? Тем более, когда ребёнок при этом ведёт себя довольно настойчиво!
- Ребёнок прогуливает уроки
Всё было хорошо, как вдруг вы узнаёте, что ваш сын или дочь начали прогуливать уроки. Конечно, может быть масса причин прогулов помимо издевательств в школе (влюблённость, отсутствие понимания между близкими, конфликт с конкретным учителем и т. д.). Но если при этом такое поведение стало внезапным для вас и есть другие признаки (подавленное настроение, грусть, какие-то переживания), то стоит насторожиться: не обижают ли ребёнка в школе? Нет ли оснований полагать, что ему там плохо и именно поэтому он не хочет туда идти?
- Плохая успеваемость
Тут также важно понимать: у ребёнка было всегда низкое прилежание или это снова стало неожиданностью для вас? Здесь могут быть те же причины низкой успеваемости, которые перечислены выше. А может это указывать и на то, что ребёнок сосредоточен на чём-то другом и ему тяжело учиться, он стал «скатываться», потому что не видит для себя возможности думать об учёбе
- Испорченные вещи
У вашего ребёнка постоянно что-то происходит с вещами? Оторванные хлястики, порванные или испачканные вещи, забрызганная одежда, а может, что-либо стало пропадать? Это уже повод предположить школьное насилие, особенно если такие ситуации происходят систематически. Разумеется, если вы уверены в том, что ваше чадо само не склонно к тому, чтобы портить вещи, а потом говорить, что это сделал кто-то другой, боясь получить от вас нагоняй.
- На теле ребёнка синяки и ссадины
Если у школьника (который в принципе никогда не дерётся) стали обнаруживаться на теле синяки или ссадины, вы также можете заподозрить, что его обижают. Если ваш ребёнок маленький, понятно, что вы легко увидите следы от насилия. А вот если сын или дочь – подростки, тогда они вряд ли будут «светить перед вами телесами». Поэтому, если всё-таки есть основание полагать, что ребёнка избивают, старайтесь быть наблюдательными. Он пошёл в ванную, снимая на ходу футболку? Подглядывайте. Ложится спать, аккуратно поправьте одеяло и присмотритесь. Ничего нет постыдного в том, чтобы выяснить, не происходит ли физического насилия над вашим чадом.
- Признаки невроза, депрессии или агрессии
Вы начали замечать, что ваш ребёнок постоянно расстроен, нервничает по пустякам? Возможно, даже закатывает истерики? Или он стал в последнее время очень агрессивным, а видимого повода нет? Тогда можно предположить, что это ответная реакция на те агрессивные проявления в школьной среде сверстников, которым он постоянно подвергается. Конечно, причин для невроза и депрессии существует много, особенно у подростка, но это также повод заподозрить неладное.
- Частые опоздания на уроки
Что делать родителям: советы психологов
Для мам и пап родной ребенок всегда остается самым лучшим. Однако чтобы помочь ему действительно эффективно, необходимо адекватно оценивать его достоинства и недостатки, и попытаться превратить слабые стороны в сильные. Когда самостоятельно понять, что предпринимать, если ребенка обижают в школе не получается, советы психолога помогут разобраться и принять правильное решение.
Поговорите по душам
Не акцентируйте внимание на оценках и учебе, расспросите о чувствах, которые испытывает маленькая личность. Зачастую, корень проблем в общении со сверстниками кроется в семейных взаимоотношениях
Если ребенок, даже имея дефекты речи или внешности, будет уверен, что его любят и всегда поддержат, он не будет поддаваться на агрессию ровесников. Те дети, которые в семье также подвергаются насилию и насмешкам, в обществе не смогут противостоять обидчикам.
Гнобят в школе за внешний вид? С раннего возраста приучайте малыша соблюдать личную гигиену, следить за опрятностью вещей и беречь их. Выделите деньги из семейного бюджета на поход в парикмахерскую и покупку модной одежды или кроссовок, при этом объясните отпрыску, что не наряды украшают человека, а его поступки.
Что делать, если ребенка в школе обзывают? Поговорите с классным руководителем – человеком, который видит ситуацию изнутри. Узнайте, кто и почему обзывает вашего сына или дочку, возможно, они сами провоцируют конфликт, подначивая одноклассников. Иногда ребенка не принимают в компанию, если у него нет модной игрушки, которой играют все дети вокруг, поэтому его авторитет очень низок.
Бьют ребенка в школе, что делать? Самолично устраивать расправу не стоит. Попросите педагога организовать встречу родителей виновного и пострадавшего, чтобы совместно разобраться в конфликте, обговорить его последствия и дальнейшие действия.
Запишите ребенка в спортивную секцию. Грамотные тренера научат бороться с обидчиками, не прибегая к физической силе, воспитают в мальчиках и девочках лидерские качества и уверенность в своих возможностях.
Как понять, что у ребенка проблемы в школе?
К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.
Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.
Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:
- Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
- Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
- Резко ухудшилась успеваемость.
- Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
- Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.
В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.
Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше.
Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей.
Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что:
- запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит;
- не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо;
- думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
- стесняется признаться, что не справляется сам;
- винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает;
- боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров;
- поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков.
Как должен вести себя учитель, чтобы буллинга не возникло?
Часто учителя в силу незнания не понимают, что в их классе есть буллинг, происходящее воспринимают как игру, шутку или конфликт. Поэтому мы рекомендуем убедиться в том, педагог владеет этой темой, готов услышать детей и вмешаться в ситуацию. Учитель должен уметь предупреждать, вовремя замечать проявления агрессии или насилия и знать, как в этом случае поступать.
Лучше всего, если учитель с самого начала оговаривает с учениками правила поведения в классе. Идеальная ситуация — совместное с детьми создание правил поведения и последствий за нарушения. Например, если кто-то грубо вклинился в очередь в столовую, выгнав кого-то из учеников, то обидчик должен восстановить ценность обиженного, сделать так, чтобы обиженный ученик принял от него извинения.
Учитель не должен сравнивать детей или выделять кого-то на фоне остальных. Противопоставление одного ученика другим может стать триггером для развития буллинга.
Естественно, недопустимы агрессия и физические наказания со стороны учителя, ведь избавиться от насилия при помощи агрессии невозможно. Ни в коем случае учитель не может навязывать ученикам собственные убеждения (религиозные, политические и т.д.) или выделять детей, которые отличаются от других по каким-либо признакам.