Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Организация может самостоятельно разрабатывать экологическую документацию (в том числе и отчет по инвентаризации выбросов), но только при наличии инженера-эколога в штате, а это редкость для множества объектов. Тогда гораздо эффективнее и выгоднее обратиться в специализированную экологическую организацию, которая имеет все соответствующие квалификации и лицензии, а также штат специалистов по работе с выбросами, сбросами, отходами, почвами.
Этапы инвентаризация выбросов
Рассмотрим основные этапы проведения инвентаризации:
-
Первичный сбор исходных данных и подготовка к выезду эколога на объект
На первом этапе инженер-эколог запрашивает исходные данные о компании, о направлении деятельности организации и выезжает на объект.
-
Проведение осмотра территории объекта, выявление источников выбросов, документирование полученных результатов
Далее инженер-эколог внимательно изучает всю территорию объекта и выявляет все имеющиеся источники выбросов загрязняющих веществ, собирает всю необходимую для дальнейшей отчетности информацию.
Данный этап является основным и крайне важным, т.к. если что-то упустить из виду, результаты инвентаризации и последующие расчеты не будут достоверными.
-
Обработка полученных данных в ходе инвентаризации
После того как специалист посетил объект инвентаризации, он приступает к тщательной обработке всех полученных данных, чтобы перейти к расчетам.
-
Проведение расчетов и/или замеров (зависит от источника)
На следующем этапе можно переходить к определению методик, по которым необходимо провести расчеты выбросов для разного вида источников и дальнейшего выполнения расчетов по ним.
Для организованных источников определяется перечень качественных и количественных характеристик и проводятся замеры, после чего результаты оформляются в виде протоколов.
-
Оформление результатов инвентаризации в форму отчета
Полученную информацию и результаты проведенных расчетов и/или замеров эколог оформляет в виде отчета. Готовый отчет об инвентаризации источников выбросов служит основой для дальнейшей разработки проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Процесс инвентаризации
Подготовка отчета по выбросам начинается с выезда эколога на площадку предприятия, её обследования, выделение производственных процессов в результате которых могут образовываться выбросы загрязняющих веществ.
Далее выявляются источники выбросов, то есть пути выхода потоков газовоздушной смеси непосредственно в окружающую среду — атмосферный воздух. Это может быть труба, вентиляционное отверстие на крыше, ворота гаража, окно сварочного цеха и тд.
После выезда эколог составляет перечень источников выбросов загрязняющих веществ и высылает заказчику на ознакомление и согласование.
На основании согласованного перечня источников выбросов эколог запрашивает необходимые для разработки отчета исходные данные, и составляет заявку в аккредитованную лабораторию на выполнение инструментальных замеров выбросов.
В них входит измерение параметров источника (высота, диаметр), замеры аэродинамических характеристик (скорость выхода газовой смеси, её объем), а также измерение концентраций загрязняющих веществ в выбросах.
Далее лаборатория выставляет счет за свои услуги, и после оплаты назначает дату выезда на объект. После замеров представитель лаборатории высылает инженеру-экологу черновики протоколов для проверки правильности их оформления и произведённых расчетов. Когда черновики утверждены, лаборатория печатает протоколы с обязательным приложением аттестата аккредитации.
Существуют случаи, когда выбросы нельзя замерить инструментальным путем, например от неорганизованных или горячих источников. В таком случае используются утвержденные методики расчета концентраций загрязняющих веществ.
Отчет об инвентаризации источников выбросов
После получения всех необходимых исходных данных, а также проведения расчетов и получения протоколов от лаборатории, инженер-эколог составляет отчет по инвентаризации источников выбросов, который содержит:
- общие сведения о предприятии;
- описание производственной деятельности с выделением процессов, при которых происходит выброс загрязняющих веществ, перечислением этих веществ и описанием пути их выхода в атмосферный воздух;
- описание перспективы развития предприятия, если планируется реконструкции, расширение и тд.
- характеристику газоочистного оборудования, таких как фильтры, скрубберы и тд, в процессе работы которых часть загрязняющих веществ улавливается и удаляется, не попав в атмосферный воздух;
- перечисление нормативно-методических документов и методик, использованных при составлении отчета;
- сводные таблицы характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сводную таблицу суммарных выбросов каждого загрязняющего вещества в целом по объекту;
- карту-схему с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат.
Кто должен проводить и в какие сроки
Инвентаризация выбросов должна проводится всеми хозяйствующими субъектами, в числе которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые имеют стационарные источники, загрязняющие атмосферу, то есть производящие выброс вредных веществ в воздух, которым мы дышим.
Решение о проведении ИВЗВ должен принять руководитель организации, он издает соответствующий приказ, в котором указывает на сроки проведения и на состав комиссии по проведению.
Важно! Инвентаризация выбросов должна проходить не реже чем один раз в пять лет.
Оформление результатов
На завершающем этапе систематизируют результаты испытаний, оформляют итоги проверок оборудования, заполняют паспорта проверок и акт инвентаризации источников выбросов. Документы составляется в двух экземплярах. Дополнительно прикладывается пояснительная записка, содержащая расчёты выбросов. Копии документов направляются в управление Росприроднадзора. Комиссия либо подтверждает результаты проверки, либо направляет список замечаний, после ликвидации которых и выдается заключение.
Обработка результатов включает:
- формирование таблицы с перечнем параметров, их характеристик;
- систематизацию результатов проверки, калькуляцию массового выброса всех веществ;
- определение влияния, которое оказывают стационарные источники выбросов в атмосферу, путем суммирования эффекта воздействия всех ЗВ;
- подготовку новых картсхем приземных концентраций групп суммации, на производственной площадке и в районе ее расположения.
Плановая и внеплановая инвентаризация: отличия
Основное отличие в дате. Для спланированного мероприятия число и месяц известны с начала года, ее исполнение – обязательное требование к деятельности компании, независимо от обстоятельств. Постепенно работники подготавливают все к проведению, подсчитывают некоторые группы товаров, перекладывают все и систематизируют, чтобы потом просто считать. С одной стороны, это дополнительный порядок. А с другой – прекрасная возможность создать только видимость наличия сотен экземпляров. Если человек воровал, то ему ничто не помешает замаскировать итоги своей деятельности, чтобы продолжать действовать в том же ключе.
Незапланированный пересчет отличается срочностью и неожиданным началом. Внеплановые инвентаризации проводят, если требуется поймать сотрудника на обмане, найти скрытое хранение излишков продукции, обнаружить пересорт. Ее дату не разглашают заранее, периодичность тоже не установлена – в любой момент, когда руководство решит, что это необходимо.
Она не отражается в учетной политике предприятия, не вписывается в контрольно-ревизионные работы до начала процесса.
В отдельных случаях ее инициируют, если внешние ревизоры или специалисты аудиторской компании выявляют существенные несоответствия в количестве и разновидностях ОС, ГП или финансов. То же делается при определении нарушения законов, незаконное списание средств.
1.1. Настоящие Методические указания по проведению инвентаризации государственного имущества (далее – Методические указания) устанавливают порядок проведения инвентаризации государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении учреждений с государственной формой собственности и государственных предприятий, государственного имущества, незакрепленного за государственными юридическими лицами, а также финансовых обязательств учреждений с государственной формой собственности и государственных предприятий.
1.2. Для целей настоящих Методических указаний под активами (имуществом) организации понимаются основные фонды (основные средства), запасы, ценности, земельные участки и другие непроизведенные активы, внутренние и внешние финансовые активы.
1.3. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, переданное организацией в пользование другим лицам, в том числе в аренду, доверительное управление,
на ответственное хранение.
1.4. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (далее – МОЛ), утвержденному на ежегодной основе руководителем организации.
1.5. Основными целями инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия имущества;
2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
3) проверка полноты отражения в учете обязательств.
1.6. Проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче имущества в аренду, а также выкупе, продаже имущества;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
3) при смене материально ответственных лиц;
4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6) при реорганизации или ликвидации организации;
7) в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Кыргызской Республики.
1.7. Ежегодная инвентаризация проводится не ранее 1 декабря отчетного года и не позднее 31 января года, следующего за отчетным.
1.8. В течение отчетного года инвентаризация может проводиться по распоряжению руководителя организации на выборочной основе по существенным активам, а также на основании письменного запроса от контролирующих органов, внутренних аудиторов и внешних независимых аудиторов в ходе их проверки.
4.1. Бухгалтерская служба организации формирует инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам, подлежащим инвентаризации, в количестве не менее двух экземпляров.
4.2. Сличительная ведомость содержит данные по: инвентарному номеру; наименованию основных средств; единице измерения; количеству имущества — по данным бухгалтерского учета; первоначальной стоимости; накопленной амортизации; а также графы «Фактическое наличие» и «Рабочее состояние актива».
4.3. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
4.4. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
4.5. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, переданные в пользование и доверительное управление, а также полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
4.6. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.
1. В Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом «Об охране атмосферного воздуха») введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 22 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников» этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
«Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды» (в настоящее время — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее — Ростехнадзор).
Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем — «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов .
Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:
Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;
Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
Контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
Ведения статистической отчетности о выбросах;
Контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;
Разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
Оценки экологичности используемых технологий;
Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.
2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
Источники с организованным выбросом;
Источники с неорганизованным выбросом.
Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: «организованный источник» и «неорганизованный источник».
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.
3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:
Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;
Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;
Кодификация и определение координат ИЗА.
Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).
Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 — цех N 1, источник N 1);
Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;
Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.
Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;
Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);
Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.
4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) .
Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет .
На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:
Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.
Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.
Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.
Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.
Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.
По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.
Что такое инвентаризация объектов размещения отходов?
Инвентаризация объектов размещения отходов – это процедура, обязательная как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов. В этом случае форма собственности не имеет значения. Инвентаризацию обязаны проводить:
- собственники;
- пользователи;
- владельцы;
- арендаторы объектов, размещающих отходы.
Согласно приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» по завершению сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах:
- один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов;
- второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
- Инвентаризация отходов производства обязательна. Основным регламентирующим документом является ФЗ -89 от 24-06-98 г.
- Инвентаризация проводится раз в 5 лет или чаще.
- Всероссийского классификатора отходов не существует. При внесении соответствующих данных в инвентаризационную опись пользуются региональными правовыми актами. Если наименование и кодировка отхода отсутствуют в них, члены инвентаризационной комиссии вправе сами придумать наименование и затем получить код, обратившись в природоохранную службу.
- Инвентаризации подлежат только возвратные отходы производства.
- Итоги инвентаризации оформляются актом унифицированной или утвержденной на предприятии формы.
- Данные используются как для внутренних целей контроля, оптимизации производства, так и для получения разрешительной документации по хранению и лимитированию отходов.
- Инвентаризационная комиссия может состоять из работников предприятия, а может иметь в своем составе представителей сторонней организации – аудитора.
- При проведении инвентаризации следует учитывать класс опасности отходов во избежание вреда, а также в целях полного и точного отражения информации в инвентаризационном акте.
- Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь любой вид ответственности, не исключая и уголовную.
Документы, необходимые для проведения инвентаризации объектов размещения отходов
Предприятие, являющееся объектом размещения отходов, в обязательном порядке должны быть разработаны документы, на основании которых можно проводить инвентаризацию.
Так, среди документов могут быть следующие:
- инструкция о порядке проведения инвентаризации объектов размещения отходов;
- инструкция для инвентаризационной комиссии (или Положение о работе инвентаризационной комиссии);
- ведомости объектов хранения, источников отходов и др.;
- сведения о предприятиии;
- приказ о создании инвентаризационной комиссии;
- приказ о проведении инвентаризации объектов размещения отходов;
- акт инвентаризации.
На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:
Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.
Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.
Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.
Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.
Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.
По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.
Акт о результатах инвентаризации (образец заполнения)
Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015.
Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.
Скачать бланк акта о результатах инвентаризации