Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Организация может самостоятельно разрабатывать экологическую документацию (в том числе и отчет по инвентаризации выбросов), но только при наличии инженера-эколога в штате, а это редкость для множества объектов. Тогда гораздо эффективнее и выгоднее обратиться в специализированную экологическую организацию, которая имеет все соответствующие квалификации и лицензии, а также штат специалистов по работе с выбросами, сбросами, отходами, почвами.

Этапы инвентаризация выбросов

Рассмотрим основные этапы проведения инвентаризации:

  1. Первичный сбор исходных данных и подготовка к выезду эколога на объект

    На первом этапе инженер-эколог запрашивает исходные данные о компании, о направлении деятельности организации и выезжает на объект.

  2. Проведение осмотра территории объекта, выявление источников выбросов, документирование полученных результатов

    Далее инженер-эколог внимательно изучает всю территорию объекта и выявляет все имеющиеся источники выбросов загрязняющих веществ, собирает всю необходимую для дальнейшей отчетности информацию.

    Данный этап является основным и крайне важным, т.к. если что-то упустить из виду, результаты инвентаризации и последующие расчеты не будут достоверными.

  3. Обработка полученных данных в ходе инвентаризации

    После того как специалист посетил объект инвентаризации, он приступает к тщательной обработке всех полученных данных, чтобы перейти к расчетам.

  4. Проведение расчетов и/или замеров (зависит от источника)

    На следующем этапе можно переходить к определению методик, по которым необходимо провести расчеты выбросов для разного вида источников и дальнейшего выполнения расчетов по ним.

    Для организованных источников определяется перечень качественных и количественных характеристик и проводятся замеры, после чего результаты оформляются в виде протоколов.

  5. Оформление результатов инвентаризации в форму отчета

    Полученную информацию и результаты проведенных расчетов и/или замеров эколог оформляет в виде отчета. Готовый отчет об инвентаризации источников выбросов служит основой для дальнейшей разработки проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Процесс инвентаризации

Подготовка отчета по выбросам начинается с выезда эколога на площадку предприятия, её обследования, выделение производственных процессов в результате которых могут образовываться выбросы загрязняющих веществ.

Далее выявляются источники выбросов, то есть пути выхода потоков газовоздушной смеси непосредственно в окружающую среду — атмосферный воздух. Это может быть труба, вентиляционное отверстие на крыше, ворота гаража, окно сварочного цеха и тд.

После выезда эколог составляет перечень источников выбросов загрязняющих веществ и высылает заказчику на ознакомление и согласование.

На основании согласованного перечня источников выбросов эколог запрашивает необходимые для разработки отчета исходные данные, и составляет заявку в аккредитованную лабораторию на выполнение инструментальных замеров выбросов.

В них входит измерение параметров источника (высота, диаметр), замеры аэродинамических характеристик (скорость выхода газовой смеси, её объем), а также измерение концентраций загрязняющих веществ в выбросах.

Далее лаборатория выставляет счет за свои услуги, и после оплаты назначает дату выезда на объект. После замеров представитель лаборатории высылает инженеру-экологу черновики протоколов для проверки правильности их оформления и произведённых расчетов. Когда черновики утверждены, лаборатория печатает протоколы с обязательным приложением аттестата аккредитации.

Существуют случаи, когда выбросы нельзя замерить инструментальным путем, например от неорганизованных или горячих источников. В таком случае используются утвержденные методики расчета концентраций загрязняющих веществ.

Отчет об инвентаризации источников выбросов

После получения всех необходимых исходных данных, а также проведения расчетов и получения протоколов от лаборатории, инженер-эколог составляет отчет по инвентаризации источников выбросов, который содержит:

  • общие сведения о предприятии;
  • описание производственной деятельности с выделением процессов, при которых происходит выброс загрязняющих веществ, перечислением этих веществ и описанием пути их выхода в атмосферный воздух;
  • описание перспективы развития предприятия, если планируется реконструкции, расширение и тд.
  • характеристику газоочистного оборудования, таких как фильтры, скрубберы и тд, в процессе работы которых часть загрязняющих веществ улавливается и удаляется, не попав в атмосферный воздух;
  • перечисление нормативно-методических документов и методик, использованных при составлении отчета;
  • сводные таблицы характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сводную таблицу суммарных выбросов каждого загрязняющего вещества в целом по объекту;
  • карту-схему с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат.

Кто должен проводить и в какие сроки

Инвентаризация выбросов должна проводится всеми хозяйствующими субъектами, в числе которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые имеют стационарные источники, загрязняющие атмосферу, то есть производящие выброс вредных веществ в воздух, которым мы дышим.

Решение о проведении ИВЗВ должен принять руководитель организации, он издает соответствующий приказ, в котором указывает на сроки проведения и на состав комиссии по проведению.

Важно! Инвентаризация выбросов должна проходить не реже чем один раз в пять лет.

Оформление результатов

На завершающем этапе систематизируют результаты испытаний, оформляют итоги проверок оборудования, заполняют паспорта проверок и акт инвентаризации источников выбросов. Документы составляется в двух экземплярах. Дополнительно прикладывается пояснительная записка, содержащая расчёты выбросов. Копии документов направляются в управление Росприроднадзора. Комиссия либо подтверждает результаты проверки, либо направляет список замечаний, после ликвидации которых и выдается заключение.

Обработка результатов включает:

  • ­формирование таблицы с перечнем параметров, их характеристик;
  • систематизацию результатов проверки, калькуляцию массового выброса всех веществ;
  • определение влияния, которое оказывают стационарные источники выбросов в атмосферу, путем суммирования эффекта воздействия всех ЗВ;
  • ­подготовку новых карт­схем приземных концентраций групп суммации, на производственной площадке и в районе ее расположения.
Читайте также:  Раздел лицевых счетов при наличии счетчиков

Плановая и внеплановая инвентаризация: отличия

Основное отличие в дате. Для спланированного мероприятия число и месяц известны с начала года, ее исполнение – обязательное требование к деятельности компании, независимо от обстоятельств. Постепенно работники подготавливают все к проведению, подсчитывают некоторые группы товаров, перекладывают все и систематизируют, чтобы потом просто считать. С одной стороны, это дополнительный порядок. А с другой – прекрасная возможность создать только видимость наличия сотен экземпляров. Если человек воровал, то ему ничто не помешает замаскировать итоги своей деятельности, чтобы продолжать действовать в том же ключе.

Незапланированный пересчет отличается срочностью и неожиданным началом. Внеплановые инвентаризации проводят, если требуется поймать сотрудника на обмане, найти скрытое хранение излишков продукции, обнаружить пересорт. Ее дату не разглашают заранее, периодичность тоже не установлена – в любой момент, когда руководство решит, что это необходимо.

Она не отражается в учетной политике предприятия, не вписывается в контрольно-ревизионные работы до начала процесса.

В отдельных случаях ее инициируют, если внешние ревизоры или специалисты аудиторской компании выявляют существенные несоответствия в количестве и разновидностях ОС, ГП или финансов. То же делается при определении нарушения законов, незаконное списание средств.

1.1. Настоящие Методические указания по проведению инвентаризации государственного имущества (далее – Методические указания) устанавливают порядок проведения инвентаризации государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении учреждений с государственной формой собственности и государственных предприятий, государственного имущества, незакрепленного за государственными юридическими лицами, а также финансовых обязательств учреждений с государственной формой собственности и государственных предприятий.

1.2. Для целей настоящих Методических указаний под активами (имуществом) организации понимаются основные фонды (основные средства), запасы, ценности, земельные участки и другие непроизведенные активы, внутренние и внешние финансовые активы.

1.3. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, переданное организацией в пользование другим лицам, в том числе в аренду, доверительное управление,
на ответственное хранение.

1.4. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (далее – МОЛ), утвержденному на ежегодной основе руководителем организации.

1.5. Основными целями инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

1.6. Проведение инвентаризации обязательно:

1) при передаче имущества в аренду, а также выкупе, продаже имущества;

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

3) при смене материально ответственных лиц;

4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6) при реорганизации или ликвидации организации;

7) в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Кыргызской Республики.

1.7. Ежегодная инвентаризация проводится не ранее 1 декабря отчетного года и не позднее 31 января года, следующего за отчетным.

1.8. В течение отчетного года инвентаризация может проводиться по распоряжению руководителя организации на выборочной основе по существенным активам, а также на основании письменного запроса от контролирующих органов, внутренних аудиторов и внешних независимых аудиторов в ходе их проверки.

4.1. Бухгалтерская служба организации формирует инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам, подлежащим инвентаризации, в количестве не менее двух экземпляров.

4.2. Сличительная ведомость содержит данные по: инвентарному номеру; наименованию основных средств; единице измерения; количеству имущества — по данным бухгалтерского учета; первоначальной стоимости; накопленной амортизации; а также графы «Фактическое наличие» и «Рабочее состояние актива».

4.3. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

4.4. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

4.5. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, переданные в пользование и доверительное управление, а также полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

4.6. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

1. В Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом «Об охране атмосферного воздуха») введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 22 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников» этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Читайте также:  СТОЮ НА УЧЁТЕ У НАРКОЛОГА КАК СНЯТЬСЯ С УЧЕТА

«Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды» (в настоящее время — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее — Ростехнадзор).

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем — «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов .

Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:

Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;

Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);

Контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;

Ведения статистической отчетности о выбросах;

Контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;

Разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;

Оценки экологичности используемых технологий;

Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.

2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:

Источники с организованным выбросом;

Источники с неорганизованным выбросом.

Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: «организованный источник» и «неорганизованный источник».

Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.

3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:

Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

Кодификация и определение координат ИЗА.

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 — цех N 1, источник N 1);

Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;

Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) .

Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет .

На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:

Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.

Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.

Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.

Читайте также:  Зарплата по регионам России в 2023 году

Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.

Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.

По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.

Что такое инвентаризация объектов размещения отходов?

Инвентаризация объектов размещения отходов – это процедура, обязательная как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов. В этом случае форма собственности не имеет значения. Инвентаризацию обязаны проводить:

  • собственники;
  • пользователи;
  • владельцы;
  • арендаторы объектов, размещающих отходы.

Согласно приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» по завершению сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах:

  • один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов;
  • второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
  1. Инвентаризация отходов производства обязательна. Основным регламентирующим документом является ФЗ -89 от 24-06-98 г.
  2. Инвентаризация проводится раз в 5 лет или чаще.
  3. Всероссийского классификатора отходов не существует. При внесении соответствующих данных в инвентаризационную опись пользуются региональными правовыми актами. Если наименование и кодировка отхода отсутствуют в них, члены инвентаризационной комиссии вправе сами придумать наименование и затем получить код, обратившись в природоохранную службу.
  4. Инвентаризации подлежат только возвратные отходы производства.
  5. Итоги инвентаризации оформляются актом унифицированной или утвержденной на предприятии формы.
  6. Данные используются как для внутренних целей контроля, оптимизации производства, так и для получения разрешительной документации по хранению и лимитированию отходов.
  7. Инвентаризационная комиссия может состоять из работников предприятия, а может иметь в своем составе представителей сторонней организации – аудитора.
  8. При проведении инвентаризации следует учитывать класс опасности отходов во избежание вреда, а также в целях полного и точного отражения информации в инвентаризационном акте.
  9. Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь любой вид ответственности, не исключая и уголовную.

Документы, необходимые для проведения инвентаризации объектов размещения отходов

Предприятие, являющееся объектом размещения отходов, в обязательном порядке должны быть разработаны документы, на основании которых можно проводить инвентаризацию.

Так, среди документов могут быть следующие:

  • инструкция о порядке проведения инвентаризации объектов размещения отходов;
  • инструкция для инвентаризационной комиссии (или Положение о работе инвентаризационной комиссии);
  • ведомости объектов хранения, источников отходов и др.;
  • сведения о предприятиии;
  • приказ о создании инвентаризационной комиссии;
  • приказ о проведении инвентаризации объектов размещения отходов;
  • акт инвентаризации.

На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:

Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.

Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.

Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.

Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.

Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.

По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.

Акт о результатах инвентаризации (образец заполнения)

Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015.

Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.

Скачать бланк акта о результатах инвентаризации


Похожие записи:

Добавить комментарий