Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли снять с очереди на жилье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На практике не редко встречаются случаи, когда инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключают из списков на бесплатное предоставление жилья от государства в отсутствие на та законных оснований.
Основания для снятия с очереди
Распространенный вопрос среди граждан РФ — могут ли снять с очереди на жилье. Теоретически это реально, но для этого должны быть веские причины. Выделим основные:
- Получение земли под строительство дома. По законам РФ многодетные семьи вправе рассчитывать на участок под ИЖС. В дальнейшем земля подлежит приватизации. Если у семейства три и более детей, муниципальные органы не имеют права снимать с очереди.
- Переезд в другой город или государство. Сюда не входит перемена места жительства в столице РФ или СПб, а с 2014-го и в Севастополе. Иными словами, на вопрос, могут ли снять с очереди на жилье при переезде из Москвы или других населенных объектов федерального уровня, ответ отрицательный.
- Добровольное желание. Претенденты на недвижимость вправе оформить заявление и попросить исключить из перечня претендентов. Документ должен составляться по всей форме и с указанием реквизитов заявителя.
- Получение денег из бюджета. Если вас сняли с очереди на жилье, проанализируйте последние поступления от государства. Получение жилищного сертификата, оформление субсидии при ипотеке, возведении дома или ремонте квартиры влечет за собой аннулирование права на новую недвижимость.
- Улучшение условий проживания. Если во время нахождения в очереди у семейства изменились обстоятельства в лучшую сторону, к примеру, имеет место увеличение общей площади жилого помещения, позиция в очереди аннулируется. Ее занимают другие люди, имеющие более серьезные проблемы с жильем.
На самом деле, базовых оснований для снятия с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий только четыре:
- собственное желание на то очередника, зафиксированное в его заявлении;
- исполнение властями своих обязанностей и предоставление очереднику муниципального жилья по договору социального найма или аналога;
- самостоятельное решение очередником своей жилищной проблемы в виде приобретение в собственность жилья.
- утрата оснований для заключения с очередником договора социального найма.
Никакие другие варианты основанием не являются. Если человек за свои деньги снимает жилье у частного лица – он не утрачивает права на муниципальную квартиру. Если человек заключил брак и живет в квартире у жены или мужа – он сохраняет свое место в очереди, потому что право на пользование жильем второй половины временное, обусловленное только наличием семейных отношений между ними. А теперь рассмотрим каждое основание немного подробнее.
Итак, Вас сняли с очереди на жилье!
В последнее время участились случаи снятия граждан с жилищного учета, проще говоря, их «сняли с очереди на жилье…».
Когда-то давно (аж в прошлом веке!) поставили одного гражданина с семьей на очередь на улучшение жилищных условий, а по простому — в очередь на жильё. Обрадовался гражданин, на очереди стоит, документы необходимые по требованию приносит, детей растит, ждет квартиру 10 лет, 15 лет, 20 лет … Сколько ждать-то можно уже, думает гражданин, пойду-ка узнаю, скоро ли моя очередь на жилье подойдёт. Он-то еще не знает, что его сняли с очереди на жилье!
Приходит наш гражданин в Департамент городского имущества и узнает, что с очереди его сняли, поскольку основания для его нахождения на жилищном учёте отпали. Так что придется его семье и дальше жить в коммунальной квартире. Ну и что, что 7 человек в одной комнате.
Как образно написано у Некрасова:
И пошли, они солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его Бог!»,
разводя безнадежно руками…
Вот так и идут наши граждане….
Но мы за ними не пойдем. Мы пойдем в суд и подадим соответствующее исковое заявление. И получим возможность восстановления в очереди на жильё. Если найдем для этого основания.
Другой не менее популярный способ незаконно снять очередника с учета — добавить к его жилплощади метраж дачи, садового домика, а то и вовсе земельного надела. Во многих регионах страны, включая Москву, эта процедура доведена до автоматизма: стоит гражданину обзавестись дачной постройкой либо участком и зарегистрировать право собственности в Росреестре, как новое имущество тут же плюсуют к его старым квадратам, а незадачливого хозяина лишают права на госквартиру, — объясняет адвокат Олег Сухов. Доказывать, что на самом деле недвижимость непригодна для постоянного проживания, очереднику приходится уже в суде. Недавно участником такого процесса стал житель Подмосковья. Отец малоимущего семейства получил в наследство классический «домик в деревне»: в садовом товариществе, без водопровода и канализации, зато с печным отоплением. Объект решили использовать как летнюю дачу. Чиновники же, не долго думая, учли помещение в качестве допустимого жилья и сняли заявителя с очереди. Суд с подобной позицией не согласился, указав, что по действующему законодательству дом без удобств не может использоваться при определении уровня обеспеченности очередников, и отменил решение муниципалитета.
Новый Жилищный кодекс, вступивший в силу в 2005 году, разрешил выдавать бесплатные квартиры только тем нуждающимся, которых официально признали малоимущими. На практике это означает, что для получения социальных метров семья должна не просто жить в тесноте, но и не иметь ценного имущества, а также зарабатывать настолько мало, чтобы за 20 лет не суметь накопить на недвижимость. Причем условие распространяется на все время стояния в очереди, — обращает внимание адвокат Олег Сухов. Если через несколько лет после попадания в список заявитель устроится на хорошую работу и выберется из нищеты, его автоматически исключат. Чиновники используют правило в своих интересах. С одной стороны, вполне легально и очень активно отчисляют новых очередников. С другой — незаконно применяют изменившийся порядок к старым. Дело в том, что по нормам ЖК имущественный ценз не распространяется на тех, кто встал на учет до 1 марта 2005-го. Соответственно, и снимать таких людей с очереди лишь потому, что они поправили свое финансовое положение нельзя. Тем не менее, чиновники это делают. Вопреки закону, здравому смыслу и многочисленным судебным решениям. Свежий пример из Тульской области: супруги ждали квартиру с 1998 года, вдвоем проживая на 18,5 кв. м. Прошлой осенью очередников вычеркнули из списка из-за того, что жена вышла на пенсию. Местные власти посчитали, что теперь-то доходов семьи должно хватить на покупку жилья, и предсказуемо проиграли процесс.
Восстановление в очереди на после снятия физические лица осуществляют через обращение в районный суд. Снимает очередность с гражданина Департамент жилищной политики и районного жилищного фонда и подготавливает на этот счет постановление. При незаконном снятии очередности на жилое имущество, можно в суде обжаловать отказ, выданный вышеуказанным органом, путем подачи искового заявления с доказательствами незаконности действий ответчика. Процедура оспаривания достаточно сложная и требует профессиональной помощи.
Что делать если сняли с очереди на жилье
Низкий уровень жизни заставляет граждан РФ становиться в очередь на улучшение условий проживания. Люди собирают множество документов, тратят время на общение с чиновниками и постановку на учет. Но в определенный момент человек может узнать, что его сняли с очереди на жилье.
В такой ситуации он теряется в догадках и считает, что все надежды разрушены.Ниже рассмотрим, что делать в таких обстоятельствах, к кому обращаться за помощью, и во сколько обойдется услуга. Разберем примеры судебной практики, позволяющие разобраться в причинах и последствиях.Отметим, что почти во всех случаях вина лежит на государственных органах и их представителях, которые превышают полномочия и нарушают требования законодательства.
Но обо всем подробнее.
Администрация Московского района г.Минска
- Регулируется: Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее – ЖК).
- Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по месту их жительства, а граждан без определенного места жительства (ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет), зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел, — местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства.
- Граждане, у которых право на предоставление жилого помещения социального пользования либо на внеочередное или первоочередное предоставление им жилых помещений возникло в период их состояния на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельный список учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления и представления документов, подтверждающих такое право.
- Если у граждан отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в отдельном списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, по решению местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, других организаций, принявших граждан на такой учет, они подлежат исключению из этого списка, но сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии этого права.
- По письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в местном исполнительном и распорядительном органе, государственном органе, другой организации по месту работы (службы) производятся:
- объединение очереди членов семьи, состоящих отдельно на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате принятия на учет одного из них;
- разделение очереди членов, бывших членов семьи.
Гражданин при подаче заявления об объединении или разделении очереди должен представить документы, предусмотренные для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При разделении очереди каждый из членов, бывших членов семьи имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста — с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом член, бывший член семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы (службы), имеют право на разделение очереди с даты трудоустройства (поступления на службу) в этот государственный орган, другую организацию, но не ранее даты принятия члена семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи гражданина, с которым производится разделение очереди.
Если в период состояния на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у гражданина изменился состав семьи, он вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в состав семьи, с которым он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о внесении изменений в состав семьи принимается в порядке, предусмотренном для принятия решений о принятии граждан на учет (снятии граждан с учета) нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основания для снятия с учета нуждающихся
Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это — утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания для снятия с очереди на улучшение жилищных условий
Права получения жилплощади сохраняются за гражданами лишь до того момента пока не будет выявлено основание, по которому они не смогут состоять на учете и будут сняты.
В соответствии с законодательством РФ граждане могут быть сняты с очереди в следующих случаях:
- Они по собственной инициативе подали соответствующее заявление (когда гражданин сам просит снять себя с учета, то причину указывать не требуется);
- Когда основание, по которому им должно было быть предоставлено жилье по договору социального найма, было утрачено. К примеру, финансовое состояние семьи было улучшено и она не считается больше малоимущей — когда было получено наследство, которое улучшило финансовое состояние, было получено повышение по службе и т. д.;
- При переезде в другой регион или страну (но когда речь идет о переезде в пределах города, то место в очереди сохраняется и гражданин не может быть снят по этим основаниям);
- Если была выдана материальная помощь на строительство дома либо приобретения квартиры, гражданин также не может претендовать на жилплощадь;
- Когда после постановки на учет в очередь на квартиру выяснилось, что сведения, представленные гражданами, оказались не достоверными;
- При увольнении с предприятия, от которого должна была быть выделена площадь, гражданин также не может претендовать на нее в дальнейшем;
- В случае намеренного ухудшения жилищных условий с целью получения жилплощади;
- При покупке гражданами дачи, которая была признана годной для круглогодичного проживания;
После того, как было выявлено одно из вышеперечисленных обстоятельств, сотрудники уполномоченного органа (в данном случае — Департамент жилищной политики) в течение 30 дней принимают решение о снятии с очереди на получение жилья. Данное решение должно содержать сведения о причинах, по которым произошло исключение из очереди. Но как поступить, когда граждан сняли с очереди при отсутствии оснований? Возможно ли доказать свою правоту и восстановиться на учете? Куда необходимо обратиться для восстановления?
В иске должны содержаться следующие сведения:
- Наименование суда в который он подается;
- Ф. И. О. истца, его телефон и адрес проживания;
- Сведения об ответчике (наименование организации), адрес, контактные номера телефонов;
- Сведения о месте проживания в настоящий момент;
- Основание по которому лицо было поставлено на учеты в качестве нуждающегося в жилплощади и дата когда это было сделано;
- Дата, когда лицо узнало, что оно было снято с учета;
- Просьба о признании действий ответчика незаконными;
- Просьба о восстановлении на учете;
- Дата направления иска;
- Подпись.
Что предлагают делать эксперты?
На первый взгляд кажется, что порядок получения жилья не так уж и сложен. Но на практике многие дети-сироты сталкиваются с разного рода проблемами, некоторые дожидаются своей очереди десятилетиями. Чтобы процесс обеспечения жильём не растянулся на десятилетия, рекомендуем прислушаться к советам экспертов.
Юрист фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов рекомендует при получении жилья обращаться прямо в суд. По его словам, такая практика в разных регионах сокращает сроки ожидания до 2-5 лет.
Бывший уполномоченный РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова отмечает, что заниматься вопросом обеспечения сирот жильём должно именно Министерство строительства, которое в курсе дел с качеством жилых площадей. Это связано с тем, что очень часто выпускники детских домов и интернатов получают совершенно непригодные для жилья помещения и в конечном итоге остаются ни с чем.
Андрей Спивак, председатель Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, видит главную проблему с жильём для сирот в недостаточном финансировании. По его мнению, большинству сирот дают жильё в неблагополучных районах и с ненадлежащими условиями для жизни именно по причине недостаточного бюджета.
Сколько стоят в очереди
Законом не установлены конкретные сроки рассмотрения заявлений на бесплатное жилье. Это время зависит от региона, информацию лучше уточнять в местном муниципалитете. Бывают ситуации, когда люди годами ждут квартиры и не получают их, когда подходит очередь. Это может случиться по причине смерти одного из членов семьи, прописанного в квартире с недостаточным метражом, улучшения условий проживания за свой счет или повышения совокупного уровня дохода.
Кроме того, представители государства могут отказать в выдаче квартиры, если вы предоставили неполный комплект документов или указали неверные сведения (обычно это выясняется на этапе подачи запроса). Когда подойдет очередь заявителя, будут проверены сделки с недвижимостью, совершенные членами семьи за период с момента подачи документов. Важно, чтобы за это время люди не ухудшали нынешние условия проживания намеренно в целях получения квартиры как можно скорее: доказанный факт может стать причиной отказа в выдаче жилья.
Почему снимают с очереди?
Согласно статье 56 ЖК РФ претендент может быть снят с очереди на улучшение жилищных условий, если имеет место следующее:
- Переезд в другой регион или страну.
- Если человек сам подал заявление на снятие с очереди.
- У семьи больше нет оснований, по которым она может быть признана нуждающейся. Например, была получена в дар или в наследство квартира, которая вполне пригодна для проживания всей семьи, без нарушения жилищно-санитарных требований.
- Заявитель получил жилищный сертификат – в таком случае он снимается с очереди на получение квартиры, поскольку вместо этого получил деньги на ее покупку.
- Был предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Но, такая замена не дает права исключить из очереди многодетную семью.
- Были предоставлены неправдивые сведения – заявитель указал лживую информацию с целью получения неправомерной выгоды.
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.
Выгонять из очереди запрещается
Важное решение принял Верховный суд по поводу пресловутой жилищной очереди льготников. Оно вселяет большие надежды тем, кого чиновники пытаются исключить из числа ожидающих своей крыши над головой.
Самые долгие очереди в нашей стране – это очереди на получение квартиры. Ожидания государственной квартиры для наших граждан растянуты даже не на года – на десятилетия. Изменения, которые произошли в стране, серьезно сократили число очередников – тех, кто имеет право получить от государства жилье бесплатно. Но не уменьшили сроки, они по-прежнему огромны.
Сегодня по оценке экспертов в стране ожидают вожделенных квадратных метров более миллиона человек. В одних регионах очередь длиннее, в других короче, но она тянется годами для всех.
Для наших граждан, занесенных в подобные списки, потерять свое место в очереди – настоящая трагедия. Вердикт Верховного суда, который рассмотрел жалобу исключенной из списка очередников женщины, объяснил нижестоящим судам и чиновникам, кого нельзя лишать места в очереди.
Эта история про место в жилищной очереди началось с суда. Жительница столицы обратилась в районный суд с иском к префектуре Восточного округа Москвы. Женщина просила суд заставить чиновников восстановить ее учетное дело и вернуть ее в очередь на улучшение жилищных условий.
В этой очереди она с дочерью была поставлена решением местных властей еще в 1980 году. Москвичку и ее ребенка признали нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за того, что они вдвоем ютились в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры, где условия, мягко говоря, плохие.
Пока для этой небольшой семьи тянулись десятилетия ожидания, девочка выросла, закончила школу, пошла работать и вышла замуж. Чиновники отреагировали на это радостное событие почти мгновенно и весьма своеобразно – распоряжением префекта семью тут же сняли с учета на улучшение жилищных условий.
Свой шаг чиновники женщине объяснили просто – девочка вышла замуж, а у ее молодого супруга есть трехкомнатная квартира, где он прописан вместе с родителями. Там, если судить по квадратным метрам, всем места хватит, включая молодую жену. Ну а очередница, которая теперь одна живет в комнате, рассчитывать на улучшение уже не может, так как с квадратными метрами у нее полный порядок.
С такими чиновничьими расчетами женщина не согласилась и пошла в районный суд. Но первый же судебный процесс для нее закончился неудачно – бывшая очередница проиграла чиновникам. Городской суд также встал на сторону префектуры.
Однако Верховный суд с такими вердиктами категорически не согласился. Итак, как же рассуждал Верховный суд? Суд установил, что молодой муж никогда не вселялся в комнату своей тещи и на ее жилье не претендовал. Он прописан в квартире родителей, которая, кстати, принадлежит им на правах собственности. Поэтому даже после брака он не приобрел никаких прав на комнату тещи.
Та же ситуация оказалась и у дочери очередницы. Она, как подчеркнул Верховный суд, в собственную квартиру родителей мужа не вселялась, право пользования чужими квадратными метрами не приобрела, а продолжала пользоваться жильем, нанимателем которого является ее мать.
Молодые, как подчеркнул суд, воспользовались своим законным правом выбора места жительства, что записано в Семейном кодексе, и каждый остался проживать по прежнему месту жительства.
Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.
Из этого Верховный суд сделал вывод – изменения жилищных условий, после того, как дочь нанимательницы вступила в брак, у москвички не произошло. Поэтому ее необоснованно сняли с жилищного учета.
Заканчивая анализировать это дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сделала еще один очень важный шаг. Она не стала, как делает обычно, отменять решения нижестоящих судов и просить их пересмотреть дело с учетом своих разъяснений. На этот раз Верховный суд сказал, что сам примет нужное решение. Он отменил вердикты районного и городского судов и принял новое решение, которым удовлетворил все заявленные москвичкой требования.
(Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ N 5-В11-59)
Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России.
Обязательным условием получения права на бесплатную квартиру является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. По статье 51 Жилищного кодекса нуждающимися признаются граждане, вообще не имеющие жилья или обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы. Также в числе нуждающихся оказываются те граждане, жилье которых признано не пригодным для проживания. В эту же категорию попадают и живущие в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно, и не имеющие иного жилого помещения.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.
Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.
ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).