Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Какие бывают банкротства

Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.

  1. Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
    • реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
    • временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
  2. Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
    • рядовых граждан;
    • ИП-физлиц;
    • юридических лиц.
  3. Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
    • истинное банкротство – см. реальное;
    • преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
    • фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Данная правовая категория имеет свои исторические корни в российском законодательстве о несостоятельности. Своеобразным прообразом института внешнего управления в дореволюционном российском законодательстве являлась администрация по делам торговым.[9]Анализируя причины ее возникновения, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положения».[10]

Действующий в настоящее время российский Закон о банкротстве 2002 г. воспринял концепцию внешнего управления.

Читайте также:  Неденежные льготы для многодетных семей: какие бонусы положены и как их получить

Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления. Более продолжительный срок внешнего управления может быть предусмотрен для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (п.3 ст.178, п.4 ст.219 Закона о банкротстве 2002 г.).

Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).

Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).

Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.

Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г. для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст.99 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:

а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;

б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст.100 Закона о банкротстве 2002 г.).

Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст.450 ГК РФ).

Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором.

Закон о банкротстве 2002 г. (п.2 ст.102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:

  • договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;
  • исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
  • договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.

Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.

Реестр несостоятельности – назначение

Информация о субъектах несостоятельности (банкротства) относится к открытым сведениям и размещается в публичном доступе. В связи с этим разработан специальный федеральный ресурс, где ведется ЕФРСБ (единый федеральный реестр сведений о банкротстве). Документ содержит только официальные данные обо всех банкротах, текущем состоянии процедуры, проводимых торгах. Общедоступная информация подлежит раскрытию в соответствии с законодательными требованиями стат. 28 Закона № 127-ФЗ.

Чтобы объявления о несостоятельности попали в единый реестр, необходимо подать данные уполномоченному оператору «Интерфакс». Представлять сведения вправе арбитражные управляющие или СРО управляющих. Услуга размещения является платной. Помимо публикации информации на сайте управляющий обязан направлять сведения о ходе процедуры банкротства в публичное печатное издание «Коммерсантъ». Передаваемые данные представляются в письменном виде с соблюдением требований п. 6.1 стат. 28. Для каждого из применяемых этапов банкротства установлен свой перечень обязательных сведений.

Таким образом, банкротство субъектов предпринимательской деятельности представляет собой неизбежное условие в условиях рыночной экономики.

Хозяйствующий субъект постоянно вступает в различные гражданско-правовые отношения с другими предпринимателями.

В дальнейшем же партнеры могут оказаться несостоятельными. В такую ситуацию может попасть даже самый осторожный субъект предпринимательской деятельности, пополнив списки несостоятельных предпринимателей.

Причины банкротства действуют во всех государствах, даже тех, где рыночная экономика развита достаточно хорошо. Вместе с тем ликвидация отрицательных последствий в большей мере обусловлена развитостью законодательства о банкротстве соответствующего государства.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» приобретение квартиры в Липецке в 2023 году

Вот почему процесс формирования законодательства РФ о банкротстве субъектов предпринимательской деятельности необходимо продолжать и сегодня.

В связи с этим, в данной статье были выявлены некоторые проблемы правового регулирования банкротства субъектов предпринимательской деятельности.

Вместе с тем это далеко не все проблемы, характерные для института банкротства. Потому, в настоящее время существует необходимость в дальнейшем выявлении и определении проблем, связанных с данным институтом.

Основные этапы процедуры банкротства физлиц

В отношении гражданина может быть введена одна из указанных процедур:

  1. Реструктуризации задолженности.
  2. Реализации имущества.
  3. Подписания мирового соглашения.

Процедура признания физлица несостоятельным предполагает прохождение таких этапов:

  1. Выбор СРО, из числа которой будет назначен управляющий.
  2. Сбор необходимых документов для инициации процедуры банкротства. Это документы по долговым обязательствам, список кредиторов и принадлежащего имущества, сведения обо всех сделках за последние три года.
  3. Подача заявления на банкротство в арбитражный суд. В нем указывается ФИО гражданина, адрес его проживания, информация о задолженности, сведения о кредиторах, перечень имущества должника, причины невозможности погашения долгов перед кредиторами, наименование СРО для выбора управляющего.
  4. Назначается первое судебное заседание. На нем выбирается управляющий, который будет исполнять регулирующие функции в ходе процедуры. Также суд принимает решение о введении в отношении физлица одной из следующих процедур: реструктуризации задолженности или реализации имущества.

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство)

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации служит справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в рамках конкурсного производства.

Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное — по решению самого несостоятельного (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).

Процедура банкротства ИП

Перечень и последовательность основных стадий процедуры банкротства регламентируются №127-ФЗ. Стандартный порядок признания ИП финансово несостоятельным предполагает выполнение нескольких этапов:

  1. Подача искового заявления в суд. К нему прилагается комплект предварительно собранных и подготовленных документов (выписка из ЕГРИП, список долгов и активов, документация о возникновении долгов и т.д.)
  2. Наблюдение. Осуществляется арбитражным управляющим. Состоит в анализе финансового состояния предпринимателя, целью которого выступает определение платежеспособности должника.
  3. Поиск решения проблемы. Возможный вариант дальнейших действий – заключение мирового соглашения, в котором описывается порядок погашения долгов, устраивающий и ИП, и его кредиторов. Альтернативный способ закрытия дела без признания должника банкротом – погашение обязательств и восстановление платежеспособности предпринимателя.
  4. Конкурсное производство. Назначается в том случае, если договориться на предыдущей стадии не удалось. Из активов предпринимателя формируется конкурсная масса, при этом ИП теряет право распоряжаться собственным имуществом.
  5. Реструктуризация
  6. Реализация имущества должника. По сути, эта стадия является завершающим этапом конкурсного производства. Полученные от продажи активов ИП деньги распределяются между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной законодательством.
  7. Признание ИП банкротом и списание непокрытых долгов.

Формирование конкурсной массы

Решение о признании должника банкротом может быть принято арбитражным судом как по результатам процедуры наблюдения, так и внешнего управления. И в том, и в другом случае на рассмотрение арбитражного суда представляется ходатайство собрания кредиторов о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Закон устанавливает, что срок конкурсного производства не может превышать один год, в то же время арбитражный суд вправе продлить его на шесть месяцев, а при необходимости и более (п. 2, 3 ст. 97 ФЗ). Конкретные основания для продления срока Законом не предусмотрены. На практике срок конкурсного производства продляется арбитражным судом достаточно часто. Так, Арбитражным судом Саратовской области в 1999 г. срок продлялся на шесть месяцев по 43 делам, свыше шести месяцев — по 4, в 2000 г. соответственно — по 95 делам и 21 делу1. Представляется, что подобную практику нельзя считать позитивной. Затягивание процедуры конкурсного производства не способствует осуществлению ее цели — непосредственного удовлетворения требований кредиторов. По нашему мнению, обоснованным является предложение С.Зинченко, С.Казачанского и О.Зинченко об установлении в Законе пресекательного срока конкурсного производства аналогично срокам наблюдения и внешнего управления . Кроме того, на наш взгляд, в Законе должны быть обозначены обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства до шести месяцев и более. Введение указанных положений будет стимулировать участников процедуры к надлежащему осуществлению своих полномочий.

Введение конкурсного производства влечет следующие правовые последствия: срок исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника; сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер либо являться коммерческой тайной; снимаются ранее наложенные и не допускаются новые аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом; устанавливаются специальные правила совершения сделок, связанных с отчуждением имущества и исполнения обязательств должника. В свою очередь, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства (ст. 98 ФЗ). Последнее положение, по мнению Я.В. Номофиловой, означает, что предъявление каких-либо требований к должнику в порядке искового производства исключается1. Судебная практика исходит из иного толкования абз. 7 п. 1 ст. 98 ФЗ.

Читайте также:  Платёжная ведомость. Форма Т-53

Так, Комитет по управлению государственным имуществом Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному коммерческому банку «Алтайкредитпромбанк» и ОАО «Шинремстрой» о применении последствий недействительности ничтожной сделки — договора аренды с правом выкупа арендатором находящегося на балансе арендодателя встроенного нежилого помещения и возврате указанного помещения Комитету.

Определением от 09.09.98 г. производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, поскольку оба ответчика признаны судом банкротами и в отношении них было открыто конкурсное производство. Принимая определение о прекращении производства по делу, суд исходил из того, что согласно ст. 98 ФЗ все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Президиум ВАС РФ отменил вынесенное определение, указав, что в данном случае исковые требования Комитета не вытекают из денежных обязательств. Под имущественными требованиями, которые могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 89 ФЗ следует иметь в виду требования по денежным обязательствам и обязательным платежам1.

Таким образом, кредиторы по неденежным обязательствам вправе предъявить требования к должнику, находящемуся в процедуре конкурсного производства в порядке искового производства. Такой вывод сложился в судебной практике и поддерживается в научной литературе .

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Формальные и неформальные признаки банкротства

Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) – это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.

Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния – понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет – компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?


Похожие записи:

Добавить комментарий