Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление политического убежища в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статус политическое убежище предоставляется в соответствии с Конституцией РФ, его обладатель вправе рассчитывать на въезд и пребывание в РФ. Искать себе укрытие на территории другой страны закрепляется за каждым человеком. Получив политическое убежище, иностранец получает гарантию в том, что даже в случае, если его страна запросит экстрадицию, выдан он не будет. В этом случае отказ в экстрадиции не рассматривается, как акт недружелюбия. Получивший такой статус гражданин должен будет выполнять определенные условия, иначе он может потерять политическое убежище.
Кто может получить политическое убежище
Предоставляется политическое убежище только по определенным основаниям (Указ Президента РФ №746 от 21.07.1997). Предоставляется убежище иностранцу (апатриду), ищущему укрытие в силу преследования или угрозы стать жертвой преследования, обусловлено которое политическими убеждениями. Политическое убежище также предоставляется лицам, преследуют которых только за убеждения или общественную позицию. С согласия иных членов семьи прибывшего, им также предоставляется убежище. Для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста согласие не потребуется.
Также выделяют перечень лиц, которым политическое убежище не может быть предоставлено:
- Лицам, которых преследуют за деяния, которые противоречат принципам ООН;
- Лицам, которые привлечены к уголовной ответственности в РФ;
- Лицам, которые прибыли в РФ из страны, в которой преследования им не грозят;
- Лицам, которые прибыли из стран, имеющих развитые демократические институты;
- Лицам, прибывшим из стран, с которыми Россия заключила безвизовый режим;
- Лицам, которые предоставили ложные сведения;
- Лицам, которые имеют гражданство иных стран, где их не преследуют;
- Лица, которые уехали из своей страны не по политическим, а по иным убеждениям.
Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.
Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.
Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:
- Преследуются действующим политическим режимом;
- Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
- Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.
Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.
Важно, чтобы общественно-политическая деятельность иностранного гражданина не противоречила демократическим принципам и не нарушала основополагающие нормы международного права.
Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.
К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:
- Совершили преступление;
- Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
- Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
- Не подвергаются гонениям в своей стране;
- Въехали в РФ из демократического государства;
- Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
- Сообщили ложную информацию о себе;
- Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
- Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.
При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.
Право на убежище и его законодательное регулирование
Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.
Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.
Утрата и лишение статуса
Основания для утраты убежища установлены нормами п. 6 Положения и п. 41 Административного регламента. Согласно им, иностранец утрачивает статус, если:
- вернулся в страну принадлежности или пребывания;
- выехал для постоянного проживания в третью страну;
- добровольно отказался от статуса;
- приобрел гражданство РФ или другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией при Президенте РФ на основании представления ГУВМ и заключения МИД и ФСБ.
Кроме того, лицо может быть лишено статуса принудительно, если:
- этого требует государственная безопасность;
- лицо занимается деятельностью, противоречащей принципам ООН;
- лицо совершило преступление и осуждено за это.
Лишение статуса оформляется указом Президента РФ.
Какие основания являются подходящими?
Если государство или государственные структуры преследуют гражданина за его политическую или общественную позицию, угрожают ему, возбуждают уголовные дела в отношении опозорившегося лица, он имеет все основания просить убежища в странах Европы и других регионах.
Также запросить убежище можно, если гражданин проживает на территории, где объявлено военное положение и идут боевые действия.
До великого политического кризиса русские несколько раз становились политическими беженцами в Европе. Убежище часто получали представители ЛГБТ-сообщества, которых осудили и пытались линчевать на родине, а также граждане, занимающиеся политическими делами, например, сепаратисты, участники массовых мероприятий, экстремисты и другие.
Какие ограничения накладывает политическое убежище?
Как правило, лицо, ищущее убежища, не может вернуться на родину, поскольку подача заявления о предоставлении убежища подразумевает, что такое возвращение опасно. Нет больше риска = нет статуса. В некоторых странах люди теряют свой статус, покидая страну убежища один раз или на срок, превышающий срок, указанный в законе.
Кроме того, ходатайство о предоставлении убежища может стать черной меткой для миграционной службы: например, в Германии после отказа в убежище вы не сможете претендовать на другие правовые статусы (например, вид на жительство для работы). Также могут быть проблемы с визой. Но это касается не всех ситуаций: например, у украинцев таких проблем, скорее всего, не будет.
Политическое убежище в российской федерации
Как получить политическое убежище в россии Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Внимание На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа.
Кто может предоставлять политическое убежище в рф
Получение политического убежища в россии для граждан украины Ходатайство подается в Федеральную Миграционную Службу России в семидневный срок с момента прибытия в Россию или с момента возникновения невозможности вернуться в страну, гражданином которой является ходатайствующее лицо. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.На время рассмотрения ходатайства лицо получает от ФМС России справку о законном пребывании лица на территории Российской Федерации. Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если 1.
Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.
Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.
Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.
На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.
Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.
Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.
Из президента в учёные
15 лет находился у власти в Киргизии Аскар Акаев, но в 2005 году масштабные акции протеста, прозванные «Тюльпановой революцией», вынудили его бежать в Россию. Вслед за бывшим президентом сюда немедленно прилетели запросы о его выдаче: на родине против него возбудили уголовные дела. Но обратно пришли только новости об отставке, о которой Акаев официально объявил только в Москве.
На своей второй родине бывший член ЦК КПСС занялся тем, что он оставил после начала политической карьеры: научной работой. Выпускник Ленинградского института точной механики и оптики Акаев устроился на работу в МГУ, был избран иностранным членом Российской академии наук «за выдающиеся исследования в области оптической обработки информации» и до сих пор продолжает заниматься различными социально-политическими исследованиями.
Институт политического убежища
Убежище — правовой институт, зачатки которого сложились еще в античном мире. Однако в древности убежище могло предоставляться не только людям, преследуемым за свои общественно-политические взгляды, но и совершившим уголовные преступления.
Например, в Древней Греции и Риме защиту давали языческие храмы, статуи римского императора и иные священные места. На Древнем Востоке существовали особые города, предоставлявшие укрытие людям, совершившим кровную месть. В поздней античности и Средневековье пристанищем для преследуемых стали христианские храмы. Однако с установлением твердой государственной власти в странах Европы церковный иммунитет практически отмирает.
XX век с его политическими перипетиями потребовал возрождения правового института. Еще в 20-е годы был введен «Нансеновский паспорт», позволявший белоэмигрантам из России получать паспорт лица без гражданства и пользоваться укрытием в странах Запада.
Современное понимание института политического убежища впервые было сформулировано Декларацией прав человека и гражданина (1948 год). Статьей 14 декларации было утверждено, что любой человек вправе получить политическое убежище в других странах, если он преследуется на родине. Также статьей было сформулировано и то, что право не предоставляется лицам, совершившим преступление неполитического характера или деяние, противоречащее принципам и целям ООН.
Основания для предоставления политического убежища
В мировой правовой практике политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым по:
- расовым;
- национальным;
- гендерным;
- политическим;
- общественным мотивам.
Справка! Однако российское законодательство для большинства вышеуказанных мотивов применяет другую форму защиты граждан, например, статус беженца или получателя временного убежища.
Основания для предоставления подобного статуса сформулированы отечественной правовой базой:
- соискатель должен осуществлять общественно-политическую деятельность, не противоречащую основным демократическим принципам;
- претендент должен преследоваться властными органами страны проживания за свою общественно-политическую деятельность;
- преследование должно быть направлено против самого лица, ходатайствующего о получении статуса.
Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно
Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:
- заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
- человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
- заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
- лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
- человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
- иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
- информация, описанная в документах, была неверной;
- причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).
Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.
Основания для получения статуса беженца в Америке
Причинами предоставления политубежища в США являются преследования в прошлом или наличие обоснованных опасений за свою жизнь в будущем. Термин «преследование» не имеет конкретного определения, однако он тесно связан с иммиграционным законодательством Соединенных Штатов Америки. Преследование происходит, когда нарушения или угрозы в области прав человека носят постоянный или систематический характер, а правительство либо не защищает своих граждан, либо, в некоторых случаях, активно участвует в подобного рода действиях. Это может произойти в связи с одним или несколькими факторами:
религиозным убеждением;
участием в определенных социальных группах;
расовым признаком или национальной принадлежностью;
политическим взглядом.