Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ – это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?
28.03.2019
Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).
Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.
Предложен следующий вариант разграничения понятий:
· Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
· Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий
В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.
Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше. Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.
При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности. К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности. Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
· полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
· утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
Пособие по инвалидности для 3 группы
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности III группы составляет 6044 рублей 48 копеек.
Категория получателей пенсии |
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней |
Инвалиды III группы |
Без иждивенцев — 3 022 рубля в месяц С 1 иждивенцем — 5 037 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 7 051 рубля в месяц С 3 иждивенцами — 9 066 рублей в месяц |
Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент |
Инвалиды III группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 4264 рубля 70 копеек в месяц С 1 иждивенцем — 7107 рублей 83 копейки в месяц С 2 иждивенцами — 9950 рублей 96 копеек в месяц С 3 иждивенцами — 12794 рубля 09 копеек в месяц (независимо от места жительства) |
Инвалиды III группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 3696 рублей 07 копеек в месяц С 1 иждивенцем — 6160 рублей 12 копеек в месяц С 2 иждивенцами — 8624 рубля 16 копеек в месяц С 3 иждивенцами — 11088 рублей 21 копейка в месяц (независимо от места жительства) |
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
«Принять и жить полной жизнью»: советы родителям детей с инвалидностью
В семье родился ребенок с инвалидностью. Привычный мир для родителей переворачивается, становится другим. Никогда не сталкивающиеся ранее с такой проблемой люди порой не знают, к кому обращаться, куда идти, теряют драгоценное время.
Председатель Общественного совета по делам молодых инвалидов 18+ при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, Эксперт совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ и председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ) Юлия Игоревна Камал отвечает на наиболее важные вопросы о том, какими должны быть первые шаги родителей, чтобы не упустить возможность реабилитации своего ребенка.
Что ждет ребенка-инвалида после 18 лет? Взрослая жизнь или череда новых проблем
Далеко не для всех наступление совершеннолетия ассоциируется с началом взрослой жизни и открывающимися горизонтами впереди. Для детей-инвалидов и их родителей 18-летие — это рубеж, за которым их ожидает масса новых трудностей. С чем они связаны?
До совершеннолетия все дети с инвалидностью находятся в одинаковом положении. У них нет, как у взрослых, разделения на группы. Есть одна общая категория, которая дает равные права на выплаты, льготы и реабилитацию.
Детская категория автоматически приравнивается к 1 группе инвалидности. Соответственно, до 18 лет ребенку положена пенсия максимального размера, а родителям, в качестве вспомогательного инструмента, назначается пособие ЛОУ. А что потом?
Критерии определения групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид»
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к обучению;
ж) способности к трудовой деятельности.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к обучению;
ж) способности к трудовой деятельности.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к трудовой деятельности;
ж) способности к обучению.
Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
Чтобы понять, почему многие стремятся оформить инвалидность еще в детстве, важно знать, какие размеры пенсионного обеспечения установлены для данных категорий граждан:
- Все дети, имеющие такой статус, ежемесячно получают по 12082 рубля. Так как группа им не определяется, то независимо от их дисфункции, размер выплат для всех будет одинаковым.
- После наступления совершеннолетия выплаты будут меняться в зависимости от установленной группы:
- для 1 размер выплат составит также 12432,44 рубля;
- для 2 – 10360,52 рублей;
- для 3 – 4403,24 рублей.
Существуют разные классификации инвалидности в зависимости от тех или иных критериев:
В зависимости от возраста человека |
|
В зависимости от причины (см. выше) |
|
В зависимости от степени утраты трудоспособности |
|
В зависимости от степени утраты способности к передвижению |
|
В зависимости от вида нарушенной функции |
|
Можно ли работать с инвалидностью?
Инвалиды I группы – это люди, которые полностью утратили трудоспособность. Это не просто зафиксировано в документах: физическое состояние человека объективно не позволяет ему не только работать, но и даже обслуживать себя.
Инвалиды II группы полностью утрачивают способность к какому бы то ни было профессиональному труду, причем не только по своей, но и по любой другой профессии.
У инвалидов III группы сохраняется так называемая остаточная трудоспособность, которая позволяет им:
- работать на сокращенном рабочем дне;
- работать на полном рабочем дне, но не регулярно;
- работать по другой профессии, для которой требуется значительно более низкая квалификация.
Законодательство РФ, связанное с инвалидностью
- Правила признания лица инвалидом Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности», согласно поправкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»).
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 года № 317).
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 317 «О внесении изменений и дополнений в постановление министерства труда и социального развития российской федерации от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2005 № 6630).
- Разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17) (с изменениями от 29 апреля 2005 г.)
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказ № 906н от 17 ноября 2009 г. «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». Приложение к приказу № 906н.
- Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О ветеранах“ и статьи 11 и 11.1 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“»).
- Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (РФ) от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.).
- Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» (РФ) от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2010 г.).
- Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной социальной помощи“» от 8 декабря 2010 г. № 345-ФЗ.
- Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
Распространенные вопросы
Вопрос №1 Может ли ребенок 16 лет ухаживать за инвалидом второй группы и получать соответствующие выплаты?
Ответ: Нет, данная возможность предоставляется с 18 лет и сохраняется по достижению 65 лет.
Вопрос №2 Засчитывается ли время ухода за инвалидом детства в трудовой стаж. Моя мама инвалид детства первой группы, ухаживаю я за ней уже больше 35 лет, соответственно ни где официально не могу трудоустроиться. Получаю выплаты по уходу, а вот что делать с трудовой пенсией не знаю.
Ответ: Безусловно Вы имеете право на получение пенсионных балов, за год осуществления ухода их размер составляет 1,8 баллов в 2021 году. Баллы ввели в 2015 году, соответственно в настоящее время у Вас уже имелось бы 7,2 балла, стоит напомнить, что минимальное количество баллов в 2021 году – 16,2.
Пособия инвалидам с детства, в отличие от пенсий, не индексируют
Очередная индексация пенсий, которая проводится в октябре этого года, не коснется пособий по инвалидности инвалидам с детства, сообщает Латвийское радио 4. Дело в том, что пенсии и пособия регулируют разные законы, пояснил министр благосостояния Янис Рейрс («Новое Единство»).
Пособия инвалидам с детства, в отличие от пенсий, не индексируютСветлана Гинтер00:00 / 04:50
Чтобы одновременно повысить пособия всем группам нуждающихся хотя бы на 10 евро в месяц, требуется изыскать из госбюджета 75 миллионов евро — таких денег в нем нет, говорит министр. За бортом, таким образом, оставлены инвалиды с детства, которым приходится годами жить на пособие в 128 евро, сообщает ЛР-4.
Игорь Митрофанов — инвалид с детства, он уже 31 год живет вдвоем с престарелой бабушкой в Даугавпилсе. Говорит, на пособие инвалида в 128 евро не прожить. Ведь только на оплату жилья уходит 35 евро — а это треть пособия. А ведь еще нужно чем-то питаться, платить за электричество и телефон. Выживают благодаря бабушкиной пенсии.
«Я инвалид с детства, у меня вторая группа. Никакого трудового стажа не имею, поэтому получаю пособие в размере 128 евро с 2013 года. Почему забыли про инвалидов детства и не думают пособие проиндексировать, как пенсионерам? Как можно выжить? Ведь цены-то лишь поднимаются».
Игорю диагноз не позволяет работать, поэтому молодой мужчина может рассчитывать только на свое пособие по инвалидности. Надеялся, что его хоть немного повысят при очередной индексации пенсий в октябре — но, увы, надеждам сбыться не суждено. Министр благосостояния Янис Рейрс поясняет причину.
«Практически это не пенсия. Все пенсии индексируются — если у человека с инвалидностью пенсия, она будет индексирована. Если же пособие, то оно, конечно, не индексируется.
Мы подавали в Министерство финансов заявку на следующий год, чтобы утвердить минимальное пособие в размере не 73 евро, а 96 — потому что все пособия привязаны к размеру минимального пособия.
Увеличится оно — увеличатся и все остальные виды пособий».
В итоге пособия инвалидам с детства пока останутся неизменными до очередных изменений в бюджете. Проблему можно решить, повысив планку минимального пособия, говорит глава Минблага.
«Те люди, что являются инвалидами с детства, у которых нет стажа — у них нет и пенсии по инвалидности, они получают пособие. Получается, чтобы им помочь, нужно сразу 75 млн евро — чтобы повысить на 10 евро все пособия».
Член парламентской Комиссии по социальным и трудовым делам Андрей Клементьев («Согласие») признал, что инвалиды с детства и правда оказались оставлены за бортом системы. Он сообщил, что в комиссии уже активно работают над исправлением этой ситуации.
Если ответ комиссии не устраивает заявителя, то он направляет жалобу в главное бюро МСЭ. Если снова выносится отказ, то придется обращаться в суд. Если не присвоена бессрочная группа, то 1,2 или 3 группы придется периодически подтверждать. Так, лица с первой группой проходят переосвидетельствование один раз за два года, а вторая и третья пересматриваются раз в год.
- Документ, удостоверяющий личность.
- Копия трудовой, заверенная на работе.
- Амбулаторная карта.
- Выписки из всех медучреждений.
- Направление на экспертизу по форме 088/у-06.
- Заявление о проведении экспертизы.
- Характеристика условий работы от работодателя.
- СНИЛС.
- Документы о текущей деятельности: справка что работает или что безработный, больничный по уходу за ребенком инвалидом, акт о производственной травме.