Отвечаем на популярные вопросы по предрейсовым осмотрам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отвечаем на популярные вопросы по предрейсовым осмотрам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Прохождение предрейсовых медосмотров – это не право, а обязанность, закрепленная действующими нормативно-правовыми актами. Не следует путать эту процедуру с медицинским освидетельствованием на право управления ТС. Все сотрудники, которые занимают в компании должность водителя, должны посещать медика перед каждой поездкой.

Организацию и финансирование медосмотров берет на себя работодатель. Он может либо заключить договор с медучреждением, имеющим лицензию, либо открыть собственный медпункт на территории предприятия. Во втором случае потребуется оформить разрешительную документацию.

Помимо предрейсовых, существуют и послерейсовые осмотры. Вторые обязаны проходить лишь некоторые категории водителей уже после поездки. Речь идет о шоферах, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.

Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые способны нанести вред здоровью человека.

Перечислим основные особенности предрейсовых освидетельствований водителя:

  1. Проводятся в начале рабочей смены, чтобы выявить у шофера симптомы, препятствующие управлению транспортным средством.
  2. Организуются работодателем. Оплатой услуг медика также занимается руководство предприятия.
  3. Могут проводиться исключительно медиками, имеющими на руках необходимые сертификаты.

Способы организации медицинского осмотра водителей

На данный момент распространены 2 варианта проведения процедуры:

  1. Работодатель самостоятельно организует предрейсовый медосмотр. Такой способ предпочтителен для крупных организаций. Компания должна оборудовать кабинет в соответствии с СП 2.1.3678-20, закупить, установить и настроить необходимое оборудование. Работодатель также должен нанять в штат как минимум двух сотрудников — заместителя генерального директора по медицинской части и медсестру или фельдшера. Каждый из них должен иметь профильное образование, подтвержденное соответствующими удостоверениями, свидетельствами и сертификатами. После этого компания должна получить лицензию на проведение медицинских осмотров.
  2. Работодатель заключает договор с компанией, имеющей лицензию на проведение медосмотров. Такой вариант более популярен среди предприятий малого и среднего бизнеса, так как не предполагает крупных единоразовых расходов. Некоторые компании, занимающиеся медицинскими осмотрами, организуют их проведение на объекте заказчика. В этом случае работодатель оплачивает расходы на транспортировку медицинского персонала. Другие организации проводят осмотры в собственных помещениях. В этом случае работодатель своими силами организует доставку сотрудников к медицинским учреждениям.

Получение результатов медосмотра

Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.

Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законодательство и нормативы, регулирующие порядок предрейсового медосмотра водителя

  1. Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
  2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
  3. Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
  4. Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
  5. Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.

  1. Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
  2. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения”: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности – 72. Возможно дистанционное обучение.
  3. Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Читайте также:  Как оформить льготы ветеранам труда в Ярославле в 2023 году

Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий

Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:

  • проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • измерение его температуры и давления;
  • визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
  • расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.

Кому не требуется медосмотр

Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец

Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:

  • Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
  • Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.

Приказы, регламентирующие проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров

Безопасность на дороге — важное условие для водителей. Она зависит как от состояния автомобиля, так и от самочувствия того, кто за рулем. Ведь если водитель хорошо себя чувствует, он может быстро ориентироваться в сложных дорожных ситуациях и принимать верное решение. Поэтому предрейсовый осмотр для водителей согласно Письму «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» № 2510 от 21.08.2003 и Приказу «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» № 835н от 15.12.2014 сделали обязательной процедурой на законодательном уровне.

Для работодателей это стало возможностью:

  • повысить качество оказываемых услуг по перевозкам;
  • повысить уровень безопасности дорожного движения.

Правильно организованная профилактическая работа помогает выявить серьезные нарушения здоровья, которые могут помешать нормальному выполнению функциональных обязанностей.

Проведение обязательных медицинских осмотров

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:

  • Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
  • Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.

Кто считается водителем транспортного средства?

Сразу следует заострить внимание на том, что словосочетание «водитель транспортного средства» имеет вполне чёткое и однозначное понятие. Таковое понятие прописано в законе «О безопасности дорожного движения». Итак, воителем транспортного средства является лицо, совершающее определённые действия с целью управления транспортным средством. Водителем будет считаться любое лицо, занимающееся управлением автомобиля в личных целях, в качестве работника предприятия или как индивидуальный предприниматель. Следует обратить внимание на то, что, согласно вновь утверждённым правилам безопасности ДД, все водители подразделяются на три основных категории:

  • 1. Управление автомобилем в личных целях;
  • 2. Работа на предприятии в качестве водителя;
  • 3. Управление автомобилем в качестве индивидуального предпринимателя.

Кто вправе проводить медосмотры

Проводить медосмотры вправе:

медработники с высшим или средним профобразованием;

медицинская организация;

организация, занимающаяся медицинской деятельностью;

медработник, состоящий в штате организации.

Если у работодателя в штате есть медработник, то организация должна иметь лицензию на проведение такого рода медосмотров. Не нужна лицензия только организациям, входящим в частную систему здравоохранения, которые ведут медицинскую деятельность.

Читайте также:  Сколько можно ездить по договору купли-продажи без страховки в 2023 году

Обязанность по организации медосмотров возложена на работодателей. В новом Порядке подробно расписан объем мероприятий, проводимых при медосмотрах. Слово «анамнез» заменили более понятной для непрофессионалов фразой – «сбор жалоб». В дополнение к обязательным раньше измерению температуры, давления и определению пульса добавился визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов. Хотя и прежде грамотный медработник выполнял все, что указано в перечисленных пунктах, Минздрав России решил, что уточнение не помешает.

Если раньше речь шла только о реакции на алкоголь в выдыхаемом воздухе, теперь нужно выявлять признаки наркотического, токсического опьянения, а также остаточных явлений. То есть водитель, пришедший с признаками похмелья, не может быть допущен в рейс.

Визуальным определением признаков опьянения дело не ограничивается. Проводится инструментальное исследование: определение количества алкоголя в выдыхаемом воздухе и психоактивных веществ в моче. При этом исследование мочи проводится только в случае, если есть визуальные признаки опьянения, но следов алкоголя в воздухе нет. Как это правильно делать, рассказано в приказе Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 40.

При отклонении от нормы давления и величины пульса проводится повторное измерение через 20 минут, а затем еще одно с таким же интервалом.

По окончании осмотра медработник дает заключение о том, выявлены ли признаки воздействия вредных факторов, в том числе опьянения, или нет. Признаки должны быть описаны.

Если обследование проводил медработник со средним образованием, то, выявив признаки нарушения здоровья, не позволяющие допустить осматриваемого к работе, он должен направить работника в медучреждение. Только там составят медзаключение по результатам медосмотра и окажут медицинскую помощь, если она необходима.

Медработник с высшим образованием самостоятельно принимает решение об оформлении заключения о наличии или отсутствии признаков, мешающих работе.

Сведения о результатах медосмотра заносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медосмотров. Информация, которую нужно внести, указана в пункте 14 Порядка.

Журналы можно вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В первом случае они должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью работодателя (вспомним, что теперь юридические лица не обязаны иметь печать). Если Журнал электронный, внесенные в него сведения скрепляются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если работник не имеет противопоказаний по результатам медосмотра, медработник ставит в путевом листе штамп с надписью: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Ранее надпись была короче: «Допущен к рейсу». Медработник заверяет штамп своей подписью.

Если после рейса не выявлено признаков болезни и опьянения, медработник ставит в путевом листе штамп: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и свою подпись. Ранее эта процедура не регламентировалась.

Результаты медосмотра, как и прежде, медработник доводит до работодателя. Способ информирования не установлен.

Если на медосмотре у работника выявлены признаки заболевания, ему выдается справка, с которой он идет в медучреждение. Выданные справки учитываются только медицинскими организациями.

Как выполняются пред- и послерейсовые медосмотры

Правила их осуществления установлены приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н. Предрейсовый медосмотр выполняется до выхода водителя на маршрут. Он предназначен для оценки состояния здоровья человека или выявления у него симптомов приема алкоголя или запрещенных препаратов.

Послерейсовый медосмотр выполняется в конце трудового дня с целью установления влияния вредоносных факторов, которые могут вызвать профзаболевания, или симптомов отравления алкогольными напитками или наркотиками.

Медосмотры должны организовать и проводить все учреждения, которые в своем штате водителей и имеют любые типы технических устройств, занимающихся перевозками людей или грузов. Однако это не имеет отношения к водителям, которые выполняют экстренные выезды таких оперативных служб как пожарная охрана, полиция, скорая помощь, МЧС.

Пред- и послерейсовые медосмотры организуются, чтобы предотвратить ДТП на дороге и гарантировать безопасность транспортировки людей или грузов. Ежедневный медосмотр включает:

  • сбор жалоб на самочувствие;
  • внешний осмотр для установления нетрезвого состояния или симптомов отравления;
  • осмотр слизистых оболочек и кожи на присутствие нарушения их целостности, следов от уколов;
  • измерение пульса и АД;
  • обнаружение признаков нетрезвого состояния в результате приема спиртсодержащих напитков или наркотиков с помощью лабораторных методов и специального медоборудования и приборов.

По итогам проведенного обследования выносится решение о присутствии или отсутствии какого-либо заболевания или состояния. По окончании обследования данные проведенного осмотра вносятся в Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров, в которых фиксируется:

  • дата и время осуществления медосмотра;
  • паспортные данные водителя;
  • итоги осмотра (имеются ли признаки болезни, переутомления, влияния вредоносных факторов водительской деятельности, профзаболеваний, отравления, нетрезвого состояния или употребления наркотиков);
  • заключение об итогах медосмотра (выявлено или не выявлено состояние организма, которое способно нарушить обязанности водителя; допущен или не допущен к вождению);
  • подписи медработника и водителя.

Это заключение выносится на путевой лист в виде штампа с обозначением «прошел» или «не прошел» пред- или послерейсовый медосмотр, с датой и временем медосмотра и с подписью медработника, который обследовал водителя.

Читайте также:  Отдельные платёжные поручения по налогам в 2023 году: ответ ФНС

Если противопоказаний к вождению машины нет, результаты измерений находятся в пределах нормы, то водителя допускают к работе.

Если здоровье сотрудника неудовлетворительное, и он не проходит медосмотр, его освобождают от работы и выдают справку для предоставления в медицинское учреждение для дальнейшего более полного обследования и получения необходимой медпомощи. Такая справка подлежит строгому учету. Она содержит следующую информацию:

  • номер документа;
  • дата и время медосмотра;
  • цель направления в медучреждение;
  • предварительный диагноз;
  • проведенные мероприятия по оказанию медпомощи;
  • подпись, фамилия и инициалы медработника, оформившего справку.

Водителей не допускают для вождения транспорта в нескольких случаях:

  • болезнь;
  • подъем давления или учащение пульса;
  • положительный тест на присутствие спиртсодержащих препаратов, наркотиков или психотропов;
  • обнаружение симптомов действия алкоголя, наркотиков или лекарственных средств и их влияние на трудоспособность.

Правила проведения пред- и послерейсовых медосмотров строго регламентированы. В случае невыполнения законных требований на учреждения и должностных лиц накладываются штрафные санкции.

Обязательные документы для таксиста

(требования 2019 года)

Чтобы легально работать в такси, то есть, перевозить пассажиров, водитель обязан приобрести лицензию, дающую такое право. Но прежде чем ее получить, необходимо трудоустройство в соответствующей транспортной организации, ООО или оформление ИП. В Москве этим вопросом занимается Департамент транспорта. В регионах – определенная для каждой области госорганизация. Документ выдается на срок не менее 5 лет (ФЗ № 69 ст. 9, п. 1).

Обратите внимание: Данные о выданной лицензии для осуществления перевозок пассажиров вносятся в госреестр (информация на сайтах обновляется в течение 5 дней). Иначе документ считается недействительным. Чтобы избавить себя от необоснованных штрафов, убедитесь, что обладаете легитимным правом работы в такси.

По требованию сотрудников ГИБДД, пассажиров, уполномоченных лиц, водитель обязан предъявлять лицензию таксиста. Кроме этого при себе, в салоне авто, необходимо иметь:

· водительское удостоверение (стаж водителя от 3-х лет);

· полис ОСАГО для таксиста (имеет отличия от обычного), при отсутствии или предъявления копии предусмотрен штраф, авто могут забрать на штрафстоянку;

· путевой лист с обязательными реквизитами, в том числе, отметкой механика и штампом медика о прохождении предрейсового осмотра;

· документ, подтверждающий право на управление данным ТС;

· техпаспорт (осмотр авто производится раз в полгода);

· дорожную карту;

· правила перевозки пассажиров;

· дополнительно для ИП: документы, подтверждающие предпринимательскую деятельность.

Кроме путевого листа перечисленные документы особых вопросов не вызывают. Его отсутствие грозит немалым штрафом ни только водителю, работающему в организации, но и частному предпринимателю.

Административная ответственность ИП приравнивается наказанию для юридического лица. Если за «утерю» путевки можно лишиться всего лишь 500 рублей, то отсутствие предрейсового осмотра влечет более существенные потери.

Организация предрейсовых осмотров очно

Порядок и обязательность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей регламентируется Приказом Минздрава №835н (от 01.05.15). Руководители крупных таксопарков обеспечивают своих водителей путевками, где ставятся отметки врача и механика перед выходом на линию. Как можно организовать предрейсовый осмотр:

1. Принять в штат механика, соответствующей квалификации и сертифицированного медика, оборудовать медкабинет, приобрести лицензию, дающую право на оказание услуг ни только своим водителям, но и лицам со стороны.

2. Заключить договора с компетентными организациями, осуществляющими предрейсовый (послерейсовый) осмотр, ездить к их месту работы (возить сотрудников) для получения необходимых отметок в путевом листе.

3. Организовать приезд специалистов, с которыми заключен договор, к месту стоянки ТС, дополнительно оплачивая время их присутствия на объекте.

4. Малые организации и ИП могут осуществить предрейсовый осмотр в крупной транспортной организации, имеющей соответствующую лицензию на оказание подобных услуг.

5. Водитель может пройти обучение и получить свидетельство контролера (выдается на 5 лет), тогда он имеет право осматривать авто и заполнять п/л от лица механика, но предрейсовый медицинский осмотр все равно придется где-то проходить.

Малым предприятиям и ИП осуществить предрейсовый контроль проблематичнее. Они вынуждены заключать договора с компетентными автомеханиками и лицензированными медучреждениями для проведения ежедневного предрейсового (послерейсового) осмотра. Ездить по этим организациям неудобно, оплачивать выезд специалистов к месту стоянки ТС – дорого. Поэтому водители часто прибегают к фальсификации обязательного контроля за техническим состоянием авто и здоровьем таксиста.

Вступление в силу закона об использовании телемедицинских технологий №242 (от 01.01.18), позволяет обеспечить удаленный предрейсовый осмотр на любом расстоянии от медкабинета, без непосредственного контакта с врачом. Это не только упрощает процесс предрейсового осмотра, но становится более выгодным способом следования требованиям российского законодательства.

Преимущества «СитиМед»

Предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей – это:

  • большое количество клиник в Москве и Московской области – выбирайте ближайшую к вам и записывайтесь на прием;
  • выгодные и доступные условия партнерства для постоянного сотрудничества;
  • большой штат дипломированных врачей;
  • быстрое прохождение предрейсового и послерейсового медосмотра с учетом нормативов;
  • возможность заказать медосмотр с выездом на вашу территорию.


Похожие записи:

Добавить комментарий