Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Допуск из ГИБДД нужен только тогда, когда ТС по классификации ДОПОГ принадлежит к специальным типам. В остальных случаях необходимо получить диагностическую карту, которая станет доказательством прохождения техосмотра (делать это надо 1 раз в 6 месяцев).
Нормативно-правовые акты регламентирующие перевозку опасных грузов
Правила перевозки опасного груза регулируются как международными договорами, так российскими нормативными актами.
Среди основных документов следует отметить:
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
- Международный морской кодекс по опасным грузам;
- Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ);
- Правила перевозок опасных грузов. Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС);
- Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утвержден на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ 5 апреля 1996 г.);
- Постановление Правительства РФ «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15 апреля 2011 г. N 272;
- Приказ Минтранса РФ от 5 сентября 2008 г. N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»» и т.д.;
- Постановление Госстандарта СССР «Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 19433-88» от 19 августа 1988 г. N 2957 и т.д.
Нормативные документы
Чтобы осуществлять международную перевозку опасных грузов, необходимо следовать нормам и стандартам, прописанным в особых документах.
Правила международных перевозок опасных грузов постоянно меняются и дополняются. Причина – появление более совершенных средств для транспортировки, разработка новых технологий.
Нормативные акты, влияющие на правила транспортировки опасных грузов:
-
рекомендации ООН;
-
дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;
-
типовые правила и система классификации опасных грузов, действующие на территории конкретной страны.
Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств — участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
1.2.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.
1.2.2. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы:
- Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия
- Класс 2 Газы
- Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости
- Класс 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества
- Класс 4.2 Самовозгорающиеся вещества
- Класс 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
- Класс 5.1 Окисляющие вещества
- Класс 5.2 Органические пероксиды
- Класс 6.1 Ядовитые (токсичные) вещества
- Класс 6.2 Инфекционные вещества
- Класс 7 Радиоактивные материалы
- Класс 8 Едкие (коррозионные) вещества
- Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия.
Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при перевозке (транспортировке) могут подразделяться на классы, подклассы, категории и группы, в соответствии с Приложением 1 к настоящим Правилам.
Выдвигаемые условия к авто
Однако, если перевозимое имеет класс повышенной опасности, потребуется оформление специального разрешения. Причем это требование действует как для движения по стране, так и за ее пределами. Список таких грузов представлен в гл. 1.10.3.1.2 ADR.
Выдачей документа занимается Роспотребнадзор, если транспорт будет двигаться по трассам федерального значения или по территории 2-х и более регионов. Для поездок по региональным или межмуниципальным дорогам необходимо обращаться к исполнительной власти. Для передвижения по магистралям местного значения — в самоуправление. По частной автостраде — к ее собственнику.
При одобрении транспортировки выдается соответствующее разрешение. Срок его действия — 1 год. При несоблюдении всех требований в его выдаче будет отказано.
Список опасных веществ ООН
Организацией ООН был выпущен специальный перечень, который перечисляет и классифицирует грузы, представляющие опасность. Всего в данном списке содержится более 3500 наименований. Можно выделить самые распространенные:
- топливо, химические реактивы, пестициды и кислоты
- аэрозоли, краски, растворители, клеи
- литиевые батарейки
- медицинские препараты, огнетушители
Все эти предметы при неправильном обращении способны нанести серьезный вред экологии, инфраструктуре или живым существам. В частности, существует риск возгорания, гибели людей или животных, радиоактивного заражения, загрязнения окружающей среды, инфекционного заражения и других непоправимых последствий.
Для каждого пункта перечня существуют собственные комментарии, которые указывают как следует перевозить те или иные грузы, как их правильно упаковывать и маркировать. Также в таблице существуют пометки о предпочтительных способах погрузки/выгрузки и указания по совместимости грузов.
Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
Легковоспламеняющиеся жидкости – это жидкости или смеси жидкостей либо жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии (лаки, краски, политуры), которые воспламеняются при температурах, равных или больших их температуры вспышки.
Класс 9. Прочие опасные вещества
Прочие опасные вещества и изделия – это вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не свойственную другим классам.
Генетически изменёнными микроорганизмами ГИМО и генетически изменёнными организмами ГИО – являются микроорганизмы и организмы, генетический материал которых был преднамеренно изменён в результате генетической инженерии с помощью процессов, которые не происходят в природе.
Класс включает среди прочего:
- Вещества и изделия, не относящиеся к другим классам, но которые, как показывает или может показать опыт имеют такой опасный характер, что к ним должны применяться положения А главы VII СОЛАС, с поправками;
- Вещества на которые не распространяются положения части А главы VII вышеупомянутой конвенции, но к которым применяются положения приложения МАРПОЛ, с поправками. Свойства или характеристики каждого вещества приведены в перечне опасных грузов;
- Вещества, которые перевозятся или предъявляются к перевозке при температурах равных или превышающих 100°С в жидком состоянии или твёрдые вещества, которые перевозятся или представляются к перевозке при температурах равных или превышающих 240°С;
- ГИМО и ГИО, которые не отвечают определению инфекционных веществ, но способны изменять животных, растения или микробиологические вещества с помощью процессов, которые не являются обычно результатом естественного размножения. Таким организмам должен присваиваться № ООН(UN) 3245. Положения не распространяются на ГИМО или ГИО, если их использование разрешено компетентными органами стран происхождения, транзита и назначения.
Примеры:
- Сухой лед, № ООН(UN) 1845;
- Бензоальдегид, № ООН(UN) 1990;
- Мука рыбная, № ООН(UN) 2216;
- Удобрение аммиачно-нитратное, № OOH(UN) 2071.
Для веществ, обладающих несколькими опасностями (например аммиак), существует таблица «приоритет опасных свойств», где указано какая из опасностей должна рассматриваться как первостепенная, а какая – второстепенная. Изначальный приоритет над другими грузами классов: 1, 2, 4.1, 4.2, 5.2, 6 и 7.
Опасный груз — что это?
В соответствии с действующими нормативными актами к опасным грузам в обязательном порядке относятся различные вещества, которые в случае транспортировки, а также в процессе погрузки/разгрузки могут спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации наподобие взрыва или пожара, что может привлечь к значительному повреждению зданий, сооружений, устройств, складов, а также самому транспортному средству и окружающим живым существам. Основной правовой документ, в соответствии с которым регламентируется транспортировка таких веществ, является Европейское соглашение, в котором крайне подробно перечислено, как должны транспортироваться те или иные опасные грузы. Правила, указанные в этом документе, обязательно должны соблюдаться при перевозке любых подобных товаров, а сам свод сокращенно назван ДОПОГ.
В соответствии с ДОПОГ регламентируются различные международные перевозки, а работают они в тех странах, которые его подписали, при пересечении хотя бы двух из них. В преимущественном большинстве случаев национальные нормативные акты практически полностью соответствуют этому своду, но в них, конечно же, могут быть и некоторые особенности. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в ДОПОГ разрабатывались для того, чтобы максимально повысить степень безопасности на дорогах в процессе проведения подобных транспортировок, а также с целью упрощения всевозможных номенклатурных процедур. Для того чтобы достичь этих целей, в документе присутствует единая классификация, а также объединенная система требований, которые применяются при перевозке. В нашей стране, помимо указанного свода требований, существует также ряд других нормативных актов, предусматривающих необходимость специального обучения водителей, а также перечисляющих различные требования, предъявляемые к подобным перевозкам.
Опасный груз классифицируется таковым непосредственно самим грузоотправителем. Для этого компания обращается к компетентным органам. К примеру, в соответствии с действующим Положением об основах, классификацией, а также отнесением преимущественного большинства опасных грузов занимается Федеральное ведомство по испытаниям и исследованиям материалов.
Идентификация по номеру ООН
Данный номер определяет четырехзначный идентификационный номер определенного изделия или вещества, который основывается на Типовых правилах Организации Объединенных Наций. Такая идентификация по номеру осуществляется в соответствии с Перечнем опасных грузов, который указан в таблице А ДОПОГ, в главе № 3.2. Данный перечень включает в себя все опасные грузы, причем все они указаны в порядке указанных номеров. Если же номер того или иного вещества отсутствует в этом перечне, то это говорит о том, что идентификация данного груза была осуществлена неправильно.
Для тех грузов, которые не указываются конкретно по своему наименованию в перечне, номер ООН должен определяться после определения класса, а также всех видов дополнительной опасности и группы упаковки. При этом стоит отметить, что далеко не всегда единственного номера ООН достаточно для того, чтобы провести идентификацию какого-нибудь опасного груза. В частности, к таким ситуациям относится:
-
идентификация аэрозолей, которая дополнительно требует также знания классификационного кода или же номера знаковых образцов;
-
идентификация краски, предусматривающая знание группы упаковки.
Классификационный код
Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, а также указать физические и химические особенности, которые не передает установленный на упаковку знак, опасный груз в обязательном порядке имеет собственный классификационный код, состоящий из буквы или букв, обозначающих определенную группу опасных свойств, а также может дополняться цифрой, указывающей на химические или физические свойства груза или же его принадлежность к той или иной группе.
Для опасных веществ, принадлежащих к первому классу, классификационный код включает в себя номер подкласса и буквы отдельной группы совместимости. Для второго класса он предусматривает цифру, указывающую определенное агрегатное состояние, тип некоторого вещества и несколько букв, которые обозначают их группу опасных свойств.
Таблица. Подклассы опасных грузов
Таблица, представленная ниже, дает возможность систематизировать сведения для резюме статьи.
Номер |
Наименование |
|
Класса |
Подкласса |
|
1 | 1.1 | Опасные грузы, для которых характерен взрыв массой |
1.2 | Вещества, не взрывающиеся массой | |
1.3 | Пожароопасные, не взрывающиеся массой | |
1.4 | Малоопасные взрывчатые | |
1.5 | Нечувствительные взрывчатые | |
1.6 | Низко чувствительные вещества | |
2 | 2.1 | Неядовитые не способные воспламеняться газы |
2.2 | Ядовитые газы | |
2.3 | Горючие | |
2.4 | Ядовитые, способные воспламеняться | |
3 | 3.1 | Жидкости с температурой вспышки менее – 18 °C (в закрытом тигле) |
3.2 | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки –18…+23°C (в закрытом тигле) | |
3.3 | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки 23–61 °C (в закрытом тигле) | |
4 | 4.1 | Твердые легковоспламеняющиеся |
4.2 | Самовозгорающиеся | |
4.3 | Выделяющие самовоспламеняющиеся газы при контакте с водой | |
5 | 5.1 | Окисляющие |
5.2 | Органические пероксиды | |
6 | 6.1 | Ядовитые |
6.2 | Инфекционные | |
7 | Радиоактивные | |
8 | 8.1 | Едкие, коррозионные, кислотные |
8.2 | Едкие, коррозионные, щелочные | |
8.3 | Другие едкие или коррозионные | |
9 | 9.1 | Другие грузы, не вошедшие в классы 1–8 |
9.2 | Грузы, становящиеся опасными только при перевозке навалом в морском транспорте |
Правила транспортировки ОГ в колонне
При перевозке опасного груза в колонне существует ряд правил:
- при выезде колонны с места загрузки каждое ТС должно иметь запас топливо на 500 км беспрерывного движения;
- должен быть назначен ответственный в колонне за соблюдение всех нормативов и правил перевозки;
- в определенных случаях колонну должен сопровождать автомобиль ГИБДД, в таком случае первое ТС едет с включенным проблесковым маячком;
- в случае плохой видимости (обзор менее 300м) колонна вправе остановиться, более детально данный вопрос расписан в сопроводительной документации и зависит от характера груза и класса его опасности;
- в кабине должен присутствовать экспедитор, сопровождающий груз;
- дистанция между ТС в колонне должна быть более 50-и метров, а при условиях плохой видимости – более 300 метров.
Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке
Глава 9.1 Сфера применения, определения и Требования, касающиеся допущения транспортных средств к перевозке Глава 9.2 Требования, касающиеся конструкции транспортных средств Глава 9.3 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств EX/II или EX/III, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ И изделий (КЛАСС 1) в упаковках Глава 9.4 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов в упаковках (кроме транспортных средств EX/II И EX/III) Глава 9.5 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных твёрдых вещств навалом / насыпью Глава 9.6 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки веществ при регулируемой температуре Глава 9.7 Дополнительные требования, касающиеся встроенных цистерн (автоцистерн), транспортных средств-батарей И укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов В съёмных цистернах вместимостью более 1 М3 или В контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 М3 (транспортные средства EX/III, FL, OX И AT) Глава 9.8 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных и доукомплектованных MEMU
Предварительно следует получить разрешение на перевозку опасных грузов, а затем происходит согласование маршрута. Чаще всего транспортировка опасного груза требует передачу и сверку маршрута в ГИБДД. Получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов необходимо, если:
- Транспортировка происходит колонной из 3-х и более автомобилей;
- Перевозка особо опасного груза;
- Передвижение по участкам ухудшенной проходимости или плохих атмосферных явлениях.
Органы управления стараются минимизировать пролегание маршрутов через города. Лучше использовать объездные трассы. В крайнем случае маршрут должен исключать места с большим скоплением людей.
Как получить разрешение на движение ТС с ОГ в ГИБДД? – Необходимо передать такие документы:
- Документ подтверждающий соблюдение требований к ТС;
- Предварительно сформированный маршрут. В инспекции могут внести правки;
- При перевозке особо опасных веществ необходимо дополнительное разрешение.
Составление маршрута необходимо при любых транспортировках ОГ, но уведомлять об этом в инспекцию не всегда есть необходимость. Важно придерживаться базовых правил формирования маршрута:
- Движение не должно пролегать через места общественного отдыха, природные заказчики. Запрещается движение вплоть к объектам культурной ценности;
- Запрещается ездить вблизи к крупным заводам, особенно тем, которые производят подобные опасные вещества;
- Маршрут должен содержать информацию о местах остановки, заправки, стоянки и т.д.
Необходимо иметь 3 копии маршрута, которые находятся у водителя (или сопровождающего), у компании и в архиве ГИБДД. Также возможна корректировка плана движения в силу каких-то обстоятельств. Информация об изменениях должна заноситься во все документы.