Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право собственности на землю. Понятие и возникновение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.
Понятие и особенности права собственности на землю
Отличительной чертой институту права собственности на землю является то, что абсолютной земельной собственности не существует. С одной стороны, государство предоставляет собственникам земли право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ею (в пределах предусмотренных законом), а с другой — ограничивает это право в силу специфики земли (природный объект). В теории земельного права ограничения подразделяются на постоянные и временные.
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.
Выделяют следующие методы правового регулирования:
1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.
Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.
Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.
Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).
Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.
Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права – это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.
Видами источников права могут являться следующие:
1) Конституция РФ;
2) правовой обычай;
3) нормативный акт;
4) руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда рФ, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
5) религиозныетексты;
6) идеи и доктрины;
7) общие принципы;
8) договоры.
Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.
Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих судов. Постановления Конституционного Суда РФ являются обязательными и окончательными для исполнения. Решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательно учитываются при принятии решения по делу нижестоящими судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
Общие принципы права – это основополагающие начала, которые могут применяться и непосредственно в случаях пробелов в законодательстве, а также являются отправными при формировании правовых норм.
Договоры – это соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений.
Муниципальная собственность на землю.
Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[10].
В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.
Субъекты и объекты собственности
Субъекты права собственности на землю – собственники конкретных земельных участков, наделенные земельными правами и несущие обязанности в соответствии с земельным законодательством. |
Объект права собственности на землю – в общем, участок земли как пространственный базис в определенных границах фиксированной площади и местоположения. |
Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти; города, районы, населенные пункты в лице органов местного самоуправления. |
Весь земельный фонд страны (кадастровая оценка, мониторинг и др.). |
Граждане, объединения людей, семьи, народ, население, социальная группа, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. |
Земля в пределах территориально-административной единицы (предоставление, изъятие земель, зонирование, планировка и др). |
Юридические лица – коммерческие и другие организации, в том числе иностранные, не могут быть субъектами земельных правоотношений филиалы и представительства предприятий. |
Отдельный земельный участок (в части использования). |
В отличие от субъектов, объекты собственности на землю являются пассивной стороной отношений собственности (системы отношений между людьми по поводу присвоения и отчуждения земельных участков). |
Право собственности на земельный участок
Собственность – вид общественно-экономических отношений. А право собственности – совокупность юридических норм, их регламентирующих. Один из важнейших объектов прав собственности – земельные участки. Право собственности земельное право истолковывает как совокупность прав владения, пользования и распоряжения имуществом.
Право собственности на землю – не константа, оно может возникать и прекращаться. Например, общая собственность на земельный участок возникает при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам.
Если происходит раздел земельного участка долевой собственности, то у ее участника, по заявлению которого осуществляется выдел, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и одновременно с этим утрачивается право долевой собственности на измененный земельный участок.
Право собственности на земельный участок прекращается в силу разных причин. Основанием для этого могут быть: отказ собственника от права собственности, отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, выкуп земельного участка в собственность государством для государственных и муниципальных нужд и проч.
Частная собственность на землю
Право частной собственности на землю и земельные участки можно рассматривать в 2 смыслах – объективном и субъективном.
- Право частной собственности на землю в объективном смысле – совокупность правовых норм, определяющих границы действий физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками.
- Право частной собственности на землю в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им установленных законом правомочий (владения, пользования, распоряжения) в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Виды хозяйственного использования земель. Право собственности на землю
Тема № 4. Земельный строй и земельные отношения.
Земля в пределах внешних границ страны (включая занятую водой) составляет территориальную основу суверенитета государства. В соответствии с Конституцией России она является основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. При этом земля может находиться в частной государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Для осуществления хозяйственной и иной деятельности земля предоставляется: в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, огородничества, животноводства и других целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Собственность —необходимое условие для экономической свободы и жизни отдельного человека, а также общества и государства в целом.
С какого момента появляется земельный участок как недвижимая вещь?
1. По всей видимости, споры о значении записи в реестре – как для целей передачи права, так и для целей возникновения права на недвижимую вещь – еще длительное время будут «стилистической» чертой нашего правоведения.
Любопытно, что таких (довольно сильных по эмоциональному накалу) споров, например, в доступной мне английской, французской или немецкой литературе я не видел. Англичане и немцы просто пишут: право создается записью, но недобросовестный не будет защищен.
Французы говорят: реестры – это для третьих лиц, поэтому запись сама по себе в отношениях между сторонами сделки ничего не значит, право переносится договором.
Так или иначе – догма везде устоялась.
А у нас – нет. Точнее так: она почти устоялась в практике ВАС РФ (запись, соединенная с действительным правовым основанием – сделкой и проч. – порождает право), основанной на дореформенном тексте Кодекса. Затем она была отражена в поправках в Кодекс (знаменитая ст. 8.1 ГК).
Но потом все испортил верх.суд, который крайне неудачно и непонятно высказался в п. 3 и 38 ППВС 25 о значении записи реестра недвижимости. Такой же разнобой и в практике коллегий верх.
суда – гражданская коллегия, кажется, «офранцузилась», для них запись реестра ничего не значит (это, конечно, странно, так как это означает, что судьи этой коллегии просто игнорируют ясные предписания действующего закона).
Экономическая коллегия этого суда предпочитает оставаться на стороне прежней ВАСовской практики и норм Кодекса о регистрации прав. Они последовательно разрешают дела в том смысле, что «нет записи – нет права». Я с ними в этом подходе полностью солидарен.
Несколько особняком стоит КС – который периодически высказывается в том смысле, что «государственная регистрация права завершает юридический состав, по итогам накопления которого возникает право собственности». То есть, КС тоже за принцип правопорождающей регистрации (а не правоподтверждающей).
В нашей литературе – разнобой, среди практиков тоже метания: кто-то примыкает к «умным», кто-то к «красивым» (сами решайте – кто есть кто из оппонирующих друг другу лагерей – германофилы-«внесенцы» или франкофоны-«противопоставимцы»). По моим ощущениям, все же большинство практиков и большинство юристов из академической среды согласны с подходом о том, что именно запись реестра порождает право на недвижимость.
2. Однако спор о правопорождающей и правоподтверждающей функции регистрации права в реестре важен не только для определения момента перехода права. Выбор регистрационной модели также принципиален для определения момента, с которого недвижимая вещь как объект гражданских прав, как вещь.
Мне уже несколько раз доводилось писать о т.н.
«горизонтальном разделении», то есть, регистрации права собственности на здание как способе юридически разделить одну вещь – застроенный участок с постройкой на нем – на две: участок и собственно здание (например, см. здесь и здесь).
Государственная собственность на землю
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
Какие документы нужны
Регистрация права собственности на земельный участок осуществляется при предоставлении пакета документов, который утвержден Федеральными законами №218 от 13.07.2015 о регистрации сделок с недвижимостью и №122 от 21.07.1997 о государственном земельном кадастре.
Список документов для государственной регистрации прав:
- заявление по форме — обычно составляется и передается под подпись сотрудником Росреестра;
- удостоверения личности сторон сделки в оригинале и копиях;
- свидетельство о регистрации при переходе права на объект в последний раз до 1 января 2017, с этой даты документ заменяет выписка из ЕГРН — заказать можно ;
- правовое основание для регистрации перехода права — договор купли-продажи, мены, дарения, приватизации, свидетельство о принятии наследства, административный акт на местном, региональном или федеральном уровне о передаче недвижимости в собственность частных лиц либо судебное решение, по которому установлен факт присвоения собственности;
- выписка из ЕГРН сроком действия не более 5 дней для подтверждения статуса реализуемой недвижимости с правом распоряжения без ограничений по совершению сделок с объектом вследствие наложения обеспечения в виде залога или ипотеки, нахождения имущества под арестом вследствие вынесения судебного решения или постановления службой приставов-исполнителей;
- согласие супруга/и при реализации недвижимости в совместной собственности либо от хозяев других частей имущества, если предусмотрено долевое владение;
- квитанция с отметкой об оплате государственной пошлины.
Более конкретный список документов и нюансы сделки именно для вашего случая рекомендуем обратиться с вопросом к нашему специалисту .
В зависимости от вида земельного имущества и его разрешенного использования возможно расширение списка документов для регистрации сделки о переходе права собственности на землю. Особенности установлены в отношении определенных видов недвижимости на основании гл.6 ФЗ РФ №128.
При внесении сведений в единую государственную базу госрегистратор может запросить дополнительные документы при определении особенностей правового статуса земельного участка.
Характеристика частной собственности
Частные владения подразумевают принадлежность земли отдельному лицу, нескольким гражданам, которых объединяет статус юридического лица, а также товариществу.
Любые земли можно перевести в личную собственность. Исключением станут те, которые официально исключены из оборота или ограничены.
К таким территориям относятся заповедные зоны, участки из лесного фонда страны.
Кроме непосредственно земельного участка гражданину принадлежат строения, деревья и иные насаждения на территории земельного надела.
К собственности могут относиться небольшие закрытые водоемы, расположенные на участке.
Отличительной чертой частной собственности считают ее целевое назначение. Цели могут быть следующими:
- садоводство;
- ведение личного хозяйства;
- постройка дома и прочих подсобных помещений;
- строительство дачи или гаража.
Стать полноправным собственником земли можно при выполнении следующих условий:
- при получении участка в дар или наследовании. Земля относится к списку недвижимого имущества, которое разрешено передавать по дарственной или на основании завещания;
- по приватизации, под которой подразумевают переход участка из государственной или муниципальной собственности в частную. Граждане могут официально зафиксировать свои права на земельный надел, который был получен ими бесплатно во времена СССР, когда частных владений не было. Программы дачной и лесной амнистии делают процедуру приватизации доступной для большинства граждан;
- при оформлении сделки купли-продажи. Купить участок можно не только у других граждан, но и у государства, приняв участие в торгах;
- если были проведены сделки обмена или иные правовые процессы в отношении недвижимости.
Статус собственника потребуется зарегистрировать в соответствии с нормами закона. Сведения об участке и его владельце заносятся в единый реестр недвижимости.
На основании ст. 209 ГК РФ право на частную собственность подразумевает:
- владение – возможность обладания недвижимым имуществом согласно требованиям закона;
- пользование – право на эксплуатацию земли для получения какой-либо прибыли и продуктов потребления. Это право распространяется на объекты, являющиеся фактической собственностью владельца;
- распоряжение — возможность отчуждения, передачи по наследству или по договору аренды и прочие варианты перехода имущества иному лицу.
Владелец вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Он может продать или безвозмездно отдать участок или его конкретную часть. Право распоряжения распространяется и на строения, находящиеся на территории земельного надела.
Граждане могут отказаться от владения участком на добровольной основе или объединиться с другими владельцами для создания общей собственности.
Государство вправе ограничить правомочия собственника. Участок могут изъять для государственных или муниципальных нужд, возместив при этом его стоимость согласно государственной оценке.
Если владелец совершает какие-либо правонарушения, то его могут лишить права собственности на землю на основании судебного решения. Денежная компенсация при этом не выплачивается.
Право на землю наступает по факту его регистрации и внесения участка в реестр недвижимости.
У владельца существуют такие обязанности:
- подача налоговой декларации в установленные законом сроки;
- уплата земельного налога вовремя;
- следование всем законам в отношении земель;
- использование земли исключительно по ее назначению;
- проведение всех мероприятий, способных обеспечить сохранность земельного надела.
Существует 2 типа частных земельных владений:
- индивидуальный – для физических и юридических лиц;
- общий — подразделяется на долевой и совместный.
Общей земля может стать на основании определенных законодательных актов или по договору при соединении отдельных земельных участков по взаимному решению их владельцев.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Форма права собственности — это определение правового режима имущества и списка возможностей, которыми располагает в отношении этого имущества его собственник. В Гражданском законодательстве предусмотрены три формы права собственности.
Частная собственность — полностью защищенное законом право гражданина и юридического лица на определенное имущество. Она делится на собственность гражданина и юридического лица. Объектами частной собственности граждан являются жилые дома, дачи, квартиры, земельные участки, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, деньги, ценные бумаги, предприятия, средства массовой информации, транспортные средства.
Государственная собственность — это такая форма собственности, при которой имущество, а также средства и продукты производства принадлежат полностью или на основе долевой или совместной собственности. Государству может принадлежать любое имущество, которое необходимо для осуществления его функций. Также, оно может иметь акции в акционерных обществах различных форм собственности. Государственная собственность делится на федеральную, которая принадлежит Российской Федерации и собственность, которая принадлежит субъектам Федерации. Ими являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округи.
Муниципальной является собственность муниципального образования, то есть населения, проживающего на территории муниципалитета, в состав которого входят:
- муниципальные земли и другие природные ресурсы;
- предприятия и организации, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
- другое движимое и недвижимое имущество.
Кроме этого, в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, имущество организаций местного самоуправления. Права собственника осуществляют органы местного самоуправления. По закону, они имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам. Органы местного самоуправления определяют в соглашениях и договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Основания, по которым возникают права собственности
Как только вы зарегистрировали свое владение и получили в качестве удостоверения этого факта свидетельство от органа юстиции, вы обрели право частной собственности.
Основания приобретения земли закон не ограничивает. Главное требование, чтобы все было законно. Никакого рейдерства и захвата, только реализация сделок (типа купли-продажи, мены, дарения и т. п.) – законные поводы для появления права собственности. К таким относят и приобретательную давность, постановление суда, а также решения государственных или муниципальных органов управления.
Частная собственность бывает индивидуальной, принадлежащей отдельному гражданину или юридическому лицу и общей.
Последняя подразделяется на:
- совместную, когда доли участников не определены;
- долевую, когда каждому из собственников принадлежит четко определенная часть.
Возникает она по закону или договору. Граждане, равно как организации, по собственному решению могут объединить свои земельные наделы и начать использовать их на правах общего владения. Наглядным примером общей долевой собственности служат земли, на которых строятся многоквартирные дома.
Одновременно с полномочиями у лиц, являющихся частными собственниками землевладений, появляются и обязанности. Закон требует от них:
- уплаты земельного налога и подачи налоговой декларации на недвижимость в установленные законом сроки;
- осуществления мероприятий, направленных на охрану их территорий;
- соблюдения положений градостроительных регламентов;
- эффективного своевременного пользования землями согласно их целевому назначению.
Так что говорить об абсолютной свободе владения не приходится.