Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку водитель велосипеда подчиняется Правилам дорожного движения и является полноправным участником дорожного движения, столкновение с пешеходом должно быть зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Для этого необходимо позвонить по номеру 02 или 102 с мобильного. Если пешеход получил травму, лучше сразу позвонить в 112, и тогда на место выедут не только сотрудники ГИБДД, но и скорая помощь. Даже если велосипедист имел право ехать по тротуару, то он должен двигаться так, чтобы не мешать пешеходам и не создавать опасных ситуаций. Если велосипедом управлял ребенок, то его можно привлечь к административной ответственности только с 16 лет, поэтому если пешеходу причинит вред малолетний велосипедист, то за нарушение ПДД его не накажут, а вот вред здоровью или имуществу родителям придется возместить.
Велосипедист сбил пешехода
Статья 12.24 КоАП. Могут и лишить, а могут и просто оштрафовать. Лучше заключите соглашение с юристом (адвокатом)
Конечно, детский или подростковый велосипеды не должны рассматриваться как источники повышенной опасности, так как они либо вообще не имеют вредоносных свойств, либо такие свойства незначительны. А вот что касается велосипедов для взрослых, а тем более спортивных моделей, то здесь все не так однозначно. И только суд может решить этот вопрос. |
Велодорожки для велосипедистов, а не для пешеходов с детскими колясками!
Помню в детстве, велосипедных дорожек, как таковых не было. Детвора гоняла на своих «Школьниках» и «Камах» по дворам и улицам, получая в след недоброжелательные крики от сидящих на лавочках бабулек.
Да, тогда было проще. Дворы не были заставлены автомобилями, да и вообще улицы были пустынны. Мы гоняли, как угорелые. Но, катались только дети.
Мне вообще сложно вспомнить, чтобы на велосипедах рассекали взрослые.
Когда вообще велосипеды вошли в моду? В начале «нулевых»? Сейчас, чтобы безопасно дойти до магазина, нужно следить не только за автомобилями, но и за велосипедистами и даже за взрослыми на самокатах и гироскутерах.
Кажется, что скоро пешеходов и вовсе не останется.
Сейчас, наверное, в каждом городе оборудуются специальные дорожки для велосипедистов. У нас выглядит примерно так: обычная пешеходная дорога просто делится на 2 части, в соотношении 60/40. Разделение происходит белой сплошной линией, как на автомобильных дорогах, и через каждые 5 — 10 метров рисуется знак «велосипед» на узкой стороне дороги, и «пешеход» — на той, что пошире.
Учитывая, что спортивных людей желающих кататься на двухколесных становится все больше, наверное, решение с разделением дороги на полосы — это разумный выбор властей. Помню в первое время, когда только эти полосы начертили, все ходили с ухмылкой, дескать нашли чем заниматься, мы будем ходить там, где хотим. Особо «остроумные» шутили: «А штрафы за пересечение сплошной, тоже будут?» и «Все равно никто не будет соблюдать правила!».
Стоит признать, что подавляющее большинство велосипедистов, ребят на роликах, самокатах соблюдают правила и ездят по выделенке. Чего нельзя сказать про пешеходов.
Во время прогулок по Проспекту Октября, я часто наблюдаю за пешеходами. Они не смотрят под ноги, они залипают в телефоны и прут напролом. Неважно, идут они навстречу несущемуся велосипедисту или мамочке с коляской.
Некоторые считают себя хозяевами дороги.
Но, «выделенка» ведь сделана не просто так. это не чье-либо преимущество, а банальная попытка обезопасить самих пешеходов.
Совсем недавно стали свидетелями небольшого скандала.
Гуляя по аллее, я заметил парочку с ребенком в коляске, которые шли не как все, не по пешеходной зоне, а по дорожке для велосипедистов. Учитывая, что на двухколесных носятся на достаточно высокой скорости, ребятам приходилось притормаживать в «ноль» и объезжать беспечную семейку. Они шли в метрах 20 — 30 от нас. Показав жене на нерадивую парочку, та лишь смогла ответить: «Капец, совсем безбашенные!»
И тут, один из велосипедистов решил не объезжая препятствие проехать по самому краю не сбавляя скорости. Родителей такое «хамство» возмутило до глубины души и отец семейства посчитав, что прав именно он, крикнул в след проехавшему человеку несколько оскорбительных выражений. Велосипедист притормозил и парируя оскорбление умными, но не менее обидными высказываниями, поехал дальше.
Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел
Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.
Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.
Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.
Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая столкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы. Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.
В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.
Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.
Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода
Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:
-
Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.
-
В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.
- Освободить проезжую часть, если движение для других водителей стало невозможным. Но перед тем как уехать, сфотографируйте как стоит машина, все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
-
Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста
Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Запомните! Существует регламентированный механизм действий:
- осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
- в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
- в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
- позвонить в ГИБДД;
- нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
- постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
- снять на фотоаппарат место происшествия;
- зафиксировать полученные травмы;
- встретить сотрудников ГИБДД;
- поспособствовать процессу правильного составления протокола;
- направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
- в случае необходимости подать иск в судебный орган.
Считается ли ДТП наезд на пешехода велосипедистом
Наиболее распространенным ДТП по вине велосипедиста является наезд на пешехода. Поскольку велосипед является транспортным средством, а управляющий велосипедом водителем, то такая категория столкновений относится к дорожным происшествиям.
В случае нанесения пешеходу повреждений средней и высокой степени тяжести велосипедист будет нести ответственность за:
- езду по тротуару (если столкновение произошло на тротуаре). По правилам движения велосипедист должен двигаться по правой стороне дороги или специальной велодорожке. Движение по тротуару запрещено;
- оставление места дорожного происшествия;
- нанесенный моральный и материальный ущерб.
Когда ожидает уголовное наказание
За наступление негативных последствий (тяжкий вред здоровью/авария со смертельным исходом) в результате наезда на человека — виновное лицо будет отвечать по всей строгости закона и его ждет уголовное наказание (ст. 264, пп.1, 4 ст. 111 УК РФ).
Под тяжким вредом понимаются травмы, представляющие опасность для жизнедеятельности — например, вывих шеи/травма позвоночника/потеря зрения/травмирование внутренних органов/многочисленные переломы и пр.
Наказание в данном случае определяется в зависимости от наличия обстоятельств:
-
Умысла.
-
Состояния водителя.
-
Места совершения наезда.
-
Количества жертв аварии и их состояния.
Так, неумышленное причинение пешеходу тяжкого вреда может повлечь для нарушителя одно из следующих наказаний с лишением права занятия определенной деятельностью до 3 лет/без него:
-
Ограничение свободы до 3 лет.
-
Принудительные работы до 2 лет.
-
Арест до полугода.
-
Лишение свободы до 2 лет.
Те же действия, совершенные нарушителем в нетрезвом состоянии либо при оставлении им места ДТП, влечет применение к нему одной из санкций с одновременным лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет:
-
Принудительные работы до 5 лет.
-
Лишение свободы на 3-7 лет.
Свидетель. «Видел группу товарищей, которые вели себя неадекватно»
После инцидента к Егору подъехал другой велосипедист, который в момент столкновения двигался во встречном направлении. Он оставил парню свой контактный номер «на случай, если будут разбирательства». Пока этот человек остается единственным известным молодому человеку свидетелем происшествия.
Нам удалось с ним поговорить, мужчину зовут Олег.
— Я двигался навстречу и самого момента удара не видел: все произошло у меня за спиной. Но подъезжая к этому месту — и я рассказал об этом следователю, — я видел группу товарищей, которые вели себя неадекватно. Их было четверо: мужчина, женщина и две девочки-подростка.
Они шли со стороны Marriott, наверное из кинотеатра, потому что у них были такие большие стаканы, в которых продают попкорн. Шли к воде, может прогуливались, я не знаю. Одна девочка перебежала дорогу передо мной, а скорость у меня была приличная.
Помню, про себя отметил, что такое поведение не вполне нормальное на велодорожке. А трое остальных уже находились на встречной для меня полосе: они занимали ее не полностью, а, наверное, на треть, но, что меня поразило, смотрели в мою сторону и даже не предпринимали каких-либо действий, чтобы оценить ситуацию, — рассказал мужчина.
После того как Олег проехал этих людей, он услышал звук удара.
— Я видел велосипедиста, который ехал навстречу, скорость у него была гораздо выше моей. Но понятно, что это велодорожка и приоритет на ней должен быть отдан велосипедистам, — считает свидетель.
Проехав еще немного по инерции, он развернулся и приехал на место происшествия уже тогда, когда пешеходу оказывали помощь.
Уголовное дело. Обвинение
В конце октября снова позвонили из Следственного комитета, сказали явиться. У Егора был ковид, поэтому на пару недель все затянулось. Зато потом события стали разворачиваться стремительно.
— Следователь сообщил, что в отношении меня возбуждено дело по статье 155 Уголовного кодекса. Вручили постановление, был еще один допрос в качестве подозреваемого. Затем вызвали еще раз, в прошлый вторник, предъявили обвинение, ознакомили с материалами дела. Спросили, признаю ли я вину. Я сказал, что не признаю, — говорит велосипедист.
Статья 155 Уголовного кодекса — «Причинение тяжкого телесного повреждения по неосторожности». Наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
В: Что считается наездом на пешехода?
О: Наездом на пешехода считается любое взаимодействие между ним и движущимся ТС независимо от степени причиненного в результате происшествия вреда.
В: Какое наказание за наезд на пешехода на тротуаре?
О: При данном происшествии вина водителя очевидна, поскольку ПДД категорически запрещают передвигаться ТС по тротуарам. Что касается наказания за наезд на тротуаре — оно аналогично наказанию за наезд, совершенный во дворе жилого дома. Плюс к мерам наказания добавится штраф 2 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ за езду в не предназначенном для этого месте.
В: Если задел пешехода зеркалом, ДТП это или нет?
О: Поскольку любой контакт между движущимся ТС и пешеходом, считается наездом на него, следовательно, данное происшествие является ДТП.
В: Предусмотрено ли наказание, если задел пешехода зеркалом?
О: Водитель несет ответственность за данное происшествие, если в результате него пешеходу причинен вред здоровью/имуществу. Наказание в этом случае аналогично, как и при наезде на пешехода.
В: Какое наказание, если сбил ребенка на пешеходном переходе?
О: Законодатель не предусмотрел какой-либо разницы в порядке рассмотрения и назначения наказания при участии в ДТП ребенка. Следовательно, ответственность для водителя будет такая же, как и при наезде на взрослого.
Если причинён тяжкий ущерб здоровью по неосторожности водителя
Данного рода ДТП предполагает нанесение пешеходу тяжкого вреда здоровью в результате нарушений водителем норм ПДД. Тяжкий вред здоровью предполагает полную потерю пострадавшим способности к труду, функций органов или же приобретение обезображивающих повреждений лица.
Ответственность в данном случае определяется нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. В зависимости от того, был ли автомобилист трезв в момент ДТП определяется размер применяемых к нему санкций. Важно знать: полный отказ от освидетельствования приравнивается к тому, что водитель пытается скрыть факт своего опьянения.
Если автомобилист на момент происшествия был трезв, к нему будут применены минимальные меры ответственности. Если при прочих равных условиях следствие установит факт алкогольного опьянения, наказание водителя будет соразмерно увеличено.