Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормы, регулирующие права лиц с семейными обязанностями в трудовых отношениях, заложены в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Основные трудовые гарантии распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.
Правовые гарантии для семей, воспитывающих детей, в области трудового законодательства
Одна из основных норм — отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая — его можно разделить на части любой продолжительности.
Предусмотрено право работающих матери или отца на свободные от работы дни, оплачиваемые в размере средней заработной платы:
- воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет — на один дополнительный выходной день в месяц, оплачиваемый за счет средств государственного социального страхования;
- воспитывающим троих и более детей до 16 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) — на один дополнительный выходной день в неделю, оплачиваемый за счет средств нанимателя.
Установлена обязанность нанимателя запланировать трудовой отпуск работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, — в период этого отпуска.
Предусмотрено обязательное продление срока контракта:
- с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, — не менее чем до окончания указанных отпусков;
- с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия — не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.
Для обеспечения гендерного паритета в семье в Трудовой кодекс Республики Беларусь внесены следующие новации (вступили в силу с 28 февраля 2020 года):
- предоставление отцу (отчиму) кратковременного отпуска при рождении ребенка по его заявлению (до 14 дней в первые 6 месяцев после рождения ребенка);
- право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
- предоставление отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
- распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.
В целях совмещения профессиональных и родительских функций в Трудовом кодексе Республики Беларусь урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью.
Льготы для многодетной семьи в 2022 году: изменения
включение многодетной семьи в льготную программу покупки недвижимости в ипотеку, которые реализуются крупнейшими российскими кредитными компаниями. К примеру, по условиям программ поддержки социальных категорий граждан «Молодая семья», «Доступное жилье», семья может купить квартиру по льготной кредитной ставке непосредственно у фирмы-застройщика.
предоставление по договору найма социальной квартиры или дома для многодетной семьи: обратившись в профильное ведомство местного муниципалитета, многодетная семья может подать заявку на выделение льготного жилья. Для этого ей придется подтвердить статус малоимущей семьи, в которой все ее члены являются зарегистрированными на одной жилплощади гражданами РФ, при этом, никто из них не владеет объектами недвижимости, а индивидуальная площадь, по прописке отводящаяся каждому жильцу – меньше санитарных норм.
Минский район — действительно привлекательное место для тех, кто хочет построить свой дом. Поэтому участки здесь продают с аукциона, выжимая из людей во время торгов порой очень внушительные суммы за каждую сотку. Впрочем, закон, определяя Минский район как аукционную зону, имеет и «лирическое отступление»: «Без проведения аукциона земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска предоставляются гражданам Республики Беларусь — членам многодетных семей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, — в частную собственность без внесения платы за земельный участок». То есть, по сути, Мамедовы просят лишь исполнить указ президента №667.
Правовые гарантии для семей, воспитывающих детей, в области трудового законодательства
Нормы, регулирующие права лиц с семейными обязанностями в трудовых отношениях, заложены в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Основные трудовые гарантии распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.
Одна из основных норм — отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая — его можно разделить на части любой продолжительности.
Предусмотрено право работающих матери или отца на свободные от работы дни, оплачиваемые в размере средней заработной платы:
- воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет — на один дополнительный выходной день в месяц, оплачиваемый за счет средств государственного социального страхования;
- воспитывающим троих и более детей до 16 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) — на один дополнительный выходной день в неделю, оплачиваемый за счет средств нанимателя.
Установлена обязанность нанимателя запланировать трудовой отпуск работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, — в период этого отпуска.
Предусмотрено обязательное продление срока контракта:
- с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, — не менее чем до окончания указанных отпусков;
- с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия — не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.
Для обеспечения гендерного паритета в семье в Трудовой кодекс Республики Беларусь внесены следующие новации (вступили в силу с 28 февраля 2020 года):
- предоставление отцу (отчиму) кратковременного отпуска при рождении ребенка по его заявлению (до 14 дней в первые 6 месяцев после рождения ребенка);
- право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
- предоставление отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
- распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.
В целях совмещения профессиональных и родительских функций в Трудовом кодексе Республики Беларусь урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью.
Вниманию многодетных семей
Для решения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи к учебному году, семьям, воспитывающим троих и более детей, необходимо обратиться в учреждение образования по месту регистрации матери, представив следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность матери в полных семьях, либо законного представителя;
справка о месте жительства и составе семьи;
копии свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей (в случае различных фамилий у матери и детей — документы об изменении фамилии);
для опекунских семей — копия решения администрации района г. Могилева (райисполкома) о создании приемной семьи, передаче несовершеннолетних в приемную семью, установлении опеки над
несовершеннолетним;
справка с места учебы;
копия удостоверения многодетной семьи;
выписка текущего счета (28 знаков), открытого в одном из филиалов учреждения ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» (счет должен быть открыт на имя родителя, от имени которого пишется заявление.
Выплата единовременной материальной помощи производится путем перечисления денежных средств на текущие счета заявителей, открытые в филиале ОАО АСБ «Беларусбанк».
По состоянию на 21.08.2020 управлениями социальной защиты администраций районов г. Могилева оказана единовременная материальная помощь 2 431 многодетной семье, в которой 4 488 школьников, на общую сумму 344 813,04 руб. Выплаты произведены всем заявленным семьям в полном объеме.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь в виде единовременного и (или) ежемесячного социальных пособий предоставлена: 158 малообеспеченным семьям, в них 333 ребенка на сумму 59 098,93 руб., в том числе 37 многодетным семьям, в них 149 ребенка, на сумму 25 871,85 руб.
Гуманитарную помощь получили 125 семей (423 ребенка) на сумму 10 012,30 руб., из них 103 многодетные семьи (387 детей) на сумму 9 162,30 руб. и 22 малообеспеченные семьи (36 ребенка) на сумму 850,00 руб.
В адрес организаций и предприятий города были направлены письма с рекомендациями оказать материальную помощь работникам, воспитывающим детей школьного возраста, для подготовки их к новому 2020/2021 учебному году.
По информации на 21.08.2020 материальную помощь оказали 76 предприятий (организаций) города, на общую сумму 384 726,00 руб. Материальную помощь получили 2 298 семьей, в них 4 182 детей, в том числе: 427 многодетных семей, в них 813 детей, на сумму 54 794,50 руб., 85 малообеспеченных семей, в них 100 детей, на сумму 3 254,50 руб.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 №41 «О государственной адресной социальной помощи» малообеспеченные семьи, воспитывающие детей, могут обратиться за предоставлением государственной адресной социальной помощи в службу «Одно окно» администраций Ленинского и Октябрьского районов г. Могилева (пр. Мира, д. 55 а,каб. № 14, 15, 16, ул. Чигринова, д. 8а, каб. № 2).
Указ №240 о государственной поддержке граждан. Как он работает?
7 июля 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №240, который предусматривает новую форму государственной поддержки граждан в виде адресных субсидий на жилье. Основные нюансы:
1. Жилищная субсидия выдается на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений и/или на погашение основного долга по этим кредитам.
2. Получить субсидию могут только граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Те, кто имеет право на получение субсидии, могут либо воспользоваться данной субсидией, либо получить льготный кредит, в соответствии с Указом №13. При этом воспользоваться государственной поддержкой можно только один раз. Исключение составляют многодетные семьи, в том случае, если, в связи с рождением очередного ребенка, они нуждаются в улучшении жилищных условий.
4. Максимальный размер кредита, который можно погасить субсидией, рассчитывается по формуле:
нормируемый размер жилого помещения * кол-во членов семьи * предельный норматив стоимости 1 кв. метра * 90% (многодетные — 100 %)
На данный момент нормативы общей площади жилого помещения установлены на следующем уровне (на 1-го человека):
· 15 кв.м – в Минске;
· 20 кв.м – в других городах, а также для многодетных семей;
· 30 кв.м – при строительстве для одного человека 1-комнатной квартиры, 1-квартирного жилого дома;
· 30 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома;
· 44 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме.
Кроме того, на дополнительную площадь имеют право Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья – +15 кв.м.
Кому НЕ предоставят пособие?
Ежемесячная социальная помощь не будет предоставлена, если:
- Гражданин или семья имеет в собственности более одного жилого помещения. Исключение – многодетные семьи и семьи, которые владеют жилым помещением и долей общей площади жилого помещения.
- Гражданин сдает жилое помещение в аренду.
- Член семьи получает платное высшее образование (исключение – льготный кредит на учебу).
- Член семьи купил транспортное средство за последние 12 месяцев до обращения (кроме мопеда, велосипеда). Исключение: семьи с детьми-инвалидами, инвалиды I, II группы, многодетные семьи.
- Гражданин работает неполный рабочий день по собственному желанию, трудоспособен, но не работает и не зарегистрирован в качестве безработного.
- Проходит срочную воинскую службу; обучается в специальных учреждениях по военным специальностям.
- Отбывает тюремное заключение, уже возмещает расходы на детей, находится на принудительном лечении, получает государственное финансирование.
Кому?
Нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам (неработающие пенсионеры, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, инвалиды, дети-инвалиды). Средства выделяются из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Материальная помощь будет оказана из-за:
- причинения вреда их здоровью и (или) имуществу в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- краж личного имущества;
- возникновения иных ситуаций, которые требуют оперативного оказания материальной помощи. Например, оплата медицинских услуг (платные операции, покупка дорогостоящих лекарств, протезирование суставов и пр.) или иных жизненно необходимых услуг/товаров.
Обращаются в соцслужбу чаще одинокие мамы, которые воспитывают трех и более детей или имеют ребенка-инвалида.
— Для назначения государственной адресной социальной помощи не имеют значения особенности статуса женщины, — разъясняет начальник управления социальной защиты администрации Партизанского района Минска Светлана Петрова. — Важны два фактора: трудная жизненная ситуация и доход, не превышающий наибольшей величины бюджета прожиточного минимума на каждого члена семьи. Адресная помощь может быть в виде ежемесячного социального пособия или единовременной выплаты. В этом году, например, к нам обратились за поддержкой две одинокие многодетные матери. Одна из них воспитывает троих детей от 3 до 16 лет, а другая — четверых несовершеннолетних детей, самый младший из них — инвалид.
Матери троих детей предоставлено единовременное пособие в размере 300 рублей, эту семью пригласили на новогоднее мероприятие. А матери четверых деток оказана матпомощь в размере 100 рублей, выплачено единовременное пособие — 450 рублей и назначено небольшое ежемесячное пособие на полгода. Им также выделена гуманитарная помощь и продуктовые наборы.
Обязательным условием получения государственной адресной помощи является обследование социально-бытовых условий семьи.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Появление в семье ребенка значительно увеличивает семейные расходы. Кроме регулярных трат на подгузники, питание, одежду, нужны крупные покупки – коляска, детская кроватка, пеленальный столик и т.д. Чтобы помочь родителям с финансами существуют единовременные пособия:
- пособие женщинам, которые обратились (стали на учет) в женскую консультацию до наступления 12 недель беременности. Эту выплату молодая мама получает только в том случае, если она постоянно наблюдалась в организациях здравоохранения и выполняла все рекомендации медицинских сотрудников;
- пособие в связи с рождением ребенка;
- выплата при рождении двойни, тройни и т.д.
Если в семье кроме новорожденного есть другие дети от 3 до 18 лет, то полагается еще одна выплата. Но уже регулярная (ежемесячная), а не единовременная. Это пособие появилось относительно недавно – в 2015 году.
Размер перечисленных пособий зависит от величины бюджета прожиточного минимума (БПМ). Этот показатель меняется 4 раза в год – раз в квартал. На сколько детское пособие увеличится, можно будет узнать 1 февраля, а затем 1 мая, 1 августа, 1 ноября.
Название пособия | Схема начисления | Размер детского пособия с 1 ноября 2021 года | Размер детского пособия с 1 февраля 2022 года |
---|---|---|---|
Единовременное пособие за рождение 1-го ребенка | 10 БПМ | 2880,10 рублей | 2965.5 рублей |
Единовременное пособие за рождение 2-го ребенка (и последующих) | 14 БПМ | 4032,14 рублей | 4151.7 рублей |
Единовременное пособие для женщин, вставших на учет в женскую консультацию до 12-ой недели беременности | 1 БПМ | 288,01 рублей | 296.55 рублей |
Единовременное пособие при рождении двойни, тройни (указана сумма на одного ребенка) | 2 БПМ | 576,02 рублей | 593.1 рублей |
Минимальная оплата отпуска по беременности и родам, если ее нельзя рассчитать исходя из средней заработной платы (указана сумма за 1 месяц) | 0,5 БПМ | 144,01 рублей | 148.28 рублей |
Костевич: рассматриваются новые нормы адресной помощи семьям
Единовременное (разовое) социальное пособие выплачивается при соблюдении следующих условий:[∗] подпункт 2.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»
- среднедушевой доход семьи или гражданина ниже размера 1,5 бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за последний или предпоследний В случае, если бюджет прожиточного минимума за последний квартал меньше, чем за предпоследний квартал;
- семья или гражданин оказались по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, такой как:
-
- полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80 лет;
- неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительно принимать лекарства;
- причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций непреодолимой силы, противоправных действий других граждан;
- другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки.
-
Размер единовременного социального пособия устанавливается в зависимости от того, в насколько трудной жизненной ситуации находится семья или гражданин. Однако его сумма не может быть больше 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о выплате пособия.[∗] подпункт 2.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»
В каких случаях нельзя получить единовременное социальное пособие?
Единовременное социальное пособие не предоставляется гражданам, проживающим отдельно или ведущим раздельное хозяйство, если они:[∗] пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»
Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников (в том числе впитывающих трусиков, впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей)) выплачивается нуждающимся в них:[∗] подпункт 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»
- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья;
- инвалидам I группы.
Нуждаемость в подгузниках определяется в индивидуальной программе реабилитации инвалида или заключении врачебно-консультационной комиссии.[∗] пункт 13 Положения о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41
Пособие выплачивается на основании документов, подтверждающих расходы на приобретение подгузников.[∗] подпункт 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»
Размер пособия устанавливается в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о выплате пособия.[∗] подпункт 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»
В каких случаях нельзя получить пособие для возмещения затрат на подгузники?
Пособие не выплачивается:[∗] подпункт 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»
- детям-инвалидам до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы вследствие профессионального заболевания или трудового увечья, если они имеют право на оплату подгузников за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- инвалидам I группы, если инвалидность наступила в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
Куда и с какими документам нужно обращаться за пособием для возмещения затрат на подгузники?
За пособием необходимо обратиться в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите. Предоставить нужно следующие документы:[∗] подпункт 2.33.2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200
- заявление Бланк заявления заполняется непосредственно при приеме документов;
- паспорта Или другие документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи, в т.ч. детей до 14 лет (если у них есть паспорта);
- свидетельство о рождении ребенка – если есть дети до 18 лет (беженцы предоставляют такое свидетельство, только при его наличии);
- удостоверение инвалида – для инвалидов I группы;
- удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов до 18 лет имеющих IV степень утраты здоровья;
- свидетельство о рождении ребенка – если подгузники приобретались для ребенка-инвалида;
- документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь;
- индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в подгузниках;
- удостоверение на право представления интересов подопечного, доверенность, документ, подтверждающий родственные отношения, — для лиц, представляющих интересы инвалида I группы;
Какие льготы предоставляются пенсионерам в Беларуси в 2021 году
При обращении к нотариусу пенсионеры не уплачивают государственную пошлину за составление заявления на получение пенсий и пособий. Это можно сделать бесплатно, так как уплата производится стороной нотариальной конторы. Также возможно полное или частичное освобождение от уплаты пошлины при обращении в судебные инстанции. Данное решение выносится Советом депутатов.
Кроме того, пенсионеры получают скидку в 50% на оплату некоторых услуг. К ним относятся:
- Получение свидетельства о праве собственности на долю в любом недвижимом имуществе, совместно нажитом в период брака
- Удостоверение завещания, доверенностей
- Заверение копий документов и их перевода
В поддержку пенсионеров-долгожителей, достигших определённого возраста, осуществляются доплаты и надбавки. Их размер рассчитывается на основании минимальной заработной платы, которая зависит от бюджета прожиточного минимума. Если растёт БПМ, растёт и минимальная пенсия, а, соответственно, надбавки к ним.
В зависимости от возраста, пенсионеры получают следующие доплаты:
- 75-80 лет – 75% от минимальной зарплаты
- 80 лет и старше – 100% от минимальной зарплаты
Однако доплата к пенсионному пособию положена только тем гражданам, которые вышли на пенсию и не работают.
Надбавка на уход – ещё одна льгота, какая положена пенсионеру после 80 лет. Она составляет 50% от минимального размера заработной платы.
Чтобы получить ту или иную льготу, гражданину необходимо предъявить пенсионное удостоверение, а также соответствующие документы. То есть, если пенсионер хочет получить льготу по оплате коммунальных услуг, ему следует обратиться в компанию, предоставляющие эти услуги, и, помимо удостоверения, предоставить справку о том, что вместе с ним не проживают трудоспособные лица.
Социальные пенсии (назначаются при неполучении трудовой пенсии) увеличатся следующим образом: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — до Br289,16, инвалидам с детства II группы — Br249,73, инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка — Br223,44, инвалидам III группы — Br197,15, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста — Br131,44, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья — от Br210,3 до Br289,16. В том числе теперь социальная пенсия назначается достигшим 60 лет матерям и 65 лет отцам, которые не менее 20 лет ухаживали за детьми-инвалидами, имевшими III или IV степень утраты здоровья и признанными впоследствии инвалидами с детства I группы. С 1 февраля размер социальной пенсии для таких родителей составит Br258,92.
Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, увеличится до Br262,87 (в случае ухода за одним таким человеком) и до Br315,44 (за двумя и более).
Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) и так далее.-0-
Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:
- Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
- Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.
Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 65-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.
Также она ставит себя в один ряд с рядовыми пенсионерами, поясняя, что в конце концов обделенными льготами также стали пожилые депутаты.
Вот уже полгода в Беларуси рассматривается вопрос о восстановлении льготы на транспортный налог хотя бы для ветеранов, которых осталось слишком мало чтобы экономить на них. Есть надежда, что к 9 мая что-то изменится, хотя Президент Лукашенко ничего не обещает.
Льготы пенсионерам-инвалидам 2-й группы в Беларуси входят в 2021 году в такой список:
- скидка 90% при покупке определенного перечня лекарств и медикаментов, утвержденного на законодательном уровне, если пенсионер покупает их согласно рецепту лечащего доктора;
- изготовление и ремонт зубных протезов на совершенно бесплатной основе, кроме металлокерамики и других дорогостоящих материалов (льгота предоставляется только в государственных стоматологических поликлиниках);
- если инвалиду необходимы специальные инструменты или средства для реабилитации и восстановления здоровья, к примеру, слуховые протезы, можно встать в очередь на их бесплатную выдачу (технические средства должны быть включенными в государственный реестр, составленный чиновниками и утвержденный Министерством здравоохранения в последней редакции закона);
- если есть медицинское заключение с рекомендацией посетить санаторно-курортное лечение, путевка предоставляется бесплатно, но только если инвалид 2-й группы не работает;
- скидка 50% на внесение оплаты по техобслуживанию и пользованию жилыми квадратными метрами не более 50 квадратов общей площади;
Уже неоднократно органы социальной защиты акцентировали внимание на широких возможностях, предоставляемых государством для оказания материальной помощи незащищенным слоям населения. Такие люди есть в любой стране, и Российская Федерация – не исключение из правила.
Существует достаточно много программ поддержки, предусмотренных федеральной властью – ежемесячные пособия, льготы, выплаты на детей и единовременные суммы на удовлетворение самых насущных нужд.
В период пандемии Президент распорядился автоматически продлевать льготы и выплаты, если таковые были оформлены до наступления кризисной ситуации с эпидемией, чтобы избавить многодетные семьи, инвалидов и пожилых граждан от хождения по бюрократическим инстанциям, рискуя заразиться опасной инфекцией.
Однако помимо таких мер поддержки социально незащищенных категорий россиян есть и другие – например, региональные пособия, о которых гораздо меньше информации, а также адресная помощь, рассчитывать на которую могут многие, но только после подачи заявления и предоставления необходимых документов. Некоторые люди так и не прибегли к этой возможности из-за недостаточной информированности, боязни получения отказа, незнания условий, при которых она предоставляется.
Условно тех, кто может рассчитывать на получение социальной помощи, можно разделить на три группы:
- Семьи с детьми – молодые, воспитывающие детей самостоятельно без поддержки второго родителя малыша, полноценная пара, студенты с малышами, у которых доход даже ниже прожиточного минимума, многодетные семьи – все это категории малоимущих граждан, среднедушевой доход которых не соответствует стандартным социальным нормативам, принятым в каждом субъекте РФ.
- Малообеспеченные – сюда, кроме родителей, зарабатывающих недостаточно из-за обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, относятся и пенсионеры. Здесь отмечается наличие стабильного дохода, который вроде бы позволяет существовать в относительно стабильной ситуации, но тем не менее оказывается недостаточным, как только возникают непредвиденные обстоятельства.
- Россияне среднего класса, у которых сложилась неблагоприятная жизненная ситуация, тоже могут рассчитывать на адресную помощь, при условии, что у их есть документальное тому подтверждение. Их недостаточная информированность легко объяснима отсутствием ранее таких неблагоприятных обстоятельств, но право на получение выплаты (единовременной или регулярной) у них тоже имеется. Например, в случае смерти членов семьи, увольнения единственного кормильца семьи, рождения у малоимущей пары троих детей одновременно, пожара, ограбления, техногенной катастрофы или катаклизма природного характера.
Минздравсоцразвития Российской Федерации открыл горячую линию, на которую можно бесплатно обратиться при необходимости. Можно узнать не только о порядке и месте предоставления разовой помощи, но и о требованиях, которые предъявляются к претендентам на пособие.
Важно! Существует также такое понятие как социальный контракт. Согласно данной программе соцподдержки, член малоимущей семьи имеет возможность заключения договора с органами социальной защиты населения.
По условиям контракта, органы СЗН предоставляют заявителю определенную сумму средств (обычно не более 50 тысяч рублей) в обмен на письменное обещание направить средства на улучшение благосостояния семьи. Это может быть открытие индивидуального предприятия, организация личного подсобного хозяйства, покупка техники для фермерства и т.д.
За выполнением данного обещания органы СЗН следят – необходимо отчитаться и предъявить подтверждающие документы, иначе выданную сумму придется вернуть – добровольно или в судебном порядке с процентами.
В обычном порядке граждане России могут рассчитывать на получение социальной помощи в различных формах. Самые распространенные из их:
- Денежная, предполагающая выдачу денежных средств в органах социальной защиты населения путем их перечисления на банковский счет заявителя, но к адресной помощи чаще всего относят единовременные пособия или ежемесячные выплаты, предоставляемые на протяжении недлительного периода времени. Также это могут быть пособия сезонного характера, например, субсидии на покупку школьной формы детям к 1 сентября или на приобретение канцелярских принадлежностей к началу учебного года. “Сезонная” помощь будет предоставлена независимо от получения предусмотренных статусом семьи (по критерию многодетности или малообеспеченности) ежемесячных пособий, но рассчитывать на ее получение можно не чаще одного раза в год. Обычно за пособием обращаются в том случае, если возникла необходимость лечения или срочного ремонта в помещениях аварийного состояния, организации похорон. Размер выплаты зависит от нескольких критериев, но, в основном, определяется прожиточным минимумом в регионе проживания. На относительно большие суммы можно рассчитывать только в столичном регионе или в районах Крайнего Севера, в первом случае из-за солидного регионального бюджета, а во втором – из-за действующих в субъекте РФ добавочных коэффициентов.
- Вещевая – выдача товаров первой необходимости, вещей, обуви, продуктов питания, готового обеда, памперсов в специальных центрах малоимущим категориям населения. Данный вид поддержки тоже предполагает ограниченное количество обращений за ней.
Адресная помощь может предоставляться ветеранам ВОВ, участникам Великой Отечественной Войны.
Но обычно это суммы, выделяемые к конкретным датам (празднику Великой Победы, например) или на определенные нужды – мебель, бытовую технику, продукты.
Вариабельность таких мер поддержки обусловлена разными источниками финансирования – она может выделяться федеральными органами, местным самоуправлением, из благотворительных фондов и даже от частных лиц.
Кроме звонка на горячую линию Минздравсоцразвития, есть и другие способы получения информации об интересующем виде материальной помощи со стороны федеральных или региональных властей.
Субъект РФ имеет опосредованное отношение к адресной помощи (выделяет средства) и не выдает ее по умолчанию по той причине, что бюджет каждого региона строго ограничен. Поэтому от человека непременно требуется заявление.
Как и в любом другом случае, заявитель может не получить денежные средства, но это происходит только в предусмотренных законом случаях, а именно:
- при указании заведомо недостоверных сведений с целью получения денег (все они проверяются в рамках межведомственного взаимодействия, и дезинформация непременно обнаруживается);
- при использовании поддельных документов и фиктивных справок;
- при представлении искаженных сведений о доходах или составе семьи;
- при утаивании объектов недвижимого или движимого имущества, находящегося в собственности заявителя, которые можно было бы продать, чтобы раздобыть срочно понадобившиеся деньги;
- при получении сотрудниками СЗН сведений о крупных приобретениях заявителя, сделанных перед обращением за помощью.
В получении адресной помощи может быть отказано здоровому человеку, у которого нет причин для отказа от трудоустройства – ни медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности, ни иных объективных причин. Логично предположить, что этот гражданин все же работает, но его доходы не фиксируются официально. Это вероятный вариант, если человек не состоит на учете в службе занятости населения.
За каждым гражданином России сохраняется законное право оспорить вынесенное решение в судебной инстанции, но спор в его пользу будет решен только в том случае, если отказ вынесен с нарушением положений действующего законодательства.
Рассмотрение заявления может длиться 10 дней с момента подачи заявления. Однако есть случаи, когда законом предусмотрена необходимость проведения дополнительной проверки, и тогда на получение ответа понадобится месяц или больше.
Образовательные и иные льготы
Одновременное рождение двух или трех детей при наличии статуса многодетности гарантирует безвозмездное оказание помощи няни. Уход осуществляется до 3 лет на условиях 40-часовой рабочей недели. Дети до 2-х лет обеспечиваются продуктами. При посещении детсада оплата питания составляет 50% стоимости.
Дети обеспечиваются бесплатным школьным питанием и оплачивают только половину стоимости учебников, если их семья относится к числу многодетных. Также им гарантируется ежегодное право на 2 путевки в лагерь. Бесплатно можно посещать школу искусств.
Получение платного высшего или среднего специального образования может сопровождаться 40% скидкой, если студент из многодетной семьи выполняет соответствующие условия образовательного процесса.
Правовое регулирование вопроса.
Согласно подпрограмме 15 Госпрограммы Республики Беларусь в сфере здоровья населения и демографической безопасности, утвержденной на 2016-2020 постановлением Совмина РБ от 14.03.16 №200, детям из малообеспеченных и многодетный семейств полагается госпомощь к началу 2019-2020 учебного года.
Меры реализуются руководителями районного уровня совместно с профкомитетами. Поддержка, выделяемая из бюджета, будет оказана каждому ребенку в семье, достигшего школьного возраста.
Подготовка к учебному году ведется и в рамках акции «Соберем детей в школу». Данное мероприятие направлено на сбор средств семьям, в которых воспитывается трое и более отпрысков.
Материальная преференция выплачивается по месту занятости матери или отца несовершеннолетних или в управлении образования. Выплата адресной, гуманитарной, спонсорской помощи, в свою очередь, предоставляется управлением труда, занятости и соцзащиты райисполкома.
Общественными организациями также организована посильная помощь малообеспеченным, неблагополучным семьям, по согласованию с учреждениями образования, в которых обучаются дети.
Для включения в списки нуждающихся родителям нужно обратиться в управление образования райисполкома и представить следующую документацию:
- справки с места учебы малолетних членов семейства;
- удостоверение, подтверждающее статус многодетного родителя у заявителя;
- сведения с места занятости о том, что там не была оформлена соответствующая привилегия.
Безналичные субсидии на оплату коммунальных услуг
Этот вид субсидий помогает уязвимым категориям граждан оплатить услуги ЖКХ.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь №322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий», выплаты предоставляются гражданам, если их траты на ЖКУ превышают 20% доходов в городе или 15% в сельской местности. Субсидии начисляются по выявительному и заявительному принципу.
По выявительному принципу автоматически получают субсидию следующие категории граждан:
- Неработающие пенсионеры и неработающие совершеннолетние инвалиды, если совместно с ними не проживают трудоспособные члены семьи.
- Граждане, ухаживающие за детьми в возрасте до трех лет, детьми-инвалидами до 18 лет и получающим соответствующие пособия в органах по труду, занятости и социальной защите населения.
- Граждане, получающие пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.
По заявительному принципу субсидию могут получать остальные граждане. Для этого нужно подать заявление в организацию, которая осуществляет учет и расчеты начислений за ЖКУ.