Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вы заплатите НДС за вашего контрагента. Так решил ВС РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судьи ВС РФ разъяснили налоговикам, что, делая выводы об осмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента, инспекторы подменяют понятия. Вместо оценки фактов, что налогоплательщик предпринял какие-то действия по проверке партнера перед заключением контракта, налоговики ищут изъяны в рациональности хозяйственных решений, принятых налогоплательщиком.
Должно быть доказано, что покупатель знал о неуплате налогов продавцом
Третий важный вывод ВС РФ касается возможности не принимать к вычету НДС, если его не перечислил в бюджет продавец.
Судьи решили, что в данном случае ФНС необходимо доказать, что налогоплательщик не мог не знать о том, что его контрагент не собирается исчислять и уплачивать НДС в бюджет.
Основаниями для таких предположений и доказывания может быть аффилированность между продавцом и покупателем либо подобная взаимозависимость. Если же подобных фактов нет, налоговикам следует руководствоваться общими требованиями законодательства по принятию в вычет НДС с учетом рекомендаций, данных ВС РФ в части проверки добросовестности контрагента и его способности исполнить договор.
ВЫВОД ВС РФ № 3: ФНС не может не принять к вычету НДС по контрагенту, не уплатившему налог в бюджет, если не докажет, что проверяемый налогоплательщик знал или должен был знать о данном факте. Если доказательств нет – снимать вычет нельзя.
Когда НДС можно учесть в расходах
Ранее мы говорили, что НДС в расходах фирмы учесть нельзя. Существуют, однако, исключения из этого правила. В некоторых случаях предъявить к вычету НДС возможности нет, а списать на расходы возможно (по тексту ст. 170 НК РФ, п. 2,5, ст. 169-3(1), писем Минфина №03-07-07/72 от 02/11/10, 03-07-08/195 от 01/10/09, 03-11-06/3/227 от 03/09/09 г.):
- Суммы НДС, фактически уплаченные в момент ввоза товаров на территорию РФ, если они будут использованы, в свою очередь, в производстве товаров, не облагаемых налогом. То же самое касается и работ, услуг.
- Суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, если в дальнейшем они используются в производстве, реализации за пределами РФ.
- Фирма находится на спецрежиме, освобождена от уплаты налога. Здесь нужно иметь в виду, что счета-фактуры таким фирмам при покупке можно не выдавать, однако при условии, что между ими и продавцом заключено соглашение об этом.
- Приобретения будут использованы в операциях, не являющихся по НК РФ реализацией.
- В определенных НК РФ случаях НДС включают в затраты по прибыли банки, пенсионные фонды (негосударственные), страховые компании, клиринговые фирмы, участники фондового рынка, и др.
При формировании проводок корректным будет сначала выделить НДС, а затем отнести его на затраты.
Если у налоговиков нет счета-фактуры, на основании которого компания заявила вычет НДС, то они не всегда вправе отказывать в праве на него
Налоговый кодекс не содержит нормы, которая бы предписывала налогоплательщику в обязательном порядке прилагать счета-фактуры к декларации по НДС при ее представлении в налоговый орган. Ведь право на вычет предъявленного продавцом налога на добавленную стоимость обусловлено не фактом подачи счета-фактуры в инспекцию, а его наличием у налогоплательщика на момент заявления своего права на соответствующий вычет в налоговой декларации.
Пленум ВАС РФ в п. 4 Постановления от 18.12.2007 N 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов» разъяснил следующее:
«<...> Поскольку нормы главы 21 НК РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика на момент представления налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, приложить к ней документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, отказ в возмещении налога на добавленную стоимость по мотиву неприложения к налоговой декларации упомянутых документов должен признаваться неправомерным».
Следовательно, налоговики вправе отказать компании в вычете НДС только в том случае, если организация не представила спорный документ по требованию.
Позицию высших арбитров учитывают и нижестоящие суды. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.07.2013 N А40-95535/12-90-489 согласился с компанией, что инспекция неправомерно отказала в возмещении налога по декларации. В этом деле контролеры направили компании требование о представлении документов. Однако суд установил, что «в указанном требовании отсутствуют документы, имеющие отношение к рассматриваемому эпизоду». Кроме того, спорное требование налогоплательщик исполнил. Таким образом, суд пришел к выводу, что отказ в вычете НДС при отсутствии счета-фактуры неправомерен.
В другом споре, который рассматривал суд того же округа, налоговики также направили компании требование о представлении документов в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ. Однако указанное требование налогоплательщик не получил. Дело в том, что инспекторы направили требование по адресу компании с неверным указанием почтового индекса, что явилось причиной для возврата корреспонденции.
Если счета-фактуры отсутствуют, так как находятся в ОВД, заявлять вычет по НДС рискованно
Нередко документы, подтверждающие вычет, у налогоплательщика изымают органы внутренних дел. Рассматривая подобную ситуацию, ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.04.2006 N Ф09-2887/06-С2 указал, что наличие счета-фактуры является определяющим условием для вычета НДС. Следовательно, при отсутствии счета-фактуры компания права на вычет не имеет. Даже несмотря на то что спорные документы изъяли органы внутренних дел в рамках расследования уголовного дела.
Однако большинство судов поддерживает налогоплательщика — отсутствие на момент проведения проверки счетов-фактур по причине их изъятия и утери органами внутренних дел не может свидетельствовать об отсутствии самого права на применение вычета (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 12.04.2006 N А19-17774/05-20-Ф02-1512/06-С1 и Поволжского от 17.02.2006 N А12-22360/04-С50 округов).
Налоговики не получили документов от контрагента
Для проверки обоснованности возмещения НДС налоговики запрашивают документы от контрагента по сделке в рамках встречного истребования. Однако получить документы контролерам удается не всегда. Так, контрагент может быть попросту ликвидирован, и потому документы уже некому предоставить.
В подобных случаях налоговики могут отказать в возмещении налога. Свой отказ они обоснуют тем, что компания пытается получить налоговую выгоду по сделкам, которые невозможно подтвердить. Налоговики зачастую уверены, что в этом случае НДС можно не возмещать.
Однако у судей на данный счет иное мнение. Арбитры считают, что неполучение документов от контрагента не может являться основанием для отказа в возмещении налога (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2012 по делу № А56-54176/2011). Следовательно, за возмещение налога компании имеет смысл побороться в суде.
Кстати, имейте в виду, что если у налоговиков есть сомнения в получении компанией необоснованной налоговой выгоды, то они сами обязаны доказать суду ничтожность сделок с контрагентом. Если они этого сделать не могут, то препятствий к возмещению НДС быть не должно (постановление Поволжского округа от 29.01.2013 по делу № А65-1842/2012).
Не принять Налог к уменьшению орган ФНС может, только если в результате камеральной или выездной проверки налогоплательщика его специалистами выявлено занижение исчисленного НДС или же неправомерное применение налоговых вычетов.
Об этом сказано в статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 171 НК РФ и статье 173 НК РФ. В случае с заявленным вычетом по НДС в рамках камеральной проверки доказать занижение суммы налога удастся, только если запросить документы контрагентов налогоплательщика.
В этих же случаях появляется шанс признать заявленный вычет неправомерным.
Самыми частыми причинами этого являются следующие.
Схема возмещения НДС из бюджета
В связи с нехваткой в бюджете денежных средств резко активизировалась деятельность налоговиков и правоохранительных органов по собираемости обязательных платежей. Если раньше к проверкам по возмещению НДС было придирчивое отношение, то теперь налоговики норовят отказать в возврате налога без веских на то оснований.
При этом решение об отказе в возмещении НДС может послужить основанием для возбуждения уголовного дела, когда о хищении бюджетных средств никто и не помышлял.С другой стороны многие клерки, бухгалтеры, директора работают только с документами, иногда не видя реальной картины происходящего движения товара.
Эти лица, подписавшие подготовленные для них документы, могут и не подозревать, что стали вовлеченными в схему незаконного возврата НДС. При вызовах в органы старшие партнеры начнут убеждают, что все обойдется, а работник даже уже и не помнит, что подписывал, и не понимает, как эту проблему будут решать.
Как убрать НДС к вычету
С переносом НДС на последующие кварталы обычно проблем не бывает, если бухгалтер учел некоторые правила:
- Ограничение по сроку
Декларацию, в которую перенесен вычет, надо подать не позднее 3 лет с окончания квартала, в котором возникло право на вычет НДС. - Синхронизация с Книгой покупок
Приложение к декларации по НДС с реестром счетов-фактур, дающих право на вычет, должно быть сформировано на основании Книги покупок. Соответственно, зарегистрировать счет-фактуру с НДС к вычету, перенесенным на более поздние периоды, необходимо в периоде фактического заявления вычета, а не сразу после его получения.
Если НДС к вычету убран самими налоговиками и компания не планирует отстаивать свои права в суде, то необходимо:
- сторнировать ранее примененный вычет (отразить его сумму с минусом проводкой Д 68.2 К 19);
- списать сумму со счета 19 на счет 91.2 (взамен проводки по начислению НДС (Д 91.2 К 68.2).
Что такое экономический источник возмещения НДС в бюджете?
Когда поставщик продаёт товар покупателю, а покупатель этот товар оплачивает, поставщик вместе с оплатой выставляет счет-фактуру. С реализации поставщик должен заплатить НДС в бюджет. Поступивший в бюджет налог — это и есть экономический источник возмещения НДС из бюджета. И возместить его, по мнению инспекции, можно только в пределах этого уже уплаченного НДС.
А что, если поставщик ничего в бюджет не заплатил? Тогда и возместить ничего не выйдет. Как сказал Конституционный суд в Определении № 324-О от 4 ноября 2004 года:
праву на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость корреспондирует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме. Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.
Поэтому инспекция отказывает в возмещении, если решит, что компания купила товар у технички, которая налог в бюджет не заплатила.
Верховный Суд сказал, когда можно возместить НДС
Бывает такая ситуация: компания покупает товар (допустим, трактор) за рубежом, он ввозится в Россию через таможню. На таможне НДС сразу перечисляется в бюджет. Допустим, трактор стоит 1 млн руб, НДС — 166 666 руб.
Далее трактор уже в России перепродается по цепочке и в конце концов оказывается у фермера за 2,5 млн руб.
Допустим, цепочка перепродавцов состоит из техничек, которые с реализации на территории РФ НДС в бюджет не заплатили, и на этом основании инспекция отказывает фермеру в вычете НДС с 2,5 млн руб.
Но в этом случае инспекция поступает несправедливо. У неё есть основания отказать в вычете НДС с добавленной стоимости, то есть с 1,5 млн руб из 2,5 млн руб, т.к. уплата НДС с 1 млн руб на таможне подтверждена. Верховный Суд считает так же. Он рассматривал подобную ситуацию и изложил своё мнение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 305-КГ17-4111 по делу № А40-189344/2014.
В данном деле суд высказал следующий принцип:
юридически значимым обстоятельством, определяющим возможность применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщиком — покупателем, является заявление к вычету НДС не более суммы налога, предъявленной налогоплательщику его контрагентом, имея в виду, что поставщик создает в бюджете экономический источник для последующего вычета (возмещения) налога у покупателя.
Таким образом, если вы сможете доказать, что ваш поставщик уплатил все налоги со сделки, в том числе НДС, то нужно обосновать инспекции что в бюджете был сформирован экономический источник для возмещения НДС и отказ в возмещении (в праве на вычет) необоснован и приводит к двойному налогообложению. Такие действия инспекции не согласуется с принципом экономического основания налога, изложенного в пункте 3 статьи 3 НК РФ, в результате чего нарушается принцип однократности налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ).
Одной из причин отказа налоговых органов в возмещении НДС являлось отсутствие у налогоплательщика ТТН как документа, подтверждающего факт принятия на учет в соответствии с требованиями ст. 172 НК РФ товара, приобретенного у поставщика. Арбитражные суды различных федеральных округов не раз подтверждали правомерность отказа в возмещении НДС по данному основанию. Однако ВАС РФ в Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10 опроверг правильность такого подхода и сделал вывод о том, что непредставление налоговому органу ТТН не является основанием для отказа в возмещении НДС, если факт принятия на учет товара подтверждается товарной накладной по форме ТОРГ-12.
ВАС РФ указал, что в соответствии с Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) документом, служащим основанием для принятия товара на учет, является товарная накладная по форме ТОРГ-12. Товарно-транспортная накладная формы 1-Т определяет взаимоотношения по перевозке грузов, предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. В данном случае налогоплательщик осуществил операции по приобретению товара и не выступал в качестве заказчика по договору перевозки.
Время, отведенное на подачу жалобы, составляет 12 месяцев от момента уведомления налогоплательщика о принятии оспариваемого решения инспекции. Если жалоба подается в УФНС, то решение о ее рассмотрении (оставления без рассмотрения) принимается в течение 5-ти дней.
Отведенное время на рассмотрение Управлением Федеральной налоговой службой жалобы составляет один месяц. Указанный срок может быть продлен при необходимости дополнить пакет документов или пояснения, но не дольше чем на один месяц. Участия плательщика налога не требуется, но он может подать недостающие документы к делу.
Исходом процедуры может быть как оставление жалобы неудовлетворенной или отмена решения инспекции ФНС (полное или частичное), а также вместе с тем самостоятельное вынесение нового решения о компенсации НДС. Об этом налогоплательщик будет извещен в трехдневный срок.
В случае нерассмотрения (неудовлетворения) апелляции налогоплательщик будет уведомлен в течение 3-х дней, после чего возможна повторная подача (исправив недочеты) или иск в арбитражный суд.