Как получить статус беженца, кому он нужен и какие страны его дают россиянам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить статус беженца, кому он нужен и какие страны его дают россиянам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.

Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.

Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.

Порядок обращения за политическим убежищем

Обращение в указанные органы сопровождается подачей соответствующего ходатайства. Оно может предоставляться как в письменной форме, так и в виде электронного документа. В заявке указываются сведения о гражданах и членах их семьи, а также просьба о предоставлении политического убежища. Заполняется форма на русском языке, в том случае, если самостоятельно обратившийся это сделать не может, он может попросить помощи у сотрудников миграционной службы. В адрес Президента документ подается лично заявителем.

Важно! Подать ходатайство необходимо в течение 1 недели с даты прибытия в Россию, либо с момента возникновения обстоятельств, препятствующих выезду в свою страну. Но штрафных санкций за нарушения срока подачи ходатайства не предусмотрено.

Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.

Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.

Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:

  • Преследуются действующим политическим режимом;
  • Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
  • Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.

Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.

Важно, чтобы общественно-политическая деятельность иностранного гражданина не противоречила демократическим принципам и не нарушала основополагающие нормы международного права.

Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.

К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:

  • Совершили преступление;
  • Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
  • Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
  • Не подвергаются гонениям в своей стране;
  • Въехали в РФ из демократического государства;
  • Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
  • Сообщили ложную информацию о себе;
  • Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
  • Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.

При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.

Право на убежище и его законодательное регулирование

Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.

Замечание 1

Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.

Основания для предоставления политического убежища

В мировой правовой практике политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым по:

  • расовым;
  • национальным;
  • гендерным;
  • политическим;
  • общественным мотивам.

Справка! Однако российское законодательство для большинства вышеуказанных мотивов применяет другую форму защиты граждан, например, статус беженца или получателя временного убежища.

Читайте также:  Порядок общения с ребенком после развода

Основания для предоставления подобного статуса сформулированы отечественной правовой базой:

  • соискатель должен осуществлять общественно-политическую деятельность, не противоречащую основным демократическим принципам;
  • претендент должен преследоваться властными органами страны проживания за свою общественно-политическую деятельность;
  • преследование должно быть направлено против самого лица, ходатайствующего о получении статуса.

Какие основания являются подходящими?

Если государство или государственные структуры преследуют гражданина за его политическую или общественную позицию, угрожают ему, возбуждают уголовные дела в отношении опозорившегося лица, он имеет все основания просить убежища в странах Европы и других регионах.

Также запросить убежище можно, если гражданин проживает на территории, где объявлено военное положение и идут боевые действия.

До великого политического кризиса русские несколько раз становились политическими беженцами в Европе. Убежище часто получали представители ЛГБТ-сообщества, которых осудили и пытались линчевать на родине, а также граждане, занимающиеся политическими делами, например, сепаратисты, участники массовых мероприятий, экстремисты и другие.

Политическое убежище для жителей украины

В 2023 году гражданин Украины, ходатайствующий о политическом убежище, может получить его гораздо проще, по гуманитарным соображениям. Статус предоставляется в соответствии с принятой директивой Европейской комиссии о временной защите (2022/382), вступающей в силу с 4 марта и на следующие 12 месяцев.

Все страны-члены ЕС готовы принять украинцев. Для пересечения границы достаточно любого удостоверения личности. Статус беженца предоставляется в первой стране, в которую прибыл гражданин Украины. Всю Европу транзитом пересечь невозможно из-за более выгодных условий и дотаций. Страна, где человек прошел паспортный контроль как беженец, станет его кризисным центром. Во время обработки заявки нельзя работать и покидать свою территорию.

ТОП-10 стран, предоставляющих политическое убежище

Не все страны, предоставляющие политическое убежище, готовы обеспечить беженцам социальные гарантии безопасной и безбедной жизни. Наиболее высокие пособия получают в Финляндии, в Дании и в Швеции. Политика государств, которые поступили наоборот, уже признана нецелесообразной и даже опасной. Люди, которые становятся беженцами, не всегда готовы жить по законам принявшей их страны. Потоки мигрантов из неблагополучных стран заставляют местные власти пересматривать законодательство, делая свою страну менее привлекательной для жизни в ней иностранцев. По этим причинам пособие в Европе беженцам снижается, и сужается круг возможных претендентов на него.

Даже в ужесточившихся условиях количество желающих жить в цивилизованных странах не убавляется, при этом оформить убежище в России спешат немногие.

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.

Документы для подтверждения причин прошения

В какой бы стране вы ни просили политического убежища, на месте нужно будет предоставить принявшему вас государству доказательства того, что вам и вашей семье на родине реально грозит опасность. От достоверности фактов будет зависеть решение миграционных служб: дать вам запрашиваемый статус или отказать.

Вот что можно предоставить в качестве доказательство своего преследования:

  • Повестки в правоохранительные органы, прокуратуру, налоговую, судебные решения – все эти бумаги могут свидетельствовать об ущемлении прав человека со стороны государства. Но опять же, если претендент реально совершил то, что ему инкриминируют, то желаемого статуса ему не видать. Это должно быть именно неправомерными действиями государства из-за политических или социальных взглядов указанного лица.
  • Медсправки о том, что лицу был нанесен физический ущерб.
  • Свидетельские показания. С имеющихся свидетелей нужно будет взять заявление с подтверждением. Оно пишется в свободной форме и заверяется подписью и паспортными данными свидетеля (копии паспорта).
  • Фото- и видеодокументы. Желательно, чтобы они имели дату съемки. С указанием того, что на снимке происходит.
  • Вырезки из печатных изданий с вашими материалами или же отзывами на ваши действия в той или иной ситуации.

Необходимо, чтобы все документы были в оригинале и в переводе на язык той страны, в которой вы хотите получить убежище.

Политическое убежище и его отличие от статуса беженца

Термин «беженец» стал употребляться по окончании Второй мировой. В это неспокойное время много миллионов людей было вынужденно покинуть места своего постоянного проживания, спасаясь от войны и политических репрессий. В послевоенном мире проблемами беженцев (после создания Организации Объединённых Наций) занималось Управление при верховном комиссаре ООН. В 1951 году была принята Конвенция, подписанная в Женеве и определяющая статус беженцев (т. н. Женевская конвенция о статусе беженцев).

Политические беженцы, то есть те, кто запросил политическое убежище, являются одной из категорий беженцев. Политические беженцы могут стать таковыми в том случае, если они вынужденно покидают свои страны ввиду преследований за свои политические убеждения. Но при этом их статус определяется законодательством и политикой той державы, на территории которой оказались эти люди.

Проблема политических беженцев актуальна на протяжении многих деятков лет. Ранее основной контингент политических беженцев составляли выходцы из Советского Союза и других государств социалистического лагеря, которые были несогласны с политикой своих правительств (в СССР они назывались диссидентами). В современном мире акцент сместился в государства Ближнего Востока, страны Латинской Америки, КНР, КНДР. Источником политических беженцев до сих пор продолжают оставаться также некоторые страны постсоветского пространства. Основной целью политических беженцев являются государства Европейского Союза, Соединённые Штаты, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада. С одной стороны, это демократические государства, которые смогут принять лиц, покинувших свою родину по политическим мотивам, а с другой — смогут предоставить возможность в перспективе стать их гражданами, обеспечив безопасность, экономическую и социальную стабильность.

Слово «Azyl» хорошо знакомо каждому полицейскому, пограничнику или сотруднику таможни. Это — запрос политубежища.

Политическое убежище предоставляется лицам, спасающимся от политического преследования в своих странах в других государствах, которые приняли их. Существует два случая, когда предоставляется политическое убежище:

  • иностранный гражданин имеет все основания для получения статуса политбеженца, но не имеет желания его оформлять. Вместо этого он просит принявшее его государство предоставить ему возможность временно пребывать на его территории;
  • зарубежный вынужденный мигрант не имеет прав на получение статуса политбеженца, но принципы гуманизма не позволяют властям принявшей страны отправить этого человека восвояси или просто выдворить за пределы её границ.

Статус политического беженца предоставляет право на определённые льготы, в том числе экономическую и социальную защиту принявшего государства. Но получить его непросто, для этого следует:

  • доказать, что на родине лица, запросившего статус, имеют место факты его преследования или дискриминации по политическим, религиозным, расовым или социальным мотивам;
  • преследования носят системный характер и осуществляются не частными лицами, а представителями органов власти;
  • родное государство не предпринимает никаких реальных шагов по защите своего гражданина от политических преследований или дискриминации.

Желательно, чтобы факты преследований были подтверждены документами, видеоматериалами, показаниями свидетелей или очевидцев. Власти принимающей страны обычно мало верят голословным обвинениям, которые вынужденные мигранты выдвигают в адрес властей своей страны. Поэтому аргументация запроса статуса беженца должна быть весомой.

Доказательства для получения статуса беженца

Чтобы уехать в Америку в статусе беженца, достаточно иметь доподлинные подтверждения преследования со стороны правительственных политических организаций. Несмотря на то, что процесс рассмотрения конкретного дела может затянуться на год. При этом человек получает право на законное проживание в Штатах до вынесения официального решения.

Важно: термины «политическое убежище» и «статус беженца» не равноценны. Американское законодательство проводит жесткое разграничение, акцентируя внимание на том, что политическое убежище предоставляет только после въезда на территорию государства.

Читайте также:  Что делать, если на ребенка платят маленькие алименты

Между тем, основания для получения данных видов защиты одинаковы — преследование по:

  • расовому признаку;
  • конфессиональной принадлежности;
  • принадлежности к национальной и социальной группе.

Законодательная программа США понимает под преследованием несоблюдение ключевых прав и свобод гражданина, необоснованные угрозы и обвинения, аресты.

Можно ли получить убежище в США для семьи?

Вместе с основным заявителем претендовать на присвоение статуса беженца могут супруг/супруга и не состоящие в браке дети возрастом до 21 года, пребывающие на территории Соединенных Штатов. Запрос на предоставление политического убежища для родственников можно внести в основное заявление и подать одновременно с персональным комплектом документов или в любое время до принятия окончательного решения по делу.

Члены семьи в обязательном порядке проходят все этапы получения политического убежища вместе с главным претендентом. Принятое решение касается каждого включенного в заявление иждивенца.

При получении статуса беженца в США лицом, чьи родственники проживают за пределами страны, разрешается подать заявление формы I-730 «Относительное ходатайство о предоставлении убежища»

с целью воссоединения семьи.

Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно

Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:

  • заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
  • человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
  • заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
  • лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
  • человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
  • иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
  • информация, описанная в документах, была неверной;
  • причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).

Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.

Этапы получения беженства

Условия выдачи политического убежища изложены в Дублинском соглашении, в котором указано, что рейс в эту страну для беженства должен быть прямым из государства, где проживает мигрант. Если по пути следования будет остановка в какой-либо европейской стране, то это станет причиной отказа в беженстве. Также стоит учесть, что вопрос о предоставлении политического убежища в какой-либо стране Европы решается страной, выдавшей визу мигранту. Для этого следует обратиться в межведомственное учреждение или в пограничную службу. Чем дольше мигрант будет медлить с обращением, тем ниже будут его шансы на положительный исход рассмотрения дела.

Увеличить шансы на получение политического убежища помогут веские доказательства, предоставленные в письменном, электроном, видео- или аудиоформате. Ими могут быть:

  • документы, подтверждающие нарушение прав человека правоохранительными органами из-за социальных или политических взглядов (повестки в суд, силовые органы или в налоговую инспекцию, судебные решения);
  • показания свидетелей, подтверждающие факт репрессий в отношении человека, желающего получить статус беженца;
  • любые материалы, подтверждающие участие мигранта в мероприятиях, которые преследуются в его стране органами власти;
  • медицинские заключения, подтверждающие факт моральных или физических травм, вызванных политическим преследованием в его стране;
  • вырезки из печатных изданий, распечатки новостных интернет-ресурсов, подтверждающие травлю и репрессии;
  • письменные документы или видеофайлы с рекомендациями от представителей масс-медиа, занимающимися защитой прав человека.

После приема документов иммигрант должен пройти интервью. Оно играет ключевую роль в принятии решения в выдаче политического убежища, поэтому важно учесть следующие моменты:

  • воспользоваться услугами предоставляемого адвоката или нанять своего для сопровождения на интервью;
  • на поставленные офицером вопросы следует отвечать лаконично и по делу;
  • все доводы следует сопровождать письменными, видео- или аудио доказательствами.

ТОП-10 стран, предоставляющих политическое убежище

Не все страны, предоставляющие политическое убежище, готовы обеспечить беженцам социальные гарантии безопасной и безбедной жизни. Наиболее высокие пособия получают в Финляндии, в Дании и в Швеции. Политика государств, которые поступили наоборот, уже признана нецелесообразной и даже опасной. Люди, которые становятся беженцами, не всегда готовы жить по законам принявшей их страны. Потоки мигрантов из неблагополучных стран заставляют местные власти пересматривать законодательство, делая свою страну менее привлекательной для жизни в ней иностранцев. По этим причинам пособие в Европе беженцам снижается, и сужается круг возможных претендентов на него.

Даже в ужесточившихся условиях количество желающих жить в цивилизованных странах не убавляется, при этом оформить убежище в России спешат немногие.


Похожие записи:

Добавить комментарий