Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому положены и как начисляются стимулирующие выплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея введения фиксированной ставки обусловлена тем, что текущий порядок начисления заработной платы учителям крайне непрозрачен. Известны случаи, когда педагоги получали доплаты по необоснованным причинам, вроде работы с хором.
Выплата стимулирующих: ответы на часто задаваемые вопросы
Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.
Профсоюз «Учитель» считает, что необходимо признать ошибочной действующую в настоящее время так называемую «новую систему оплаты труда» (НСОТ) в образовании, внедрение которой на практике привело, практически повсеместно, к кабальной зависимости педагогов от администрации образовательных учреждений.
1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?
Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.
Порядок выплаты стимулирующих выплат
Так как выплаты стимулирующего характера предусматриваются в локальных нормативных актах, то там и прописывается порядок их предоставления работнику. Это может быть Положение об оплате труда, Положение о премировании, либо Положение об оплате труда и премировании. Это самые распространенные локальные акты – работодатель может принять документы и с другим наименованием.
Если в компании установлены какие-то бонусы в отношении конкретных работников, то их наименование и условия начисления указываются в трудовом договоре с работником. Если стимулирующие оплаты устанавливаются всем работникам организации, то в трудовом договоре можно делать ссылку на локальный нормативный акт. Например, использовать такую формулировку: «Работнику ежемесячно выплачивается премия. Размер премии и условия начисления установлены Положением об оплате труда». Если делается ссылка на локальный акт, то с ним в обязательном порядке нужно ознакомить работника под роспись.
Необходим ли данный локальный акт организации? На практике случается так, что обходятся и без него – начисляют премии на основании распорядительного акта руководителя, на основании трудовых договоров либо вообще без документального закрепления. При этом организация рискует получить вопросы от налоговой инспекции. Необходимо будет доказать наличие оснований для начисления премий, иначе эти расходы могут не засчитаться налоговым органом в расходы на оплату труда. Кроме того, гораздо удобнее для работодателя один раз разработать локальный акт, чем ежемесячно издавать приказы.
Выплата стимулирующих: ответы на часто задаваемые вопросы
Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.
Профсоюз «Учитель» считает, что необходимо признать ошибочной действующую в настоящее время так называемую «новую систему оплаты труда» (НСОТ) в образовании, внедрение которой на практике привело, практически повсеместно, к кабальной зависимости педагогов от администрации образовательных учреждений.
1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?
Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.
«Нашу педагогику пропитал страх»
— Не надо быть великим специалистом в области образования, чтобы понимать: для организации нормального учебного процесса одних учителей недостаточно, — считает Наталья Гордеева, мать ученицы казанского лицея №116. — И мне вообще кажется несправедливым, что кого-то из школьных работников обделяют. Хоть завуча, который ведет уроки, хоть повара, хоть библиотекаря. Зарплата у всех небольшая, а работы много. А уж если говорить о педагогических работниках, то всем, кто ведет уроки, зарплату надо повышать, а бумажную нагрузку снижать. Ну ненормально, когда учителю надо набрать часов на две ставки, чтобы прилично заработать, когда учителей не хватает и нагрузку разбрасывают на тех, кто остался в школе. Ужасно, когда учителю не хватает времени, чтобы ответить на вопросы учеников! У нас ведь и такое было, правда, не в этой школе — дочка подходила к математичке после уроков, просила объяснить что-то, а та отказалась: мне, говорит, еще план работы писать и отчет.
— У меня завуч Анна Борисовна Маргулис, и она же учитель, у нее громадное количество часов, — рассказал «Реальному времени» создатель и директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. — Для чиновников очень важно, как оформлены бумажки. Если у нее в трудовой книжке будет записано «учитель», а по внутреннему совместительству — «завуч», она получит премию, если наоборот — нет. И это не просто абсолютно не справедливо — это порочно! Но у нас, к сожалению, так было всегда, главенствовали бумажки, и никакие реформы образования этот порядок не поколебали.
— А почему чиновники не пытаются изменить этот порядок, почему не ходатайствуют за учителей?
— Они боятся. Нашу педагогику пропитал страх.
К этому остается лишь добавить, что Минобрнауки РТ не ответило на вопрос «Реального времени», ходатайствовало ли ведомство перед вышестоящими чиновниками об адекватном поощрении закрывших «амбразуру» в учебном процессе школьных «администраторов». Там ограничились фразой:
— Стимулирование директора, заместителя директора образовательного учреждения является материальным поощрением за достижение руководимым им учреждением определенных количественных и качественных показателей в работе, а также за личный вклад в развитие и совершенствование системы образования, — говорят в Министерстве образования. — Для определения размера выплат стимулирующего характера руководителей образовательного учреждения установлены критерии оценки деятельности руководителей, утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.06.2013 №2441/13 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности руководителей и работников государственных и муниципальных организаций Республики Татарстан».
Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ
В качестве критериев стимулированных выплат — 2023 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) приведены следующие рекомендации:
- наличие в арсенале учителя за каждый месяц дополнительных проектов, для расширения знаний детей
- работа и контакт с родителями;
- разработка методики и улучшения учебного процесса;
- организация, проведение, подготовка различных внеклассных оздоровительных мероприятий;
- помощь детям из неблагополучных семей, улучшение их учебного процесса;
- разработка различных интерактивных пособий, портфолио.
Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:
- положительная и растущая динамика по улучшению и совершенствованию знаний учащихся;
- участие в общих проектах учреждения.
Для учителей школ дополнительным стимулирующим требованием является участие в различных городских смотрах, показ и демонстрация открытых уроков, приглашение гостей на урок.
Таким образом получается, что размер заработной платы формируется не только за счет установленного оклада, но и за стимулирующие выплаты. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.
В итоге по каждому критерию учитель получает определенное количество баллов, которые суммируются и умножаются на денежный эквивалент за каждый балл.
Дмитрий Казаков отмечает, что большую проблему для учителей в 2022 году создала «Пушкинская карта». По этой карте молодежь может бесплатно посещать культурные мероприятия. Школьникам ее выдают с 8-го класса:
— Сама по себе «Пушкинская карта» — вещь хорошая. Но выяснилось, что значительная часть детей и родителей смотрит на это равнодушно: карты не регистрируют и никуда не ходят. Тогда надавили на классных руководителей, чтобы 100% детей эти карты получили. Но после регистрации оказалось, что ими все равно мало кто пользуется. В итоге детей стали массово загонять на всякие мероприятия, — объясняет Дмитрий Казаков.
Проблема в том, что в маленьких городах и деревнях выбор иногда сужен до местного дома культуры и библиотеки, а мероприятия — бесплатные. Как следствие, деньги с «Пушкинской карты» потратить некуда.
— Какие у нас в провинции могут быть мероприятия? Артисты из дома культуры, которых все знают в лицо, по голосу и по росту. Ну из Саранска иногда приезжают. И это такая обязаловка, куда каждая школа должна привести своих детей, — рассказывает Николай, учитель из Мордовии.
Но это не освобождает учителей от отчетов: классные руководители должны подавать информацию о том, сколько детей куда сходили и сколько денег потратили.
— Учителя не знают, что делать, — продолжает Дмитрий Казаков. — Водят детей на эти копеечные мероприятия, зачастую некачественные. До нашего профсоюза доходили сообщения, что иногда учителя просто сами покупают билеты за кого-то и никуда не ходят. Так что идея карты правильная, но в результате из-за перегибов дискредитируется по полной программе.
Еще одной из главных проблем года члены профсоюза «Учитель» называют курсы повышения квалификации.
— От школ в регионах требуют, чтобы учителя их постоянно посещали, плюс усиливается давление на аттестацию, — разъясняет Всеволод Луховицкий. — Люди из регионов говорят, что учить некогда — надо учиться.
Татьяна из сельской школы в Нижегородской области жалуется, что курсы «замучили», из-за них некогда ни учить детей, ни заниматься семьей:
— У меня первый класс, мне хочется довести их до 5-го и уйти из школы. Не потому, что я плохо себя чувствую из-за болезни. Просто больше не хочу. Не дают с детьми работать. С детьми в начальной школе работать интересно, они в чем-то наивные, доверчивые… Но не дают.
У меня практически нет выходных, в последние я даже не стала встречаться с внуками, сказала: «Дайте мне сдать на категорию».
Ее коллегу Маргариту из той же области иногда отправляют на курсы «в приказном порядке», на них она тратит все свободное время:
— Муж меня берет за руку и в первом часу ночи выводит из-за компьютера: «Тебе за 50, извини, инсульт-инфаркт». Может быть, кто-то и быстро сделает эти задания. Я стараюсь делать хорошо, как привыкла. Да, к урокам я приготовилась, а дальше уже сидишь как получится.
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Да, в официальных отчётах фигурируют вполне красивые цифры зарплат учителей. Но это всего лишь средние показатели. Из чего они складываются? Из того, что на Камчатке зарплата 112 тыс. руб., в Ивановской обл. — 29 тыс., а где-то — ещё ниже. Ситуация в регионах очень разная. В среднем же всё хорошо: 45 тыс. руб. в месяц для школьного педагога вполне приемлемый заработок. А конкретный человек приходит и говорит: мне на жизнь не хватает. В итоге учитель трудится на 1,5–2 ставки, к которым ещё прилагаются «добровольно-принудительные» обязанности в виде проведения конкурсов, олимпиад, классных часов и т. д.
Стимулирующие выплаты воспитателям
Например, это могут быть позиции о бережном отношении к имеющимся материалам, оборудованию (сохранность посуды, спецодежды), высоком уровне исполнительной дисциплины. За каждый показатель начисляются баллы, имеющие определенный денежный эквивалент. Стоимость балла отличается в разных учреждениях, ее определяет выделенная сумма на данный детсад.
Что учитывают некоторые критерии Под качеством непосредственно образовательного процесса подразумевается внедрение инновационных педагогических методов, наличие и разработка программ сопровождения для воспитанников с особыми потребностями. Имеют значение организованное взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями, своевременность и качество оформления документации.
В понятие помощи педагогическому коллективу входит наставничество начинающих воспитателей; уровень организации праздников, конкурсов в заведении; содействие в проведении подготовки к участию в соревнований и конкурсов на муниципальном уровне. Вклад, производимый в развитие ДОУ, определяется следующими параметрами: оформление стендов, подготовка буклетов, наполнение сайта детского сада.
Здесь учитывается все, что влияет на имидж учреждения. Документальное подтверждение активности сотрудника может включать предоставление скриншотов опубликованных на сайте статей.
Выкладывать материалы следует на страницах в соцсетях и на портале непосредственно детсада.
Стимулирующие выплаты учителям – гласность и прозрачность
Совет, профсоюзный комитет согласовывает предложения директора или вносит рекомендации по их изменению/дополнению.
2.Создается специальная комиссия, в которую входит руководитель общеобразовательного учреждения, члены Совета по его решению, представители методического (научно-методического) совета (иного аналогичного органа общеобразовательного учреждения), совета трудового коллектива и (или) профсоюзной организации. Результаты оценки деятельности педагога по показателям оценки качества, используемым для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, представляются в данную комиссию.
Комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных результатов оценки в части установленных положением о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников критериев, показателей, формы, порядка и процедур оценки профессиональной деятельности и обобщает данные для подготовки предложений. Комиссия вносит в Совет предложения по денежному весу одного балла оценки профессиональной деятельности работника и персональным стимулирующим выплатам на основе данных оценки.
Совет согласовывает или утверждает решение о распределении стимулирующих выплат.
Директор общеобразовательной организации издает распорядительный акт (приказ) о стимулирующих выплатах. Возможно ли изменить величину стимулирующих выплат?
Если фиксированный размер надбавки указан в трудовом договоре, а работодатель считает необходимым уменьшить ее размер, необходимо не менее чем за два месяца уведомить работника под роспись об изменении условий трудового договора (части 1, 2 ст. 74 ТК РФ) и оформить дополнительное соглашение к трудовому договору с работником. При этом придется вносить изменения в коллективный договор и соответствующие локальные акты.
Коллективный договор руководитель не может изменить в одностороннем порядке — только через общее собрание организации путем голосования. Если надбавки определены колдоговором, Положением об оплате труда — нужно вносить изменения в эти документы,
Рекомендации не сходятся с реальностью
Пытаясь разобраться, почему школьный администратор, который ведет уроки в том же объеме, что и его подчиненные — учителя, учителем не считается, «Реальное время» поинтересовалось разницей в учебной нагрузке «настоящих учителей» и учителей, которые по основной должности являются администраторами.
— Министерство рекомендует руководящим работникам образовательных организаций вести преподавательскую работу или кружковые занятия в той же образовательной организации, но не более 9 часов в неделю (360 часов в год) в городской местности, если они по основной работе получают полный должностной оклад (ставку), — ответили нам. — В сельской местности директора и их заместители при отсутствии учителей по соответствующим предметам могут вести преподавательскую работу в объеме не более 12 часов в неделю с разрешения учредителя. В случаях, когда руководящие работники получают по основной работе 0,5 должностного оклада (ставки), рекомендуется вести преподавательскую работу в среднем не более 3 часов в день (18 часов в неделю).
Приведенные выше цифры, подчеркнули в ведомстве, носят рекомендательный характер, а норму — предельный объем учебной нагрузки, устанавливает учредитель образовательной организации.
Сколько процентов от оклада должна быть оплата за квалификационную категорию у учителей
Да, , но точно не в 2022 году. Министерство просвещения, а до этого Министерство образования давно обещают перейти на новую модель аттестации педагогов. Сделать это хотят не просто так, а запустить Национальную систему учительского роста (НСУР). Для этого нужны создать центры повышения квалификации, создать новые должности в образовательных организациях, до конца утвердить порядок и материалы для аттестации педагогов.
2. Руководитель органа управления образованием и руководитель образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издают приказ о присвоении работнику квалификационной категории и об установлении надбавки за квалификационную категорию со дня принятия решения аттестационной комиссией.
Педагог без категории, как правило, получает минимальную надбавку либо лишается права на стимулирующую выплату по данному основанию. Надбавка за образование. Еще одним основанием для назначения стимулирующей выплаты является уровень образования педагога. Отдельный коэффициент надбавки устанавливается для педагогов со степенью бакалавра, специалиста, магистра.
Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство. В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя.
- устанавливается почасовая оплата труда;
- определение структуры стимулирующих выплат;
- включение в состав дополнительных выплат часов замещения других учителей.
- почасовые ставки оплаты труда;
- определения понятия и ставок должностных окладов специалистов;
- проведение выплат на основе тарификаций;
- определение структуры компенсационных выплат;
- полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
- первую категорию (коэффициент 1.5);
- усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает + 10% к окладу;
Из чего состоит заработная плата учителей
Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:
Выплаты | Подробное описание, за что выплачиваются |
Оклад | Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае |
Премии | Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно |
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж | Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией |
Стимулирующие выплаты | Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах |
Кто стимулирует руководителей образовательных учреждений
Директора ОУ являются работниками местного подразделения образования. Они принимаются на службу муниципальным органом, его специалисты ведут персональные дела руководителей ОУ. Следовательно, премирование директоров осуществляется отделом образования.
Величина поощрения устанавливается по следующим критериям (из рекомендаций Минобрнауки):
- уровень: соблюдения учреждением законодательных нормативов;
- взаимодействия с органами местного управления;
- доступности информации о школе (садике);
- соответствия качества услуг запросам потребителей;
- инициативных успешных проектов, культурной и социальной направленности;
Подсказка! Критичными для руководителя школы являются показатели:
- работы с неблагополучными семьями;
- результатов ЕГЭ;
- выбытия учеников из учреждения до окончания курса и другие.