Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная трудовая миграция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во многих странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двухсторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Россия имеет подобные соглашения с Германией и Финляндией, которые определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны. Подписанное соглашение реализуется следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.
Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
— требования к качественной характеристике импортируемой рабочей силы (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
— возрастной ценз (в среднем 20-45 лет);
— состояние здоровья (запрет на въезд больных СПИДом и психическими заболеваниями, наркоманов);
— социальные и политические ограничения (не допускаются в страну лица, ранее осужденные за уголовные преступления, а также ограничивается въезд членов партий тоталитарного типа).
Регулирование въезда иммигрантов проводится не только путем реализации ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
— первоочередной прием тех мигрантов, которые осуществили инвестиции в экономику страны-реципиента;
— уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство (в Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов);
— налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
— ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране (В Норвегии разрешение на работу выдается только на один год, хотя и допускается возобновление).
В странах-реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. В стране может действовать закон, содержащий подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. Профессионально отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяют приоритетные профессии для въезда. В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных профессий», составленный Министерством иммиграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.
Во всех странах-реципиентах всегда действовали национально- географические приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Многие страны отдают предпочтение мигрантам из стран Европы, ограничивая при этом въезд мигрантов из стран Африки и Азии.
В настоящее время развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. Используется, как правило, три вида таких программ. Во-первых, программы материальной компенсации – предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только «отступное пособие», но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билета.
Во-вторых. программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину – организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.
В-третьих, программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).
Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов применяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности. Санкции практикуются и в отношении нелегальных посредников, занятых незаконным импортом рабочей силы. Введены санкции и в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов (применяются крупные штрафы и расходы по депортации возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант).
Международное перемещение рабочей силы является мощным фактором экономического развития. С одной стороны миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран, ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня десятков миллионов людей.
С другой стороны, миграция населения приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов в странах-реципиентах, демографическому старению и феминизации населения в странах-донорах; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х годах 20 века, несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.
Последствия трудовой миграции
Социально-экономические последствия трудовой миграции могут быть восприняты с разных сторон: мигранта, принимающей стороны, страны выбытия. Но однозначного оценки нет ни для одной из сторон, поскольку интересы трёх сторон могут совпадать, а могут и не совпадать. Говоря о самом мигранте, то его основная цель – улучшить свою жизнь в стране прибытия.
Эмиграционный интерес характерен для развивающихся стран, где тяжёлая ситуация с демографией и низкий уровень жизни населения.
Отличительная особенность современной миграции рабочей силы заключается в том, что огромную часть мигрантов на сегодняшний день составляют высококвалифицированные специалисты. Это называется утечкой мозгов из многих стран в центры наибольшего притяжения. А это экономит им огромные деньги на образование и подготовку специалистов. Отдача для государств от мигрантов очень большая.
Иммиграция представляется источником покрытия дефицита и квалифицированной, и неквалифицированной рабочей силы.
Во Франции на долю иностранных рабочих приходится 25% занятых в строительстве., 33% — в автомобилестроении. В Бельгии – 50% от всех занятых в горнодобывающей промышленности – мигранты. В Швейцарии более 40% наёмных рабочих в строительстве иностранные граждане.
Для иммиграционных стран характерно повышение объёма национального продукта и дохода предпринимателей, как следствие повышается эластичность национального рынка труда.
Иммиграция оказывает серьёзное воздействие на рынок труда, повышается процент безработицы, ухудшается показатель средней заработной платы для местного населения. В стране-эмиграции уменьшается давление на рынок труда, сокращается объём национального продукта и доходы предпринимателей. Для стран, в которых достаточно высокий уровень образования, работники, покидающие пределы собственного государства, обычно заняты на работах, которые не требуют высокого уровня образования, чем тот, который они имеют.
Многие учёные возвращаются на родину из зарубежья с новыми знаниями. Более того, у них появляется желание развивать науку и у себя в стране.
Важно отметить, что многие представители других профессий также возвращаются в страну проживания, что положительно сказывается на качестве структуры рабочей силы. Они приносят в свои страны новые знания и достаток своим семьям. Это возможно только при создании родными странами благоприятных условий для реализации их потенциала.
Страны-экспортёры также могут получить положительный эффект, поскольку экспорт товара «рабочая сила» приводит к увеличению валютных доходов населения. Эффективность экспорта рабочей силы выше валютной эффективности товарного экспорта по данным экспертов.
Турция, являясь государством с высоким уровнем трудовой миграции, имеет огромную долю валютных переводов.
По общей оценке, мир выигрывает от свободы передвижения рабочей силы, по причине того, что свобода миграции даёт возможность рабочей силе использоваться с большей отдачей и приносить чистый вклад в мировое производство.
Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда
Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.
За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.
В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.
Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.
Ответственность за прием нелегалов
Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.
Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается. За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.
Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.
Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.
В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.
Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции
Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Международная миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.
Эмиграция — выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция — въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны. Реэмиграция — возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.
В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:
– переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
– работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
– профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
– нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;
– беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. человек находились в тех странах, гражданами которых они являются. Если в первой половине XIX в. преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу XX в. наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.
На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии — 50% всех горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.
Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х гг. в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.
Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.
В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.
Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся: различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения; различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами; несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства; состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:
– глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
– НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;
– развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
– фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;
– процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;
– растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.
Классификация форм миграции рабочей силы делиться:
· по направлениям: из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны; между промышленно развитыми странами; между развивающимися странами; из промышленно развитых в развивающиеся страны; из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
· по территориальному охвату: межконтинентальная; внутриконтинентальная.
· по времени: безвозвратная; временная; сезонная; маятниковая.
· по степени законности: легальная; нелегальная.
Международная миграция рабочей силы — явление сложное и по своим последствиям неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
– приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
– экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
– иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
– омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
– иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
– иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
– иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:
– обостряется ситуация на национальном рынке труда;
– вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
– провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
– эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
– после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
– для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
Мировой рынок труда и миграция рабочей силы (современные тенденции)
Мировой рынок труда формируется под влиянием экспорта и импорта рабочей силы. Всё больше стран вовлекается в международный трудовой обмен. Под международной трудовой миграцией понимается перемещение населения через государственные границы, чтобы вступить в трудовые отношения. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-челноки, а также лица, выезжающие в служебные командировки.
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
- – безвозвратная, когда люди выезжают на постоянное место жительства;
- – временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда (сроком от года до шести лет);
- – сезонная миграция, которая связана с временным (в пределах 1года) въездом для работы в тех отраслях, которые имеют сезонный характер. Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке, Западной Азии;
- – маятниковая миграция – ежедневный переезд из одной страны в другую;
- – нелегальная миграция – не законный въезд в другую страну в поисках работы или законный въезд в страну с последующим нелегальным пребыванием;
- – «утечка мозгов» – международная миграция высококвалифицированных кадров.
Основные потоки миграции рабочей силы:
- * из развивающихся стран в промышленно развитые. Центром притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, Западная Европа. В ряде производств некоторых промышленно развитых стран доля иностранной рабочей силы составляет значительные величины. Во Франции, например, эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, более 30% – в автомобилестроении;
- * между промышленно развитыми странами. Достаточно четко сложилась тенденция перемещения высококвалифицированной рабочей силы (“утечка мозгов”) из стран Западной Европы, Японии в США. В рамках Европейского союза происходит активное перемещение рабочей силы из Испании, Португалии, Греции в более развитые страны ЕС (Германию, Великобританию);
- * между развивающимися странами. Основные направления миграционных потоков – это эмиграция в новые индустриальные, нефтедобывающие страны, из других развивающихся стран;
- * из промышленно развитых стран в развивающиеся. Это сравнительно небольшой поток эмиграции квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны, вызванный преимущественно более высокой заработной платой, предлагаемой развивающейся страной.
Последствия для страны, принимающей мигрантов, могут носить как положительный, так и отрицательный характер.
С одной стороны:
- * при импорте квалифицированной рабочей силы страна экономит средства на образование и профессиональную подготовку. Высококвалифицированные иммигранты вносят большой вклад в развитие науки, техники, медицины и т.п.;
- * иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируя этим рост производства и повышение занятости;
- * если труд иностранных рабочих оплачивается ниже отечественных, то снижаются издержки производства и повышается конкурентоспособность отечественных товаров.
С другой стороны, мигранты увеличивают расходы бюджетов принимающих стран, могут создавать напряженность на внутреннем рынке труда и в обществе в целом. В результате иммиграции могут возникать национальные, религиозные, этнические проблемы.
Таким образом, конечная оценка эффективности миграции рабочей силы зависит от соотношения выигрыша страны и ее потерь в результате привлечения иностранных работников или выезда отечественных работников за рубеж.
Принято считать, что от перемещения рабочей силы выигрывают: сами мигранты, их новые работодатели за рубежом и рабочие, остающиеся в стране-доноре; несут потери: конкурирующие рабочие в принимающей стране и предприниматели в стране-доноре.
Причины трудовой миграции по всему миру
Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.
Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.
Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:
- Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
- Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
- Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
- Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.
Можно определить причины трудовой миграции:
- высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
- несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
- дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
- осложнение политической ситуации;
- техногенные катастрофы;
- экономическая нестабильность.
Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:
- некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
- страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
- снижение напряженности на рынке труда.
Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:
- Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
- Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
- Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
- Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Причины современной трудовой миграции
На сегодняшний день чаще всего мигрируют те, кто недоволен уровнем экономики страны и своим материальным положением в ней. Еще одним распространенным, экономически обусловленным фактором усиления рабочей миграции является затяжная безработица в слаборазвитых странах. Таким образом, основная причина, толкающая людей на переезд людей за рубеж, – поиск работы с целью повышения уровня жизни.
При этом миграционный поток направляется в страны с развитой промышленностью и экономикой. На рабочие места, подразумевающие тяжелый физический труд и не пользующиеся популярностью у местных жителей, всегда найдутся желающие из числа трудовых мигрантов, прибывших из менее развитых государств.
Основные направления международной миграции рабочей силы проходят как из развивающихся стран в более развитые, так и наоборот. Сюда же относят и перемещения граждан внутри развитых и развивающихся стран, и миграцию из бывших социалистических республик.
Что касается причин процесса трудовой миграции между или внутри развитых стран, здесь на первый план выходят неэкономические факторы:
- престижность компании или работы;
- возможность карьерного роста;
- повышение квалификации;
- культурные потребности.
Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована.
В МОМ входит 81 государство, из которых 46 – члены, 35 – наблюдатели. рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.
Основными функциями МОМ на данный момент согласно уставу являются:
1) осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;
2) перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;
3) организация передвижения беженцев;
4) предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.
В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину).
Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 1970-е г. в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривала проблему потенциальных беженцев.
В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное местожительство.
МОМ – это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.
Российская Федерация с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.
Управление Верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.
Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.
В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Документы, разрабатываемые указанными международными организациями, имеют большее значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании политики в области внешней трудовой миграции должны учитываться требования международных конвенций.
Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в декабре 1948 г., обнародуют свободный выбор местожительства и работы в качестве основополагающих прав человека.
Основной идеей конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальной и расовой принадлежности, религии, пола.
Основные центры притяжения мигрантов. На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся.
Данные регионы называют центрами притяжения. В настоящее время в мире сложились и функционируют 8 мировых центров притяжения рабочей силы. Выделяют старые, или традиционные, центры притяжения, сложившиеся в ХVIII—ХIХ вв., и новые.
В первом полугодии 2006 г. замечалось улучшение благоприятной конъюнктуры мировых рынков основных экспортных товаров России.
Этот фактор является главным для сопровождения высоких темпов увеличения поступлений в государственный бюджет, а также реальных доходов населения, инвестиций и многих других показателей.
Оценивая в стоимостном выражении масштабы внешнеэкономической деятельности России, можно отметить, что они достигли в пореформенный период максимального своего уровня.
Рассматривая методологию платежного баланса, можно понять, что внешнеторговый оборот в первом полугодии 2006 г. превысил 166,2 млрд долларов, что на 35 % выше по сравнению с январем—июнем 2004 г.
Вырос вывоз товаров на 39 % (до 112,0 млрд долларов по сравнению с 80,5 млрд долларов, а ввоз товаров увеличился на 28 % до 54,3 млрд долларов с 42,4 млрд долларов соответственно.
Следовательно, в первом полугодии 2006 г. продолжался прирост положительного сальдо торгового баланса – 51 %, а объем чистого экспорта товаров и услуг (51980 млн. долларов) превысил на 60 % соответствующий показатель аналогичного периода 2005 г.
Стабилизации внутреннего валютного рынка и увеличению устойчивости национальной валюты способствовал дальнейший рост высоких цен на основные товары российского экспорта.
Золотовалютные резервы страны увеличились на 21,7 % – с 124,5 млрд долларов на 1 января 2006 г. до 151,6 млрд долларов к 1 июля 2006 г. в условиях финансовой стабильности.
Скопленного объема золотовалютных резервов достаточно было бы для финансирования импорта товаров и нефакторных услуг в течение 12,8 месяца по сравнению с 11,5 месяца на 1 января 2006 г.
К расширению инвестиционной активности привело повышение доходности основополагающих экспортоориентированных отраслей.
Прирост инвестиций в основной капитал составил 9,4 % в первом полугодии 2006 г. по сравнению с 12,6 % в аналогичном периоде 2005 г. и был выше прироста производства товаров и услуг за этот период.
Рост капиталовложений не сопровождался внушительными сдвигами в движении структурной перестройки истинного сектора отечественной экономики (55,2 % всех промышленных инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в первом полугодии 2005 г. направлялось на формирование трех первостепенных экспортных отраслей – топливной, черной и цветной металлургии по сравнению с 59,2 % годом ранее) Капиталовложения на приобретение импортного оборудования российскими компаниями в январе-июне 2005 г. составили 22,4 % от общего объема инвестиций в машины, оборудование, инструмент и транспортные средства (23,5 % за первое полугодие 2004 г.).
Увеличение инвестиционного спроса экспортоориентированных отраслей содействовало росту производства машиностроительной продукции и строительных материалов, а также росту объемов строительных работ.
Воздействие внешнеэкономических факторов на состояние государственного бюджета оказало в основном благоприятный исход.
Так, на снижение таможенных тарифов общая сумма сбора таможенных платежей достигла 859,6 млрд рублей в первом полугодии 2005 г. против 524 млрд рублей за январьиюнь 2004 г., составив 38,7 % всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Взносы по внешнему государственному долгу увеличились в январе—марте 2005 г. более чем на 38 % (до 7,97 млрд долларов по сравнению с 5,76 млрд долл. в аналогичном периоде 2004 г.)
Коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение объема долговых платежей к экспорту товаров и услуг) практически не изменился и составил 14,1 % в январе—марте 2005 г. против 14,0 % в первом квартале 2004 г., а баланс между фактическими платежами по государственному внешнему долгу и доходовами консолидированного бюджета урезалось с 15,8 % до 12,9 %.
Повышение ВВП РФ (5,7 % в первом полугодии 2006 г.) произошло на фоне роста физического объема экспорта товаров на 3,6 %, в то время как в январе—июне 2004 г. ВВП вырос на 7,6 % при увеличении вывоза товаров в натуральном исчислении на 5,5 %.
Урезание прироста физического объема экспорта инициирует уменьшение темпов экономического развития России, несмотря на высокий уровень мировых цен на основные экспортные товары.
Бесспорно, что для дальнейшего роста экспорта топливных и других сырьевых ресурсов необходимо внушительное увеличение капиталовложений в их производство и транспортировку. Прирост производства в реальном секторе в первом полугодии 2006 г. в основном произошел засчет машиностроения – 11,5 %, производства кокса и нефтепродуктов – 5,0 %, а также строительства – 5,8 %.
Однако в то же время во многих крупных экспортно-ориентированных отраслях он отставал от общепромышленного (4,0 %), – в основном в топливной промышленности – 2,1 %, химической промышленности – 2,3 %, в металлургии – 1,9 %, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 3,4 %.
В итоге экспорт товаров по методологии платежного баланса поднялся до 112,0 млрд долларов с 80,5 млрд долларов. При этом увеличивается тенденция односторонней зависимости страны от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа. Их доля в общем экспорте товаров достигла 59,6 % против 55,2 % в первом полугодии 2005 г.
По состоянию на 01.07.06 г внешняя задолженность органов государственного управления, охватывая органы денежно-кредитного регулирования, оценивалась в 100,2 млрд долларов (против 105,6 млрд долларов на 01.01.05 г.) или 43,5 % всего внешнего долга РФ. Задолженность федерального правительства составляла 89,7 млрд долларов против 95,7 млрд долларов на 1.01.05 г. 6,9 % иностранных обязательств правительства РФ приходится на задолженность бывшего СССР, включая 42,8 % – на его долги Парижскому клубу.
В заключение рассмотрения данного вопроса можно отметить, что для России вместе с торговлей одной из главных форм мировых экономических отношений служит международное движение капитала. С 1990-х гг. Россия активно проводит политику обширного сотрудничества в международной финансовой сфере, привлекая и используя внешние ресурсы.
Применение иностранных инвестиций является беспристрастной надобностью, обусловленной системой участия экономики страны в МРТ и переливе капитала в свободные отрасли предпринимательства.
Как подтверждает практика, мировое хозяйство не может результативно развиваться в мировом масштабе без перелива капитала, без его устойчивой миграции. Это объективная надобность и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства.
Россия поставила перед собой цель – интегрирование в мировой рынок. Однако существует «непредвзятость» процессов ввоза импорта в Россию и экспорта капитала из России.
Россия, как и другие страны, рассматривает заграничные инвестиции как факторы:
1) форсирования экономического и технического прогресса;
2) «освежения» и модернизации аппарата производства;
3) усвоение передовых методов организации производства;
4) подготовки кадров, соответствующих требованиям экономического рынка.
По оценке американской компании «Эрнст и Янг» в первые 5–7 лет российской экономике для нормализации нужно привлечь 200–300 млрд долларов. России понадобится около 100–140 млрд долларов.
Как свидетельствует мировая практика, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. (Но возможно и появление острых социально-экономических проблем).
К положительным последствиям трудовой миграции можно отнести:
1. Смягчение условий безработицы.
2. Появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, таких как:
– переводы эмигрантов из-за рубежа (во многих развивающихся странах масштабы частных переводов составляют 25–50% доходов от товарного экспорта – в Бангладеш, Египте, Марокко, Шри-Ланке и др.),
– налоги на фирмы-посредники по трудоустройству за рубежом,
– личное инвестирование иммигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг),
– капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу,
– сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами.
3. Приобретение ими знаний и опыта.
4. Возможное вложение вернувшимися обратно людьми заработанных ими средств в сферу малого бизнеса, что способствует созданию дополнительных рабочих мест.
Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:
1. Тенденции роста потребления заработанных за границей средств.
2. Желание скрыть получаемые доходы от налогообложения.
3. «Утечку умов» – растущую миграцию высококвалифицированной рабочей силы.
4. Понижение квалификации работающих мигрантов.
Однако иммиграция имеет не только экономические, но и социальные последствия, а они, по большей своей части, отрицательные для принимающей стороны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т. д. К тому же приток иностранных рабочих редко вызывает положительные эмоции у местного населения в принимающей стране (например, российские немцы в Германии).
Учитывая все перечисленные выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу МЭО. Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из неё, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту. При этом наблюдаются две тенденции: одна – к открытой экономике и, соответственно, к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения (например, страны Евросоюза); другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции. Причем, в силу известных причин, последняя тенденция в последнее время преобладает
С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Например, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу с 1990 года, начиная с 1995 года в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, – 140 тыс. человек в год.