Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция «Налогообложение физических лиц»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Комментарий к ст. 207 НК РФ
В статье 207 НК РФ определяется круг лиц, которые являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В своем письме Минфин России от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41 указал, что при направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со статьей 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидентов и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.
Применение положений статьи 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Указанный порядок определения налогового статуса физических лиц используется независимо от налогового периода, за который производится такое определение.
Внимание!
В связи с указанной формулировкой у налоговых агентов часто возникали вопросы о том, являются ли резидентами работники, направленные в долгосрочную командировку в другую страну на срок более 183 календарных дней.
Помимо этого, много сложностей возникало при обложении налогом на доходы физических лиц выплачиваемых доходов работнику за конкретный период, когда изменялся статус резидентства. Многочисленные разъяснения финансового и налогового органов не делали ситуацию проще (см., например, письма Минфина России от 22.04.2009 N 03-04-06-01/105, от 20.04.2009 N 03-04-06-01/98, Управления ФНС по г. Москве от 30.01.2009 N 18-15/3/007427@).
Для преодоления данной ситуации необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, в перспективе возможно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица. Также предполагается внесение в главу 23 НК РФ инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Невыполнение указанных условий при этом влечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13 процентов.
Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
В случае если по итогам налогового периода срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации будет составлять не менее 183 дней, данное лицо независимо от его гражданства будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы в виде пенсии, полученной от российского негосударственного пенсионного фонда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Если физическое лицо по итогам налогового периода не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, то есть срок его нахождения на территории Российской Федерации будет составлять менее 183 дней, его доходы от источников в Российской Федерации в виде сумм пенсии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331).
Из изложенного, следует, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.
Кроме того, необходимо отметить, что при определении статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ не имеет значения наличие либо отсутствие у физического лица гражданства РФ.
Исходя из этого, налоговыми резидентами РФ также могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 04.04.2014 N 03-04-05/15215 разъясняется, что при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты ему дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации.
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Валютное резидентство
Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.
Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).
Так, валютными резидентами признаются:
- Граждане России;
- Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
- Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
- Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
- Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.
Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:
- Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
- Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
Вычеты по налогу на имущество физических лиц
Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.
Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.
Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:
Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.
Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².
(№ 6) Утрата налогового резиденства РФ при удаленной работе по трудовому договору & НДФЛ
Основным последствием утраты налогового резиденства РФ для физического лица будет повышение ставки НДФЛ с 13% / 15% до 30% на доходы полученные от источников в РФ и невозможность применять определенные налоговые вычеты (например при продаже недвижимости или автомобиля которым владеешь менее 3 лет / 5 лет).
Общая ситуация, с утратой статуса налогового резидента РФ, выглядит так скажем не очень, для физических лиц которые релоцировались, но продолжают состоять в трудовых отношениях с работодателями в России и получают от них доход (зарплату).
Как мы обсудили, буквально в предыдущем посте, налоговые агенты (работодатели) определяют налоговый статус удаленного работника, подсчитывая суммарно, 183 дня его присутствия / отсутствия в РФ в течение 12 месяцев следующих подряд, которые могут начаться, например в 2022 году, если работник уехал в сентябре 2022 года и продолжаться в 2023 году, если он не вернулся, при этом итоговый налоговый статус работника, будет определяться работодателем на 31 декабря 2022 года (статус будет еще не утрачен) и потом на 31 декабря 2023 года в данном примере (статус будет уже точно утрачен).
Пример:
Юра работает на компанию в России. В сентябре 2022 года, Юра срочно уехал из России в Турцию, но продолжил удаленно работать на работодателя в России. Возвращаться из Турции в Россию в 2023 году Юра точно не планирует.
Работодатель Юры (его налоговый агент), продолжает ему выплачивать зарплату и удерживать НДФЛ в размере 13% (как с налогового резидента РФ), при этом работодатель определил налоговый статус Юры на 31 декабря 2022 г. и конечно он не изменился, так как с сентября прошло меньше чем 183 дня.
Работодатель продолжил выплачивать Юре зарплату и с апреля 2023 года (прошло 183 дня) стал удерживать с него НДФЛ в размере 30% уже как с налогового нерезидента РФ, после чего еще раз уточнит его ИТОГОВЫЙ налоговый статус 31 декабря 2023 года и будет обязан удержать с Юры еще дополнительно 17% за первый квартал 2023 года (когда удерживал НДФЛ всего 13%).
Отмечу, если работодатель не знал, о том что Юра удаленно работает за пределами РФ и продолжал удерживать стандартный НДФЛ 13%, то Юра будет обязан самостоятельно исчислить 183 дня за налоговый период и самостоятельно доплатить + НДФЛ 17% подав декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года следующего за отчетным.
Но есть и позитивные моменты, утраты физическим лицом, статуса налогового резиденства РФ:
-
налоговые нерезиденты освобождаются от уплаты НДФЛ с доходов от иностранных источников (налоговые резиденты РФ платят НДФЛ 13% с мировых доходов);
-
налоговые нерезиденты РФ не обязаны отчитываться по КИК и уведомлять ФНС об участии в иностранных компаниях.
Хочу обратить Ваше внимание, что уведомление ФНС, об утрате налогового резиденства РФ не предусмотрено, но можно это сделать по желанию, в произвольной форме. |
Объектами налогообложения признаются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество.
Ставки налога.Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:
Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства и др.
Как определить налогового резидента
В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:
- справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
- удостоверение личности (паспорт);
- отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
- данные миграционных карт;
- контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
- заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.
Физические лица могут признаваться или не признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации. Статус налогового резидента связан исключительно с налоговыми вопросами и не связан с гражданством лица. Так, гражданин России может быть налоговым резидентом России или не быть налоговым резидентом России, в зависимости от обстоятельств, указанных в налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). И наоборот, к примеру, гражданин США, может, при определенных условиях, быть налоговым резидентом России.
Кто признается налоговым резидентом России
В общем случае, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).
Влияние статуса налогового резидента на налогообложение
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются (п. 1 ст. 207 НК РФ):
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации
— физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками (ст. 209 НК РФ):
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
То есть, если лицо признается налоговым резидентом РФ, то оно пользуется правами налогоплательщика России (например, вправе заявлять налоговые вычеты по НДФЛ) и должен нести налоговые обязанности. Такое лицо облагает НДФЛ все свои доходы, в том числе и полученные за границей.
Если же лицо не признается налоговым резидентом РФ, то оно не вправе пользоваться правами налогоплательщика России (например, не вправе заявлять налоговые вычеты по НДФЛ — п. 4 ст. 210 НК РФ). Такое лицо облагает НДФЛ только доходы от источников в Российской Федерации (как правило, применяется повышенная ставка НДФЛ 30%).
Влияние международных соглашений
НК РФ определяет: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.»
Россия заключила договоры с другими государствами об избежании двойного налогообложения. В этих договорах обычно оговаривается и вопрос о налоговом резиденстстве лиц. Соответственно, на практике, нужно учитывать положения таких договоров. Обычно такие договоры указывают, что налоговое резидентство определяется по правилам, установленным законодательством государства, а в тесте международного договора указаны правила, на случай, если лицо в обоих государствах считается налоговым резидентом. Эти правила определяют, налоговым резидентом какой страны он будет считаться в этом случае.
Такие правила определены, к примеру, ст. 4 СоглашениЯ между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, ст. 4 Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, ст. 4 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество».
Особые правила для граждан ЕАЭС
Для граждан ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) установлено особое правило статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе:
«В случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.
Положения настоящей статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.»
Это означает, что в случае заключения трудового договора с гражданами ЕАЭС в России, НДФЛ удерживается по ставке 13% (см. Письма ФНС от 28.11.2016 N БС-4-11/22588@, от 16.03.2016 N БС-3-11/1099@, Минфина от 21.03.2017 N 03-04-05/16283).
Доходы от источников в Российской Федерации
Лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, уплачивают НДФЛ с Доходов от источников в Российской Федерации по особой (повышенной) ставке НДФЛ 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ):
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:
— в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;
— от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов — деятельность, осуществляемая на основании патента;
— от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
— от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
— от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
— от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
Нужно ли платить налог на имущество в России, если живешь за границей?
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – ст. 3340.
- Закон РФ от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации». // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. – № 15. – ст. 492.
- Караваева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 215с.
- Ахмадеев Р. Г., Косов М. Е. Налогообложение доходов и имущества физических лиц. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 360 с.
- Алисенов А. С. Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография. – М.: Проспект, 2016. – 128 с.
- Ильичева М. Ю. Все о налогах (для частных лиц). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 205с.
- Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – 294 с.
- Майбуров, И. А. Теория и история налогообложения / И. А. Майбуров, Н. В. Ушак, М. Е. Косов. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 423 с.
- Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. – М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – 192 с.
- Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное – СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – 464 с.
- Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – 591 с.
- В чем состоят основные функции налогов?
- На какие два основных вида делятся налоги?
- Какие налоги в России взимают с физических лиц?
- Какие признаки определяют налог?
- Кто из физических лиц обязан предоставлять декларацию о доходах в налоговый орган?
- Перечислите виды налоговых вычетов.
- Кто может получить налоговый вычет?
- Какие льготы по налогам для физических лиц предусмотрены по налогу на имущество физических лиц?
- Основное противоречие между участниками налоговых отношений.
- В чем состоит проблема «серых» зарплат для государства и для налогоплательщика?
Законодательство имеет свойство меняться. Причем за нововведениями стоит следить максимально внимательно, ведь от них зависит то, в каком размере и в каком порядке будет производиться оплата тех или иных налоговых отчислений. В частности, изменение порядка расчета размера налога на недвижимости привели к существенному изменению суммы выплаты. Ранее на основу бралась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, что приводило к значительному занижению ставок за счет того, что она рассчитывалась исходя из первоначальной стоимость недвижимости, которая была потрачена при его строительстве, и степени износа. Однако с 2016 года порядок, по которому рассчитывается имущественный налог, был пересмотрен за счет приближения используемой стоимости недвижимости к цене, установленной на рынке. Это стало возможным в связи с тем, что при расчетах за основу стала браться кадастровая стоимость того или иного объекта, который находится в собственности. Вследствие таких изменений произошел значительный рост данного вида налога.
Отдельно стоит затронуть вопрос, что собой представляет налог на имущество юридических лиц. Очевидно, что далеко не все компании работают на условиях аренды, множество из них обладают одним или несколькими объектами недвижимости на правах собственности. К таким помещениям относятся офисные здания, помещения общепита и любые другие постройки, которые используются в процессе работы. Ставка в данном случае выше: она составляет около 2%.
От уплаты данного налога освобождаются те, кто работает по упрощенной системе налогообложения, однако при условии того, что недвижимость используется для работы, а не в качестве жилья.
Суммарная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) |
Ставка налога |
До 300 000 рублей включительно |
До 0,1 процента включительно |
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно |
Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно |
Свыше 500 000 рублей |
Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно |
Льготы предоставляются по заявлению в налоговую организацию, которую можно подать в любое время. Это можно сделать даже после расчета самого налога, в таком случае налоговая служба пересчитает его “задним числом”. Рекомендуется подавать соответствующее заявление заранее, до 1 апреля нового года. В данном случае льгота будет учитываться сразу.
ФНС сообщает о льготах:
Если вы владеете несколькими объектами одного вида, в заявлении необходимо указать, за какой из них вы хотите получить льготу. Менять объекты можно хоть каждый год, но важно это делать до 31 декабря оплачиваемого года.. Если не выбрать ни одного объекта — налоговая по умолчанию выберет объект с наибольшей стоимостью.
Пример: У пенсионера в собственности находится две квартиры: одна с кадастровой стоимостью 5 млн, другая — 1 млн. Поскольку первая квартира дороже, по умолчанию гражданин получит льготу за нее. Но при подаче заявления он может выбрать налоговые льготы для второй квартиры, но тогда за московскую придется платить. Выбор необходимо сделать до 31 декабря текущего года..
Налог на имущество в 2021 году
Согласно статьи 220 части II Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривается право налогоплательщика получить имущественные налоговые вычеты по суммам от продаж/реализации имущества, числящегося в его собственности, и суммам, потраченным на новую постройку или покупку на территории российского государства жилого дома/квартиры и выплату процентов на погашение кредитов по ипотеке, полученных в банковских организациях на новую постройку (покупку) жилья:
- в сумме, которую налогоплательщик получил в налоговом периоде от реализации жилых домов, квартир, дач, садов либо земельных участков, числящихся в собственности налогоплательщика меньше 5 лет, однако, не превышающих в общей сумме 1 млн. руб., и в сумме, полученной в налоговом периоде от реализации другого имущества, числящегося в собственности налогоплательщика меньше 3-х лет, однако, не более 250 тыс. руб.;
- в сумме, которую налогоплательщик израсходовал на новую постройку или покупку на территории российского государства жилого дома, квартиры, комнаты либо доли (-ей) в них, в фактическом размере осуществленных затрат, и в сумме погашения процентов по целевым займам/кредитам, выданным российскими кредитными и иными организациями и фактически израсходованными налогоплательщиком на новую стройку или покупку на территории российского государства жилого дома, квартиры, комнаты либо доли (-ей) в них. Общая величина имущественного налогового вычета, предусматриваемого данным пунктом, не может быть более 2 млн. руб. без учета сумм, идущих на погашение процентов по целевым займам/кредитам, предоставляемым российскими кредитными и иными организациями и фактически израсходованными налогоплательщиком на новую стройку или покупку на территории российского государства жилого дома, квартиры, комнаты либо доли (-ей) в них.
Предоставление имущественных налоговых вычетов осуществляется на основе письменного заявления налогоплательщика в случае подачи им налоговой декларации в налоговый орган по завершению налогового периода.
Порядок предоставления профессиональных налоговых вычетов устанавливается частью 2 статьи 221 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Предоставление профессиональных налоговых вычетов осуществляется при исчислении налоговой базы по доходам, по отношению к которым устанавливается 13%-ная налоговая ставка.
Профессиональные налоговые вычеты имеют право получить налогоплательщики – налоговые резиденты Российской Федерации по следующим видам доходов:
- от ведения хозяйственной деятельности без образования юр. лица;
- от ведения частной практики частными нотариусами, охранниками и детективами;
- от осуществления работ или оказания услуг согласно договорам гражданско правового назначения;
- сумм вознаграждений авторов либо вознаграждений за создание, выполнение либо другое применение произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам, сделавшим открытия, изобретения и промышленные образцы.
Если налогоплательщик не может дать документального подтверждения своим расходам, связанным с их профессиональной деятельностью, в таком случае профессиональный налоговый вычет осуществляется:
- для налогоплательщиков (ИП) – размером 20% от общей суммы доходов, полученных ИП от реализации предпринимательской деятельности;
- для налогоплательщиков, которые получают авторские вознаграждения либо вознаграждения за создание, исполнение либо другое применение произведений науки, литературы и искусства, авторские вознаграждения за совершенные открытия, изобретения и промышленные образцы, – размером 20-40% от общей суммы начисленных доходов.
При расчете налоговой базы по результатам отчетного календарного года осуществляется суммирование затрат по всем произведенным сделкам (операциям, действиям) вне зависимости от того, получен ли по каждой из них доход либо убыток.
Правила установления налоговых ставок:
- налоговую ставку устанавливают в размере 13% в случае, если другое не установлено иными положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации;
- налоговую ставку устанавливают в размере 35% по отношению к следующим доходам:
- стоимости абсолютно любых выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и иных мероприятиях с целью рекламы товарной продукции, работ и услуг, по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (пункт 28 статьи 217);
- доходов в % по банковским вкладам по части превышения суммы, исчисленной исходя из актуальной ставки рефинансирования Центрального Банка России, на протяжении периода, за который начислены % по вкладам в рублях (кроме срочных пенсионных вкладов, которые внесены на срок не меньше 6 месяцев) и 9% годовых по валютным вкладам;
- суммы экономии на % в случае получения налогоплательщиком заемных средств по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (9% годовых по валютным вкладам);
- налоговую ставку устанавливают в размере 30% по отношению ко всем доходам, получаемым физ. лицами, которые не являются налоговыми резидентами России, кроме доходов, полученных в качестве дивидендов от долевого участия в деятельности местных предприятий, по отношению к которым налоговая ставка устанавливается на уровне 15%;
- налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам от долевого участия в работе учреждений, полученных в качестве дивидендов физ. лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
- налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам в качестве процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007-го г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основе покупки ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007-го г.
Сумма налога при установлении налоговой базы рассчитывается в качестве соответствующей налоговой ставки %-ной доли налоговой базы.
Общая сумма налога – это сумма, полученная при сложении сумм налога, рассчитанных по разным ставкам.
Общую сумму налога рассчитывают по результатам налогового периода в отношении всех доходов налогоплательщика, дата получения коих относится к соответствующему календарному году.
Сумму налога определяют в полных рублях. Сумма налога меньше 50 коп. откидывается, а 50 коп. и больше округляются до 1 рубля.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. К объектам налогообложения по налогу на имущество относятся:
- жилой дом;
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговой базой в общем случае является кадастровая стоимость всех объектов, принадлежащих налогоплательщику. Если местные власти не приняли решение о переходе на «кадастровый» способ расчета, то до 01.01.2020 налог на имущество можно исчислять на основе инвентаризационной стоимости. Рассмотрим отличия в исчислении налога для кадастровой и инвентаризационной стоимости.
Инвентаризационный способ производит оценку объектов на основании себестоимости материалов, из которых они построены, а также учитывая их износ. Таким образом, инвентаризационная стоимость представляет собой восстановительную цену недвижимости за вычетом износа. Этот метод был разработан в 60-е годы прошлого века и сейчас считается устаревшим. Эта система особенно выгодна для владельцев старой недвижимости, потому что её износ вместе с устаревшими материалами значительно уменьшает базу налогообложения. Кроме того, стоимость такого имущества может быть до 10 раз ниже его рыночной цены.
В отличие от инвентаризационной стоимости, кадастровую стоимость любой недвижимости формирует множество различных параметров. К ним относятся: количество этажей здания или сооружения, удобство, местоположение, категория объекта, срок эксплуатации, инфраструктура, наличие парковки, охраны и т.д. Этот способ оценки увеличивает базу налогообложения и, как следствие, имущественный налог, т.к. кадастровая стоимость более приближена к рыночной, хотя и остается ниже её в 1,5 – 2 раза.
Налоговая ставка устанавливается на местном уровне в диапазоне от 0,1% до 2% (ст. 406 НК РФ). Размер ставки зависит от вида, способа расчета и стоимости недвижимости.
- Кадастровый способ
Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами каждого региона в отдельности, при этом они не должны превышать:
- 0,1% (практически все виды недвижимости: дома, квартиры, гаражи, хозяйственные постройки и т.д.),
- 2% (в отношении объектов налогообложения, предусмотренных п. 7 и 10 Ст. 378.2 Налогового Кодекса, а также для недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн. руб.),
- 0,5% (для прочих объектов налогообложения).
Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами органов муниципальных образований или городов федерального значения, то налогообложение производится по указанным в Налоговом кодексе налоговым ставкам.
- Инвентаризационный способ
При расчете налога с его инвентаризационной стоимости, учитывается суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов):
- До 300 тыс. руб. включительно – не более 0,1%,
- От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – от 0,1% до 0,3%,
- Свыше 500 тыс. руб. – от 0,3% до 2%.
Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговой ставке – 0,1% (при суммарной инвентаризационной стоимости до 500 тыс. руб.) и 0,3% во всех остальных случаях.
Каждый регион имеет право на установление дифференцированных ставок в зависимости от суммарной кадастровой или инвентаризационной стоимости, вида объекта налогообложения и места его нахождения. Налог на имущество физических лиц рассчитывается за год и подлежит уплате до 1 декабря следующего года (ст. 409 НК РФ).
Льготами при уплате этого вида налога имеют право пользоваться некоторые категории граждан, среди них: герои СССР и герои России; инвалиды I, II групп и дети-инвалиды; пенсионеры; военные, принимавшие участие в боевых действиях или испытаниях ядерного оружия; ближайшие родственники военнослужащих, погибших при выполнении боевого задания и др. Местные органы власти могут установить дополнительные льготы граждан, не указанных в списке федеральных льгот.
В случае применения на территории субъекта Российской Федерации расчёта налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, применяются следующие налоговые вычеты, предусмотренные Налоговым кодексом:
- для квартиры или части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров, а для комнаты – 10 квадратных метров общей площади;
- для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров площади (при этом, дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);
- для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом кадастровая стоимость уменьшается на один миллион рублей;
- при наличии трёх и более несовершеннолетних детей, кадастровая стоимость налогооблагаемого объекта недвижимости уменьшается на 5 квадратных метров площади квартиры и на 7 квадратных метров площади дома в расчете на каждого несове��шеннолетнего ребенка.
Налоговое резидентство и вирусные ограничения
Ограничения на передвижение в связи со сложившейся обстановкой в мире могут повлиять на налоговый статус физических лиц, заставляя их проводить в той или иной стране больше или меньше, чем планировалось. Если эти лица являются членами управления компании, то такое незапланированное пребывание в стране может также повлиять на налоговое резидентство компании.
В этой связи ОЭСР выпустила рекомендации, в которых текущая ситуация признается форс-мажорным обстоятельством, и утверждается, что пребывание в стране из-за вирусных ограничений не должно влиять на налоговый статус юридического лица.
Некоторые страны приняли специальные (временные) правила, уточняющие порядок определения налогового резидентства. В частности:
- В соответствии с руководством налоговой службы Великобритании (HMRC) при определении налогового резидентства лица должны учитываться исключительные обстоятельства, например, гражданские волнения, природные катастрофы, военные действия и др., которые не позволяют лицу контролировать срок его пребывания в стране. Ограничения, возникающие из-за текущей обстановки, могут быть, несомненно, отнесены к таким исключительным обстоятельствам. Однако существует ограничение на количество дней, которые могут не учитываться при определении налогового статуса физического лица.
- Австралийские налоговые органы выпустили разъяснения, в соответствии с которыми пребывание нерезидента в Австралии из-за вирусных ограничений не должно приводить к налоговому резидентству в стране, если это лицо обычно является налоговым резидентом иной страны и намеривается вернуться туда, как только это станет возможным.
- Ирландские налоговые органы также разъяснили, что если физическое лицо не может покинуть Ирландию из-за вирусных ограничений, это обстоятельство может быть признано форс-мажорным и не будет влиять на налоговое резидентство лиц
Налоговое резидентство
Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».
Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.
Также могут использоваться следующие критерии:
- недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
- наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
- гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).