ГИБДД разъясняет правила перевозки детей автобусами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИБДД разъясняет правила перевозки детей автобусами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.

Требования к водителю

Правила перевозки группы детей сказано, что водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям:

  • Стаж категории D.
  • Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев).
  • Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.

Требования к документации

Еще одни изменения в правилах перевозки детей — с 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть:

  1. Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
  2. Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
  3. Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
  4. Уведомление об организованной перевозке детей.
  5. Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения).

Уведомление в ГИБДД — серьезный документ, который требует определенных правил заполнения и должен подаваться минимум за 24 часа (городской маршрут) или за 48 часов (междугородний). При следовании колонны более 3-х автобусов потребуется также сопровождение машиной ГИБДД, заявку на которое подают минимум за 10 суток. Более подробно обо всех нюансах подачи читайте в статье «Как подать уведомление в ГИБДД о перевозке детей».

Организованная перевозка детей: что это?

Важно понимать, что постановление № 1527 распространяется только на организованную перевозку группы детей. Согласно пункту 1.2 ПДД к ней относится:

  • перевозка группы, где 8 и более детей без родителей (или законных представителей).
  • перевозка на автобусе, который не является маршрутным средством.

Например, не будет организованной перевозкой:

  • классный руководитель везет школьников на экскурсию в музей на общественном транспорте.
  • в группе 7 детей без родителей.

В числе сопровождающих могут быть как учителя или родители, так и нанятые для этих целей экскурсоводы. Количество сопровождающих равно количеству дверей в каждом автобусе. Это необходимо, чтобы посадке-высадке школьников каждый взрослый отвечал за свою дверь.

Если для переезда арендуется несколько автобусов/микроавтобусов для перевозки детей, один из сопровождающих назначается старшим ответственным.

Сопровождающие принимают решение в экстренных и непредвиденных случаях, занимаются питанием, расселением и несут полную ответственность за вверенную им группу.

Все находящиеся в автобусе люди, в том числе водитель, дети и медицинский работник, должны иметь при себе документы. При необходимости они смогут подтвердить правомерность пребывания в автобусе.

Требования к автобусам для перевозки детей

Автобус, на котором будет осуществляться организованная перевозка, должен удовлетворять ряду требований:

  • Соответствие по конструкции и назначению техническим требованиям, актуальным для пассажирских перевозок.
  • Допущение к участию в дорожном движении в порядке, установленном законодательством.
  • Наличие знака «Перевозка детей», который устанавливается впереди и сзади машины
  • Наличие включенного проблескового маяка (желтого или оранжевого). Это правило действует с июля 2018. Данный маяк не дает никакого преимущества перед другим транспортом, но информирует других участников дорожного движения о том, что в транспорте дети.
  • Техническое оснащение: наличие тахографа, аппаратуры для спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS (действует с 30.05.2021 года).
  • Оснащение автоматической системой, которая оповещает о том, что транспортное средство начало движение назад.
  • Наличие талона, подтверждающего прохождение техосмотра.
  • Для транспорта, теоретически способного развить скорость больше 60 км/час – наличие ограничителя скорости.
  • Автобус не должен быть выпущен ранее, чем 10 лет назад (актуально с 30 июля 2021 года)

Ответственность за нарушения требований

  • Часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ гласит, что нарушения требований, установленных для перевозки детей по ПДД предполагает административный штраф. Для водителя он составляет 3 тысячи рублей, для должностных лиц – 25 тысяч, для юридических – 100 тысяч.
  • В части 4 той же статьи говорится, что при несоответствии установленным требованиям водителя или автобуса, отсутствии договора фрахтования, если его наличие предполагается, отсутствии программы маршрута, перечня детей или сопровождающих предусматриваются штрафы 3 тысячи рублей для водителя, 25 тысяч – для должностного лица и 100 тысяч – для юридического лица.
  • Часть 5 статьи 12.23 КоАП РФ содержит информацию о том, что при нарушении правил перевозки несовершеннолетних в ночное время положен административный штраф для водителя в размере 5 тысяч рублей или же утрата права управлять автомобилями в течение срока от 4 до 6 месяцев. Величина штрафа для должностных лиц составляет 500 тысяч рублей, для юридических – 200 тысяч.
  • В части 6 аналогичной статьи говорится о том, что нарушения требований перевозки группы детей автобусом помимо случаев, описанных в статье 4 и 5 предполагает административный штраф для должностных лиц в размере 25 тысяч рублей, для юридических – 100 тысяч.

Достаточно соблюдать простые правила, и вас не коснутся ни штрафы, ни другие последствия несоблюдения установленных требований. Наша компания всегда подходит к организации перевозок ответственно!

Законно ли высаживать детей без билета из транспорта. Разбираемся в изменениях законодательства 2021 года

– Помогите пожалуйста разобраться в ситуации. Моему сыну 11 лет, уже 2 года он самостоятельно добирается до школы и секций на общественном транспорте. 22 января, когда он сел в автобус, чтобы добраться до дома, его транспортная карта почему-то не сработала. Кондуктор предложил оплатить проезд наличными, которых у ребенка тоже не оказалось. В итоге его высадили из автобуса, несмотря на возраст, сильный мороз, вечернее время и безлюдную улицу. Попытка подать жалобу на сотрудника автобусного парка не привела к успеху, руководство организации заявило, что кондуктор была права и действовала в соответствии с должностной инструкцией. Так ли это?

– Инциденты, связанные с высаживанием детей, которые не смогли оплатить проезд, регулярно происходят в разных городах России. Иногда все заканчивается хорошо – неравнодушные пассажиры, которые оказались свидетелями ситуации, добавляют ребенку необходимую сумму или просто встают на его защиту, а иногда детям все же приходится возвращаться домой пешком. В зимнее время или за городом это может привести к непоправимым последствиям. В этой статье мы разберемся, какими правами в отношении несовершеннолетних граждан обладают кондукторы и правы ли они, высаживая таких безбилетных пассажиров.

С 1 января 2022 года будут предоставляться льготы по оплате проезда

В октябре на совещании с вице-губернаторами, заместителями председателя Правительства Московской области, руководителями областных министерств и ведомств, главами городских округов в числе прочих обсуждался вопрос о предоставлении льгот на коммерческих маршрутах общественного транспорта.

Отметим, что с 1 августа 2022 года более 1 миллиона жителей 5 муниципалитетов Подмосковья могут пользоваться льготами на более 140 таких маршрутах — по поручению Губернатора Андрея Воробьева пилотный проект стартовал в городских округах Одинцово, Люберцы, Ленинский, Чехов, Наро-Фоминский.

Андрей Воробьев обратил внимание на востребованность такой практики и отметил, что необходимо дальнейшее ее распространение.

— Мы видим огромную позитивную реакцию на возможность отдельных категорий граждан пользоваться льготами на коммерческих маршрутах. Мы будем это продолжать, — сказал Андрей Воробьев.

Принято решение о том, что с 1 января 2022 года на всех коммерческих маршрутах будут предоставляться льготы по оплате проезда на тех же условиях, что и на маршрутах, работающих с предоставлением льгот в настоящее время. Ранее первый замминистра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Анна Кротова сообщила, что в Подмосковье 35% автобусных маршрутов являются коммерческими.

В данный момент Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области подготовлены изменения в региональный Закон от 27.12.2005 № 286/20005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания на территории Московской области».

Льготным проездом на коммерческих маршрутах в Подмосковье смогут воспользоваться:

  • пенсионеры, ветераны, люди с ограниченными возможностями здоровья, отдельные категории детей. Для них он является бесплатным по социальной карте жителя Московской области,
  • дошкольники после 7 лет, школьники, студенты. Им предоставляется скидка: 50% с 1 по 35 поездки, 99% — с 36 поездки,
  • пассажиры с картой «Стрелка». Скидка — 7% за каждые 10 поездок и 35% — за 50 и более поездок.
Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: размер и условия выплаты

В случае сбоя оборудования — проезд бесплатный. На возможность пользоваться льготами укажут специальные стикеры, размещенные в автобусах.

В результате реализации указанных мероприятий льготами и скидками на всех маршрутах Московской области смогут пользоваться более 7,7 миллиона человек, в том числе жителей Городского округа Подольск.

Путешествуем бесплатно

Главный критерий бесплатного проезда ребенка в транспорте – это возраст и отсутствие необходимости предоставлять такому пассажиру отдельное сидячее или лежачее место.

Ограничения по возрасту варьируются от 2 до 7 лет, в зависимости от типа транспорта:

  • В городском (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро) и пригородном (автобусы, электропоезда) сообщениях льгота на бесплатный проезд распространяется на детей не старше 7 лет, отдельное место для сидения не предусмотрено.
  • В междугородних автобусах ребенок до 5 лет может путешествовать бесплатно, но только на руках у родителей.
  • Поездами допускается бесплатный проезд до 5 лет без предоставления отдельного места.
  • Путешествуя самолетами и морским транспортом международного сообщения, рассчитывать можно на бесплатный билет только для младенцев до 2 лет. В некоторых случаях эта льгота не предоставляется службой-перевозчиком, но возможны существенные скидки до 90%.

Проезд ребенка на автобусе

  1. В черте города с 7 до 14 лет на детский билет положена скидка 50% от стоимости путешествия при наличии проездного.
  2. Сироты и инвалиды могут пользоваться автобусом за 50% от тарифа до 18 лет.
  3. Детский билет в автобусах междугороднего типа будет стоить за 50% стоимости, приобретается с 5 до 12 лет.
  4. Бывают случаи, когда нужно отдельное место до 5 лет в междугороднем и до 7 лет в пригородном и городском транспорте. При таком варианте стоимость также составит 50%.
  5. В более старшем возрасте проездной будет платным и должен оплачиваться по полному тарифу.
  • в городском и пригородном автобусе без оплаты могут ездить дети до 7 лет;
  • в междугороднем транспорте бесплатно могут проехать малыши не старше 5 лет;
  • дети из многодетных семей имеют право за проезд не платить, предъявив документ из соцподдержки;
  • на поезде проезд без оплаты положен также до 5 лет на одном месте с законным представителем.

Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев

В Международный день защиты детей Ространснадзор уточняет ключевые требования, на которые необходимо обращать внимание учебных и спортивных заведений при выборе перевозчика для осуществления организованной перевозки групп детей по заказу

Начались долгожданные летние школьные каникулы — период массового перемещения детей в лагеря отдыха и обратно, на экскурсии, спортивно-массовые, оздоровительные и другие мероприятия.

В целях обеспечения безопасности при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации Ространснадзор уточняет ключевые требования, на которые необходимо обращать внимание учебных и спортивных заведений при выборе перевозчика для осуществления организованной перевозки групп детей по заказу, в том числе:

— перевозчик должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя;

— перевозчик должен иметь лицензию на деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, также автобус перевозчика должен быть внесен в реестр лицензий. Данные сведения размещаются на сайте Ространснадзора и его территориальных управлений;

— ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и багажа должна быть застрахована. Сведения о наличии страховки можно проверить на сайте Национального союза страховщиков ответственности;

— перевозчик должен заключить с заказчиком перевозки договор фрахтования, либо оформить заказ-наряд, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

— перевозчиком должен быть проведен соответствующий инструктаж и предрейсовый медицинский осмотр водителю автобуса, который будет осуществлять перевозку детей, а также проверено техническое состояние транспортного средства перед рейсом, с проставлением соответствующих отметок в путевом листе;

— перевозчиком должно быть подано уведомление о планируемой перевозке групп детей в территориальное подразделение ГИБДД МВД России.


Ространснадзор уточняет ключевые требования при выборе перевозчика для организованной перевозки детей по заказу:

— перевозчик должен быть зарегистрирован;

— перевозчик должен иметь лицензию, а автобус должен быть внесен в реестр лицензий;

— ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и багажа должна быть застрахована;

— перевозчик должен заключить с заказчиком договор фрахтования либо оформить заказ-наряд;

— водитель должен пройти инструктаж и предрейсовый медосмотр, должно быть проверено техсостояние автобуса перед рейсом, а соответствующие отметки проставлены в путевом листе;

Читайте также:  Районные коэффициенты и надбавки по регионам России в 2023 году

— нужно уведомить ГИБДД МВД о планируемой перевозке групп детей.

Особенности закупки автобусов для перевозки детей.

Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.

По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.

При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.

С какого возраста можно перевозить ребенка без дополнительных устройств?

Однозначный ответ только один — с 12 лет. С этого возраста ребенка можно сажать и на заднее, и на переднее кресло автомобиля, пристегивая только штатным ремнем безопасности. Однако следует учесть индивидуальные данные несовершеннолетнего пассажира.

Если его рост меньше 150 см, лучше использовать бустер. Дело в том, что ремни безопасности в автомобилях рассчитаны на пассажиров и водителей ростом от полутора метров, и, если пристегивать ребенка, при ДТП ремень может навредить.

На заднем сиденье ребенка без кресла можно перевозить уже с 7 лет, пристегивая только ремнем. Однако для безопасности маленького пассажира лучше использовать как минимум адаптер.

Если ребенку меньше 12 лет, но его рост выше 150 см, его можно сажать и на переднее сиденье автомобиля без детского автокресла. Автомобиль имеет ремни безопасности, которых будет достаточно. Бояться штрафа не стоит: сотрудники ГИБДД всегда оценивают внешний вид и рост ребенка перед тем, как спрашивать о возрасте.

Дополнительные правила

Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:

  • Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.

  • Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.

  • Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.

  • В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.

  • На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.

  • Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.

  • В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.

Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий