Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.

Как рассчитывается норма накопления ТКО на 1 человека в год?

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Что такое норматив накопления твердых коммунальных отходов?

Норматив накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) – это среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени. С их помощью определяется, сколько граждане должны будут заплатить за вывоз и утилизацию таких отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ТКО – это отходы, формирующиеся в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций, работа которых непосредственно не связана с производством товаров либо выполнением услуг. К ним относят бытовой мусор, схожие по составу отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Справочно

Это могут быть как биологические (кости животных, помои, отбросы), так и синтетические отходы (пластик, бумага, древесина, текстиль, кожа, резина, стекло, металл).

На что влияют нормы накопления ТКО?

Граждане ежемесячно платят за вывоз и утилизацию мусора. Сколько они будут платить, как раз зависит от нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые могут отличаться для разных регионов.

Нормы нужны управляющим компаниям для планирования расходов на сбор и вывоз ТКО. Помимо УК, нормы используют и другие агенты: власти, операторы по вывозу мусора, перерабатывающие заводы, полигоны для хранения отходов. Соответственно, от норм зависят и различные тарифы, связанные с мусором:

  • единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

  • тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

  • тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

  • тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Создайте места накопления ТКО

Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Читайте также:  Региональный мк на третьего ребенка в 2023 году в Омской области

Мусор можно накапливать путем его раздельного складирования по видам и группам отходов, а также по группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Для организации раздельного сбора мусора понадобятся несколько контейнеров: для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. Все они должны быть подписаны.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).

Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Постановление содержит несколько разделов:

1.Муниципалитет согласует размещение мест сбора отходов

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

2.Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

  • Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

  • Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

  • Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

  • Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

3.Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

4.Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора отходов

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:

  • УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  • Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  • Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  • В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступило в силу с 1 января 2021 года.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет при строительстве дома

Правила определения нормативов накопления ТКО

Полученные данные о массе и объёме отходов объекта по каждой категории суммируются по дням недели. Из этого результата и складывается норматив, который выражается в количественных показателях массы и объёма отходов на 1 расчётную единицу. Расчётные единицы по каждой категории объектов устанавливаются уполномоченными органами власти.

Нормативы могут различаться по:

  • территории субъекта РФ — региональным и муниципальным образованиям и зонам деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
  • категориям потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО — физических и юридических лиц;
  • категориям объектов, на которых образуются отходы.

Правительственным постановлением также утверждаются формулы для определения:

  • среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесуточного норматива за сезон, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в сутки;
  • среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в сутки;
  • годового норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в год;
  • годового норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в месяц;
  • среднемесячного норматива, выраженного в количественных показателях массы на 1 расчётную единицу в месяц;
  • среднемесячного норматива, выраженного в количественных показателях объёма на 1 расчётную единицу в месяц.

Новые нормативы накопления ТКО в РФ: тарифы изменились!

Основные аспекты обращения с отходами, в том числе нормативы накопления ТКО, регламентируются ФЗ от 24.06.1998 №89. С 2022 года начали действовать изменения, внесенные в него Законом № 503-ФЗ. Теперь вывоз мусора не жилищная, а коммунальная услуга и тарифы на нее регулируются государством. Водиться новое понятие твердых коммунальных отходов — ТКО. Это мусор, который образуется в результате потребления физическими лицами в жилых помещениях. Сюда же относятся аналогичные отходы, появившиеся в результате деятельности юридических лиц.

Платить за вывоз ТКО обязаны все жители многоквартирных и частных домов, собственники дачных и садовых участков. Тарифы рассчитываются исходя из нормы накопления отходов на одного человека в течение года. Порядок определения и установления нормативов субъектами РФ регулируется ПП РФ от 04.04.2016 № 269 (с ред. от 27.02.2018). Весь цикл обращения с ТКО с момента вывоза с площадки до утилизации контролируется региональными операторами.

Нормативы ТКО для физических лиц и частных домов

Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.

Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа на вывоз мусора;
  • определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
  • расчет затрат на топливо;
  • выбор места для утилизации мусора;
  • планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.

При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:

  1. наличие коммуникаций и мусоропровода;
  2. этажность дома;
  3. климатические особенности местности;
  4. образ жизни собственников жилья;
  5. время года;
  6. способ сбора ТКО.

Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.

Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:

  • В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
  • С – количество расчетных единиц;
  • 7 – количество дней проведения замеров.

При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.

Нормативы ТКО для физических лиц и частных домов

Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.

Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа на вывоз мусора;
  • определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
  • расчет затрат на топливо;
  • выбор места для утилизации мусора;
  • планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.

Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы

Объект образования отходов Расчетная единица Норма накопления Плотность кг/м3
кг/год м3/год
I. Предприятия торговли
Продовольственный магазин На 1 м2 торг. площади 348 1,74 200
Универсам На 1 м2 торг. площади 252 1,40 180
Павильон На 1 м2 торг. площади 570 2,85 200
Лоток На 1 торговое место 680 3,40 200
Палатка, киоск На 1 м2 торг. площади 866 5,09 170
Торговля с машин на 1 торговое место 849 5,30 160
Промтоварный магазин На 1 м2 торг. площади 139 0,77 180
Хозтовары На 1 м2 торг. площади 206 1,29 160
Супермаркет (универмаг) На 1 м2 торг. площади 157 0,87 180
Рынки продовольственные На 1 м2 торг. площади 363 1,21 300
Ярмарки промтоварные На 1 м2 торг. площади 276 0,99 280
II. Административные здания, учреждения, конторы
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро На 1 сотрудника 156 1,42 110
Сбербанки, банки На 1 сотрудника 75 0,62 120
Отделения связи На 1 сотрудника 104 0,95 110
Административные и другие учреждения, офисы На 1 сотрудника 131 1,19 110
III. Медицинские учреждения
Аптеки На 1 м2 торг. площади 48 0,44 110
Больницы На 1 койку 402 2,01 200
Поликлиники На 1 посещение 12 0,07 170
Санатории, пансионаты На 1 койку 169 1,00 170
IV. Автотранспортные предприятия
Автомастерские На 1 машино-место 46 0,22 210
Автозаправочные станции На 1 машино-место 23 0,11 200
Автостоянки и парковки На 1 машино-место 23 0,11 200
Гаражи На 1 машино-место 22 0,16 140
V. Дошкольные и учебные заведения
Ясли, детские сады На 1 место 80 0,40 200
Школы, лицеи, проф-тех. Училища На 1 учащегося 24 0,12 200
Техникумы, ВУЗы На 1 студента 22 0,11 200
Дома-интернаты На 1 учащегося 215 1,13 190
VI. Предприятия службы быта
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники На 1 м2 общей площади 15 0,07 210
Ремонт и пошив одежды На 1 м2 общей площади 23 0,13 180
Химчистки и прачечные На 1 м2 общей площади 20 0,19 105
Парикмахерские и косметические салоны На 1 посадочное место 32 0,23 140
Гостиницы, общежития На 1 место 192 1,13 170
Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.) На 1 место 215 1,13 190
VII. Культурно-спортивные учереждения
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки На 1 место 27 0,18 150
Спорт. арены, стадионы На 1 место 43 0,26 170
VIII. Предприятия пассажирского транспорта
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты На 1 пассажира 145 0,80 180
Читайте также:  Временные нормы расхода топлива на ВАЗ-21214

Нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека для населения: постановление № 269

Обратите внимание! Норматив накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), ранее именовавшихся твердыми бытовыми отходами (ТБО), согласно ст. 1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, — это среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени. Далее по тексту эти сокращения – ТБО и ТКО — будут применяться в качестве синонимов.

В пп. 2, 4 постановления Правительства РФ «Об определении нормативов…» от 04.04.2016 № 269 уточняется, что нормы накопления ТБО для населения устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления дифференцированно:

  • для подведомственных им территорий;
  • физических и юридических лиц;
  • категорий объектов, на которых образуются отходы.

Норматив накопления ТКО на 1 человека в год

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:

  • квартир — 0,113 м3;
  • жилых домов — 0,123 м3.

Формула для подсчета объёма мусора

Сколько мусора накапливается за одни сутки (куб. м/сут), определяют по следующей формуле:

С = (Р*N*Кн)/365, где:

  • С – определяемый объем накопления ТКО в сутки.
  • Р – количество жильцов многоквартирного дома, которые будут выбрасывать бытовые отходы.
  • N – годовая норма накопления ТБО на одного проживающего в доме.
  • Кн – коэффициент накопления отходов 1,25. Показывает неравномерность накопления ТБО.
  • 365 – количество дней в году.

Формула для расчета количества контейнеров ТБО

Подсчет контейнеров выполняется по следующей формуле (штук):

N = (С*Т*Кр)/(V*Кз), где:

  • N – количество контейнеров (шт.).
  • С – суточный объем мусора.
  • Т – максимальное время накопления ТБО в сборнике. Зимой отходы вывозят реже, чем летом – раз в трое суток, поэтому максимальное время Т=3.
  • Кр – корректировочный коэффициент, учитывает заполнение бака повторно мусором, оставшимся после выгрузки. Кр=1,05.
  • Кз – коэффициент, предусматривающий наполнение емкости отходами не до верха, а на три четверти. Кз=0,75.

Норматив накопления ТКО

Норма накопления мусора рассчитывается, исходя из массы или объема твердых бытовых отходов, приходящихся на какую-либо расчетную единицу. Так, в гостинице это будет одно гостиничное место, в жилых многоквартирных домах — это один собственник помещения или жилец, в складах — 1 м2 площади.

При расчете нормы обычно берут временной отрезок месяц или год.

Показатель норматива накопления ТБО важен при планировании работ с мусором:

  • периодичности вывоза;
  • расчет затрат на топливо и ГСМ;
  • количество мусоровозов;
  • планирование переработки утиля;
  • наличие мест на полигоне или свалке.

Также этот показатель учитывают при строительстве мусороперерабатывающих заводов, предусматривая минимальное и максимальное количество отходов, чтобы оборудование завода работало без экстремальных перегрузок и не простаивало.

Если вы хотите правильно рассчитать утиль, узнать про плотность ТБО, читайте статью: На вывоз ТБО в обязательном порядке требуется лицензия. О реестре лицензий на все виды деятельности узнавайте тут>> Кроме того, для вас может оказаться полезным этот материал: Норматив вывоза ТБО на 1 человека

Нормативы на жилые помещения рассчитывают, беря во внимание:

  • отходы при обычном, некапитальном, ремонте;
  • побочные материалы при отоплении;
  • обыкновенный бытовой мусор;
  • крупногабаритные домашние отходы (сломанная старая мебель, например);
  • мусор, образующийся при уборке территории.

Рассчитывая нормы накопления отходов, учитывают, что в разных климатических зонах этот показатель будет отличаться.


Похожие записи:

Добавить комментарий