Сверка расчетов с бюджетом: как действовать налогоплательщику

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сверка расчетов с бюджетом: как действовать налогоплательщику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сверка с ИФНС проводится в соответствии с порядком, который приведён в письме ФНС от 9 марта 2021 года № АБ-4-19/2990. Этот порядок временный, он пришёл на смену старому регламенту из приказа ФНС № 09.09.2005 № САЭ-03-1/444@. Новый постоянный регламент пока не утверждён.

Как запросить сверку с налоговой

Обычно процесс сверки по налогам и сборам инициирует налогоплательщик, хотя и у ИФНС есть такое право. Ключевой момент при обращении – не столько способ направления заявления, сколько его форма. Она может быть бумажной или электронной. Во втором случае обращение подаётся через личный кабинет ИП на сайте ФНС или через программу / сервис сдачи отчётность (по ТКС).

Периодичность проверки сальдо ЕНС следует подбирать индивидуально в зависимости от масштабов бизнеса и количества операций. Необходимый минимум – один раз в квартал, именно трехмесячный срок оговорен для направления в адрес плательщика требования об уплате налога при задолженности по ЕНС свыше 3 000 рублей (ст. 70 Закона № 263-ФЗ).

Для тех, кто не желает терять лишнее на пенях и штрафах, минимальный период проверки сальдо ЕНС не ограничен. В любой момент можно запросить у налоговиков справку о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета. Она будет содержать:

  • сведения о задолженности в разрезе каждой конкретной обязанности по уплате налогов,
  • сроки возникновения долга,
  • карту расчета пеней,
  • ключевую ставку рефинансирования ЦБ.

Итак, проведение сверки расчетов по налогам не является обязательной процедурой. Однако подобное мероприятие позволяет своевременно выявить и устранить расхождения в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика-учреждения и налогового органа. Ведь вернуть или зачесть налоговую переплату учреждение вправе лишь в течение трех лет (со дня уплаты налога или со дня, когда оно узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога). После истечения срока исковой давности решить вопрос о возврате или зачете переплаты намного сложнее. (Кстати, аналогичный трехлетний срок ст. 48 НК РФ установлен для взыскания налоговой недоимки.)

В то же время справка (о состоянии расчетов по налоговым платежам или об исполнении обязанности по уплате налоговых платежей) или акт сверки не являются безусловным основанием для возврата (зачета) налоговой переплаты (см. Постановление АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016). Названные документы лишь указывают на наличие переплаты, но не доказывают факт и момент ее возникновения. Для ее возврата необходимы убедительные доказательства факта и момента излишней уплаты (взыскания) налога.

Если вы не согласны с актом: что делать

Если вы провели сверку расчетов с ИФНС, но не согласны с актом, то в акте сверки укажите свои данные: в графе 3 разделов I и II по строке, с суммой, по которой не согласны, укажите сумму по своим данным. Поставьте подпись и укажите дату. Делать отметки, что сверка согласована с разногласиями, указывать причины разногласий и предложения по их устранению, как было раньше, не нужно.

Налоговики обязаны рассмотреть разногласия по акту в течение 30 календарных дней после регистрации вашего обращения (п. 54 Регламента, утв. приказом от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343). При необходимости срок могут продлить еще на 30 дней с объяснением причин.

В процессе сверки у компании могут запросить платежки и другие документы. Это нужно, чтобы налоговики могли выяснить, кто допустил ошибку.

Электронные акты сверки аналогичны их бумажным форматам, однако документооборот через интернет позволяет сделать взаимодействие между плательщиками налогов и ФНС более оперативным и комфортным.

11 п. 1 ст. 32 НК РФ может: лично в руки плательщику (или его представителю); по почте; через личный кабинет налогоплательщика; по телекоммуникационным каналам связи. Проконтролировать поступление уплаченных в бюджет налогов, проверить наличиенедоимок или переплат, узнать о начислении пеней, штрафов и многом другом вы можете не отходя от своего рабочего места. С помощью СБИС вы с легкостью отправите запрос в налоговую инспекцию и получите интересующую выписку в течение суток.

Читайте также:  Как расторгнуть брачный договор по соглашению сторон и в судебном порядке?

В рамках программы информационного обслуживания налогоплательщиков (ИОН) вы можете запросить через интернет следующие типы документов: Акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (КНД 1160070)

содержит сальдо, общую сумму начислений и оплат по выбранным налогам на начало и конец сверяемого периода.

Как заказать справку о состоянии расчетов

Чтобы получить справку о расчетах с бюджетом, нужно подать в свою ИФНС по месту учета соответствующий запрос.

Предприниматели и компании оформляют бумажный запрос справки о состоянии расчетов по форме из Приказа ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@. В нем необходимо указать свои реквизиты (наименование/ФИО ИП, ИНН, адрес), дату, по состоянию на которую требуется справка, способ получения ответа (лично или по почте), а в конце поставить подпись с расшифровкой.

Запрос на бумаге можно представить в налоговую:

  • лично явившись в инспекцию – это может сделать сам руководитель фирмы или ИП, либо его представитель (при наличии доверенности); в этом случае лучше сделать 2 экземпляра запроса, на одном из которых сотрудник ИФНС поставит отметку о приеме;
  • отправив его по почте – запрос направляется ценным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.

Как сверить сальдо по налогам и взносам с инспекцией

«Налоговики уже несколько раз в этом году обновляли остатки по взносам, но неразбериху так и не устранили. У кого-то задвоились долги, кому-то приписали чужие. Поэтому сразу же после отчетности проведите сверку с ИФНС по взносам, а заодно по всем налогам. Тогда получится избежать неприятных сюрпризов, когда из-за мнимых долгов инспекция внезапно заморозит счета.

Шаг первый. Закажите акт и выписку операций с бюджетом

Шаг второй. Сверьте цифры в акте с данными учета

Сверьте остатки в акте из налоговой инспекции с вашими данными по бухучету по счетам 68 и 69 (см. таблицу ниже). Начисления попадают в базу ИФНС после того, как вы подадите расчет или декларацию. Поэтому взносы и НДФЛ за октябрь текущего года, а также все авансы по УСН, которые вы уже показали в бухучете, в графу «начисления» карточки ИФНС еще не попали.

Контрольные соотношения 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Если в акте выявлены расхождения, инспекция проведет проверку своих информационных систем и запросит у налогоплательщика документы. Будьте готовы представить платежные поручения, подтверждающие уплату спорных сумм.

Далее в зависимости от того, кто ошибся, события развиваются по-разному:

  1. Ошибка на стороне налоговой инспекции. Ошибка должна быть устранена специалистами ИФНС. Делается это на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.
  2. Ошибка налогоплательщика. Выявляется, какая именно ошибка была допущена. В зависимости от этого нужно будет подать уточненную декларацию, уточнить платеж или заплатить налог. Что именно сделать — об этом проинформирует инспектор по телефону или направив уведомление.

Когда все расхождения устранены, ИФНС согласует с налогоплательщиком подписание нового акта. Следует еще раз все проверить и удостовериться, что расхождений нет. Если все в порядке, акт подписывается с соответствующей пометкой, а в разделе 2 указывается информация о том, что разногласия устранены.

Если же по-прежнему имеют место какие-то расхождения, акт подписывается с пометкой «Согласовано с разногласиями». При этом в разделе 2 налогоплательщик может указать, почему расхождения до сих пор не устранены, и что, по его мнению, следует предпринять.

Согласно правилам, если разногласий нет, то весь процесс сверки должен занимать не более 10, а если есть — не более 15 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды почтовой доставки.

Как проверить форму 6-НДФЛ перед сдачей в налоговую

Прежде, чем отправить 6-НДФЛ проверяющему, следует проверить его на соответствие формы бланка отчета и электронного формата, а также на правильность заполнения и точность указанных показателей в разделах отчета.
Проконтролировать правильность расчетов помогут разработанные и установленные законодательством контрольные соотношения, которые разработали сами налоговики. Эти показатели помогут обнаружить несоответствия в виде банальных опечаток и проанализировать, правильно ли составлен отчет.
В первом разделе 6-НДФЛ есть вся информация по предприятию нарастающим итогом за все предыдущие кварталы с начала года, включая текущий, а второй раздел содержит информацию только за текущий квартал.
Разделы выполняют разные функции, поэтому их не корреспондируют между собой. Поэтому на предположение: должна ли сумма начисленного дохода из раздела 1 отчета 6-НДФЛ идти с суммой итого из раздела 2, ответ отрицательный. Никаких контрольных соотношений между разделами не может быть установлено.

Читайте также:  Максимальный доход семьи для получения субсидии 2023

Проверяем первый раздел

В первом разделе должны быть указаны итоговые показатели за все предыдущие налоговые периоды по всем физлицам, кому предприятие выплачивало деньги.
В случае, если предприятие выплатило за прошедший отчетный период доходы, облагаемые налогом по различным ставкам, потребуется предоставить заполненный первую часть отчета по каждой ставке на отдельном листе. Если начисление НДФЛ было по ставкам: 13, 15, 30, 35%, то в строчки с 10 по 50 руководитель или бухгалтер предприятия заносит информацию в каждом разделе номер 1, а строчки с 60 по 90 – только на странице 1 этого первого раздела. Если же все выплаты были сделаны из расчета налоговой ставки, например, 13%, то организация оформляет один первый раздел, заполняя все строки с 10 по 90.

Как налоговая проверяет 6-НДФЛ

Проверка расчета 6-НДФЛ проводится путем сопоставления с данными, указанными в отчете 2-НДФЛ, а также декларации на прибыль. Проводя сверку 6-НДФЛ и 2-НДФЛ, налоговая проверяет следующие соотношения:

  • Начисленный доход по 020 строке 6-НДФЛ должен соответствовать сумме всех предоставленных справок 2-НДФЛ, а также сумме, указанной в строке 020 Приложения 2 декларации на прибыль;
  • Доход по дивидендам по 025 строке 6-НДФЛ должен равняться сумме по коду 1010 справки 2-НДФЛ и коду 1010 Приложения 2 декларации на прибыль;
  • Налог по 040 строке 6-НДФЛ должен равняться сумме налога по всем 2-НДФЛ, а также налогу, указанному в 030 строке Приложения 2 декларации на прибыль;
  • Неудержанный налог по строке 080 6-НДФЛ должен соответствовать неудержанному налогу, указанному во всех справках 2-НДФЛ, а также сумме строки 034 Приложения 2 декларации на прибыль;
  • Данные о количестве ли, получивших доход, отраженные в строке 060 6-НДФЛ, должны соответствовать числу предоставленных в налоговый орган справок 2-НДФЛ, а также количеству Приложений 2 к декларации на прибыль.

Сверка расчетов по НДФЛ

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу. Такие сведения подаются в виде справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (утверждена приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@). Однако данные из этих справок в карточку расчетов с бюджетом, которая ведется в инспекции в отношении каждого налогового агента, не вносятся. Это следует из п. 1 раздела IX «Отражение в карточке „РСБ“ состояния расчетов с бюджетом» Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом местного уровня», утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее — Единые требования к информационному ресурсу). В нем сказано, что начисления по НДФЛ, удерживаемому организациями — налоговыми агентами с физических лиц, в карточке расчетов с бюджетом осуществляются только на основании решений налогового органа по результатам налоговых проверок.

Обратите внимание, что камеральные проверки справок 2-НДФЛ налоговым органом не проводятся. Так, в деле, рассмотренном АС Центрального округа в постановлении от 29.09.2015 № Ф10-2699/2015, у организации в ходе выездной проверки было выявлено неполное и несвоевременное перечисление в бюджет исчисленного и удержанного НДФЛ. Организация посчитала, что налоговики должны были установить данный факт при проведении проверки представленных справок 2-НДФЛ и направить ей требование об уплате налога. Но суд указал, что данные, содержащиеся в справках 2-НДФЛ, не содержат всех необходимых для выставления требования об уплате налога сведений. В частности, в них нет дат фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дат фактической выплаты дохода, дат и сумм частичного перечисления налога в бюджет, необходимых для определения периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности. Суд также отметил, что из анализа положений ст. 88 НК РФ не следует, что налоговый орган обязан проводить камеральные проверки справок 2-НДФЛ.

Итак, начисления НДФЛ в карточке расчетов с бюджетом производятся налоговиками только по результатам выездных налоговых проверок. При этом в карточку заносятся лишь суммы, которые были удержаны налоговым агентом с доходов физических лиц. Если же доход был выплачен, но налог не удержан, данные о неудержанном налоге, выявленные в ходе выездной проверки, в карточку не вносятся, поскольку у налогового органа отсутствуют правовые основания для взыскания с налогового агента за счет его средств не удержанного с физических лиц НДФЛ (письмо ФНС России от 04.08.2015 № ЕД-4-2/13600).

Читайте также:  Можно ли подать на алименты, если брак с отцом ребенка не зарегистрирован?

КРСБ налогоплательщика

Актуально на: 17 марта 2017 г.

Частый вопрос на форумах в Интернете – что такое КРСБ в налоговой инспекции? КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом. Соответственно, КРСБ налогоплательщика – это информационный ресурс, который ведут налоговые органы по каждому налогоплательщику (п. 2 разд.I Единых требований к порядку формирования информационного ресурса, утв. Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, далее – Единые требования). Причем КРСБ открывают отдельно по каждому налогу, уплачиваемому налогоплательщиком: по каждому КБК, закрепленному за налоговиками, и коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства (п. 2 разд. II Единых требований). А если по одному налогу организация (или ИП) выступает одновременно и налогоплательщиком, и налоговым агентом, то ей также заведут две самостоятельные КРСБ с разными статусами организации (п. 2 разд.I Единых требований).

Открываются КРСБ при регистрации организаций или физических лиц в ИФНС либо при передаче сведений о них из другого налогового органа, к примеру, в случае переезда (п. 1 разд. II Единых требований).

Сверка расчетов по НДФЛ

Обратите внимание, что камеральные проверки справок 2-НДФЛ налоговым органом не проводятся. Так, в деле, рассмотренном АС Центрального округа в постановлении от 29.09.2015 № Ф10-2699/2015, у организации в ходе выездной проверки было выявлено неполное и несвоевременное перечисление в бюджет исчисленного и удержанного НДФЛ. Организация посчитала, что налоговики должны были установить данный факт при проведении проверки представленных справок 2-НДФЛ и направить ей требование об уплате налога. Но суд указал, что данные, содержащиеся в справках 2-НДФЛ, не содержат всех необходимых для выставления требования об уплате налога сведений. В частности, в них нет дат фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дат фактической выплаты дохода, дат и сумм частичного перечисления налога в бюджет, необходимых для определения периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности. Суд также отметил, что из анализа положений ст. 88 НК РФ не следует, что налоговый орган обязан проводить камеральные проверки справок 2-НДФЛ.

Сверка расчетов по НДФЛ

Обратите внимание, что камеральные проверки справок 2-НДФЛ налоговым органом не проводятся. Так, в деле, рассмотренном АС Центрального округа в постановлении от 29.09.2015 № Ф10-2699/2015, у организации в ходе выездной проверки было выявлено неполное и несвоевременное перечисление в бюджет исчисленного и удержанного НДФЛ. Организация посчитала, что налоговики должны были установить данный факт при проведении проверки представленных справок 2-НДФЛ и направить ей требование об уплате налога. Но суд указал, что данные, содержащиеся в справках 2-НДФЛ, не содержат всех необходимых для выставления требования об уплате налога сведений. В частности, в них нет дат фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дат фактической выплаты дохода, дат и сумм частичного перечисления налога в бюджет, необходимых для определения периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности. Суд также отметил, что из анализа положений ст. 88 НК РФ не следует, что налоговый орган обязан проводить камеральные проверки справок 2-НДФЛ.

Теперь разберемся, почему в справке о состоянии расчетов по налогам инспекция показывает только уплаченную сумму налога. Эта справка формируется по данным информационных ресурсов налоговой инспекции на конкретную дату, указанную в запросе налогоплательщика или налогового агента (п. 1 Порядка заполнения формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, утвержденного приказом ФНС России от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@). В графе 4 справки показывается состояние расчетов по налогу (положительное или отрицательное сальдо расчетов). Отрицательное сальдо образуется, если сумма начислений с учетом входящего сальдо превышает сумму уплаты налога. Если же сумма начислений с учетом входящего сальдо меньше суммы поступлений, появляется положительное сальдо. В отношении НДФЛ сумма отрицательного сальдо определяется только при неуплате денежных средств, начисленных по решению налогового органа по результатам налоговых проверок (п. 1 раздела IX Единых требований к информационному ресурсу). Следовательно, при отсутствии доначислений по результатам проверок налоговики могут указать в справке только данные об уплаченных суммах налога, поступивших в бюджет (положительное сальдо расчетов).


Похожие записи:

Добавить комментарий