Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Теоретические основы понятия «государственные закупки»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важность госзакупок определяется тем, что в настоящее время государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороноспособности, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка учебного оборудования для школ.
ЕИС – Регистрация в 2020 году
- Регистрация директора компании на портале Госуслуг в качестве физлица.
- Создание профиля компании на портале Госуслуг.
- Создать профиль юрлица или ИП в ЕИС, дождаться когда компанию включат в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
- Дождаться, когда информацию из системы отправят на восемь Федеральных электронных торговых площадок (ФЭТП).
Для того, чтобы зарегистрироваться в ЕИС, может потребоваться до 16 рабочих дней, по этому о регистрации стоит позаботиться заранее.
Государственные закупки и заказы — это заказы на поставку товаров, оказание услуг, которые размещают государственные и муниципальные организации. Финансирование данных закупок производится из средств федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.
Все закупки, независимо от их масштаба, должны проводиться в строгом соответствии с процедурой, регламентированной соответствующим законодательством. В настоящее время законодательная база, касающаяся госзакупок, стремительно меняется (в частности, с 2014 года вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе), поэтому руководители и специалисты должны постоянно отслеживать новации и обучаться грамотно применять их на практике.
В госзакупках можно выделить два основных вида субъектов:
- Заказчики (федеральные, региональные и муниципальные структуры);
- Поставщики (любые юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей).
Задачи, которые решают заказчики, при проведении госзакупок можно сформулировать так:
- Выбор способа проведения закупки (например, электронные аукционы, закупка у единственного поставщика и др.);
- Формирование конкурсной документации, в которой максимально точно описаны требования к поставляемым товарам/услугам (цена, качество, сроки);
- Проведение конкурсных процедур;
- Выбор поставщика;
- Заключение контракта.
Тот же процесс с точки зрения поставщиков заключается в решении следующих задач:
- Поиск госзакупок, в которых требуются производимые предприятием товары/услуги;
- Оформление заявки и предоставление документов, в соответствии с требованиями конкурсной документации;
- В случае победы в конкурсе — подписание контракта.
Перечисленные задачи дают лишь общие представления о тех знаниях, которыми должны обладать заказчики и поставщики, чтобы эффективно работать в сфере госзакупок. Кроме того, необходимо учитывать отраслевые особенности, например закупки в здравоохранении, уметь работать с различными электронными торговыми системами госзакупок, ориентироваться в постоянно обновляющемся законодательстве, чтобы избежать санкций контролирующих органов. Также существуют свои тонкости при обжаловании результатов конкурсов, знании возможных «ухищрений» заказчиков, направленных на уменьшение конкуренции, и умение обходить их.
Надо сказать, что в условиях высокого уровня скрытой безработицы эта последняя особенность закона 44-ФЗ помогла не умереть с голоду многочисленной армии российских фрилансеров, а также способствовала созданию сети тендерных агентств. Ведь рядовой участник, конечно может укомплектовать вторую часть заявки, но зачастую не в состоянии разобраться в хитросплетении требований заказчика, предъявляемых к конкретным показателям товаров (материалов), а допуск к участию в тендере ему необходим. Вот он и обращается к третьей стороне за помощью.
Но формы 2 бывают зашифрованы так мастерски, что и профессиональные специалисты со стороны участника не всегда обеспечивают допуск. Получается, что результат торгов зачастую зависит не от потенциальных возможностей участников к исполнению контракта, а от того, кто окажется искуснее – шифровщик форм 2 из контрактной службы заказчика или дешифровщик-фрилансер, либо тендерное агентство.
И если дешифровщик, у которого нет права на неточность, ошибётся хоть один раз – допуска участнику не видать. А если форма 2 очень запутанная, весьма вероятна ситуация, когда все подводные камни не удается преодолеть ни одному из дешифровщиков – представителей «лишних» участников, а тогда аффилированный участник заберет аукцион всухую. Невольно помогли фрилансерам и тендерным агентствам также изменения условий аккредитации на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). С 1 января 2019 аккредитация осуществляется сразу на 8-ми федеральных ЭТП, что удобно, но процедура ее усложнилась, поскольку появилось новое звено – регистрация на портале госуслуг. Если раньше большая часть участников самостоятельно справлялась с аккредитацией на отдельных ЭТП, то теперь они чаще обращаются к тем же фрилансерам или тендерные агентства. Так что, как говорится, нет худа без добра.
Принципы размещения государственного заказа
Эффективное правовое регулирование принципов размещения государственного заказа является одним из важнейших факторов продуктивного функционирования всей структуры государственного заказа. Выделяют следующие принципы:
- принцип транспарентности (или прозрачности) государственного заказа;
- принцип подотчетности и соблюдения процедур госзаказа;
- принцип ответственности при размещении госзаказа;
- принцип эффективности государственного заказа;
- принцип открытой конкуренции при размещении госзаказа;
- принцип справедливости (или равноправия) государственного заказа;
- принцип законности размещения государственного заказа;
- принцип контроля за размещением государственного заказа.
Конкурсные торги по размещению госзаказа. Наиболее распространенным способом размещения государственного заказа является проведение конкурса. Под тендером понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке, на участие в тендере которого присвоен первый номер.
Государственные закупки.
Органы исполнительной власти осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд.
Государственный заказ размещается обычно среди любых предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.
Основным способом определения конкретных исполнителей государственного заказа, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс (с предварительным отбором или без него). Другими способами размещения государственного заказа являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).
Правовые основы государственного заказа в России
В Российской Федерации уже сформирована достаточно полная законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов.
Важно отметить, что правоотношения, связанные с удовлетворением государственных нужд и проведением тендеров, в Российской Федерации регулируются множеством нормативных правовых актов. Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе»
Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе».
Стоит помнить, что в нормативное правовое регулирование размещения государственного заказа в последнее время часто вносятся изменения и дополнения. Поэтому необходимо постоянно отслеживать эти изменения. Например среди изменений, которые внесены недавно в российское законодательство о размещении государственного заказа, стоит упомянуть изменения, которые связаны с созданием единого информационного пространства.
Распространенные схемы коррупции в сфере государственных закупок
В перечень популярных коррупционных схем следует отнести сразу несколько интересных методик. Первая заключается в том, что принимающим участие в сговоре субъектам направляется заявка на сумму, которая заведомо ниже, чем у остальных участников государственных закупок. Вторая схема — когда властью устанавливаются чрезвычайно короткие сроки на выполнение задачи. Соответственно, выполнять такой заказ будет подготовленный поставщик — участник мошеннической схемы. По третьей схеме устанавливается заведомо неконкурентная цена за реализацию государственного заказа в обозначенном объеме, что может быть интересно иным потенциальным поставщикам. Возможно также установление непривлекательной схемы оплаты, некорректное внесение данных в реестр, толкование критериев оценивания поставщиков в пользу лиц, которые могут быть заинтересованы, и многое другое.
Все обозначенные выше схемы объединяет одно: исполнителю становится тяжелее нормально выполнить заказ. Однако обозначенным выше списком все не исчерпывается. Были названы только самые основные, по сути, достаточно простые схемы. В случае же с крупными задачами, например, государственным оборонным заказом, все обстоит немного сложнее. Схемы здесь в разы изощреннее и запутаннее.
Субъектный состав отношений в сфере закупок
В отношениях в сфере публичных закупок принимают участие следующие виды субъектов: 1) заказчики; 2) участники закупок (поставщики, исполнители, подрядчики); 3) регулирующие и контролирующие органы.
Правовой статус указанных субъектов отношений в сфере публичных закупок во многом зависит от вида закупок, в которых эти субъекты участвуют. В связи с этим целесообразно рассмотреть состав заказчиков отдельно в каждой из подсистем закупочной системы России.
Состав заказчиков. Заказчиками в государственных и муниципальных закупках (Закон № 44-ФЗ) выступают три вида субъектов: 1) государственные заказчики; 2) муниципальные заказчики; 3) бюджетные учреждения.
Под термином «заказчик» в соответствии с Законом № 44-ФЗ понимаются государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения’.
К категории государственных заказчиков относятся следующие субъекты, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки: государственные органы (в том числе органы государственной власти); государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; органы управления государственными внебюджетными фондами; государственные казенные учреждения.
К категории муниципальных заказчиков относятся следующие субъекты, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки: муниципальные органы; муниципальные казенные учреждения.
Государственные и муниципальные заказчики действуют соответственно от имени Российской Федерации (субъекта РФ) или муниципального образования и проводят закупки исключительно в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Бюджетные учреждения («иные» заказчики) вправе проводить свои закупки не только в соответствии с Законом № 44-ФЗ, но и в соответствии с Законом № 223-ФЗ (при соблюдении условий, указанных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
По решению государственных (муниципальных) органов в целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченные органы HRW уполномоченные учреждения, т. е. государственные (муниципальные) органы или казенные учреждения, осуществляющие закупки в интересах нескольких заказчиков (примером уполномоченного органа является департамент г. Москвы по конкурентной политике’).
Заказчиками в «корпоративных» закупках (Закон № 223-ФЗ) выступают три вида субъектов: 1) «основные» заказчики; 2) дочерние и «внучатые» общества «основных» заказчиков; 3) бюджетные учреждения.
Государственные (муниципальные) закупки представляют собой процесс приобретения товаров, работ и услуг для нужд государства (муниципальных образований) за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Реализация закупочного процесса обеспечивается посредством формирования государственного (муниципального) заказа и последующего бюджетного финансирования. Реализация закупочных процедур осуществляется участниками закупок на конкурентной и неконкурентной основе.
Государственные (муниципальные) нужды — необходимость государства (муниципального образования) в каких-либо товарах, работах, услугах для реализации своих полномочий и ведения хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) органов власти и учреждений.
Основные требования к поставщикам
Несмотря на немалую выгоду, которые получает победитель торгов, далеко не всегда потенциальные поставщики стремятся принять в них участие. Поэтому они упускают возможность заработать приличные деньги и упрочить деловую репутацию.
Ведь государственные и муниципальные закупки гарантируют социальную и экономическую стабильность, регулируют товарный рынок, включающий в себя продукцию, услуги и работы, в том числе связанные с интеллектуальной собственностью. Это научные публикации, создание проектной и технической документации.
Начинающие бизнесмены неверно представляют себе механизм участия в торгах или не соблюдают требования при заполнении заявки, что приводит к отклонению.
- Нужно узнать о выдвигаемых требованиях и посчитать количество баллов, чтобы пройти первый отборочный этап.
- Потребуется получить сертификат электронно-цифровой подписи в специализированном центре.
- При невысоких доходах придется внести обеспечение и поэтому средства будут заморожены на протяжении, как минимум, одного месяца.
- После подписания контракта надо обязательно выполнить условия в указанные сроки, так как происходит постоянный контроль со стороны государства.
Что такое госзакупки: виды и механизм работы простыми словами
Заявки на участие в тендерах разрешается подавать на нескольких порталах, получивших соответствующее разрешение от Министерства экономического развития. В настоящий момент актуальны девять сайтов, на которых публикуются различные бюджетные заказы и проводятся электронные торги в соответствии с положениями 44-ФЗ и 223-ФЗ:
- «Сбербанк-АСТ» — наиболее популярный сервис для электронных торгов;
- «РТС-тендер»;
- ЕЭТП (она же «Россельторг» или «Росэлторг»);
- «ЗаказРФ»;
- «Российский аукционный дом»;
- «НЭП», ранее называвшаяся ММВБ;
- «Газпромбанк» ЭТП;
- «ТЭК-Торг» – онлайн-сервис, на котором проводят тендеры ПАО «НК Роснефть» и ряд ее дочерних компаний.
Также существует отдельная платформа для закрытых торгов и размещения заказов Министерства обороны — АСТ «ГОЗ».
Полный перечень электронных площадок вы найдете в соответствующем разделе сайта.
Как стать поставщиком
Бюджетные и муниципальные структуры, размещающие тендер на госзакупку, в обязательном порядке должны привлекать к участию в их реализации малый и средний бизнес. Доля, занимаемая подобными организациями, уже составляет не менее 15% от годового оборота. Работа по госзаказам помогает увеличить товарооборот и повысить объемы продаж, однако для того, чтобы получить подряд, придется постараться.
К чему должен быть готов бизнес, который собирается стать государственным поставщиком:
- Соответствие критериям. Важны не столько размеры или форма организации, сколько безупречная история деятельности и отсутствие каких-либо параметров, которые могут вызвать сомнения в добросовестности. Не допускаются к государственным торгам организации, имеющие задолженности по налоговым выплатам.
- Готовность к расходам. Чтобы вступить в систему, организация должна внести обеспечение по контракту, на который она претендует. Доля аванса составляет до 5% от стоимости контракта при отправке заявки и до 30% – в случае выбора исполнителем.
- Полный пакет учредительных документов, включая доверенности и выписки, заверенные нотариально. В зависимости от вида оказываемых услуг могут также потребоваться свидетельства СРО или лицензии, а также документы, которые подтвердят полномочия генерального директора фирмы.
Если потенциального поставщика всё вышеперечисленное не пугает – можно приступать к регистрации. Процедура включает в себя шесть этапов.
Важность госзакупок определяется тем, что в настоящее время государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороноспособности, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка учебного оборудования для школ.
Все закупки, независимо от их масштаба, должны проводиться в строгом соответствии с процедурой, регламентированной соответствующим законодательством. В настоящее время законодательная база, касающаяся госзакупок, стремительно меняется (в частности, с 2014 года вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе), поэтому руководители и специалисты должны постоянно отслеживать новации и обучаться грамотно применять их на практике.
В госзакупках можно выделить два основных вида субъектов:
- Заказчики (федеральные, региональные и муниципальные структуры);
- Поставщики (любые юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей).
Задачи, которые решают заказчики, при проведении госзакупок можно сформулировать так:
- Выбор способа проведения закупки (например, электронные аукционы, закупка у единственного поставщика и др.);
- Формирование конкурсной документации, в которой максимально точно описаны требования к поставляемым товарам/услугам (цена, качество, сроки);
- Проведение конкурсных процедур;
- Выбор поставщика;
- Заключение контракта.
Тот же процесс с точки зрения поставщиков заключается в решении следующих задач:
- Поиск госзакупок, в которых требуются производимые предприятием товары/услуги;
- Оформление заявки и предоставление документов, в соответствии с требованиями конкурсной документации;
- В случае победы в конкурсе — подписание контракта.
Перечисленные задачи дают лишь общие представления о тех знаниях, которыми должны обладать заказчики и поставщики, чтобы эффективно работать в сфере госзакупок. Кроме того, необходимо учитывать отраслевые особенности, например закупки в здравоохранении, уметь работать с различными электронными торговыми системами госзакупок, ориентироваться в постоянно обновляющемся законодательстве, чтобы избежать санкций контролирующих органов. Также существуют свои тонкости при обжаловании результатов конкурсов, знании возможных «ухищрений» заказчиков, направленных на уменьшение конкуренции, и умение обходить их.
Эффективное правовое регулирование принципов размещения государственного заказа является одним из важнейших факторов продуктивного функционирования всей структуры государственного заказа. Выделяют следующие принципы:
- принцип транспарентности (или прозрачности) государственного заказа;
- принцип подотчетности и соблюдения процедур госзаказа;
- принцип ответственности при размещении госзаказа;
- принцип эффективности государственного заказа;
- принцип открытой конкуренции при размещении госзаказа;
- принцип справедливости (или равноправия) государственного заказа;
- принцип законности размещения государственного заказа;
- принцип контроля за размещением государственного заказа.
Конкурсные торги по размещению госзаказа. Наиболее распространенным способом размещения государственного заказа является проведение конкурса. Под тендером понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке, на участие в тендере которого присвоен первый номер.
Сущность государственных закупок
Государственные закупки (сокр. госзакупки; на англ. Government procurement, public tendering, public procurement) — это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Под внебюджетными источниками финансирования понимаются средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов получателей средств бюджетов, а также средства внебюджетных фондов. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство.
Государственные закупки обеспечивают потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления их функций и полномочий, таких как реализации федеральных целевых программ, исполнение международных обязательств Российской Федерации (межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская Федерация), реализация региональных целевых программ, решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Что такое госзакупки?
Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.
Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.
Способы закупок по 44-ФЗ
Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:
При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика — это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.
Закрытые способы применяются в следующих случаях:
- информация о госзакупках является государственной тайной;
- заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
- заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.
На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.
Услуги для поставщиков госзаказа по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ
Современные государственные закупки — это полноценная система, объединяющая заказчиков и поставщиков. Основной её принцип – прозрачность, открытость и – когда это возможно – конкурентная основа. Масштабы тендеров не ограничены – процесс госзакупок схож как для покупки простых карандашей, так и для заключения договора подряда на постройку спортивного объекта. Малый и средний бизнес получает в год примерно 15% от общего объема госзаказов, что составляет около пяти триллионов рублей.
Тендеры на госзакупки можно найти в любом регионе и в любой сфере деятельности. Главное – правильно подойти к вопросу оформления заявки и соблюдению собственных обязательств.
Существует два основных вида государственных закупок:
- конкурентные (с проведением конкурса между претендентами);
- неконкурентные (когда заказ поступает непосредственно исполнителю).
Закупка на неконкурентной основе допускается для разовых контрактов, стоимость которых ниже ста тысяч рублей, а также для ситуаций, когда предоставление услуги может оказать только один поставщик (электричество, газ, отопление и водоснабжение).
Тендеры на конкурентной основе бывают открытого и закрытого типа. В первом случае к участию допускаются все желающие, во втором круг потенциальных поставщиков определяется самим заказчиком.
Существует несколько видов конкурентных госзакупок: аукционы, сборы коммерческих предложений, конкурсы или котировочные тендеры. Они отличаются критериями выбора – если в аукционах побеждает тот, кто дал минимальную цену, то в конкурсах важно соответствие всем требованиям, предъявляемым к исполнителю. По данным статистических исследований ЕИС, госзакупки чаще всего проходит либо в форме электронного аукциона, либо в форме целевого заказа на неконкурентной основе.
Существуют тендеры самых разных масштабов. Для компаний, предоставляющих не эксклюзивные услуги, проще всего начинать именно с аукционных заказов. Также можно сформировать коммерческое предложение и самостоятельно отправить его в муниципальное учреждение – если предложенные условия устроят заказчика, он вправе самостоятельно выбрать поставщика и заключить с ним договор.
Внимание! Сумма подобных контрактов не должна быть выше ста тысяч рублей, либо четырехсот – если заказчиком выступает культурное или образовательное учреждение. Подобные сделки определяются как госзакупки малого объема.
- Регистрация директора компании на портале Госуслуг в качестве физлица.
- Создание профиля компании на портале Госуслуг.
- Создать профиль юрлица или ИП в ЕИС, дождаться когда компанию включат в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
- Дождаться, когда информацию из системы отправят на восемь Федеральных электронных торговых площадок (ФЭТП).
Для того, чтобы зарегистрироваться в ЕИС, может потребоваться до 16 рабочих дней, по этому о регистрации стоит позаботиться заранее.
- Квалифицированная электронная подпись (КЭП)на имя руководителя компании.
- Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
- Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.
Полный перечень документов для юридического лица:
- Выписка из ЕГРЮЛ
- КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
- ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
- ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
- ОКВЭД
- Копии учредительных документов
- Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
- Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)
Полный перечень документов для физического лица:
Важность госзакупок определяется тем, что в настоящее время государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороноспособности, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка учебного оборудования для школ.
Все закупки, независимо от их масштаба, должны проводиться в строгом соответствии с процедурой, регламентированной соответствующим законодательством. В настоящее время законодательная база, касающаяся госзакупок, стремительно меняется (в частности, с 2014 года вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе), поэтому руководители и специалисты должны постоянно отслеживать новации и обучаться грамотно применять их на практике.
В госзакупках можно выделить два основных вида субъектов:
- Заказчики (федеральные, региональные и муниципальные структуры);
- Поставщики (любые юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей).
Задачи, которые решают заказчики, при проведении госзакупок можно сформулировать так:
- Выбор способа проведения закупки (например, электронные аукционы, закупка у единственного поставщика и др.);
- Формирование конкурсной документации, в которой максимально точно описаны требования к поставляемым товарам/услугам (цена, качество, сроки);
- Проведение конкурсных процедур;
- Выбор поставщика;
- Заключение контракта.
Тот же процесс с точки зрения поставщиков заключается в решении следующих задач:
- Поиск госзакупок, в которых требуются производимые предприятием товары/услуги;
- Оформление заявки и предоставление документов, в соответствии с требованиями конкурсной документации;
- В случае победы в конкурсе — подписание контракта.
Перечисленные задачи дают лишь общие представления о тех знаниях, которыми должны обладать заказчики и поставщики, чтобы эффективно работать в сфере госзакупок. Кроме того, необходимо учитывать отраслевые особенности, например закупки в здравоохранении, уметь работать с различными электронными торговыми системами госзакупок, ориентироваться в постоянно обновляющемся законодательстве, чтобы избежать санкций контролирующих органов. Также существуют свои тонкости при обжаловании результатов конкурсов, знании возможных «ухищрений» заказчиков, направленных на уменьшение конкуренции, и умение обходить их.