Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это единственная нормативно закрепленная процедура, которая позволяет оценить условия труда на рабочих местах в любых организациях. Спецоценка представляет собой комплекс последовательных мероприятий, во-первых, по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и трудового процесса и, во-вторых, по оценке их воздействия на работников.

Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)

Идентифицированные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их результаты сравнивают с установленными нормативами по «Методике проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н. Проще говоря, для каждого фактора есть нормативы – например, уровень шума – и если на конкретном рабочем месте присутствует фактор шума, то его измеряют и полученный уровень сравнивают с нормативом.

Оценка условий труда на рабочих местах позволяет установить класс (подкласс) условий труда, что влияет на ряд важных решений. В их числе:

  • необходимость установления гарантий и компенсаций для сотрудников;
  • направление их на медицинские осмотры;
  • размер страховых взносов компании;
  • выбор средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  • перечень дополнительных мероприятий по охране труда.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС

С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.

Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.

ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.

Основные положения закона о специальной оценке условий труда

Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.

По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.

Читайте также:  «Об образованиии РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации»

Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).

Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.

Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.

Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты. (Конец врезки)

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Зачем работодателю СОУТ?

  • улучшить условия труда работников и, как следствие, повысить производительность труда;
  • получить скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • избежать административной ответственности при проверках Государственной инспекции труда, Прокуратуры и т.п.;
  • избежать уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве (отсутствие специальной оценки условий труда может служить основанием для привлечения руководителя к уголовной ответственности);
  • оптимизировать гарантии и компенсации за вредные и опасные условия труда;
  • установить размер тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса условий труда на рабочем месте;
  • обосновать финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств ФСС;
  • при создании безопасных условий труда, исключить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Требования к комиссии, по проведению специальной оценки условий труда

  • Число членов комиссии по проведению СОУТ должно быть нечетным;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ не включается представитель организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • Комиссию по проведению СОУТ возглавляет работодатель или его представитель.
Читайте также:  Как просить повышения зарплаты – 46% россиян успешно это делали!

Провести специальную оценку за счет ФСС

Расходы на осуществление специальной оценки условий труда могут быть компенсированы за счет части страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисляемых организацией в Фонд социального страхования (ФСС).

Размер компенсации – 20% средств,
внесенных организацией в Фонд социального страхования (ФСС) за прошлый год

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

  • 20% сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем или лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе или в форме электронного документа.

К заявлению СОУТ прилагаются:

  1. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (Приложение к Приказу Минтруда от 10.12.2012 N 580н), разработанный с учетом Перечня мероприятий по улучшению условий труда и (или) коллективного договора, с указанием суммы финансирования;
  2. копия Перечня мероприятий по улучшению условий труда (разрабатывается по результатам проведение оценки условий труда) и (или) копия коллективного договора с представительным органом работников;
  3. копия Приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  4. копия гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест и стоимости на проведение специальной оценки.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер возможен при:

  • представлении неполного комплекта документов или недостоверной информации;
  • наличии недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафов, не погашенных на день подачи заявления;
  • полном распределении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год.

Шаг 2. Подготовка проекта контракта

С 09.03.2019 действует приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н. В приложении № 1 к документу приведен типовой контракт на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, в нем 16 разделов и 8 приложений:

  • техническое задание на оказание услуг;
  • план проведения;
  • акт сдачи-приемки оказанных услуг;
  • акт сверки расчетов;
  • приказ;
  • сведения об организации-заказчике;
  • перечень рабочих мест, подлежащих оценке;
  • перечень оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых на оцениваемых рабочих местах, используемые материалы и сырье.

Шаг 3. Составить перечень рабочих мест

Ответ на вопрос о том, как провести спецоценку условий труда (в офисе, на производстве), связан с необходимостью формирования списка мест, подлежащих СОУТ. В перечень нужно включить все рабочие места. А вот необходимость включения рабочих мест как аналогичных определят сотрудники спецорганизации, проводящей оценку.

Рабочее место — это то, где сотрудник обязан быть в связи с его трудовой деятельностью. Оно находится в зоне прямого или косвенного контроля нанимателя (ст. 209 ТК РФ).

426-ФЗ установил, что СОУТ нужно проводить на рабочих местах всех сотрудников, кроме относящихся к категории:

  • трудящихся на дому;
  • удаленных сотрудников;
  • работающих у физлиц, не имеющих статуса ИП;
  • работников организаций религиозного характера.

СОУТ нельзя проводить на вакантном рабочем месте (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).

До начала спецоценки комиссия определяет список рабочих мест, указав в нем аналогичные. А вот относить ли его к аналогичному, решает эксперт спецорганизации. Далее такое решение утвердит комиссия по СОУТ.

Критериями, по которым рабочее место осносится к аналогичным являются:

  • наличие идентичных систем, связанных с освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией;
  • нахождение в одном или идентичных помещениях;
  • сотрудники работают по одинаковой профессии, должности;
  • трудовой функционал сотрудников аналогичен;
  • имеются идентичные СИЗ.
Читайте также:  Какие документы выдает нотариус при вступлении в наследство

СОУТ проводят по каждому рабочему месту работы из списка, а вот в отношении аналогичных — на 20 % от общего количества таковых. Результат оценки будет распространен на все имеющиеся аналогичные рабочие места.

В перечень надо включить такие сведения:

  • Ф.И.О.;
  • должность;
  • СНИЛС (страховое пенсионное);
  • период работы в офисе и за его пределами;
  • используемое в процессе деятельности оборудование.

Шаг 9. Подать декларацию

Работодатель обязан подать в госинспекцию по труду декларацию о соответствии условий труда по результатам СОУТ. Подается она в отношении мест, на которых вредные, опасные факторы не определены. Форма установлена Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Документ дает возможность уменьшить суммы взносов нанимателя за счет снижения числа мест с опасными, вредными факторами. Декларация не предоставляется по следующим местам:

  • включенным в перечень, установленный Постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10, труд на них позволяет досрочное назначение страховой части пенсии;
  • рабочим местам, по которым предоставлены гарантии и компенсации из-за вредных, опасных условий;
  • тем, где по итогам ранее проведенных аттестаций определены вредные, опасные условия.

Места, на которых в предыдущее пятилетие не случилось ЧП, считаются имеющими продленное действие декларации еще на 5 лет. Это дает возможность нанимателю не проводить в отношении них СОУТ и, соответственно, снизить затраты.

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Оценка мест работы с опасными условиями труда

На трудовых местах, которые считаются потенциально опасными, проводится процедура идентификации. Эксперт нанятой для осуществления СОУТ компании идентифицирует потенциально опасные факторы на местах работы сотрудников организации-заказчика. Полученные результаты идентификации утверждаются созданной для СОУТ комиссией.

При осуществлении такой идентификации учитываются:

  • результаты проводимых ранее измерений опасных факторов на производстве;
  • сырье, оборудование, материалы, которые являются источниками опасных факторов для здоровья сотрудников;
  • случаи травматизма, выявления профзаболеваний сотрудников на местах работы, которые идентифицируются;
  • пожелания сотрудников.

Если на местах работы сотрудников были выявлены потенциально опасные факторы, то указанной выше комиссией принимается соответствующее решение об их исследовании (ч. 5 ст. 10 закона 426-ФЗ).

При этом идентификация не осуществляется, если сотрудники, трудящиеся на указанных местах работы, имеют право:

  • на досрочное назначение пенсии по старости;
  • компенсации/гарантии по «вредности».

Также не проходят идентификацию на «вредность» места работы, на которых уже по результатам выполненной ранее аттестации или спецоценки были выявлены опасные условия труда. Перечень мест работы, которые не должны исследоваться на вредные производственные факторы, утверждается экспертом осуществляющей оценку компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий