Защита прав и представление интересов потерпевшего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав и представление интересов потерпевшего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В отечественном уголовном процессе стадия доследственной проверки (далее СДП) регламентирована относительно слабо, в сравнении со стадиями предварительного следствия/дознанения, или судопроизводства. Достаточно сказать, что в отдельных случаях вообще невозможно установить, когда именно доследственная проверка была начата, что бы определить предельные сроки ее проведения.

Высокая степень информационной неопределенности.

Следующая особенность работы защитника на стадии доследственной проверки- эта стадия характеризуется максимальной правовой и фактической неопределенностью и для стороны защиты и для стороны обвинения. То есть в момент начала доследственной проверки, и одна и другая стороны обладают минимумом информации по ситуации и причастным к ней лицам.

Именно на этом этапе идет стадия активного формирования следственной (вернее той, которая станет следственной после возбуждения дела) и защитительной версий, и соответственно именно на этом этапе у стороны защиты есть максимальные возможности оказать влияние на позицию следствия и… самим наделать самых серьезных ошибок. Само проведение доследственной проверки говорит о том, что в настоящее время следствие еще не располагает объемом сведений и доказательств необходимых для возбуждения уголовного дела.

На этой стадии для защиты важно прежде всего определиться- имеет ли место преступление и если да, то какое отношение к нему имеет подзащитный. Осложняет эту задачу тот факт, что пока еще не ясно, какой именно состав преступления отрабатывают правоохранительные органы. Упрощает – что и сами правоохранительные органы не всегда сразу понимают, с чем имеют дело.

Бывают и такие ситуации, когда подзащитный всерьез полагает, что может подвергнуться уголовному преследованию, однако при разборе обстоятельств выясняется, что для этого нет оснований (недостаточен размер причиненного ущерба, отсутствует умысел, обстоятельства находятся в сфере действия гражданского законодательства и пр. и т.п.)

Характерно, что на этой стадии могут «стрельнуть» такие доказательства, которые на предварительном следствии затерялись бы на общем фоне. Здесь особо важную роль играет в том числе и последовательность получения доказательств. Так имел место случай, когда очевидцами происшествия (кражи) по которому проводилась доследственная проверка, являлось несколько человек (строительная бригада) личности которых были известны.

Однако в ходе доследственной проверки, правоохранительным органам удалось найти и опросить одного единственного работника этой бригады, который был в дружеских отношениях с подозреваемым (что не было известно правоохранительным органам). Естественно, в своих показаниях он подтвердил версию подозреваемого и по материалу было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое противной стороне удалось отменить гораздо позднее, только перед самым истечением срока давности по преступлению.

Однако, если бы должностному лицу проводившему проверку изначально удалось бы опросить всех работников бригады, нет сомнений, ситуация выглядела бы совершенно иначе, поскольку остальные работники к подозреваемому симпатий не питали. О роли защиты в «чудесном обретении» следствием «нужного» свидетеля, я скромно умолчу.

Еще один случай- в ходе проверки складских помещений одного крупного предприятия, в одном из ангаров арендованных сторонней организацией был обнаружен цех по нелегальному розливу алкогольной продукции. В самом цеху были обнаружены черновые записи с указанием точек розничной торговли куда происходили ее поставки. Отсчет времени в данном случае шел буквально на часы.

Так вот, когда сотрудники ОБЭП прибыли на рынок, они застали фантастическую картину: в торговой точке, куда по документом было поставлено десять коробок «левой» водки, в присутствии представителя администрации рынка и местного участкового, происходило актированное уничтожение этой водки (путем выливания ее из бутылок в бочку), поскольку (как следовало из акта уничтожения) осмотром бутылок проведенным владельцем торговой точки было выявлено «несоответствие акцизных марок, акцизам используемым для маркировки алкогольной продукции». Таким образом сотрудникам ОБЭП оставалось признать владельца торговой точки добросовестным приобретателем поддельной водки, да еще и не имевшим умысла на ее сбыт. Смею заверить, что и в этой ситуации не обошлось без своевременного (хоть и неофициального) вмешательства адвоката.

Правовое положение адвоката.

Кстати, из предыдущего тезиса прямо проистекает специфика в объеме прав и полномочий как представителей стороны обвинения, так и стороны защиты. Например в отличии от стадии предварительного расследования (где права адвоката прописаны УПК РФ), деятельность защитника на стадии доследственной проверки регламентируется судебной практикой и ссылкой на Конституцию РФ гарантирующую каждому право на квалифицированную юридическую помощь. Естественно, эта правовая неопределенность регулярно порождает в головах сотрудников правоохранительных органов всевозможные юридические химеры.

В качестве иллюстрации предыдущего тезиса, можно упомянуть недавно появившееся в правоохранительных органах странное поветрие считать, что знакомство с материалом доследственной проверки должно происходить в соответствии с законом о персональных данных (а не УПК РФ). В итоге материалы предъявляют с заклеенными (!) личными данными опрашиваемых лиц и т. д. Подобных «странностей» на стадии долсдественной проверки хватает с избытком. И примеров таких странностей, хватает с избытком.

Надо понимать, что на стадии доследственной проверки, адвокат как правило весьма скован в официальных правах и часто выполняет роль неофициального юридического консультанта. Так если в рамках доследственной проверки проводятся разрешенные УПК РФ следственные действия в которых прописаны гарантии участия адвоката это еще куда ни шло, а вот когда речь заходит об оперативно-розыскных мероприятиях тут все, увы, совсем грустно.

Но нет худа без добра. Отсутствие нормативно закрепленных прав адвоката, в определенной степени компенсируется отсутствием нормативно закрепленных обязанностей. Например стадия доследственной проверки позволяет адвокату подготовить правоохранительным органам определенные сюрпризы, которые могут сыграть в дальнейшем.

Так имела место ситуация, когда проверочные действия сотрудников правоохранительных органов убедили потенциального подозреваемого в том, что в отношении него в самое ближайшее время будет возбуждено уголовное дело. Более того, имелись и достаточные основания полагать, что после возбуждения уголовного дела подозреваемый скорее всего будет моментально заключен под стражу и из него всеми правдами и неправдами попытаются выбить признание, поскольку иных доказательств содеянного у следствия скорее всего быть не могло (предполагаемый состав преступления был экономическим).

Этот прогноз был положен в основу дальнейших действия защиты. С потенциальным подозреваемым было заключено соглашение, о котором правоохранительные органы в известность не ставились. Через неделю после заключения соглашения уголовное дело действительно было возбуждено а подозреваемый взят под стражу. Каково-же было удивление сотрудников следствия, когда подозреваемый, в каждом даваемом на подпись документе (в том числе и протоколе обыска заполняемом при помещении его в ИВС) указывал фамилию, имя отчество своего адвоката, номер телефона, реквизиты соглашения и ордера, а так же вписывал требование немедленно обеспечить его явку.

Попытка навязать задержанному адвоката по назначению, с треском провалилась. В итоге, все планы следствия пошли прахом. За двое суток задержания, в которые следствие и намеревалось получить главные доказательства вины подозреваемого, ничего стоящего от подозреваемого добиться не удалось. Меру пресечения пришлось отменять а затем прекращать и само уголовное дело.

В чём заключается работа адвоката по уголовному делу

Прежде всего, давайте разберёмся, что делает адвокат в рамках защиты по уголовному делу:

  • анализирует материалы дела, законодательство, судебную практику и объясняет подзащитному возможные последствия и риски различных действий;
  • с учётом конкретных обстоятельств и доказательств вырабатывает стратегию защиты: оправдание, прекращение уголовного дела, изменение обвинения на более мягкое, снижение наказания и т.п.;
  • собирает сведения в пользу подзащитного, в том числе направляет адвокатские запросы, получает заключения специалистов, ищет возможных свидетелей защиты и т.п.;
  • составляет ходатайства и жалобы;
  • если подзащитный заключён под стражу – посещает его в следственном изоляторе (СИЗО), контролирует отсутствие пыток и иного давления;
  • помогает подзащитному на следственных действиях и в суде;
  • если стоит такая задача – готовит уголовное дело для последующего рассмотрения жалобы в Европейском Суде по правам человека.

а) защита осужденного в суде кассационной (апелляционной) инстанции:

  • изучение материалов уголовного дела, выработка линии и избрание тактики защиты, определение юридической перспективы обжалования приговора;
  • составление и подача кассационной (апелляционной) и надзорной жалобы на приговор, вынесенный судом первой инстанции;
  • посещение осужденного в следственном изоляторе, его консультирование, консультирование его близких родственников по вопросам уголовного права и уголовного процесса;
  • участие при рассмотрении жалобы судом кассационной (апелляционной) инстанции.

б) представление интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика:

  • изучение материалов уголовного дела, определение юридической перспективы обжалования приговора;
  • составление и подача кассационной (апелляционной) жалобы на приговор, вынесенный судом первой инстанции;
  • участие при рассмотрении жалобы судом кассационной (апелляционной) инстанции.

а) защита права осужденного в суде надзорной инстанции:

  • изучение материалов уголовного дела, выработка линии и избрание тактики защиты, определение юридической перспективы обжалования приговора;
  • составление и подача надзорной жалобы на вступивший в законную силу приговор, вынесенный судом первой инстанции, постановление апелляционной инстанции, определение кассационной инстанции;
  • посещение осужденного в следственном изоляторе, его консультирование, консультирование его близких родственников по вопросам уголовного права и уголовного процесса;
  • участие при рассмотрении жалобы судом надзорной инстанции;

б) представление интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика в суде надзорной инстанции:

  • изучение материалов уголовного дела, определение юридической перспективы обжалования приговора;
  • составление и подача надзорной жалобы на вступивший в законную силу приговор суда первой инстанции, постановление апелляционной инстанции, определение кассационной инстанции;
  • участие при рассмотрении жалобы судом надзорной инстанции.

Объем услуг адвоката в доследственной проверке

Защита на стадии проверки до возбуждения уголовного дела предполагает, в том числе, такие услуги:

  • Предоставление консультации по правовым вопросам, касающимся возбуждения уголовного дела, правовым вопросам относительно сложившейся ситуации и вашей роли в ней;
  • Знакомство с материалами проверки, их анализ, определение дальнейших перспектив дела, выбор правовой позиции и разработка тактики дальнейшей защиты;
  • Присутствие при получении объяснений доверителя с целью пресечения и исключения применения противозаконных способов ведения следствия и иных манипуляций, направленных на «развал» дела;
  • Ведение работы по подготовке ходатайств, жалоб (в порядке ст.ст.124 и 125 УПК РФ) и заявлений;
  • Получение справок, характеристик и иных документов для приобщения к материалам проверки;
  • Проведение «адвокатского расследования»;
  • При необходимости обжалование постановления о возбуждении уголовного дела.
  • Поддержка адвоката на доследственной проверке снизит шансы незаконных действий органов следствия на 50% и более, что, поверьте, существенно экономит ваши время, деньги и нервы в дальнейшем.

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.3. Бездействие со стороны Общества в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Общество права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Когда начинают действовать приставы

Пристав не вправе действовать самостоятельно. Сотрудники службы подключаются к процессу взыскания только после получения исполнительного документа, когда начато исполнительное производство и составлен исполнительный лист или приказ суда. После этого заемщику дается пять дней, в течение которых ему предлагают самостоятельно погасить задолженность, и лишь по их истечении начинает действовать пристав. Сумма задолженности при этом увеличивается на 7 %, то есть на сумму исполнительского сбора. Перед визитом сотрудник службы обязан предупредить человека в письменной форме, также на его действия накладываются ограничения:

  1. пристав не может приходить в ночное время;
  2. он обязан прийти в назначенное время;
  3. допустимый временной промежуток — с 6 утра до 22 ч. вечера;
  4. сотрудник действительно имеет право открыть дверь принудительно, если ему не открывают, но только с разрешения вышестоящего лица.

Что может и чего не может судебный пристав

Пристав обладает широкими полномочиями, но они не безграничны. Даже если в Вашей жизни случилась неприятность, и Вам пришлось столкнуться с деятельностью ФССП, помните несколько важных деталей:

  1. войти в квартиру без разрешения владельца сотрудник службы может только при наличии документально подтвержденного разрешения старшего пристава;
  2. сотрудник ФССП не имеет права действовать самостоятельно, без исполнительного листа и постановления о начале исполнительного процесса;
  3. пристав обязан представиться и предъявить документы;
  4. широкие полномочия не говорят о вседозволенности. Сотрудник не имеет права хамить, грубить, угрожать заемщику или еще как-то проявлять агрессию. Если пристав демонстрирует такое поведение, Вы вправе подать жалобу.

Защита до возбуждения уголовного дела

Пока уголовное дело не возбудили, Вы не считаетесь ни подозреваемым, ни обвиняемым. Сотрудники правоохранительных органов вправе Вас опросить, получить объяснение, осмотреть место происшествия и изъять документы с целью обнаружения важных для дела обстоятельств.


Вы вправе воспользоваться услугами адвоката Суиндыкова Талгата Темиргалиевича с начала проведения доследственной проверки, право на защиту может быть Вами реализовано с первого контакта с сотрудником полиции, Следственного комитета или иного правоохранительного органа. Это означает, что если Вы пригласите адвоката, должностные лица не вправе не допустить его для участия в проведении процессуальных действий с Вашим участием. Тем не менее, вызывать для вас адвоката они тоже не обязаны.


Согласно статье 50 УПК, дознаватель (или следователь) должен обеспечить присутствие защитника по просьбе подозреваемого или обвиняемого, но пока проводится доследственная проверка, Вы ни тем, ни другим не являетесь, поэтому озаботиться вызовом адвоката Вам придется самостоятельно. Также связаться с адвокатом могут Ваши родственники или любые другие люди, заинтересованные в Вашей судьбе.

Если Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то Вы или Ваша организация в любой момент можете стать объектом проверки, проводимой правоохранительным или налоговым органом, а чаще всего подразделениями Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ (ранее оно назвалось УБЭП).

Поэтому мы советуем подумать о защите своих прав на случай подобной проверки заранее. В ходе проведения проверочных мероприятий Вам не имеют права запрещать звонить по телефону. То есть теоретически Вы можете сами связаться с адвокатом или поручить этот вопрос другим людям. Тем не менее, на практике Вам могут запретить покидать помещение, изъять мобильный телефон, что создаст определенные трудности в оперативном вызове адвоката.


Поэтому особое значение имеет вопрос заблаговременного выбора адвоката, что особенно актуально для тех сфер бизнеса, которые находятся в группе риска в плане постоянного контроля со стороны правоохранительных органов. Избрав заранее защитника на случай проведения проверки, запишите номер адвоката не только себе в телефон, но и в записную книжку, а лучше, повесьте листок с информацией об адвокате на видное место в офисе.


Но это не означает, что должностное лицо не стремится установить виновного. Наоборот, как обвиняющая сторона, все проводимые доследственные действия нацелены на выявление виновного, а также закрепление доказательной базы наличия у него умысла на совершение преступления. Гражданин, которому не предъявлено подозрение, но он знает, проверка проводится под него, нуждается в защите с первых часов доследственной проверки.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Человек самостоятельно противостоит государственной системе, и должен выверять каждый свой шаг. Имеется и еще одна сложность — законодательный пробел.

Мероприятия, проводимые сотрудниками правоохранительных органов в рамках проверки сообщения о преступлении

Следователи и дознаватели вправе:

•Требовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ;
•Назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;
•Производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование лиц;
•Требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.
•Поручать сотрудникам полиции проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрен перечень возможных 15 мероприятий, наиболее частые из них:

• Опрос;
• Сбор образцов для сравнительного исследования;
• Проверочная закупка;
• Наблюдение;
• Обследование помещений, участков местности, транспортных средств;
• Прослушивание телефонных переговоров;
• Оперативный эксперимент.

Полученные в результате мероприятий материалы могут использоваться в качестве доказательств в рамках уголовных дел в случае их соответствия нормам уголовно-процессуального кодекса.

Что такое доследственная проверка?

До момента принятия решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями ст.ст.144-145 УПК РФ, сообщение о преступлении/заявление о возбуждении уголовного дела (заявление о преступлении) подлежит проверке правоохранительными органами на предмет наличия либо отсутствия признаков состава преступления. Данная стадия уголовного процесса называется доследственной проверкой и является крайне важной, т.к. с нее фактически и начинается практически любая деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению либо предупреждению преступной деятельности. Она также взаимосвязана с требованиями ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД»). Законом установлен 3-х,10-ти и 30-ти дневный срок для проверки сообщения о преступлении.
На данном этапе происходит сбор первичных материалов и документов, опрос лиц. Эти действия правоохранительных органов должны выявить совершенное преступление либо указать на отсутствие признаков преступления. Важно понимать, что несмотря на то, что материалы, документы и протоколы опроса хотя процессуально и не являются доказательствами согласно требованиям УПК, однако они впоследствии становятся неотъемлемой частью уголовного дела.

Целью проведения доследственной проверки является выявление признаков состава преступления, выявление причинно-следственных связей между действиями лица и наступившими последствиями, оценка действий конкретных лиц.

На данной стадии происходит рассмотрение материалов проверки правоохранительными органами, определяются возможные составы преступлений и алгоритмы дальнейших действий по сбору доказательств. Стадия проведения проверки очень важна, т.к. уже на данном этапе формируется перспектива расследования уголовного дела, выявление и привлечение виновных лиц к ответственности, и от действий в т.ч. адвоката зависит не только дальнейшая судьба уголовного дела, но и сам факт его возбуждения.

Гордиев узел доследственной проверки

Некоторые предложения Уполномоченного по правам человека относительно института доследственной проверки заслуживают внимания, однако упразднение самой проверки может привести к опасным последствиям Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем.

Вот лишь некоторые из них:

1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер

Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток.

Защита прав потерпевших

В соответствии со ст. 144 УПК РФ, а также Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Следственного комитета РФ от 11 октября 2012 г. N 72, Административным регламентом МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденный приказом МВД РФ от 1 марта 2012 г. N 140, Методических рекомендаций по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной законом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном законом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Во время проверки производится ряд процессуальных действий, при которых лица, их проводившие обязаны разъяснять участникам их права, обеспечивать возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

Сроки проверки сообщения о преступлении могут быть продлены до 10 суток и 30 суток по ходатайству следователя или дознавателя в порядке, предусмотренном УПК РФ.

В случае обращения с заявлением о совершении преступления, заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении, отказ в приеме вышеназванного заявления может быть обжалован прокурору или в суд.

На основании ст. 145 УПК РФ, в соответствии с методическими рекомендациями по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В порядке, предусмотренном УПК РФ. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

Достаточно часто, при наличии оснований для возбуждения уголовного дела (речь идет о защите интересов потерпевшего) и нежелании возбуждать уголовное дело должностные лица отказывают в возбуждении уголовного дела, после обжалования этого постановления, при его отмене, – возобновляют проверку и уже без соблюдения сроков, предусмотренных законом проверяют вышеназванное сообщение.

Читайте также:  Как стать кадетом: как можно поступить в кадетскую школу мальчикам и девочкам

При обжаловании их действий – вновь выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

После обжалования этого постановления и его отмене — опять возобновляют проверку.

Такая карусель, если не принять решительных мер и не обжаловать действия надзирающего органа – может длиться бесконечно.

Примерно такая же ситуация может произойти при направлении материалов по подследственности, бывает, когда уполномоченные лица неоднократно направляют материалы туда и обратно, пока эти действия не будут решительно и мотивированно обжалованы заинтересованными лицами.

Совершенно очевидно, что доследственная проверка – важная часть досудебного производства, во время проведения которой могут быть нарушены права как потерпевших от преступления физических и юридических лиц, так и подозреваемых в совершении преступления лиц.

Для действенной защиты прав потерпевших на этой стадии без квалифицированной юридической помощи не обойтись.

Более того, часто обращение к квалифицированному адвокату сэкономит ваше время, т.к. нужное решение для защиты прав юридических и физических лиц может быть принято уже на стадии доследственной проверке, что облегчит положение лица на последующих стадиях производства по делу – досудебной и судебной.

Доследственная проверка: самое важное, что надо знать заявителю

До момента принятия решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями ст.ст.144-145 УПК РФ, сообщение о преступлении/заявление о возбуждении уголовного дела (заявление о преступлении) подлежит проверке правоохранительными органами на предмет наличия либо отсутствия признаков состава преступления. Данная стадия уголовного процесса называется доследственной проверкой и является крайне важной, т.к. с нее фактически и начинается практически любая деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению либо предупреждению преступной деятельности. Она также взаимосвязана с требованиями ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД»). Законом установлен 3-х,10-ти и 30-ти дневный срок для проверки сообщения о преступлении.

На данном этапе происходит сбор первичных материалов и документов, опрос лиц. Эти действия правоохранительных органов должны выявить совершенное преступление либо указать на отсутствие признаков преступления. Важно понимать, что несмотря на то, что материалы, документы и протоколы опроса хотя процессуально и не являются доказательствами согласно требованиям УПК, однако они впоследствии становятся неотъемлемой частью уголовного дела.

Целью проведения доследственной проверки является выявление признаков состава преступления, выявление причинно-следственных связей между действиями лица и наступившими последствиями, оценка действий конкретных лиц.

На данной стадии происходит рассмотрение материалов проверки правоохранительными органами, определяются возможные составы преступлений и алгоритмы дальнейших действий по сбору доказательств. Стадия проведения проверки очень важна, т.к. уже на данном этапе формируется перспектива расследования уголовного дела, выявление и привлечение виновных лиц к ответственности, и от действий в т.ч. адвоката зависит не только дальнейшая судьба уголовного дела, но и сам факт его возбуждения.

Достаточно подробная правовая регламентация порядка возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Она напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов, например, неприкосновенности личности и жилища, презумпцией невиновности, а с другой — с обеспечением принципа уголовного права, т.е. неотвратимостью наказания за совершенное преступление.

Успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной степени обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно органом дознания, следователем, мировым судьей (по делам своей подсудности) будут приняты решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела складывается из трех элементов:

— действий при поступлении повода к возбуждению уголовного дела;

— способа проверки наличия оснований и отсутствия противопоказаний к возбуждению уголовного дела;

— принятия и оформления решений.

Уголовно-процессуальный закон дает исчерпывающий перечень субъектов возбуждения уголовных дел. К их числу относятся дознаватель (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), органы дознания (ст. 157 УПК РФ), следователь (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), мировой судья по делам, подсудным ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).

Приведенный перечень субъектов расширительному толкованию не подлежит. Давая понятие об органах дознания, закон (ст. 40 УПК РФ) относит к ним целый ряд государственных органов и должностных лиц, полномочных возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия либо дознание, заменяющее предварительное следствие. Число таких органов и должностных лиц с годами возрастает. Так, например, в новом УПК РФ к органам дознания отнесены представители службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (п. 3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Важно подчеркнуть, что закон (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) говорит не о предоставлении этим субъектам права решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а предписывает, т.е. обязывает эти органы в каждом случае обнаружения признаков преступления возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию. Однако в новом УПК 2001 г. появилась новелла относительно того, что принять решение о возбуждении уголовного дела названные выше органы могут только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). По-видимому, это было связано с важностью акта возбуждения уголовного дела, который порождает серьезные правовые последствия для участников уголовного процесса. В настоящее время законодатель отменил необходимость получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела.

К сожалению, УПК РФ в обновленной Федеральными законами от 5, 6 июня и 24 июля 2007 г. редакции, сняв некоторые проблемы, возникавшие при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, вместе с тем заложил новые. Причем, на наш взгляд, такого характера, которые могут быть разрешены лишь посредством внесения изменений и дополнений в действующий УПК.

В чем суть проблем, возникших в связи с решением вопросов о возбуждении уголовного дела?

Концептуально укрепляя процессуальную независимость следователей и дознавателей, законодатель освободил их от необходимости получать согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Более того, теперь прокурор, оставаясь должностным лицом, на которое возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, лишен одного из эффективных средств устранения нарушений закона, каковым было предоставленное ему право при наличии соответствующих оснований возбудить уголовное дело. В соответствии со ст. 146 УПК РФ, регламентирующей общий порядок и сроки возбуждения уголовного дела, при наличии повода и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждает уголовное дело. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных… нарушений уголовного законодательства». Аналогичный вывод следует из норм, содержащихся в ст. ст. 20 и 21 УПК. На настоящий момент за прокурором сохранено лишь право давать согласие на возбуждение уголовного дела дознавателю, но только по делам частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20 УПК РФ)[49].

  • Рабочие программы
  • Документы
  • Публикации
  • Фото отчеты
  • Видео репортажи
  • СМИ о фонде
  • Благодарности
  • Объявления
  • Пожертвования

  • Законы и акты
  • Права и льготы
  • Право
  • Реабилитация
  • Здоровье
  • Питание
  • Физкультура и спорт
  • Развитие личности
  • Дом и семья
  • Работа
  • Поэзия
  • Психология
  • История казачества
  • Книги для чтения
  • Научные исследования


Похожие записи:

Добавить комментарий