Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на то что явление, затронувшее миллионы людей, имело множество исторических предпосылок, большая часть специалистов склоняется к тому, что помещики выживали и богатели на рабском труде простого люда, практически не имевшего никаких прав. КК убивали, судили без следствия, заставляли голодать, били и пр. И большая часть подобных беззаконий оставалась безнаказанной.
Чем крепостное право отличается от рабства?
Несмотря на то что КК практически утратили какие-либо права, их роль в жизни государства была весьма значительна (111 глав Соборного Уложения 1649 года было посвящено именно крестьянам).
Помещики должны были отвечать за своих КК во всех случаях, кроме совершения подчиненными разбоев, убийств и прочих злодеяний. В этих случаях их судили согласно действующему законодательству.
Кроме того, с высочайшего позволения хозяина КК могли иметь семьи, жениться/выходить замуж, заводить детей.
Отличительной чертой крепостного права является отсутствие законодательных прав на жизнь КК (сплошь и рядом это нарушалось). Кроме того, если помещик приобретал КК, он обязан был предоставить ему участок земли и предметы, которыми он бы смог ее возделывать.
Рабы законодательно принадлежали только человеку, купившему их. Раб для хозяина был идентичен вещи.
Еще одно отличие крепостного права от рабства – в голодные годы помещик должен был кормить своих КК, дабы они не погибли, а убивать крестьян было строжайше запрещено законом.
Развитие системы крепостного права
Пока не началась отмена крепостного права в России, эта система претерпела существенные изменения. Со времен древнерусского государства она выступала формой «тягла», выражавшись как общественная повинность.
Ее возникновение было связано с формированием княжеского и боярского землевладения, которое вело наступление на общинную собственность.
Во времена Московской Руси активно развивается поместное землевладение, служившее вознаграждением дворянам за военную службу. Такой участок с зависимыми крестьянами предоставлялся в условное владение (принадлежал государству). Раздача земельных участков была вызвано дефицитом денежных средств для поощрения военнослужащих.
Первое ограничение на уход крестьян от помещика закрепил Иван III в Судебнике 1497 года. Тогда было введено «правило Юрьева дня», которое позволяло покинуть землевладельца, заплатив особый налог пожилое, только две недели в году.
В конце XVI века вводятся «заповедные лета», в которые это правило отменялось, что означало полный запрет на уход от помещика.
Основные положения реформы
Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
- Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.
- Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
- Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
- Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
- За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
- Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
- Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
- Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.
Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.
Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.
«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.
Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.
Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.
Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.
Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.
Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.
Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.
ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА II
«…Мы положили в сердце Своем обет обнимать Нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, Мы усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно укреплены под властью помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренной правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь произволу. […]
Усматривали сие и приснопамятные Предшественники Наши и принимали меры к изменению на лучшие положения крестьян: но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств, или в виде опыта. […]
Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам. […]
В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно-обязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. […]
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. […] И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. […]
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
Основные положение реформы
Личные свободы. Помещичьи крестьяне получали личную свободу и наделялись гражданскими правами. 23 млн. крепостных крестьян становились свободными сельскими обывателями, получая возможность обращаться в суд, вступать в брак по собственному усмотрению и даже занимать гражданские должности.
Земля для крестьян. Помещичьи крестьяне освобождались (полевым наделом), размер которого в зависимости от региона России был разный и колебался от 3 до 12 десятин (1 десятина = 1 га). В черноземных губерниях размер надела был меньше, а нечерноземных губерниях больше. При этом если размер крестьянского участка был больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишек.
Условия выкупа надела. Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю. Размер выкупа за землю устанавливался в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который в банке должен был давать доход в 6 % годовых. 20 % выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно, а 80 % выкупной суммы давало в долгосрочный кредит государство на 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи будут отменены в результате Первой русской революции – в конце 1905 года.
Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.
19 февраля (3 марта н. ст.) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.
Долг на 100 лет вперёд
Однако, увы, согласно «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», мужик не мог распоряжаться ни единым клочком земли. Вся земля оставалась в собственности помещика. Крестьянам же отводили «полевой надел». За который по-прежнему следовало либо платить оброк, либо отрабатывать на барщине. Отказаться от этой земли и повинности мужик в течение 49 лет не имел права.
Тут начинается любопытная арифметика. Настоящая рыночная стоимость земли, которую должны были выкупить крестьяне, составляла 544 млн руб. Государственная комиссия оценивает её в 897 млн руб. Почему? Да просто так — после консультации с наиболее крупными помещиками-землевладельцами.
Историки, жившие в эпоху Александра II и изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения указанных законов. Как указывал М. Н. Покровский, вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении абсолютно ничего не изменилось или даже ухудшилось: в частности, пороть крестьян помещики стали ещё больше. «Быть от царя объявленным свободным человеком, — писал историк, — и в то же время продолжать ходить на барщину или платить оброк: это было вопиющее противоречие, бросавшееся в глаза. „Обязанные“ крестьяне твёрдо верили, что эта воля — не настоящая…». Такого же мнения придерживался, например, историк Н. А. Рожков — один из наиболее авторитетных специалистов по аграрному вопросу дореволюционной России, а также ряд других авторов, писавших о крестьянском вопросе.
Существует мнение, что законы 19 февраля 1861 г., означавшие юридическую отмену крепостного права (в юридических терминах второй половины XIX в.) не являлись его отменой как социально-экономического института (хотя и создали условия для того, чтобы это случилось в течение последующих десятилетий). Крепостное право в России возникло в конце XVI — начале XVII вв. как запрет на уход крестьян с обрабатываемого ими участка, и сам термин (крепостное право) появился позднее, чем данный запрет, который в течение нескольких десятилетий существовал как некая временная мера, принятая ввиду чрезвычайных обстоятельств (Смута 1598—1613 гг., экономический кризис, разруха и т. д.). Лишь в течение первой половины XVII в. (окончательно — в Уложении 1649 г.) крепостное право было зафиксировано юридически как постоянное прикрепление крестьян к земле. Но возникновение крепостного права однозначно датируется историками не с момента его полного юридического оформления, а с момента фактического возникновения (конец XVI — начало XVII вв.). Соответственно, и после реформы 1861 г., вплоть до 1906 г., несмотря на юридическую отмену крепостного права, сохранялся фактический запрет на уход «обязанных» и «выкупных» крестьян со своего участка земли, что указывает на сохранение крепостного права как социально-экономического института. Ранее в истории исчезновение данного института также не происходило в один день, например, в Западной Европе оно растянулось на 2-3 столетия (XI—XIV вв.).
Что касается конкретных условий выкупа земли, то по данным Н.Рожкова и Д.Блюма, в нечерноземной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала даже в 5-6 раз. Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 г., включала не только выкуп земли, но и выкуп самого крестьянина с семьёй — подобно тому, как ранее крепостные могли выкупить вольную у помещика за деньги по договоренности с последним. Таким образом, условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя.
Крепостное право, как в России, было и в Западной Европе
Это верно только в отдельных случаях. Русское крепостное право можно сблизить с французским серважем, но он окончательно исчез в середине 14 века. В Англии аналога крепостничества не было вообще. В государствах Германии и в Австрии феодальная зависимость крестьян была отменена в конце 18 – первой половине 19 вв. Но и там никогда не было такого, чтобы помещики могли продавать и покупать крестьян.
Заблуждение, будто аналоги русского крепостничества продержались в Западной Европе до эпохи Великой французской революции и наполеоновских войн, основано на непонимании того, что не всякая феодальная зависимость есть крепостное право. Последнее – крайняя, самая тяжёлая форма такой зависимости. Она была присуща, кроме России, ещё только Польше и Венгрии.
Предпосылки крестьянской реформы
Одна из них это обострение социально-экономических противоречий в обществе, связанных с разложением крепостнического строя. Но главной из причин, заставивших помещиков и Александра II пойти на отмену крепостного права, было нарастание числа крестьянских бунтов и восстаний. Так за первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 – 1860 гг.) – 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы. Кроме этого недовольство крестьян существующими порядками часто выплёскивалось в единичные случаи убийства помещиков и управляющих помещичьими имениями, а также в преднамеренное плохое выполнение барщинных работ, задержка в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей, лесные порубки.
«Крестьянский вопрос» всегда был больной темой для российского самодержавия, но во времена царствования Николая I стал особо острым. Для его решения тогда было создано 9 секретных комитетов, однако они не дали приемлемого результата. Только поражение в крымской войне 1853-1856 гг. показало главную причину экономической и военно-политической отсталости страны – т.е. крепостное право. Крепостная Россия оказалась не в состоянии соперничать с коалицией, более экономически развитых и технически лучше оснащённых европейских стран. Экономика страны оказалась в глубочайшем кризисе, который был вызван громадными расходами на войну, а также частыми рекрутскими наборами, реквизицией скота и фуража, ростом денежных и натуральных повинностей.
Кроме того, в первый же год царствования Александр II стал получать «записки» и письма с критикой существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Эти «записки» и письма распространялись во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. Широкую известность получили критическая записка П.А. Валуева «Дума русского» (1855 г) и серия политических писем М.П. Погодина (1854-1856 гг.).
Так исподволь перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выхода из тяжёлого финансового кризиса, разрешение острых социальных проблем, сохранение положения России в ранге великих держав. А решение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права.
Помещичьи проекты реформы
В стремлении проведения крестьянской реформы Александра II поддерживала либерально настроенная часть помещиков, хозяйства которых были сильнее других втянуты в рыночные отношения.
Наиболее полно интересы помещиков нечернозёмных губерний отражал проект тверского губернского предводителя дворянства А.М. Унковского, который предлагал освободить крестьян с землёй «без переходного состояния», т.е. сразу, но с «вознаграждением» помещиков за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп надельной земли возлагался на самих крестьян, а выкуп личности крестьянина — «на все сословия».
Этот проект отражал стремление помещиков Нечерноземья к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и к получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах. Этот проект был отражён в адресе, поданном 16 октября 1859 года Александру II представителями тверского, ярославского и харьковского дворянства – А.М. Унковским, Д.В. Васильевым, П.Н. Дубровиным, Д.А. Хрущёвым и Д.А. Шретером.
В конечном итоге все проекты объединяло стремление помещиков сохранить свои землевладения и самодержавную монархию, а также создать условия для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства, но главная цель, это предотвратить «пугачёвщину» в стране.
Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. 28 декабря 1881 года было издано «Положение», предусматривавшее перевод остававшихся ещё на временно-обязанном положении крестьян на обязательный выкуп начиная с 18 января 1883 года. К 1881 году временно-обязанных крестьян оставалось всего 15%. Перевод их на выкуп был завершён к 1895 году. Было заключено в общей сложности 124 тыс. выкупных сделок.
Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупной операции. Для этого в 1861 году было учреждено при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важных социальных и экономических задач. Выкуп оказался выгодной для государства операцией.
Как крепостное право мешало стране
Крепостное право тормозило развитие экономики.
Именно из-за крепостного права население по территории страны распределялось неравномерно. Так, в 1863 году Центрально-Черноземный, Средневолжский и Малороссийский районы, занимавшие в сумме 12,8% территории Европейской России, сконцентрировали 31,0% ее населения, что стало важной причиной аграрного перенаселения. В то же время в Южном степном и Юго-Восточном районах, занимавших 23,6% площади Европейской России, проживало лишь 16,6% ее населения.
Крепостное право препятствовало развитию городов. Урбанизация России шла крайне медленными темпами — горожане и жители пригородов составляли 9,1% населения в 1825 году и 9,0% — в 1856 году.
Крепостное право прямо препятствовало созданию в России рынка свободной рабочей силы. Нельзя сказать, что промышленность не развивалась, однако в сравнении с темпами промышленного роста Запада это было топтание на месте. Если в конце XVIII века на Россию приходилось порядка трети мировой выплавки чугуна, то к 1860 году — не более 4%. За 1830-1862 годы выплавка чугуна в России выросла в 1,8 раза, во Франции — в четыре раза, в США — в 4,9 раза, а в Англии — в 5,6 раза и т. д.
РОССИЯ ОСТАЛАСЬ ЕДИНСТВЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ СТРАНОЙ, В КОТОРОЙ СОХРАНИЛОСЬ РАБОВЛАДЕНИЕ. И ЧАСТИ ЭЛИТЫ БЫЛО ЗА ЭТО СТЫДНО
Основанная на крепостном принудительном труде промышленность не имела серьезных стимулов к развитию. Дешевизна ручного труда делала ненужным внедрение новых технологий, рост производительности труда и появление новых отраслей, то есть прямо стояла на пути научно-технического прогресса.
Крепостное право не позволяло населению страны реализовать свой личностный потенциал — как сказали бы сейчас, ограничивало социальную мобильность. Как известно, родоначальниками многих выдающихся фамилий текстильных фабрикантов — Морозовых, Коноваловых, Разореновых и других — были выходцы из крепостных крестьян. Первым в 1795 году выкупился на свободу крепостной графов Шереметевых фабрикант Ефим Иванович Грачев — за громадную сумму 135 тысяч рублей. Считая оброк того времени за пять рублей с ревизской души — это оброк с 27 тысяч крестьян. В сравнении с этим сумма выкупа на свободу Саввы Морозова, крепостного Николая Рюмина, — 17 тысяч рублей — две достойные годовые генеральские зарплаты — сравнительно скромна. Легко представить, сколько несостоявшихся капиталистов имелось среди десятков миллионов российских крестьян.
К отмене крепостного права императора Александра II подтолкнуло множество причин — и не в последнюю очередь то, что среди части российской элиты владеть рабами стало считаться просто стыдным. Но катализатором реформы считается военное поражение. Крымская война (1853-1856) ясно продемонстрировала масштабы технического отставания России от передовых стран Запада, которые воевали на стороне Турции. Русские парусные корабли не могли конкурировать с английскими и французскими пароходами, в некоторых сражениях союзники просто расстреливали из дальнобойных нарезных штуцеров русскую пехоту с ее устаревшими гладкоствольными ружьями; от Балаклавы до Севастополя англичане проложили железную дорогу и т.д.
Выяснилось, что государству нужны новые пушки, новые снаряды и патроны, качественный порох, нарезные винтовки, современный флот, десятки тысяч верст рельсовых путей и многое другое. Чтобы получить все это и вернуть себе статус мировой державы, стране нужно было переходить от аграрного общества к индустриальному, то есть ей нужна была модернизация.
Как разводили крестьян с помещиками
Александр II подписал Положение об освобождении помещичьих крестьян 19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего вступления на престол.
Крестьяне объявлялись лично свободными. Их больше нельзя было продавать, переселять, делать дворовыми. Они приобретали гражданские права — свободно вступать в брак, заключать сделки, судиться, владеть имуществом, становиться фабрикантами и торговцами, поступать в средние и высшие учебные заведения, переходить в другие сословия. Однако реализация многих из этих прав ставилась в зависимость от решения общины.
Крестьян освободили с землей, которую они обрабатывали, но за нее нужно было заплатить. Выбор был такой: либо, как раньше, платить за пользование землей оброк и отрабатывать барщину, либо воспользоваться государственным кредитом и выкупить надел. Поэтому с момента обнародования манифеста крестьяне назывались «временнообязанными»: временно — то есть до заключения выкупной сделки, обязанными — владельцу земли.
Правительство исходило из того, что помещик не должен потерять в доходах: за землю он должен получить капитал, проценты с которого будут примерно равны старому крестьянскому оброку. Схема была такая. Для оценки выкупаемого надела оброк капитализировался из 6% — иначе говоря, земля оценивалась в 16,6 годового оброка. Государство оформляло крестьянину в кредит до 80% этой суммы на 49,5 года, крестьянин возвращал долг по 6% в год. Никаких денег на руки крестьянин не получал, государство платило за землю напрямую помещику, причем не деньгами, а ценными бумагами с доходностью 5% годовых. Разница между ставками — 1% — шла на погашение основного долга крестьянина и на расходы по ведению дела. После выкупа крестьянин должен был стать собственником своей земли.
ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ НАПОМИНАЛА НЫНЕШНЮЮ ИПОТЕКУ. КРЕДИТОРОМ ВЫСТУПАЛО ГОСУДАРСТВО, ЗАЕМЩИКОМ — КРЕСТЬЯНИН, А ДЕНЬГИ ПОЛУЧАЛ ПОМЕЩИК
Выкуп мог быть добровольным — если крестьяне договаривались с помещиком, и принудительным — по требованию помещика (в последнем случае он получал только плату от государства, крестьяне не доплачивали).
В целом эта схема сработала: уже к 1877 году на выкуп перешли 78% крестьян, при этом в двух случаях из трех он состоялся по требованию помещиков. Крестьяне платили выкупные платежи вплоть до 1906 года, когда, столкнувшись с первой русской революцией, государство простило им и оставшиеся платежи, и накопившиеся по ним недоимки.
В учебниках истории к крестьянской реформе выдвигаются два типа претензий: земли крестьянам дали слишком мало и взяли за нее слишком дорого. Но исследования показывают, что эти претензии несостоятельны.
Чтобы довести размер выкупного надела до нормативного (установленного для каждой местности отдельно), государство практиковало «отрезки» и «прирезки». Критики реформы всегда напирали на эти «отрезки», которые у помещичьих крестьян составили 18%. Но если не учитывать «дарственников» (четверть высшего надела можно было получить бесплатно, и 640 тысяч человек этим воспользовались) отрезки равнялась уже 12-13%. Удельные крестьяне потеряли всего 1,7% земли, а государственные сохранили свои наделы полностью. В общем, главная масса крестьянства удержала за собой ту землю, которой она пользовалась в крепостное время. Помещичьи крестьяне получили по 3,4 десятины, удельные — 4,9 десятины, государственные — 5,7 десятины на душу мужского пола (одна десятина — 1,09 гектара). Эти наделы безусловно обеспечивали прожиточный минимум.
Что касается дороговизны, то ответ на него зависит от того, как считать: цена выкупа действительно была выше рыночной в 1861 году, но к 1907 году земля подорожала всемеро, а с учетом инфляции — более чем вчетверо.
Помещики, в свою очередь, не без оснований считали, что с ними обошлись несправедливо. Во-первых, государство заставило продать их свою личную собственность, а во-вторых, при расплате за землю оно вычло долги, которые они наделали в казенных банках под залог имений и крепостных. В итоге помещики получили на руки лишь около трети выкупной суммы. Да и ту не деньгами, а ценными бумагами, которыми не все сумели разумно распорядиться.
Понимание того, что крепостное право резко негативно сказывается на развитии России, стало проникать в высшие эшелоны власти за 60 лет до эпохи Великих реформ. Александр I (1801-1825) взошел на престол, вооруженный программой реформ и окруженный талантливыми единомышленниками.
В 1801 году правительство разрешило помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю поодиночке или деревнями с выделением земли за выкуп. Впервые указом «о вольных хлебопашцах» был предложен механизм освобождения крепостных. «Добрая воля» помещиков распространилась лишь на ничтожно малую часть крестьян. В дальнейшем правительство Александра I прекратило раздачу деревень из казны в частные руки и ввело особые «Положения» для крестьян Прибалтики: они получили гражданские права.
Для правового обеспечения реформы было издано 17 актов. Первый из них, обязательный для всей Российской империи, – «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Затем были приняты положения о поземельном устройстве крестьян Украины, Белоруссии и Великороссии, а также о специальных группах крестьян, как то: приписанных к заводам, малоимущим и т.д.
Освобождение шло по двум путям, выбор которых зависел от воли помещика. Первый путь – временная обязанность – означал, что за аренду земли крестьяне продолжают нести повинности, но в течение двух лет помещик должен окончательно определить форму отношений с крестьянством: либо барщина, либо чистый оброк, либо совмещение отработок и выплат. Второй путь – выкуп, помещик получал всю сумму за землю. В связи с этим возникала задолженность крестьян, которую на 80% погашалась государством. Так, крестьяне становились должниками как помещика, так и государства.