Пенсия по потере кормильца в 2023 году: размер, кому назначают и как оформить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия по потере кормильца в 2023 году: размер, кому назначают и как оформить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Дополнительные выплаты и льготы по потере кормильца кроме пенсии

Система социального обеспечения предполагает сопутствующие преимущества для потерявших кормильцев граждан. Льготы зависят от того, к какой категории относится конкретный получатель пенсии.

Полным сиротам доступны следующие привилегии:

  • Квоты на бюджетные места для обучения.
  • Средства на приобретение одежды и обуви.
  • Оплата питания во время учебы.
  • Льготы на лечение.
  • Заработная плата на прохождение практики.
  • Бесплатный отдых в оздоровительных лагерях.

Вместе с детским пособием на время учебы бесплатно предоставляются:

  • Проездные по городу.
  • Экскурсии.
  • Школьные обеды.
  • Учебники.
  • Лекарства (до 3 лет).
  • Молочные продукты (до 2 лет).

Опекун или получатель пенсии должен самостоятельно ознакомиться со списком доступных льгот. Сотрудники ПФР в лучшем случае предоставят информационный буклет и не будут разъяснять условия получения дополнительных привилегий.

Обратите внимание! Некоторые льготы применяются исключительно на региональном уровне. В частности, муниципальные органы выпускают специальные карты для начисления бонусов и скидок.

Подводя итог, нашему исследованию в рамках курсовой работы на тему пенсия по потере кормильца следует отметить, что поставленные цели и задачи были выполнены, раскрыты в главах и параграфах нашего исследования.

Нами было установлено, что однозначного понятия пенсии по потере кормильца, закрепленного в теоретической литературе и в законодательстве нет, оно складывается исходя из существующих принятых законов о пенсиях. Но несмотря на это, суть данного понятия состоит в том, что пенсия по потере кормильца это ежемесячная денежная выплата, которая назначается государством в случае гибели или смерти кормильца семьи, приносящего основной доход в семью, будь то это мама или папа.

Кроме того, пенсия по потере кормильца рассматривается как вид социального пенсионного обеспечения и поддержки государством несовершеннолетних граждан – детей и именно для этой категории лиц законодатель устанавливает существенные особенности правового регулирования, исходя из законных интересов и только в интересах детей, как наиболее социально незащищенных членов нашего общества.

Нами было установлено и описано, что выделяется три вида пенсии по потере кормильца и этот вид зависит от правового статуса кормильца в первую очередь. Например, военнослужащий или госслужащий в этом случае назначается государственная пенсия по потере кормильца и т.п.

Правовое регулирование пенсии по потере кормильца определяется в первую очередь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами в области пенсионного обеспечения, как граждан, так и специальных категорий граждан, военных, космонавтов и других. На наш взгляд законодательная база в области пенсии по потере кормильца достаточно обширная и хорошо проработанная. Однако имеются спорные моменты, без которых не обойтись конечно, например, как в области определения понятия кормилец.

Мы считаем, что несмотря на то, что государство оказывает поддержку, социальную помощь, данные выплаты имеют все-таки не постоянный характер, носят ограничение во времени с наступлением определенных условий, то есть достижение возраста, окончание очной формы обучения и т.п. с наступлением которых выплаты соответственно прекращаются. И все-таки если рассматривать моральную сторону, несмотря на то, что государство оказывает поддержку, утрату близких людей государство заменить не сможет ничем.

Можно также отметить, некоторые негативные моменты, связанные с оформлением пенсии по потере кормильца, которые может и не совсем носят негативный характер, но тем не менее они имеются. Так, например, чтобы получить данную пенсию по потере кормильца необходимо собрать определённый пакет документов, соответствовать определенным условиям чтобы ее назначили, то есть все это можно назвать бумажной волокитой, которую испытывает человек, который потерял близкого человека и со стороны моральной составляющей ему если можно так сказать, не совсем до сбора документов, но собрать документы это одно, другое дело подать их в соответствующие органы, здесь возникают трудности в многочасовых очередях, которые отнимают очень много времени и эта наверное главная проблема при оформлении документов.

Несмотря на это, государство в области пенсионного обеспечения граждан, потерявших кормильца предпринимает все необходимые меры для того, чтобы лица, оказавшиеся в трудной ситуации, потеряв поддержку и заботу близкого человека, чувствовали заботу и поддержку своего государства.

Перечень лиц, обладающих правом получать социальную пенсию по случаю потери кормильца

Нетрудоспособным гражданам, потерявшим единственного кормильца, назначается фиксированная денежная выплата. К такой категории населения относятся:

  1. дети, которые не достигли 18-ти летия и потеряли одного или обоих родителей;
  2. дети (возраст которых превысил 18 лет), обучающиеся в образовательных учреждениях по ФГОС и потерявшие родителя(ей). Перечисления пособия будут осуществляться до окончания обучения, но без возрастного превышения — 23 лет.
  3. дети, у которых умерла мать-одиночка;
  4. супруги и родители, имеющие инвалидность (согласно медицинской экспертизе) и достигшие 55-ти летия (женщины) и 60-ти летия (мужчины).
  5. ближайшие родственники (братья/сестры/внуки), возраст которых младше 18 лет, не имеющие родителей, которые могли бы их обеспечивать или же являющиеся инвалидами с детства.
  6. бабушки/дедушки, не имеющие иных доходов;

Сроки назначения пенсии по потере кормильца

При получении заявления о назначении социальной пенсии с прилагающимися документами сотрудниками ПФР в течение 10 рабочих дней рассматривается документ (регистрируется, изучается, проверяется на достоверность, принимается решение).

Датой назначения социальной пенсии считается первое число следующего месяца с момента обращения гражданина (или штемпельной отметки, в случае направления посредством почты).

Перечисления социального пособия прекращаются:

  1. при достижении 23 лет в случае продолжения обучения;
  2. при достижении 18-ти лет без последующего поступления и продолжения обучения;
  3. при заключении трудового договора.

Такая пенсия определяется для каждого иждивенца в отдельности. Расчет ее величины производят по следующей формуле:

где А – это величина страховых пенсионных выплат по утрате кормильца.

B – индивидуальный пенсионный коэффициент. Он напрямую определяет размер будущей пенсии и состоит из определенных единиц – пенсионных баллов. Пенсионер для получения выплаты должен набрать 16,2 балла (коэффициента). Например, при средней зарплате в 20 000 рублей пенсионный балл за год составит 3,38. Соответственно, минимальный страховой стаж при таком заработке составит порядка 5 лет работы.

C – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на момент оформления данной пенсии. На 2019 год сумма составляет 87, 24 рубля.

D – фиксированное дополнение к страховой части пенсии. На 2019 год установлен размер в 5334 рубля 19 копеек.

Для примера рассчитаем пенсию умершего кормильца, имевшего зарплату 25 000 и стаж 10 лет. При данном заработке количество баллов за год – 2,61. Индивидуальный пенсионный коэффициент за 10 лет – 26,1. Таким образом, размер будущей пенсии будет выглядеть так: (26,1×87,24)+5334,19=7611, 15.

Дополнительные сведения

Кроме того, подобная возможность поддерживается посредством принудительной государственной силы. Так, абсолютно каждому гражданину, являющемуся носителем юридического права субъективной природы на определенную разновидность социальной поддержки, со стороны государства предоставляются гарантии реализации данного права через принудительное обеспечение в соответствующих ситуациях исполнения обязанности юридической направленности по его предъявлению органам власти. Именно поэтому пенсионные правоотношения предполагают недопущение отказа в плане удовлетворения права на тот или иной вид пенсии по причине отсутствия, к примеру, в распорядительной документации соответствующего исполнительного органа, который обязан предоставить материальную поддержку, денежных средств. Важно дополнить, что подобный отказ так или иначе приведет к принятию принудительных мер в целях исполнения данным органом возложенных на него обязанностей.

Возникновение пенсионной правоспособности и дееспособности

Целесообразным будет рассмотреть вопрос о возникновении пенсионной правоспособности и дееспособности в отношении гражданина. Кроме того, важно узнать, каким образом она отличается непосредственно от гражданской.

В процессе определения видового назначения правоспособности лиц в качестве потенциальных участников правоотношений по пенсионному обеспечению основополагающим фактом является то, каким образом предоставлено соответствующее право: как сотрудникам определенной организации, учитывая их трудовую деятельность, или же как общественным деятелям, невзирая на их трудовой стаж. Так, в первом случае индивидам предоставляется трудовая пенсия, а во втором – социальная. При выплате трудовой пенсии обязательной предпосылкой для участия в соответствующих правоотношениях служит специальная правосубъектность в качестве неразрывного единства данной правоспособности, носящей пенсионный характер, и аналогичной дееспособности, которые абсолютно точно совпадают с правосубъектностью трудовой природы в отношении времени их появления, то есть с пятнадцати лет (для учащихся же – с четырнадцати), но при обязательном условии осуществления такого рода трудовой деятельности, по причине которой индивид подлежал процедуре обязательного социального страхования.

Дополнительные сведения

Кроме того, подобная возможность поддерживается посредством принудительной государственной силы. Так, абсолютно каждому гражданину, являющемуся носителем юридического права субъективной природы на определенную разновидность социальной поддержки, со стороны государства предоставляются гарантии реализации данного права через принудительное обеспечение в соответствующих ситуациях исполнения обязанности юридической направленности по его предъявлению органам власти. Именно поэтому пенсионные правоотношения предполагают недопущение отказа в плане удовлетворения права на тот или иной вид пенсии по причине отсутствия, к примеру, в распорядительной документации соответствующего исполнительного органа, который обязан предоставить материальную поддержку, денежных средств. Важно дополнить, что подобный отказ так или иначе приведет к принятию принудительных мер в целях исполнения данным органом возложенных на него обязанностей.

Особенности правоотношений по получению социальных пенсий

Последние несколько лет в ходе реформирования пенсионной системы Российской Федерации, как у молодых граждан, так и у людей в возрасте с уст не сходит понятие «страховой пенсии». Но многие забывают, что право на такую выплату есть не у всех.

В случае отсутствия права на иной вид государственной поддержки назначается социальное пенсионное обеспечение. Оно представляет собой ежемесячные денежные выплаты, с целью обеспечения социально незащищенных слоев населения, при отсутствии у них иных источников дохода[17].

Выделяют 3 вида пенсионного обеспечения:

По старости. Право на нее имеют лица, достигшие определенного возраста, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и лицами без гражданства. Также право на такую выплату имеют граждане из числа малочисленных народов Севера.

По случаю потери кормильца. Такая выплата положена несовершеннолетним детям, потерявшим как одного, так и обоих родителей.

По инвалидности. Положена инвалидам 1, 2 и 3 группы, а также детям-инвалидам.

Можно ли одновременно получать страховую и социальную пенсию по потере кормильца?

Да, можно. Такое право установлено для некоторых категорий пенсионеров (выдержка из Статьи 3 Закона N 166):

  1. родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
  2. вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
  3. гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона N 166. К ним относятся нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения). Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
  4. членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Читайте также:  Общероссийский классификатор занятий 2023 для сзв-тд

Возникновение пенсионной правоспособности и дееспособности

Целесообразным будет рассмотреть вопрос о возникновении пенсионной правоспособности и дееспособности в отношении гражданина. Кроме того, важно узнать, каким образом она отличается непосредственно от гражданской.

В процессе определения видового назначения правоспособности лиц в качестве потенциальных участников правоотношений по пенсионному обеспечению основополагающим фактом является то, каким образом предоставлено соответствующее право: как сотрудникам определенной организации, учитывая их трудовую деятельность, или же как общественным деятелям, невзирая на их трудовой стаж. Так, в первом случае индивидам предоставляется трудовая пенсия, а во втором – социальная. При выплате трудовой пенсии обязательной предпосылкой для участия в соответствующих правоотношениях служит специальная правосубъектность в качестве неразрывного единства данной правоспособности, носящей пенсионный характер, и аналогичной дееспособности, которые абсолютно точно совпадают с правосубъектностью трудовой природы в отношении времени их появления, то есть с пятнадцати лет (для учащихся же – с четырнадцати), но при обязательном условии осуществления такого рода трудовой деятельности, по причине которой индивид подлежал процедуре обязательного социального страхования.

Пенсионное правоотношение

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основе решения комиссии по назначению пенсии, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимоти от видов пенсии различают и виды правоотношений: 1)по старости; 2)за выслугу лет; 3)по инвалидности; 4)по случаю потери кормильца; 5)по поводу социальной пенсии. Все эти виды правоотношений определяются основным юридически фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении, — правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии (позиция А.Д.Зайкина и В.А.Тарасовой).

В.С.Андреев полагает, что «назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Мы считаем, что он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение только устанавливает наличие у гражданина или семьи этого права и назначает пенсию.

Выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина или семьи такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позже, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет права одновременно по двум или трем видам пенсий. В пенсионное правоотношение он может вступить только по одному виду пенсии по его выбору.

Юридическая обязанность— это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

специальная пенсионная правосубъектностьвключает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Читайте также:  Сколько можно стоять на учете на бирже труда и получать пособие?

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

Что такое пенсия по потере кормильца

В понятие пенсия по потере кормильца входит много нюансов, только пенсий несколько видов (страховая, социальная, военная), поэтому для начала разберёмся в основных терминах.

Кормильцем по закону считается трудоспособный член семьи, который обеспечивает своих родственников.

Иждивенцами считаются родственники умершего, которым необходимо материальное обеспечение по закону: либо за счёт страховой пенсии умершего, либо за счёт государственных средств. К иждивенцам относятся нетрудоспособные родители умершего (пенсионеры и инвалиды), дети до 18 лет, неработающие супруг или супруга.

В зависимости от того работал кормилец или нет, был ли он военным или гражданским, будет назначена соответствующая пенсия его родственникам. Пенсия является государственной поддержкой, её задача помочь оставшимся без кормильца родственникам.

Виды пенсий по потере кормильца

Всего можно выделить 3 вида:

  1. Страховая. Выдаётся ПФР. Отличается тем, что делится на две части. Первая – фиксированная и выдаётся независимо от стажа работы умершего. Вторая зависит от суммы баллов, которая растёт по мере увеличения отработанных кормильцем лет. Если она есть, то заменяет собой социальную.
  2. Социальная. Выплачивается государством и является основой для определения суммы гражданской и военной пенсии.
  3. Государственная. Государство помогает семьям погибших космонавтов и жертв Чернобыльской аварии. Первым она выплачивает часть заработка кормильца, а во втором – определённый процент от социальной пенсии. Сюда же входит и военная пенсия — гос.органы обеспечивают семьи военнослужащих и сотрудников МВД, чья смерть связана с исполнением воинского долга.


Похожие записи:

Добавить комментарий