Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как реально получить деньги, если вам должен ГУП (МУП)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с тем, что муниципальное унитарное предприятие (МУП) является продуктом, созданным администрацией, без прав на имущество, закрытие муниципальных предприятий отличается от других форм. Руководитель МУП, назначенный собственником-учредителем, самостоятельно решает все вопросы по поводу ведения хозяйственной деятельности, кроме отчуждения имущества. Он ведет работы самостоятельно, но с регулярной отчетностью перед учредителем. В тоже время, учредители муниципального унитарного предприятия не являются его участниками. Это играет определенную роль в успешности жизнедеятельности унитарного органа, отвечающего за свои долги имуществом учредителя. В том случае, когда имущества не хватает для расчетов с кредиторами, собственник несет субсидиарную ответственность. Он же, чаще всего, направляет в суд заявление о запуске процедуры закрытия унитарного предприятия. Кроме этого, заявление может исходить от кредиторов или фискальных органов. Решение финансовых вопросов за счет банкротства запрещено религиозным организациям, государственным предприятиям, общественным союзам.
Причины банкротства муниципального предприятия
Основной причиной закрытия муниципальной организации является ее финансовая несостоятельность — неспособность удовлетворить требования всех кредиторов в полной мере. В число кредиторов входят рабочие предприятия, которым не выплачивают зарплату. Наряду с финансовой несостоятельностью перед рабочими, поставщиками сырья, материалов, МУП перестает платить налоги и другие обязательные платежи. Банкротство МУП зависит от внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов относят:
- влияние мирового экономического кризиса;
- действующую государственную политику с колебаниями валюты, инфляцией, неполной занятостью населения, низкой покупательной способностью и другими тенденциями;
- природные, климатические, форс-мажорные обстоятельства.
- Внутренние факторы связаны с неэффективным руководством компанией. Сюда можно отнести:
- физический и моральный износ основных средств;
- низкий уровень модернизации оборудования и производственных процессов;
- неграмотное руководство предприятием;
- частые аварийные ремонты;
- повышение цен на сырье, материалы, оборотные средства;
- «тормозящие» факторы действия или бездействия со стороны учредителя;
- сотрудничество с другими компаниями;
- смена руководителя.
Порядок преобразований
Основное нововведение – запрет на образование новых МУП или ГУП. При этом продолжат свою деятельность предприятия в сферах:
- обороны и госбезопасности;
- естественной монополии государства;
- жизнеобеспечения в районах Крайнего Севера;
- культуры и искусства;
- обращения с радиоактивными отходами.
У губернаторов также будет право сохранять мупы, если они жизненно необходимы для региона. При этом каждое подобное решение должно быть подтверждено фактическими доказательствами незаменимости предприятия.
Основную цель реформы указал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский. По его словам, правительство пытается через ликвидацию МУП сократить степень своего влияния на экономику и стимулировать развитие бизнеса, что и определяет первые шаги реформы, которые должны завершиться до 2021 года:
- Провести полную инвентаризацию имущества. Во многих предприятиях такой учет не ведется в принципе.
- Подготовить бухгалтерскую документацию. После проведения аудита будет собрана более точная статистика и определен бухбаланс.
- Подготовиться к преобразованию в акционерные общества.
По итогам к 2025 году большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. Они потеряют часть господдержки и будут вынуждены работать в соответствии с требованиями рыночной экономики и под более тщательным контролем.
Особенности реорганизации и ликвидации УП
Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.
Реорганизация
Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.
Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.
Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.
Ликвидация
Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.
Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.
Порядок процедуры банкротства
Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.
Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.
Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.
По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.
Ликвидация государственных и муниципальных предприятий
Ликвидация государственных и муниципальных предприятий – это прекращение деятельности государственных и муниципальных предприятий в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством.
Основанием для ликвидации государственного и муниципального предприятия является решение его собственника. Также государственное или муниципальное предприятие может быть ликвидировано в соответствии с решением суда.
При проведении процедуры ликвидации назначается ликвидационная комиссия собственником имущество государственного или муниципального предприятия. Эта комиссия получает полномочия по управлению государственным или муниципальным предприятием. Она же представляет государственное и муниципальное предприятие в судебных органах.
Если в процессе осуществления процедуры ликвидации государственного или муниципального предприятия ликвидационной комиссией устанавливается его неспособность к удовлетворению обязательств перед кредиторами в полной мере, руководство государственного или муниципального предприятия, а также ликвидационная комиссия обязаны обратиться с заявлением в Арбитражный суд Российской Федерации относительно признания данного предприятия банкротом.
Основу осуществления ликвидации государственного или муниципального предприятия составляет Гражданский кодекс России, Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также другие нормативно-правовые акты.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
- Процессы создания, реорганизации и ликвидации МУП регулируются Гражданским кодексом (ст. ст. 65.1, 113-114) и специальным законом.
Он так и называется «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ. Последние изменения в него были внесены в него в июле 2015 года.
- Общие вопросы, касающиеся признания унитарного предприятия банкротом, также регулируются гражданским законодательством. В ст. 65 Гражданского кодекса указано, что по решению суда юридическое лицо может быть признано банкротом.
Исключениями являются такие унитарные организации, как казенное предприятие и учреждение. ГУП и МУП к исключениям не относятся и могут быть признаны банкротами на общих основаниях.
- Все аспекты признания предприятия несостоятельным и проведения процедур банкротства содержатся в законе от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон).
Закон, в его побледней редакции от 13.07.2015 года, не устанавливает каких-либо особенностей банкротства МУП. Если только это предприятие не относится к разряду градообразующих (ст. 169 Закона).
Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия
К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:
- наблюдение;
- санация;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- заключение мирового соглашения.
Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.
Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).
Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.
Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.
Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).
Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих (ст. 20-26 Закона).
В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- заключении мирового соглашения;
- введении следующей процедуры — конкурсного производства.
С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.
Основания для принудительной ликвидации
- Если заявление о признании себя банкротом подает само предприятие-должник, речь идет о плановом банкротстве. Это право предоставляется ему законом.
При возникновении обстоятельств, указывающих на наступление несостоятельности, МУП как и любое юридическое лицо может им воспользоваться. С соблюдением надлежащего порядка принятия решения.
- Если же заявление о введении в отношении МУП процедуры банкротства исходит от его кредиторов, работников, или как в случае банкротства управляющей компании ЖКХ от потребителей коммунальных услуг, то это уже принудительная ликвидация. Ее порядок такой же, как и при плановом банкротстве.
Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:
- кредиторами — по денежным обязательствам;
- работниками, в том числе бывшими — по выплате заработной платы и выходным пособиям;
- государством — по обязательным платежам (налогам и сборам).
Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего.
Банкротство юридических лиц: признаки, стадии, последствия
В отличие от уставного капитала хозяйственных обществ, уставный фонд не делится на доли, вклады или акции (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Его размер, порядок и источники формирования должны быть указаны в уставе унитарного предприятия (п. 4 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях).
Мир бизнеса подчас жесток и беспощаден. Особенно к тем, кто не имеет ни опыта, ни предпринимательской жилки или везения (что, конечно, весьма условно). Чтобы держаться на плаву, нужно быть гибким, внимательным к рынку, готовым к риску, но в то же время понимать, когда остановиться.
Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.
Правительство России по мотивированному преставлению главы региона получит право решать вопрос создания или сохранения унитарного предприятия, в случае если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы жизнедеятельности региона.
Конвисарева, Л. П. Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий / Л. П. Конвисарева, Е. Р. Тумбасова, П. Д.
Общая сумма долгов устанавливается на дату обращения в суд. Если после приема заявления возникнут дополнительные требования к должнику, их сумма будет определена на дату начала первой процедуры банкротства – наблюдения (далее мы к этому еще вернемся).
По сути четыре из пяти указанных процедур являются реабилитационными, то есть направленными на восстановление платежеспособности и сохранения предприятия. Только конкурсное производство является ликвидационной процедурой.
Государственные и муниципальные предприятия лишены возможности осуществления целого ряда операций с имуществом предприятия без наличия согласия его собственника. Государственные и муниципальные предприятия не могут передавать имущество предприятия в залог, осуществлять его продажу, внесение в уставный капитал других организаций.
Что касается условий для инициирования неплатежеспособности, они стандартны:
- отсутствие выплат заработной платы, социальных выплат, налогов, платежей займодателям в течение трех месяцев;
- задолженность в сумме от 500 000 рублей.
Принципиальные отличия
Муниципальное унитарное предприятие по своей сути является видом коммерческого образования, его правовой разновидностью, но с некоторыми особенностями. Наличие в его названии слова «унитарное» подразумевает то, что имущество и активы не являются собственностью предприятия, их нельзя разделить на доли между его участниками. Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.
Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.
Поэтому для них процедура проводится на общих основаниях в соответствии с указанным законом с теми же этапами и правилами, но с учетом особенностей его формы собственности, управления и правового статуса имущества.
В ст. 61 ГК есть определение ликвидации такой организации. Это система действий юридического и бухгалтерского характера, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При этом права и обязанности не передаются третьим лицам, то есть процесс осуществляется без правопреемственности.
В отличие от других объектов банкротства, процесс часто инициирует муниципалитет (государственное муниципальное образование местного самоуправления). Ликвидация осуществляется по их решению как собственников имущества и по судебному решению на основании и в порядке, установленном законом.
Бесплатная юридическая консультация:
Зачастую в ходе ликвидации МУП, начатой в досудебном порядке согласно добровольному решению собственника, ликвидационная комиссия устанавливает, что имущества недостаточно для выполнения требований кредиторов. Это значит, что обнаружены признаки банкротства, что, в свою очередь, обязывает кредиторов, ликвидационную комиссию, руководителя заявить в арбитражный суд иск о банкротстве.
- Учредители не являются участниками.
- Предприятие не владеет имуществом, оно находится в его хозяйственном ведении. Муниципальные органы – его собственники.
- Управляет предприятием единолично руководитель, назначаемый собственником.
- Руководство отчитывается перед учредителем, но все вопросы в отношении имущества, кроме отчуждения недвижимости, решает самостоятельно.
- МУП отвечает своим имуществом, а собственник подлежит субсидиарной с ним ответственности только тогда, когда имущества будет недостаточно для погашения долгов. Это и является основной особенностью банкротства МУП.
Главным отличием МУП от обычных организаций является то, что ее руководитель не принадлежит к собственникам-учредителям. Хотя формально он принимает решение о банкротстве, но фактически это делается на основе распоряжения собственника имущества, то есть местной администрации, которой он направляет отчет о возникших обстоятельствах несостоятельности. Именно она принимает решение о подаче заявления в суд.
Процедура банкротства государственных и муниципальных унитарных предприятий
Принципиально важный вопрос при банкротстве государственных и муниципальных унитарных предприятий: имеет ли право руководитель предприятия-должника самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом?
Действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямого ответа на данный вопрос не дает. Неоднозначность судебной практики относительно полномочий руководителя унитарного предприятия обращаться в арбитражный суд с заявлением должника объясняется тем, что законодатель такого вопроса вообще, похоже, не ставил. Поэтому ответ на него приходится искать, следуя общим принципам и на основе анализа гражданского законодательства.
Бесплатная юридическая консультация:
Статьей 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что при наступлении признаков несостоятельности законом предусмотрено, что руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании несостоятельным (банкротом) в случае, если:
1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приведет к невозможности удовлетворить требования остальных в полном объеме;
2) органом, уполномоченным собственником имущества, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
3) обращение взыскания на имущество должника осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
Причем заявление должника должно быть подано не позднее чем через месяц с даты возникновения вышеуказанных обстоятельств.
Бесплатная юридическая консультация:
Вместе с тем ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Собственник имущества должника – унитарного предприятия обязан принимать своевременные меры по предупреждению банкротства предприятий и восстановлению платежеспособности должника до подачи заявления должника.
Статьей 65 ГК РФ установлено, что признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Решения о ликвидации в отношении государственных и муниципальных предприятий могут приниматься только собственником.
Заявление должника о признании предприятия банкротом, как правило, направлено на ликвидацию предприятия, соответственно решение об обращении в арбитражный суд с таким заявлением должно приниматься уполномоченным собственником имущества органом.
Таким образом, можно сделать вывод, что без согласования с собственником имущества руководитель должника не уполномочен на обращение в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом.
Вопрос относительно прав руководителя унитарного предприятия без согласования с собственником имущества предприятия обращаться в суд с заявлением должника на практике имеет колоссальное значение. Поскольку если руководитель такое право имеет, то с помощью известных технологий при условии четкой юридической работы руководителю ничего не стоит в самые короткие сроки обанкротить вверенную ему организацию и выбрать саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначен управляющий.
Бесплатная юридическая консультация:
К сожалению, правоприменительная практика пошла по пути упрощения процедуры подачи заявления на банкротство. В Постановлении от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Высший Арбитражный суд РФ указал, что «при рассмотрении вопроса о применении ст. 9 Закона о банкротстве, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами, заявление руководителя должника принимается арбитражным судом к рассмотрению независимо от наличия решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия».
Такая практика явно не направлена на защиту интересов собственника и существенно ослабляет его контроль за действием руководства. В случае обращения руководителя с заявлением должника о признании его банкротом собственник вообще может узнать о таком заявлении только после его принятия арбитражным судом и введения процедуры наблюдения.
Ключевое отличие от обычной организации
Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.
Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.
После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.
Положения законодательства
На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.
Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства
В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.
Ключевое отличие от обычной организации
Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.
Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.
После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.
Можно ли обанкротить частное образовательное учреждение
ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст.
834
Внимание
ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д. Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско-правовых отношениях.