Обязательна ли стажировка водителя при приеме на работу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательна ли стажировка водителя при приеме на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Что такое стажировка?

Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу. В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения. Во втором же она проводится, если работник:

  • впервые приступает к работе, в том числе и после окончания учебного заведения (в этом случае первые смены — от 2 до 14, в зависимости от сложности работы и уровня квалификации, — работник обязан отработать под наблюдением лиц из числа уже имеющих нужный опыт работы и назначенных приказом руководства);
  • повышает квалификацию и проходит дополнительное обучение (в этом случае стажировка является частью учебного процесса);
  • поступил на работу с условиями труда, квалифицированными как вредные либо опасные;
  • не работал по специальности более года (при таком перерыве реальные навыки могут быть утрачены, и стажировка используется для их восстановления).

Применительно к водителям действуют оба случая. Во-первых, вновь принятый на работу водитель может первые смены отработать под руководством опытного сотрудника (а в некоторых случаях просто обязан это сделать). Во-вторых, водитель может проходить курсы повышения квалификации, чтобы, к примеру, «открыть» новую категорию в водительских правах (например, с категории B перейти на C или D). В-третьих, при длительных перерывах, переводах на другую модель машины или новый маршрут работодатель допускает водителя к самостоятельным перевозкам только после стажировки продолжительностью не менее 2 рабочих смен под руководством водителя-наставника.

Как проводится водительская стажировка?

Процедура допуска водителя к самостоятельной работе в этом случае предусматривает несколько этапов:

  1. Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
  2. Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
  3. Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
  4. Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).

Наставником, под руководством которого проходит стажировка нового водителя, должен быть назначен один из уже работающих водителей, имеющий определенный стаж вождения:

  • для автобусов — не менее 5 лет;
  • для такси или грузовиков — не менее 3 лет.

Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников — по одному для каждого вида.

Как оформляется стажировка

Правильное документальное оформление стажировки предполагает такие действия:

  1. Провести со стажером вводный и первичный инструктажи и внести соответствующие записи в Журнал регистрации инструктажей. Инструктажи проводят специалисты по БДД и ОТ.
  2. Разработать Положение о стажировке (не забудьте включить в него пункты о водителях-наставниках, чтобы не составлять потом о них отдельное положение). Издать Приказ об утверждении Положения.
  3. Составить Программу стажировки (для водителей автобусов нужна отдельная программа). Подробнее о том, как составляется такая программа, читайте здесь: Стажировка водителей: 5 важных вопросов.
  4. Издать Приказ о прохождении стажировки.
  5. Издать Приказ о назначении водителя-наставника и Дополнительное соглашение к трудовому договору этого водителя.
  6. По окончании срока стажировки подшить стажировочный лист к личному делу водителя. Этот лист должен храниться у работодателя не менее 5 лет.
  • После успешного итогового испытания стажера издать Приказ о его допуске к самостоятельной работе.
  • Издать Акт закрепления за новым водителем транспортного средства.

Согласно статьям 212 и 225 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Трудовой кодекс), работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, полагающихся им средствах индивидуальной защиты; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников; все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы. Согласно статье 328 Трудового кодекса, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Согласно пунктам 2.2.2 и 3.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» от 13 января 2003 года, работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы; проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда. Согласно пунктам 9.1 и 9.2 ГОСТ 12.0.004-2015 от 9 июня 2016 года «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», обучение по охране труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте работников рабочих профессий проводится при их поступлении на работу, при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности и (или) выполняемой трудовой функции, для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) постоянного работника и направлено на приобретение навыков и умений (компетенций) для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций (обязанностей) по занимаемой должности (профессии, трудовой функции); обучение по охране труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте для работников рабочих профессий с целью практического освоения безопасных методов и приемов выполнения работ проводится под руководством руководителя работ, или инструктора производственного обучения, либо опытного рабочего, прошедших соответствующее обучение как инструктор по охране труда, имеющих большой практический опыт и обладающих необходимыми качествами для организации и проведения стажировки. Согласно пунктам 13 — 16 «Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 11 марта 2016 года, водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки, количество часов стажировки устанавливается работодателем; при стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям; стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать; стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника, водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине; имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле); имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Читайте также:  Сколько положено квадратных метров на ребенка

Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.

Все результаты заносятся в карточку, и делается полное заключение, разрешающее допуск к самостоятельной работе на транспорте конкретной марки и по указанному маршруту. На основании данных карточки по предприятию издаётся приказ, позволяющий вождение, с которым стажер ознакомляется под роспись. В случае если комиссия не согласна с заключением водителя-наставника и результаты проверки показали недостаточный уровень знаний и безопасного вождения, она имеет право продлить сроки стажировки с последующей пересдачей.

Важно! Карточка с результатами оформления стажировки хранится в отделе кадров. Водитель имеет право ознакомиться с её данными в любое время и получить соответствующее уведомление или копию документа.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  • Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
  • Испытание водителя вместо стажировки

    13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

    Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

    7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

    В данном пункте есть несколько важных нововведений:

    1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.

    2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.

    Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.

    3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.

    Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023

    Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.

    Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».

    Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.

    Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:

    • развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
    • параллельно припарковать ТС;
    • начинать ход на подъеме;
    • въезд в гараж выполнением заднего хода.

    В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.

    Как правильно выбрать водителя-наставника


    Установлено, как проводится профессиональный отбор и обучение лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

    Соответствие работников квалификационным требованиям подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации, трудовой книжкой. Кроме того, проводится устное собеседование. По решению работодателя может дополнительно назначаться и письменное тестирование.

    Предусматриваются обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности лица для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

    Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более 1 года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

    При стажировке проводится дополнительная проверка знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям.

    Стажировка водителей включает инструктаж и практику. Установлены требования к водителю-наставнику.

    Работать водителем этого ТС может только водитель с правами категории D.

    Требование для водителей автотранспорта, перевозящего детей, – из последних 3-х лет один год непрерывно он должен проработать на автотранспорте, для управления которого требуется категория D, не совершать правонарушений в области дорожного движения, предусматривающих штраф или админарест. Уплата штрафа положение дел не меняет – к перевозке детей такое лицо не допустят. Стаж должен быть подтвержден трудовой книжкой или трудовыми договорами. К водителям, которые не будут управлять школьными автобусами, такие требования к стажу не предъявляются.

    Читайте также:  Субсидии на строительство дома многодетным семьям в 2024 году

    Существует так называемая «укороченная» версия категории D – категория D1, которая позволяет водить пассажирские транспортные средства с количеством мест для сиденья (включая водительское кресло) – до 16.

    Порядок проведения обязательной стажировки

    Обучение по охране труда на рабочем месте проводится в форме индивидуальной стажировки. Ее проходят:

    • работники рабочих профессий с целью практического освоения безопасных методов и приемов выполнения работ под руководством руководителя работ, инструктора производственного обучения либо опытного рабочего, прошедшего соответствующее обучение в качестве инструктора по охране труда, имеющего большой практический опыт и обладающего необходимыми качествами для организации и проведения стажировки;

    • руководители и специалисты с целью практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда под руководством вышестоящего руководителя либо иного руководителя стажировки, назначаемого решением организатора обучения.

    Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года

    9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

    Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.

    Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.

    13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

    Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

    7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

    В данном пункте есть несколько важных нововведений:

    1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.

    2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.

    Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.

    3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.

    Чтобы стажировка работника была оформлена правильно, в организации должен быть комплект внутренних документов:

    1. Положение о стажировке.

    Описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет, сколько дней длится стажировка на рабочем месте.

    1. Программа стажировки.

    Детализирует необходимые мероприятия, порядок и сроки их выполнения и ответственных лиц применительно к работнику.

    1. Приказ о стажировке.

    Издается для конкретного работника, направляемого на стажировку.

    1. Приказ о допуске к самостоятельной работе.

    Издается по положительным результатам стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.

    В нем в том числе должны предусматриваться:

    • общие положения (вводная часть);
    • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
    • цели и порядок проведения стажировки;
    • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
    • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
    • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
    • ответственные лица и критерии их ответственности;
    • проверка и оформление результатов стажировки;
    • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

    Пример:

    Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно. Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе. В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.

    Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

    1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
    • в основном кафе, под руководством инструктора;
    • на точке, под руководством старшего смены.
    1. Цели стажировки работников в кафе:
    • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
    • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
    • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
    • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
    1. Цели стажировки на точке.

    Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

    • справляются с режимом и темпом работы;
    • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
    • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

    Старший смены должен обучить работников:

    • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
    • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
    • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
    1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
    2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
    3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
    4. Продолжительность стажировки составляет:
    • 5 рабочих смен – в головном кафе;
    • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
    1. Оплата смен стажеров производится в размере:
    • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
    • 70% от ставки за смену – на точке.
    1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.

    Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

    Продолжительность стажировки на рабочем месте зависит от специфики деятельности предприятия и конкретного работника. Общие требования к ней приведены в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

    Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта — длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

    Испытание водителей транспортных средств при приеме на работу

    Стажировка подразделяется на эти этапы:

    1. Тестирование для проверки знания теории.
    2. Заезды на площадке.
    3. Вождение по маршруту в присутствии ответственного водителя с достаточным опытом.
    4. Вождение с грузом или пассажирами.

    Стажировка предполагает назначение ответственного лица, которое будет проводить инструктаж водителя. К нему предъявляется ряд требований. В частности, у этого лица должен быть большой водительский стаж.

    Длительность стажировки зависит от будущей работы и опыта водителя. Однако она, в отличие от испытательного срока, в любом случае будет непродолжительной. Как правило, это 4-8 часов. Стажировка является оплачиваемым временем. Размер зарплаты определяется положениями трудового договора.

    Проведение стажировки сопровождается оформлением этих документов:

    • Положение о проведении мероприятия.
    • Распоряжение о допуске к стажировке.
    • Программа обучения.
    • Распоряжение о допуске к работе без наставника.
    Читайте также:  Сколько процентов алименты на 1 ребенка от зарплаты отца 2024 году

    Сотрудник допускается к стажировке на основании соответствующего приказа. В нем должны содержаться сроки мероприятия, данные о водителе и его наставнике.

    Стажировка водителей при приеме на работу

    Ниже представлены сроки стажировки в зависимости от разных ситуаций:

    • для водителей без опыта работы, либо имеющих рабочий стаж менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
    • если перерыв в водительском стаже составляет один год и более, рабочий должен стажироваться не менее 20 часов;
    • в случаях, когда автомобильный транспорт требует вождения другой категории, длительность стажировки составляет не менее 20 часов;
    • при переводе работника с одной марки грузового автотранспорта (автобуса) на другую, или допущенного к перевозке опасных грузов, срок стажировки не может устанавливаться менее 8 часов.

    Важно! В других случаях необходимость стажировки водителей автотранспортных средств и её сроки назначаются специальной комиссией, чьей задачей является определение профессионализма и допуск к самостоятельной работе.

    Во всех случаях ответственность возлагается на работодателя. Он отдаёт распоряжение руководителю и назначает конкретных лиц, ответственных за установленный порядок проведения мероприятия (в приказном порядке). Контроль осуществления ведётся должностным лицом, отвечающим за безопасность движения.

    Каждая организация, имеющая на своём балансе автомобильный транспорт, так или иначе попадает под действие приказа № 59 Минтранса РФ, поэтому обязана разрабатывать план мероприятий по ОТ и обеспечению БДД. Стажировка же является неотъемлемой частью перечисленных в нём требований.

    Как любой другой обучающий процесс, стажировка имеет свои требования и установленный порядок проведения. Ключевыми правилами рассматриваемого мероприятия стали:

    • назначение обучающего лица из числа наиболее опытных сотрудников организации;
    • закрепление стажера за одним наставником на протяжении всего времени обучения;
    • по окончании стажировки предусмотрен прием вождения ответственным лицом.

    Стажировка для водителей автобусов, как и других транспортных средств, проводится в несколько последовательных этапов. Чаще всего список основных стадий описываемого мероприятия включает:
    контроль теоретической части;

    • вождение в парковой зоне или на специальной площадке;
    • езда по городу (или на будущем маршруте) с водителем-наставником;
    • контрольная поездка с грузом и пассажирами под присмотром ответственных лиц;
    • оформление документов с зафиксированными в них результатами проверки стажера.

    Проверка знаний ПДД при приеме на работу осуществляется с помощью экзамена, на котором соискатель решает билеты. Требования данного испытания предусматривают правильные ответы на 20 предложенных вопросов, причем неправильных ответов должно быть не более 20% от общего количество (то есть не более 2). Для лиц, не прошедших этот этап, дальнейшая стажировка с использованием транспортного средства запрещена. Допускается сдача не более трех экзаменов, а после успешного прохождения теоретического испытания водителю выдается специальный лист, где отображены результаты проверки знаний ПДД.

    За время поездок в парковой зоне или на специальных площадках (автодромах) водителю автобусов, грузовиков и других транспортных средств необходимо научиться трогаться как на горизонтальной поверхности, так и на подъеме, производить торможение, полную остановку машины при различных скоростных режимах, ехать в требуемом направлении, а также разворачиваться без создания помех другим участникам дорожного движения. Стажер обязан научиться осуществлять прием транспортного средства после предыдущей смены, выполняя его детальный осмотр и своевременно устраняя обнаруженные поломки (дефекты). Дополнительно водителю автобусов или другого пассажирского транспорта следует ознакомиться с планом эвакуации людей при возникновении аварийной ситуации или пожаре в салоне.

    После овладения базовыми навыками вождения стажеру предстоит совершить несколько запланированных поездок по маршруту в сопровождении инструктора. Этот обучающий этап крайне важен, поскольку помогает водителю приобрести уверенность в своих силах и научиться маневрировать в условиях будущей профессиональной деятельности. Список главных действий, которыми должен овладеть стажер, включает:

    • правильное размещение транспортного средства на проезжей части;
    • безопасное прохождение поворотов или изменение направления движения;
    • использование технического оснащения авто (зеркал заднего вида, оптики и др.);
    • соблюдение дистанции и безопасного обгона других участников дорожного движения.

    Помимо перечисленных умений, водителю автобусов и других видов транспорта нужно уметь надежно закреплять груз, а также обозначать его в соответствии с правилами дорожного движения, если габариты перевозимого элемента превышают разрешенные размеры. Нередко при приеме на работу наниматель интересуется, разбирается ли потенциальный сотрудник в товарно-транспортных или путевых листах, может ли их правильно оформить при необходимости. Особенности заполнения таких документов должны подробно изучаться во время стажировки, поэтому знать, как заполнять накладные на груз (прочие бумаги) соискателю совершенно не обязательно.

    Отдельно отрабатываются стажером движение в местах интенсивного скопления пешеходов, разъезд машин на ограниченном участке пространства, выбор оптимального скоростного режима при различных погодных условиях. Инструктор обязан научить водителя предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях, например, при ослеплении фарами встречного автомобиля в ночное время суток. К концу этой стадии обучения стажер должен самостоятельно управлять требуемым транспортным средством без вмешательства в процесс вождения инструктора, что гарантирует успешную сдачу контрольного заезда.

    Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

    Таким образом, продолжительность стажировки водителя определяется руководителем организации. Приказ Минтранса не устанавливает минимальный порог.

    Тем не менее это не означает, что стажировку можно вообще не проводить. Процедура должна быть проведена, однако ее длительность можно выбрать минимальной.

    Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:

    16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

    • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

    • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

    • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

    Требования к наставнику:

    • За последний год он не был виновником ДТП;
    • Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).

    В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация — организация, где берут на работу первого водителя.

    Однако решение довольно простое. Нужно взять на работу водителя, которому не требуется стажировка. Еще лучше взять на работу водителя, имеющего достаточный опыт работы, чтобы он смог выступить наставником для новых водителей.

    Другой вариант. Можно временно привлечь к работе водителя, который выполнит роль наставника для новых водителей.

    Нормативные акты о стажировке для водителей

    Для того чтобы стажировка была правильной и законной, необходимо соблюсти ряд правил. Первым из них является Трудовой кодекс. Те, которые касаются испытательного срока при заключении трудового договора, имеют отношение к стажировке. Фактом является то, что испытательный срок рассматривается как испытательный срок. В то же время это должно быть прописано и в трудовом договоре — в противном случае работнику, не прошедшему испытательный срок, нельзя будет отказать.

    Второй стандарт имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый Министерством транспорта РСФСР еще в 1986 году. С технической точки зрения он не является обязательным, так как не был официально опубликован, но в документе подробно описаны принципы, по которым проводится обучение на водительские права, поэтому многие компании предпочитают использовать его. Однако для того, чтобы РД можно было использовать, либо его стандарты должны быть закреплены во внутренних актах организации, либо эти акты должны содержать ссылку на РД.

    Другим актом является Постановление Министерства труда и Министерства образования от 13.01.03 № 1/29. Оно уже вступило в силу, хотя его положения о стажировках очень расплывчаты. В нем лишь упоминается, что работодатель обязан обучать вновь принятых работников, выполняющих опасные работы, к которым относятся и некоторые водители.

    Наконец, к ученичеству имеет отношение Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения». Этот закон обязывает работодателей организовывать работу водителей таким образом, чтобы не нарушались правила безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения этого является приказ о приеме на работу.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий