Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажировка водителей автомобиля по охране труда при приёме на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверьте у соискателя, который претендует на профессию водителя:
— водительское удостоверение соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ);
— уровень знаний и умений;
— стаж работы.
Для отдельных категорий водителей есть дополнительные требования. Например, у водителей автобусов для организованной перевозки группы детей, не должно быть наказания в виде лишения прав либо административного ареста за правонарушения в области дорожного движения. А для водителя автомобиля, который перевозит опасные грузы, – свидетельства о подготовке на соответствующих курсах. Иностранных граждан можно принимать на работу только если у них имеется водительское удостоверения российского образца (ст. 3 Закона от 07.05.2013 № 92-ФЗ, ст. 2 Закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ). Исключение – граждане государств, где русский язык закреплен как официальный. Они могут работать водителями на территории России, используя национальные водительские удостоверения. К таким государствам относятся:
— Республика Беларусь;
— Республика Казахстан;
— Республика Таджикистан;
— Кыргызская Республика.
На это указывает пункт 13 статьи 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Организации, нанявшей водителя без российских прав грозит административная ответственность. Иностранные граждане могут обменять свои иностранные водительские права на российские, порядок такой процедуры утвержден постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1097. Чтобы обменять свое иностранное удостоверение на российское водитель должен предъявить:
— заявление;
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— медицинское заключение;
— иностранное водительское удостоверение.
При заключении трудового договора проинформируйте работника о СИЗ, которые ему полагаются, в том числе смывающих средствах, и выдайте ему эти средства.
Водителю необходимо выдавать один сигнальный жилет 2-го класса защиты в год. Это указано в пункте 2 типовых норм бесплатной выдачи СИЗ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 20.04.2006 № 297.
У водителей есть обязанность надеть сигнальный жилет в случае вынужденной остановки или ДТП вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине (п. 2.3.4 ПДД).
Правила по охране труда для водителей 2021
Нормативные акты о стажировке для водителей
Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.
Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.
Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и некоторые водители.
Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.
На какие медосмотры направить водителя
При поступлении на работу направьте водителей на психиатрическое освидетельствование и предварительный медосмотр, чтобы определить, может ли он выполнять свои обязанности по состоянию здоровья (ст. 213 ТК).
Далее водителей направляйте на периодические медосмотры не реже чем раз в два года и на психиатрические освидетельствования каждые пять лет (ч. 7 ст. 213 ТК РФ). Направлять на медосмотры нужно все категории водителей, в том числе водителей грузовиков, погрузчиков (автопогрузчиков, электропогрузчиков), тракторов и т. п. Это указано в пункте 27 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.
Кроме того, водителей нужно направлять на предрейсовые медосмотры, а водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы, нужно направлять еще и на послерейсовые медосмотры.
Внимание:
личного водителя директора также нужно направлять на послерейсовый медосмотр, так как он перевозит пассажира – директора.
Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя автомобиля 3 класса
Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя автомобиля 3 класса
Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных
работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.
Работник в процессе стажировки должен выучить:
назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий «В» или «С», правила дорожного движения
основы безопасности движения
правила технической эксплуатации автомобилей (относящихся к водителям)
правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов
основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок
признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения
порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов
правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках
правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин
влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля
способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий
приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях
правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля
правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:
Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С».
Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет.
Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
Буксирование прицепов весом до 750 кг.
Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
Оформление путевых документов.
Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство.
Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов.
Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля.
Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
Стажировка подразумевает процесс , во время которого новый специалист осваивает навыки и знания, необходимые ему для качественного исполнения должностных обязанностей. Законодательными актами этот процесс регламентируется только со стороны охраны труда.
Сюда относится изучение трудящимся безопасных методов работы, которые позволят сохранить жизнь и здоровье себе и коллегам.
В настоящее время стажировка наиболее часто применяется для выпускников высших учебных заведений . Этот процесс происходит на месте первого трудоустройства. Такой новичок попадает под руководство опытного специалиста.
Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.
Все результаты заносятся в карточку, и делается полное заключение, разрешающее допуск к самостоятельной работе на транспорте конкретной марки и по указанному маршруту. На основании данных карточки по предприятию издаётся приказ, позволяющий вождение, с которым стажер ознакомляется под роспись. В случае если комиссия не согласна с заключением водителя-наставника и результаты проверки показали недостаточный уровень знаний и безопасного вождения, она имеет право продлить сроки стажировки с последующей пересдачей.
Важно! Карточка с результатами оформления стажировки хранится в отделе кадров. Водитель имеет право ознакомиться с её данными в любое время и получить соответствующее уведомление или копию документа.
Стажировка подразумевает процесс , во время которого новый специалист осваивает навыки и знания, необходимые ему для качественного исполнения должностных обязанностей. Законодательными актами этот процесс регламентируется только со стороны охраны труда.
Сюда относится изучение трудящимся безопасных методов работы, которые позволят сохранить жизнь и здоровье себе и коллегам.
В настоящее время стажировка наиболее часто применяется для выпускников высших учебных заведений . Этот процесс происходит на месте первого трудоустройства. Такой новичок попадает под руководство опытного специалиста.
Ответственность и штрафы
В целом вся ответственность за прохождение стажировки возлагается на наставника претендента. Ведь именно он находится рядом и, располагая большим опытом, должен вовремя исправлять допущенные ошибки.
Кроме этого, именно наставник организовывает контроль предмаршрутной стажировки, после чего сам же проводит маршрутную.
Стажировка водителей автобусов.
О необходимости и обосновании проведения стажировки водителей автомобилей было изложено в статье «Допуск водителей автомобилей к работе», помещенной в рубрике «Безопасность дорожного движения» сайта Автотранс-консультант.ру.
Стажировка водителей автобусов проводится на основании руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.
В соответствии с этим документом:
Стажировка водителей автобусов включает в себя предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.
— к 1-ой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория «Д»). Для них продолжительность стажировки составляет:
61 час — предмаршрутная стажировка;
163 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 224 часа.
30 час — предмаршрутная стажировка;
72 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 102 часа.
Всего — 50 часов.
8 часов — предмаршрутная стажировка;
16 часов — маршрутная стажировка.
Всего — 24 часа.
Продолжительность стажировки для них составляет:
8 часов — предмаршрутная стажировка;
24 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 32 часа.
Предмаршрутная стажировка не проводится;
32 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 32 часа.
Продолжительность стажировки для них — в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.
3. Определены порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов.
Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе (при отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом) и на учебной площадке (под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием).
Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.
4. Определены порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов.
Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.
Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию.
Количество часов маршрутной стажировки без пассажиров и с пассажирами по 7-ми категориям водителей приведено в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.
В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время.
5. Установлен порядок оформления результатов стажировки.
Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приведена в РД 200-РСФСР-12-0071-86-12).
Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автобуса и маршрутов, на которых водитель может работать.
Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.
6. Установлены требования к автобусам при проведении стажировки.
Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления, тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.
В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью «Автобус ведет стажер«. Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.
Цель любой стажировки стажировки — закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, или формирование таких знаний и умений на практике в процессе стажировки.
Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица.
Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя погрузчика
Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных
работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.
Работник в процессе стажировки должен выучить:
— основные знания о строении обслуженных погрузчиков и погрузочно-разгрузочных механизмов и их агрегатов;
— инструкцию по их эксплуатации, монтажа, пуска, регулирование и обкатывание;
— характеристику масел и смазочных материалов;
— причины неисправностей и методы их устранения.
Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:
Руководит тракторными погрузчикам и разгрузителями, вагонозагрузителями и всеми специальными грузовыми устройствами и устройствами во время погрузки; отгрузка, перемещение и заключение в штабеле разных грузов под руководством водителя высшей квалификации.
Принимает участие в планово-предупредительном ремонте погрузочно-разгрузочных и грузозахватных механизмов и устройств.
Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.
Требования К Водителям Наставникам С 2022
- Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового — 2 дня.
- Новичкам срок может быть продлен до месяца.
- Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
- Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
- Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.
Основной документ стажировки (стажировочный лист) утвержденной унифицированной формы не имеет. В каждой организации она разрабатывается индивидуально, и, как правило, включается во внутренние регламентные документы, утверждается руководителем.
27 сентября 2021 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.
Сколько должна длиться стажировка?
Продолжительность стажировки зависит от характера работы, которую будет выполнять нанимаемый водитель. Например, следующие правила применяются к водителям автобусов
- для тех, кто ранее не работал водителем и получил в ГАИ права категории D — 61 час до начала маршрута + 163 часа на маршруте;
- переподготовка с категории B или C на D — 30 часов практики перед маршрутом + 72 часа на маршруте;
- для водителей, ранее не работавших на автобусе — 18 часов до выхода на маршрут + 32 часа на маршруте;
- для тех, кто уже работал на автобусах, но имеет перерыв в практике вождения более 6 месяцев — 8 часов практики перед маршрутом + 16 часов на маршруте;
- при перерыве в практике вождения в 3 месяца — 8 часов практики перед маршрутом + 24 часа на маршруте
- в случае смены модели автобуса — 32 часа предварительной подготовки (предварительная подготовка может быть пропущена);
- в случае изменения маршрута — 4 часа на маршруте (в труднопроходимой местности — 8 часов с наставником, который уже работал на маршруте).
Для теста разрабатывается специальный учебный план, а также множество других рекомендаций, которые зависят от конкретной категории. Водитель, проходящий обучение для водителей грузовых автомобилей при выполнении работ или для водителей других транспортных средств, обязан следовать основным принципам данной программы.
Все знания стажера после теоретической подготовки должны быть проверены практически. Стажировка водителей — это полностью самостоятельное вождение под пристальным наблюдением руководителя стажировки водителей, назначаемого руководителями стажеров. Основная цель этой стажировки — закрепить основные теоретические и практические знания и проверить способность применять эти знания в реальных ситуациях. Во время стажировки водитель управляет автомобилем без пассажиров.
Оформление результатов стажировки
В конце стажировки составляется протокол с результатами каждого испытания и наблюдениями инспекторов. Лист подписывается как стажером, так и водителем-стажером и передается в отдел кадров для принятия решения.
Если показатели стажера не ниже удовлетворительных, принимается решение, которое подписывается руководителем организации, и водитель допускается к самостоятельному вождению. Однако если водитель не сдал экзамен по вождению достаточно хорошо, может быть принято одно из двух решений:
- Водитель направляется на повторный курс обучения, продолжительность которого определяется в индивидуальном порядке.
- Водитель будет исключен из процесса подачи заявления. В этом случае водитель будет исключен из программы и из трудового договора. Водитель, не завершивший обучение, подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы в компании.
Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года
С 1 марта может вступить в силу новый штраф за опасное вождение. Его размер составит 3 000 рублей. Систематическое грубое нарушение ПДД в течение года (три и более нарушений) будет караться штрафом в 10 000–30 000 рублей или лишением прав на срок до 1,5 лет. В число грубых нарушений войдут отказ уступить дорогу пешеходу, проезд на красный свет и многие другие прегрешения.
В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр | Е.И. Дитрих |
Стажировка или испытание. Ответ Минтранса
Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:
- для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
- для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
- для ИП – 15-25 тыс. руб.;
- для юрлиц – 25-50 тыс. руб.
Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.
Показатель |
Ежедневный учет рабочего времени |
Суммированный учет рабочего времени |
Продолжительность еженедельного рабочего времени |
40 часов |
Учетный период должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях — не более 3 месяцев. |
Продолжительность смены |
Может меняться при условии, что соблюдена указанная еженедельная норма времени. |
Возможно увеличение максимальной длительности рабочего дня на 2 часа до 12 часов. Но это возможно только если:
|
Максимальная суммированная длительность перерывов, устанавливаемых между частями смены |
Для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3 часов; Для прочих водителей – не более 5 часов. |
|
Ненормированный рабочий день |
Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 последовательные календарные недели. Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха. |
|
Еженедельный отдых |
45 часов Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. |
45 часов |
Возможность сокращения еженедельного отдыха |
Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху. |
|
Ежедневный отдых |
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов. Возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3 раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха. Допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3 часов, а последняя – не менее 9 часов. |
|
Перерывы для отдыха и питания |
Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2 часов. Если водитель управляет транспортным средством в течение 4 часов 30 минут, по окончании этого периода водителю нужно предоставлять специальный перерыв длительностью 45 минут. При этом отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха. |