Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на пенсию в РБ женщин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Таблица выхода на пенсию с 2017 года
Дата рождения | Пенсионный возраст, лет | Период выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
женщины | мужчины | женщины | мужчины | |
01.01-30.06.1962 | 01.01-30.06.1957 | 55,5 | 60,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1962 | 01.07-31.12.1957 | 56 | 61 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1963 | 01.01-30.06.1958 | 56,5 | 61,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1963 | 01.07-31.12.1958 | 57 | 62 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1964 | 01.01-30.06.1959 | 57,5 | 62,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1964 и младше | 01.07-31.12.1959 и младше | 58 | 63 | 01.07-31.12.2022 |
Возраст выхода на пенсию
- размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
Выход на пенсию в зависимости от даты рождения |
||||
время выхода на пенсию |
пенсионный возраст, лет |
|||
мужчины |
женщины |
Мужчины женщины |
мужчины |
женщины |
с 1 января по 30 июня 1957 г. |
с 1 января по 30 июня 1962 г. |
с 1 июля по 31 декабря 2017 года |
60,5 |
55,5 |
с 1 июля по 31 декабря 1957 г. |
с 1 июля по 31 декабря 1962 г. |
с 1 июля по 31 декабря 2018 года |
61 |
56 |
с 1 января по 30 июля 1958 г. |
с 1 января по 30 июня 1963 г. |
с 1 июля по 31 декабря 2019 года |
61,5 |
56,6 |
с 1 июля по 31 декабря 1958 г. |
с 1 июля по 31 декабря 1963 г. |
с 1 июля по 31 декабря 2020 года |
62 |
57 |
с 1 января по 30 июня 1959 г. |
с 1 января по 30 июня 1964 г. |
с 1 июля по 31 декабря 2021 года |
62,5 |
57,5 |
с 1 июля по |
с 1 июля по |
с 1 июля 2022 года |
63 |
58 |
Повышение пенсионного возраста
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.
Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.
Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.
Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.
Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.
Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Кому положены минимальные пенсии
Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.
Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 %, по III группе – 50 %, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту.
Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца – 100 % минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам – 200% минимального размера пенсии по возрасту.
Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет – 100 % минимальной пенсии по возрасту.
Гарантии работникам предпенсионного возраста
С работниками-пенсионерами контракты заключаются и продлеваются по общим правилам. Однако в законодательстве о труде есть гарантии для тех, кому до пенсии не хватает двух лет – работникам предпенсионного возраста.
Контракты, заключенные с такими работниками, продлеваются (заключаются новые) с учетом общеустановленного пенсионного возраста, определенного на календарный год.
С работником предпенсионного возраста контракт продлевается (заключается новый) при условии, что сотрудник выполняет работу добросовестно, не нарушая производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину. Тогда в соответствии со ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с ним на срок до достижения общеустановленного (в текущем году) пенсионного возраста. Два обстоятельства – дисциплина и возраст – применяются в совокупности. Это означает, что дисциплинарные взыскания или меры правового воздействия (например, лишение/снижение премии) снимают с нанимателя обязанность продлевать контракт с предпенсионером.
Предпенсионный возраст в 2022 г. составит:
– 61 год для мужчин;
– 56 лет – для женщин.
Что касается прекращения контракта, то, достигнув пенсионного возраста, работник может потребовать прекратить трудовые отношения досрочно в любой момент, причем сам определить дату своего увольнения и указать ее в заявлении. Ссылка в приказе об увольнении по требованию работника в связи с достижением пенсионного возраста (выходом на пенсию по возрасту) производится на п. 3 ч. 2 ст. 35 ТК (а не на ст. 41 ТК).
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Школьное питание 2023
Согласно постановлению №917 от 27 декабря 2022-го Совета министров вот что изменится в правилах школьного питания в Беларуси. Часть из пунктов вступает в силу с 1 января 2023-го, а другая – с 6 января. В любом случае, к началу третьей четверти ( а это 9 января) новшества уже будут действовать.
Среди них, к примеру, то, что оплачивать питание детей их родители либо законные представители будут не позже, чем 25 числа месяца. Деньги нужно будет класть на текущий счет в банке учету бюджетных и других госсредств организаций. Всю технологию, как и счета, определят учредители учреждений образования или исполкомы в областях и Минске.
Постановление также указывает: коль образовалась задолженность по оплате школьного питания, то ее будут взыскивать. Зато при отсутствии школьник на занятиях (согласно предварительному письменному или устному информированию родителями (представителями) у ребенка не учтут такие дни.
История населения Беларуси
Год | Население | Прирост населения |
---|---|---|
1951 | 7 721 719 | N/A % |
1952 | 7 688 063 | -0.44 % |
1953 | 7 678 568 | -0.12 % |
1954 | 7 691 831 | 0.17 % |
1955 | 7 725 674 | 0.44 % |
1956 | 7 777 178 | 0.67 % |
1957 | 7 843 087 | 0.85 % |
1958 | 7 919 076 | 0.97 % |
1959 | 8 000 761 | 1.03 % |
1960 | 8 083 721 | 1.04 % |
1961 | 8 164 939 | 1.00 % |
1962 | 8 242 429 | 0.95 % |
1963 | 8 316 895 | 0.90 % |
1964 | 8 390 770 | 0.89 % |
1965 | 8 467 102 | 0.91 % |
1966 | 8 546 784 | 0.94 % |
1967 | 8 629 213 | 0.96 % |
1968 | 8 712 612 | 0.97 % |
1969 | 8 795 307 | 0.95 % |
1970 | 8 874 966 | 0.91 % |
1971 | 8 950 593 | 0.85 % |
1972 | 9 022 073 | 0.80 % |
1973 | 9 090 366 | 0.76 % |
1974 | 9 156 224 | 0.72 % |
1975 | 9 220 886 | 0.71 % |
1976 | 9 284 726 | 0.69 % |
1977 | 9 347 881 | 0.68 % |
1978 | 9 410 426 | 0.67 % |
1979 | 9 473 400 | 0.67 % |
1980 | 9 537 533 | 0.68 % |
1981 | 9 603 272 | 0.69 % |
1982 | 9 669 895 | 0.69 % |
1983 | 9 736 882 | 0.69 % |
1984 | 9 803 535 | 0.68 % |
1985 | 9 869 304 | 0.67 % |
1986 | 9 933 597 | 0.65 % |
1987 | 9 996 076 | 0.63 % |
1988 | 10 053 989 | 0.58 % |
1989 | 10 102 780 | 0.49 % |
1990 | 10 137 679 | 0.35 % |
1991 | 10 156 000 | 0.18 % |
1992 | 10 157 544 | 0.02 % |
1993 | 10 144 657 | -0.13 % |
1994 | 10 121 596 | -0.23 % |
1995 | 10 092 817 | -0.28 % |
1996 | 10 061 141 | -0.31 % |
1997 | 10 026 978 | -0.34 % |
1998 | 9 989 528 | -0.37 % |
1999 | 9 947 026 | -0.43 % |
2000 | 9 897 893 | -0.49 % |
2001 | 9 841 269 | -0.57 % |
2002 | 9 778 396 | -0.64 % |
2003 | 9 712 309 | -0.68 % |
2004 | 9 647 760 | -0.66 % |
2005 | 9 589 131 | -0.61 % |
2006 | 9 539 298 | -0.52 % |
2007 | 9 498 550 | -0.43 % |
2008 | 9 466 609 | -0.34 % |
2009 | 9 442 926 | -0.25 % |
2010 | 9 426 816 | -0.17 % |
2011 | 9 417 924 | -0.09 % |
2012 | 9 416 185 | -0.02 % |
2013 | 9 420 300 | 0.04 % |
2014 | 9 427 656 | 0.08 % |
2015 | 9 435 615 | 0.08 % |
2016 | 9 442 548 | 0.07 % |
2017 | 9 447 954 | 0.06 % |
2018 | 9 451 434 | 0.04 % |
2019 | 9 452 511 | 0.01 % |
2020 | 9 450 857 | -0.02 % |
2021 | 9 451 613 | 0.01 % |
2022 | 9 452 369 | 0.01 % |
2023 | 9 453 125 | 0.01 % |
Реальный опыт: как изменения коснулись белорусских пенсионеров
Введение нового возраста выхода на пенсию в Беларуси в 2023 году повлекло за собой различные изменения в жизни пенсионеров. Ниже представлен некоторый реальный опыт белорусских граждан, которые уже столкнулись со вступлением в силу нового закона.
- Повышение возраста выхода на пенсию потребовало от пенсионеров продлить период активной работы. Многие вынуждены были остаться на работе на несколько лет дольше, чем планировали. Такая ситуация оказала негативное воздействие на физическое и эмоциональное состояние многих пенсионеров, которые уже хотели прекратить работу и наслаждаться заслуженным отдыхом.
- Экономическое положение пенсионеров также изменилось в результате повышения пенсионного возраста. Большинство пенсионеров ожидали получать пенсию раньше и планировали свои финансовые обязательства соответствующим образом. Теперь, когда им приходится работать дольше, многие сталкиваются с финансовыми трудностями и необходимостью пересмотра своих планов на пенсию.
- Некоторые пенсионеры также отмечают негативное влияние изменений на их психологическое благополучие. Они чувствуют себя обманутыми и разочарованными, так как им приходится продолжать работать в старшем возрасте, несмотря на предыдущие ожидания о наступлении заслуженного отдыха.
- Однако, несмотря на трудности, некоторые пенсионеры находят позитивные стороны в изменениях. Некоторые отмечают, что работа дает им возможность оставаться активными и социально вовлеченными, а также помогает им сохранять здоровье и ментальную свежесть.
Итак, новые изменения в возрасте выхода на пенсию в 2023 году в Беларуси принесли с собой различные последствия для пенсионеров. Некоторые столкнулись с трудностями, изменяющимся финансовым положением и разочарованием. Однако, некоторые также отмечают позитивные стороны, такие как возможность оставаться активными и здоровыми, несмотря на возраст.