Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие постановления от распоряжения губернатора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.
Чем отличается постановление от распоряжения
Постановления и распоряжения характеризуются множеством общих особенностей. Прежде всего, они должны отвечает нормам Конституции и прочих правовых актов. К тому же эти нормативные акты издает высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются по всей территории РФ.
Оба рассматриваемых документа вступают в законную силу в определенные сроки, и их требуется публиковать на протяжении 15 дней с момента ратификации. К тому же оба акта допустимо обжаловать в судебном порядке, если они явно противоречат законам, а также ущемляют права и интересы других людей.
Тем не менее, отличия между рассматриваемыми документами тоже есть. Так, постановления обладают нормативным характером и касаются существенных правоотношений. К ним относят порядок начисления пенсий, льгот, выплату зарплаты и другие особенности.
На что обратить внимание при составлении распоряжения
На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии. При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации. В частности:
- Распоряжению обязательно следует
- присвоить номер,
- поставить дату его создания,
- написать наименование организации.
- Далее в документе нужно указать
- обоснование или основание для его формирования,
- обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
- задачи, которые перед ними стоят,
- сроки их решения.
- Также необходимо назначить ответственное за выполнение распоряжения лицо (автор документа может оставить это право за собой).
Если к бланку прикладываются какие-то дополнительные бумаги, их наличие следует отметить в тексте отдельным пунктом.
Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.
Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.
Чем отличаются постановления правительства от распоряжений
Таким образом, по своей значимости постановления стоят несколько выше распоряжений правительства.Однако характер применения влияет и на такой аспект, как момент обретения законной силы. Поскольку распоряжения имеют оперативный характер и призваны решать текущие вопросы, то их исполнение обязательно со дня ратификации. Постановления правительства обретают юридическую силу в день опубликования, если же в них оговорено иное – то с момента принятия.
Отличие постановлений от распоряжений правительства заключается в следующем: Правовая природа. Постановления правительства являются нормативными актами, в то время как распоряжения – управленческими, нормативной природы не имеющими.Последовательность принятия. Постановления носят первичный характер, в то время как распоряжения принимаются во исполнение нормативных правовых актов.Значимость.
Статья 15. Структура постановлений и распоряжений
Статья 15. Структура постановлений и распоряжений
1. Текст проекта постановления (распоряжения) содержит, как правило, констатирующую и постановляющую (распорядительную) части и может иметь приложения.
2. В констатирующей части постановления (распоряжения) дается краткий, но исчерпывающий анализ положения дел по рассматриваемому вопросу, оценка сложившегося положения, основания, цели и задачи предписываемых действий, факты и события, цифровые данные (по основным показателям), послужившие причиной издания постановления или распоряжения.
Если проект постановления, распоряжения подготавливается в дополнение или изменение ранее изданного, то в констатирующей части указываются дата, номер, заголовок, дополняемого или изменяемого постановления, распоряжения.
Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то констатирующая часть может отсутствовать.
3. Постановляющая (распорядительная) часть постановления (распоряжения) должна четко определять исполнителей, сроки исполнения и представления информации, должностных лиц или органы, на которые возложен контроль.
Постановляющая (распорядительная) часть документа излагается в повелительной форме, состоит из пунктов и подпунктов. Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к разным исполнителям, подпункт определяет отдельные конкретные действия.
Каждый пункт должен начинаться указанием исполнителя или конкретного действия, выраженного глаголом в повелительной форме, а также иметь конкретный срок выполнения этого действия.
В качестве исполнителей указываются структурные подразделения администрации города или юридические лица с фамилиями и инициалами руководителей. Должностное лицо указывается в качестве исполнителя лишь в случаях, если ему предписано выполнение этого действия.
4. Постановление (распоряжение) может иметь приложения, которые оформляются в виде текста (положение, порядок и т.д.), а также планов мероприятий, перечней, списков, таблиц и т.д.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чем отличается распоряжение от приказа
Распоряжения и приказы в некоторой части схожи между собой: они имеет примерно одинаковую структуру, назначение и т.п. Однако есть между ними и различия:
- Область влияния. Основное отличие приказа от распоряжения в том, что приказ регулирует правовые отношения и основную деятельность компании, а распоряжение – оперативные вопросы.
- Срок действия. В большинстве случаев распоряжение касается каких-то локальных моментов, небольшого количества работников и действует строго ограниченный и достаточно короткий период: до его выполнения. Приказы имеют более длительный срок действия, в них чаще всего вносятся конкретные изменения, тогда как распоряжения обычно просто переиздаются.
Чем отличаются постановления правительства от распоряжений
Таким образом, по своей значимости постановления стоят несколько выше распоряжений правительства.Однако характер применения влияет и на такой аспект, как момент обретения законной силы. Поскольку распоряжения имеют оперативный характер и призваны решать текущие вопросы, то их исполнение обязательно со дня ратификации. Постановления правительства обретают юридическую силу в день опубликования, если же в них оговорено иное – то с момента принятия.
Отличие постановлений от распоряжений правительства заключается в следующем: Правовая природа. Постановления правительства являются нормативными актами, в то время как распоряжения – управленческими, нормативной природы не имеющими.Последовательность принятия. Постановления носят первичный характер, в то время как распоряжения принимаются во исполнение нормативных правовых актов.Значимость.
Сравнение распоряжений и постановлений правительства
Таким образом, между постановлениями и распоряжениями правительства много общего. Во-первых, они должны соответствовать Конституции и другим вышестоящим правовым актам. Во-вторых, их издаёт высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются на территории всей России. В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.
Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается. Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения. Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое. В отличие от них, распоряжения не имеют нормативного характера и призваны решить текущие проблемы. К их числу относится борьба со стихийными бедствиями, разовое выделение материальной помощи, организация массового мероприятия. Таким образом, по своей значимости постановления стоят несколько выше распоряжений правительства.
Однако характер применения влияет и на такой аспект, как момент обретения законной силы. Поскольку распоряжения имеют оперативный характер и призваны решать текущие вопросы, то их исполнение обязательно со дня ратификации. Постановления правительства обретают юридическую силу в день опубликования, если же в них оговорено иное – то с момента принятия.
Распоряжения Правительства – реализация его полномочий
Реализуя свои полномочия высшего исполнительного органа государства, Правительство РФ принимает, в пределах своей компетенции, различного рода нормативно-правовые и иные акты, которые призваны регламентировать общественные правоотношения во исполнение Основного закона – Конституции РФ, федеральных законов и Указов Президента.
Российское Правительство полномочно принимать такие правовые акты, как постановления и распоряжения. Несмотря на то, что принимаются постановления и распоряжения одним и тем же исполнительным госорганом, между этими документами существует значительная разница.
Распоряжение Правительства, в отличие от его постановления, не носит нормативного характера. Что это означает на практике? Это означает, что постановление Правительства касается широкого круга общественных отношений, они принимаются по наиболее важным государственным вопросам и обязательны для исполнения всеми и на территории всей России, между тем как распоряжение Правительства направлено на регламентацию каких-либо оперативных, текущих, можно сказать, «узких» вопросов.
Например, распоряжения Правительства могут касаться кадровых вопросов – правительственное распоряжение о назначении должностных лиц в министерствах и ведомствах, о присвоении классных чинов, о награждениях; или регулировать хозяйственные вопросы – распоряжение Правительства о предоставлении отдельным субъектам (фондам, муниципальным образованиям) различного рода субсидий за счет государственного бюджета и т.п.
Приказ, указание, распоряжение, как документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения
Приказ, указание, распоряжение — организационно-распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием. Приказ содержит обязательные для исполнения предписания.
Назовем основные виды приказов:
- приказы по общим вопросам, которые в свою очередь делятся на приказы по организационным вопросам (при создании, реорганизации или ликвидации структурных подразделений) и приказы по основной деятельности (при утверждении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при введении новых стандартов, при изменении графика работы предприятия и др.);
- приказы по кадрам и личному составу (эти приказы готовятся отделом кадров при назначении, освобождении, перемещении работников на должность, при уходе сотрудников в очередной отпуск и др. ).
Здесь представлены образцы оформления приказов.
В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» приказы выполняются на бланках организации.
Обязательными реквизитами приказа являются: наименование организации, название вида документа (ПРИКАЗ), дата (датой приказа является дата его подписания), регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.
Текст приказа состоит из двух взаимосвязанных частей:
- Констатирующая часть – в ней излагаются цели и причины издания приказа (могут быть перечислены факты, события, дана им оценка). Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках. В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.
- Распорядительная часть – начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. Распорядительная часть излагается в повелительном наклонении, может состоять из пунктов. Каждый пункт нумеруется арабской цифрой, оформляется с «красной» строки.
Какие бывают нормативные правовые акты?
Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.
Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).
Определение постановления и распоряжения
Постановление — это нормативный правовой акт, который принимается коллегиальным органом власти или управления по наиболее важным вопросам, затрагивающим деятельность организации или территории. Постановления регулируют устойчивые, постоянные правоотношения.
Распоряжение — это правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации, органа власти или его заместителем. Распоряжения касаются текущих, оперативных вопросов деятельности. Они регулируют разовые правоотношения, которые носят временный характер.
Критерий | Постановление | Распоряжение |
Кем издается | Коллегиальным органом | Единолично руководителем |
Характер решаемых вопросов | Важные, принципиальные | Текущие, оперативные |
Сфера регулирования | Постоянные правоотношения | Разовые правоотношения |
Как видно из сравнительной таблицы, постановления и распоряжения имеют принципиальные отличия по основным критериям. Это позволяет правильно выбирать нужный вид документа в зависимости от решаемого вопроса.
Применение постановления и распоряжения в практике
Постановление и распоряжение — это два основных документа, которые используются в правовой практике для упорядочения деятельности органов исполнительной власти и других организаций.
Постановление является своего рода нормативно-правовым актом, принимаемым высшими органами исполнительной власти, такими как правительство или министерство. Оно содержит конкретное решение по определенному вопросу и обязательно для исполнения всех заинтересованных сторон. Постановление часто используется для регулирования общих вопросов, касающихся работы государственных органов.
Распоряжение, в отличие от постановления, принимается главой организации или руководителем нижестоящего органа исполнительной власти. Оно обычно содержит конкретные указания о проведении действий, связанных с реализацией какого-либо проекта или программы. Распоряжение может иметь локальное или временное значение и не обязательно для всех органов или организаций.
Применение постановлений и распоряжений в практике весьма разнообразно и зависит от конкретной ситуации. Они могут использоваться для утверждения правил и нормативов, регулирования процедур и порядка деятельности, принятия мер по обеспечению безопасности и т.д.
Постановление и распоряжение также могут быть использованы для решения конкретных проблем, связанных с управлением и организацией. Например, постановление может служить основой для создания новых департаментов или изменения структуры организации, а распоряжение может содержать указания о перераспределении ресурсов или организации мероприятий.
В заключение, постановление и распоряжение являются важными инструментами в правовой практике, которые помогают упорядочить деятельность органов исполнительной власти и других организаций. Они используются для регулирования различных аспектов работы и принуждения заинтересованных сторон к их выполнению. Оба этих документа имеют свои особенности и применение, которые определяются контекстом и конкретной целью их принятия.
Что представляет собой распоряжение и постановление?
Распоряжение является нормативным актом исполнительной власти, выдаваемым в результате одностороннего акта управления. Оно содержит конкретные указания и решения высокопоставленного должностного лица, чаще всего применяется в организационных и оперативно-управленческих вопросах. Распоряжение может быть адресовано конкретному лицу, группе лиц или организации. При выполнении распоряжения его субъект должен руководствоваться законодательством и положениями указанного документа.
Постановление, в отличие от распоряжения, применяется в сфере законодательства и является актом, принятым исполнительными органами или органами местного самоуправления. Постановление имеет более широкий круг регулируемых вопросов, возможно его применение в отношении всех субъектов правоотношений. Оно регламентирует конкретные положения, правила и предписания, которые обязательны к исполнению для всех заинтересованных сторон. В отличие от распоряжения, постановление имеет большую юридическую силу и значимость, так как его принятие осуществляется в рамках установленного законодательством процесса и требует соблюдения определенных формальностей.
Таким образом, распоряжение и постановление представляют собой два различных вида нормативно-правовых актов, отличающихся своими целями, составом и регулирующими возможностями.
Распоряжение и постановление: общие понятия
Распоряжение является односторонним административным актом, который принимается должностными лицами органов исполнительной власти. Оно содержит распоряжение о совершении определенного действия, обязательного для исполнения указанным в нем лицам.
Постановление, в отличие от распоряжения, принимается коллегиальным органом исполнительной власти и является итоговым документом, содержащим установление определенного правового положения, регулирование конкретной ситуации или задачи. Постановление является более формальным актом и обладает большей юридической значимостью.
Как правило, регламентирование конкретных действий или порядка осуществления определенных функций выполняется посредством распоряжений, в то время как общие итоги работы или принципы организации деятельности фиксируются в постановлениях.
Оба акта должны быть формализованы, иметь определенный порядок оформления и должны соответствовать действующей законодательной базе.
Процедура принятия распоряжения
Процесс принятия распоряжения обычно начинается с выработки необходимых решений и приказов руководства. Затем составляется проект распоряжения, который должен быть согласован с соответствующими структурными подразделениями, в случае необходимости.
После получения всех необходимых согласований, проект распоряжения передается на рассмотрение и подпись руководителя организации. Важно отметить, что подписание распоряжения является неотъемлемой частью процедуры его принятия.
Затем распоряжение регистрируется в учетной системе организации, получает регистрационный номер и вводится в действие. После этого оно становится обязательным для исполнения всеми сотрудниками, подчиненными руководителю организации.
Если возникают изменения или дополнения к распоряжению, то процедура их принятия также включает в себя рассмотрение и согласование с соответствующими структурными подразделениями, подписание руководителем и регистрацию в учетной системе.
Таким образом, процедура принятия распоряжения является комплексным процессом, гарантирующим правовую значимость данного документа и его обязательность для исполнения всеми сотрудниками организации.