Прохождение предрейсовых техосмотров на служебных автомобилях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прохождение предрейсовых техосмотров на служебных автомобилях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С 1 марта 2023 года согласно п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 28.09.2022 г. дата, время и результат проведения техконтроля должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо электронной подписью в электронном путевом листе с указанием его фамилии, имени и отчества.

Техконтроль может осуществляться:

– работником самой организации (ИП);

– работником сторонней организации (ИП) по договору об оказании услуг;

– привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем по договору об оказании услуг.

Любой из вышеперечисленных должен соответствовать требованиям к контролеру технического состояния.

При этом должность такого работника не обязательно должна называться «Контролер технического состояния». Это может быть любой работник, на которого руководителем (самим ИП) возложены такие обязанности.

Тут необходимо отметить одну тонкость. Если контроль технического состояния проводит сторонняя организация или ИП по договору об оказании услуг, то отметку в путевом листе «выпуск на линию разрешен» должен ставить, по нашему мнению, работник, назначенный в организации (ИП), (которой принадлежит ТС) ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. А с 1 марта 2023 года – работник «ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств» (п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 22.09.2022 г.).

Как и куда вносится отметка о проведении контроля?

Также с 1 марта действует новое правило о том, что по результатам проведения предрейсового (предсменного) контроля техсостояния ставится обязательно одна из двух отметок:

  • отметка «выпуск на линию разрешен», проставляемая ответственным должностным лицом в путевом листе в случае, если при контроле не выявлены несоответствия установленным требованиям на основании соответствующей записи, внесенной в журнал регистрации результатов контроля техсостояния ТС;
  • отметка «выпуск на линию не разрешен» – если при контроле выявлены указанные несоответствия.

Договор предрейсовый технический осмотр

Если возможность принятия в штат механика-контролера соответствующей требованиям российского законодательства квалификации, не рассматривается, остается — заключение договора с компетентными специалистами. Где их искать, какие варианты есть: 1. Обратиться в транспортную компанию, где такой специалист есть. Если у него будет время подъехать к месту парковки вашего авто, он сможет провести предрейсовый ТО. К сожалению такие сотрудники загружены работой на своем предприятии. 2. Узнать в ближайшем от стоянки ТС автосервисе, смогут ли они ежедневно проводить ПТО и нести ответственность за выпуск исправного авто на линию. 3. Лучший вариант — обратиться в компанию, которая специализируется на оказании услуг по ПТО. У нас хватит специалистов, чтобы в любое, удобное для вас время, провести осмотр ТС на месте парковки. Кроме этого, в случае аварии доставят авто в ремонтную мастерскую. Они несут материальную ответственность за качество своей работы и мн. др.

Законодательное регулирование и алгоритм проведения

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств обязателен в организациях, занимающихся перевозками. К таким автотранспортным средствам относят автобусы, такси, а также ТС, которые перевозят грузы.

Читайте также:  Газовая духовка не печет сверху что делать если а снизу подгорает

Проводят технический осмотр, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и надлежащее техническое состояние транспорта. Если автомобиль не прошел осмотр, или осмотр показал, что ТС неисправно, его нельзя допускать к работе.

Автотранспортные средства, которые используются в коммерческих целях, подвергаются интенсивной нагрузке. Узлы начинают изнашиваться очень быстро, по этой причине исправность, техническое состояние используемого юридическими лицами транспорта (такси, грузовых машин, автомобилей) для перевозки людей и грузов должны обеспечиваться тщательно.

Проводить экспертизу (или техосмотр) перед каждым рейсом (началом каждого рабочего дня) должны особенно те компании, которые предоставляют услуги извоза — такси, а также компании, занимающиеся перевозками людей и грузов. Следует учитывать, что каждая организация с транспортными средствами на балансе обязана оформлять путевые листы.

При этом подобная обязанность не связана с тем, оказываются ли услуги по перевозке пассажиров и грузов, или на балансе компании всего один автомобиль, предназначенный для руководства.

Путевой лист — документ, служащий основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Налоговая принимает расходы на основании этого документа.

Закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» гласит, что ТС должны обязательно проверять на неисправности. Порядок проведения регламентирован приказом от 06.04.2017 г. №141. Предрейсовый контроль проводят до выезда ТС с места постоянной стоянки.

Автомобиль проверяют на неисправности:

  • тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • световых приборов (фары, поворотники, и т.д.)
  • стеклоочистительных приборов;
  • колес, шин;
  • двигателя;
  • тахографа;
  • звуковых сигналов;
  • других элементов.

Механик, который проводит технический осмотр, должен вести учет прохождения предрейсового контроля.

В журнал регистрации результатов предрейсового контроля необходимо вносить:

  • марку, модель проверяемого автомобиля;
  • регистрационный знак;
  • ФИО водителя;
  • ФИО контролера, который проводил контроль;
  • дату, время проведения осмотра;
  • количество полных км пробега на момент проведения контроля;
  • отметка о прохождении предрейсового контроля;
  • подпись водителя;
  • подпись контролера.

В журнале допускают размещение дополнительных реквизитов, которые учитывают особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Дополнительные сведения указаны в пункте 6 Межотраслевых правил, которые утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28. Также требование регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7. Если в организации нет обученного человека, который должен проводить осмотры, можно заключить договор со сторонней организацией.

В ходе проверки сотрудник, уполномоченный проводить технический осмотр, должен:

  • проверить безопасность эксплуатации автотранспортного средства;
  • устранить мелкие неполадки в случае их выявления;
  • если неполадку нельзя устранить за короткое время, автомобиль должен остаться в автопарке, его нельзя выпускать на линию.

Предрейсовый техосмотр также включает следующие операции:

  • осмотр автобуса или другого автотранспортного средства на наличие визуальных повреждений;
  • проверяют наличие обязательного водительского комплекта (аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель, два противооткатных средства);
  • проверка исправности функционирования рабочих механизмов и основных узлов.

По результатам проверки определяется, можно ли выпустить ТС на линию. Если автотранспортное средство полностью исправно, заполняют путевой лист, проставляются отметка от допуске ТС и подпись лица, который осуществил осмотр.

Правовые особенности и нюансы приказа о предрейсовых осмотрах

12 п. Приказа Приказа Минтранса №390 от 28.12.2022 указывает на необходимость наличия отметки с фразой «предсменный просмотр прошел, к трудовым обязанностям допущен», если водитель успешно прошел медконтроль перед выходом в рейс. Компания организует предрейсовый просмотр, однако в отметке утверждается, что водитель прошел предсменный осмотр. Поэтому появляется недопонимание, какую формулировку следует использовать. К тому же Приказ Минздрава России №835 от 15.12.2014 для такой же ситуации предусматривает указание о том, что водитель прошел предрейсовый осмотр. В соответствии с п. 16 Положения указанного Приказа, необходимо использовать такую формулировку: «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». В результате на сегодняшний день в российском законе есть две инструкции о том, как оформлять путевые листы, причем обе из них противоречат друг другу по смыслу. Предполагается, что фактически данные формулировки не окажут особого значения. В то же время возможны и другие последствия: например, если допустить ошибочную формулировку, то в действие вступит ст. 12.31.1 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 2 и 3, если перевозка проводится с несоблюдением требований, относящихся к организации технических или медосмотров, то физическое лицо рискует столкнуться со штрафом в размере 3 000 ₽, должностное – 5 000 ₽, юридическое – 30 000 ₽. Итак, если воспользоваться неправильной формулировкой, то есть вероятность получить штраф.

Читайте также:  Наказание за отсутствие обязательный аудит для ООО в 2024 году

Кто может проводить осмотр

Специалисты, осуществляющие технический предрейсовый контроль, в обязательном порядке должны соответствовать установленным требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Как минимум, контролер должен иметь среднее образование, уметь оформлять необходимую документацию, а также обладать знанием технических особенностей различных ТС и знанием правил противопожарной безопасности.

Контролером может быть сотрудник субъекта транспортной деятельности, специалист сторонней организации, привлекаемый для такой задачи, или индивидуальный предприниматель, прошедший профессиональную подготовку, которая позволяет проводить проверку самостоятельно. Для более крупных организаций рекомендуется нанять в штат механика, поскольку технический осмотр автобуса должен проводиться на месте его стоянки.

Особенности проведения медосмотра

Если работодатель допускает к рейсу водителей, не прошедших МО, он рискует здоровьем водителя, окружающих людей, репутацией компании и деньгами. Распространенные траты – штрафы, страховые выплаты, судебные расходы, возмещение вреда пострадавшим, оплата за лечение профзаболеваний и реабилитацию сотрудников. При этом организация не может переложить административный штраф от государственной инспекции труда, полученный за непрохождение водителем предрейсового МО, на самого водителя (основание – ст.3.1 КоАП РФ).

Поэтому перевозчик должен соблюдать правила Приказов Минздрава РФ № 835н и № 266н. Оба нормативных акта предусматривают следующие моменты:

  • любой вид осмотра финансируется, инициируется и организовывается руководством предприятия;
  • МО проводят в начале рабочей смены.

Выполнение проверок возлагается на работников с соответствующей специальностью (врач, фельдшер, медсестра) при наличии у них сертификатов и лицензий. Медики могут относиться к штату компании или быть приглашенными.

Нельзя заставлять водителя жертвовать своим свободным временем и заставлять его приходить раньше на работу, чтобы пройти медосмотр перед сменой. В соответствии со ст. 220 ТК РФ, время, затраченное на прохождение МО, включается в рабочее время. К примеру, если предрейсовый МО занимает 20 минут, а смена началась с 9:00, значит, к должностным обязанностям водитель должен приступить в 9:20.

Требования к документации

Медработник ежедневно фиксирует результаты медосмотров, проведенных перед рейсом, в специальном журнале. Идентичные данные указываются в путевом листе.

Журнал предрейсовых осмотров заполняется медиком перед каждой поездкой работника по маршруту. Он содержит:

  • ФИО водителя;
  • общее здоровье;
  • неврологический статус;
  • показатели АД, пульса, температуры;
  • результаты осмотра;
  • наличие допуска или обоснование недопуска;
  • дату осмотра;
  • печать и подпись медика.

Если возникла необходимость в проведении тестов, то обязательно вносятся сведения об их результатах. Журнал подписывает не только медик, но и водитель.

Наряду с журналом заполняется путевой лист, выданный водителю диспетчерской службой перед сменой. Перед предъявлением его медику для допуска по МО работник указывает следующую информацию:

  • сведения о ТС (модель, марка, госномер);
  • конечный и промежуточные остановочные пункты маршрута;
  • время, дата, место отправления;
  • документы для управления авто.

В путевом листе водитель должен поставить свою подпись. Кадровики и финансовый отдел получают данные о выходе водителя на работу по данному документу.

Если работник был отстранен от выполнения обязанностей с документальной фиксацией недопуска к управлению ТС, то такая информация обязательно вносится в журнал регистрации и личную карту сотрудника.

Читайте также:  Документы на опекунство над ребенком инвалидом в 2024 году

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

Перевозчик имеет право нанять собственного инспектора или воспользоваться услугами сервисного центра, предоставляющего такую услугу. Независимо от выбранного варианта, осмотр транспортного средства должен проводиться только профессиональными работниками, имеющими соответствующую подготовку, статус и квалификацию (инспекторы должны соответствовать профессиональным и специализированным квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом). наземного городского транспорта), утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287.

К инспекторам, проводящим технический осмотр, предъявляются следующие требования

иметь среднее или высшее профессиональное образование по конкретной специальности; и

знание правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; и

знание технических характеристик и конструкции каждого осматриваемого транспортного средства; и

знание того, как правильно заполнять необходимые формы.

Знание правил пожарной безопасности.

Сотрудники организации могут стать автоинспекторами, не получив специального образования. Если работник получил хотя бы среднее профессиональное образование по специальности, он имеет право на переподготовку по квалификации инспектора. Например, индивидуальный предприниматель, самостоятельно перевозящий грузы, может пройти курс переподготовки и получить право самостоятельно проводить предсменные осмотры собственных транспортных средств.

Договор на предрейсовый технический осмотра автомобиля

Если за выпуск транспортных средств отвечает квалифицированная организация, стороны (заказчик и исполнитель) должны заключить соответствующий договор на поездку транспортного средства. Модель договора должна включать следующие поля

Сведения о сторонах (названия компаний и руководителей), а также

Сроки и условия; и

место контроля (важно отметить, что автомобиль не может покинуть автостоянку до проверки технического состояния автомобиля и не может покинуть автостоянку после окончания смены или после возвращения из поездки); и

стоимость услуги и порядок ее оплаты; и

права, обязанности и ответственность каждой стороны; и

возможность применения силы; и

процедуры разрешения споров.

Заключение договора должно включать реквизиты заказчика и исполнителя, подпись руководителя и печать организации.

К договору должно прилагаться приложение. Оно включает информацию о транспортном средстве, которое должно быть осмотрено перед началом поездки, и о водителе этого транспортного средства.

Журнал технического осмотра

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести дневник с результатами осмотра транспортного средства (пункт 9 порядка). Сравните с номером приказа, новая форма.296: подпись водителя для получения права управления транспортным средством не требуется.

Дневник можно вести на бумаге или в электронном виде. В последнем случае регистрация заверяется ЭЦП.

Заполненный календарь перед маршрутом сохраняется три года после снятия транспортного средства с учета, в соответствии с разделом 555 Справочника типовых административных документов … С изменениями, внесенными приказом Росархива от 20. 12. 2019 № 236.

Вы можете бесплатно проконсультироваться с нами в любое время — заполните форму обратной связи ниже.

Оставьте свой запрос, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки. Наши специалисты свяжутся с вами для бесплатной консультации в течение следующего рабочего дня.

Какие транспортные средства должны проходить контроль?

Согласно статье 20(2) Федерального закона «О безопасности дорожного движения», транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перевозящие пассажиров или грузы, должны проходить техосмотр.

Это не обязательно относится к коммерческому транспорту. Если транспортное средство перевозит товары для собственного использования организации или перевозит, помимо водителя, хотя бы одного человека, оно должно пройти предсменную или предрейсовую проверку.

Это требование относится ко всем типам транспортных средств:

  • автомобили (только коммерческий транспорт),
  • Грузовые автомобили (для коммерческих перевозок и собственных нужд),
  • Автобусы (для коммерческих перевозок и собственных перевозок).


Похожие записи:

Добавить комментарий