Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог за дороги в Беларуси 2024 год сумма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Кто должен платить транспортный налог
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо снять машину с регистрационного учета. Для таких автомобилей установлена упрощенная процедура снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.
Два способа узнать сумму транспортного налога
Напомним, что транспортный налог в Беларуси появился в 2021 году взамен пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Этот дорожный сбор не привязан к прохождению техосмотра.
Платить налог обязали физлиц, в том числе зарегистрированных в качестве ИП, за которыми в ГАИ числятся транспортные средства. Касается это не только белорусов, но и граждан других государств, лиц без гражданства. Если автомобиль передан в лизинг, то налог платит лизингополучатель.
Суммы, которые нужно внести в этом году автовладельцам, уже известны. Налоговая инспекция начала выставлять их плательщикам транспортного налога через ЕРИП, хотя официальное извещение еще должно прийти каждому владельцу до 1 сентября 2023 года.
Те, кто не хочет так долго оставаться в неведении и привык вовремя платить по счетам, уже могут ознакомится с причитающейся к оплате суммой. Как нам удалось выяснить, сделать это можно двумя способами – через ЕРИП или личный кабинет плательщика на сайте Министерства по налогам и сборам.
В первом случае можно подключиться к системе «Расчет» (ЕРИП) с помощью смартфона и выполнить несложные действия: пройти путь по вкладкам «Налоги»; выбрать нужный «Город, область, район»; налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика, на которого в ГАИ зарегистрирован автомобиль; определиться с видом платежа («Транспортный налог с физических лиц») и указать УНП (учетный номер плательщика) латинскими прописными буквами.
К слову, уточнить свой УНП можно на сайте Министерства по налогам и сборам (МНС), достаточно пройти по вкладкам: Сервисы/Государственный реестр плательщиков/Поиск физических лиц.
О причитающейся к уплате сумме транспортного налога можно осведомиться и непосредственно в «Личном кабинете плательщика», который вы наверняка ранее создали на сайте МНС.
Сколько будут платить физические лица
Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.
Вид транспорта | Размер пошлины (руб.) |
автомобиль массой не более 1,5 т | 61 |
автомобиль массой от 1,5 до 1,75 т | 81 |
автомобиль массой от 1,75 до 2 т | 102 |
автомобиль массой от 2 до 2,25 т | 122 |
автомобиль массой от 2,25 до 2,5 т | 142 |
автомобиль массой от 2,5 до 3 т | 162 |
автомобиль массой более 3 т | 223 |
мотоцикл | 40 |
Расчет транспортного налога
Для организаций расчетный период для подсчета транспортного налога — один календарный год. Рассчитывается налог, исходя из ставки налога и числа транспортных средств. Ставки установлены в п. 1 приложения 27 к Налоговому кодексу РБ. Они указаны в белорусских рублях, на их размер влияет максимальная разрешенная масса и вид транспортного средства. Размер ставок для автобусов зависит от количества посадочных мест.
Объект налогообложения у организации может появиться в течение года. В этом случае расчет транспортного налога нужно делать с 1-го дня месяца, следующего за месяцем, в котором проведена государственная регистрация. Начисление налога останавливается с 1-го числа месяца, наступившего после месяца, в котором транспортное средство сняли с учета.
Налоговую декларацию организации обязаны отсылать в налоговые органы не позже 20 февраля года, следующего за завершившимся налоговым периодом.
Ответственность за неуплату налога
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК). |
Налог на дороги в Беларуси
Налог на дороги в Беларуси будет взиматься с 2024 года и будет предназначен для финансирования строительства и поддержания дорогной инфраструктуры в стране. Этот налог будет взиматься у владельцев автомобилей и другой дорожной техники в зависимости от их категории и технических характеристик. Введение такого налога связано с необходимостью увеличения бюджетных средств на дорожное хозяйство и улучшение состояния дорог в Беларуси.
Налог на дороги будет взиматься ежегодно и его размер будет зависеть от ряда факторов, таких как мощность двигателя, тип автомобиля и его экологические характеристики. Точный порядок и методика расчета данного налога будут установлены в законодательстве Беларуси. Размер налога будет отличаться для различных категорий автомобилей, включая легковые автомобили, грузовики и автобусы, а также для различных типов топлива, таких как бензин, дизельное топливо и электричество.
Распределение средств
Дорожный сбор, собранный в Белоруссии в 2024 году, будет эффективно распределен между различными потребностями в дорожных работах и инфраструктурных проектах.
Большая часть средств будет направлена на поддержку текущих проектов по строительству и ремонту автомобильных дорог. Это позволит улучшить качество и безопасность дорожной сети в стране.
Также значительная часть средств будет выделена на развитие общественного транспорта и создание новых маршрутов. Это позволит обеспечить удобство и доступность транспортных услуг для всех граждан Белоруссии.
Дополнительные средства будут выделены на модернизацию дорожной инфраструктуры, включая строительство и ремонт мостов, пешеходных и велосипедных дорожек, а также обновление знаков и светофоров.
Важным направлением распределения средств является развитие инновационных технологий и усовершенствование систем безопасности на дорогах. Это включает внедрение умных систем управления трафиком, видеонаблюдение, автоматическую систему оповещения водителей и многое другое.
Таким образом, распределение средств, собранных в результате дорожного сбора в Белоруссии в 2024 году, будет способствовать современным транспортным технологиям, повышению безопасности дорожного движения и обеспечению более комфортных условий передвижения для всех граждан.
Кто (не)должен платить транспортный налог
Согласно Налоговому кодексу плательщиками транспортного налога выступают организации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.
Кто не должен платить транспортный налог:
- государственные органы;
- органы государственного управления;
- органы прокуратуры;
- исполнительные комитеты;
- учреждения, созданные государственными органами;
- организации-перевозчики;
- войска и воинские формирования.
Налоговый кодекс устанавливает, что объектами транспортного налога являются все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в Государственной автомобильной инспекции.
Вместе с тем статья 307-2 Особенной части Налогового кодекса содержит перечень машин, не облагаемых транспортным налогом. К ним относятся:
- автомобили медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- транспортные средства, выпущенные до 1991 года;
- транспортные средства, в отношении которых отсутствуют сведения о годе выпуска;
- транспортные средства категорий М1 и М1 G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем (эта льгота для электромобилей будет действовать до 31 декабря 2025 года);
- автомобили, предназначенные для оказания помощи слоям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации (на которых нанесена надпись «Социальная служба»).
Тем, что не уплатил транспортный налог, грозит взыскание задолженности в принудительном порядке из заработной платы, пенсии и других выплат, а также направление исполнительных документов в органы принудительного исполнения. И уже ими могут быть применены такие меры, как арест денежных средств; опись и изъятие имущества должника; временное ограничение на выезд из страны, на управление механическими транспортными средствами и даже на посещение игорных заведений (в том числе виртуальных) и участие в азартных играх.
Помимо уплаты самого налога, при направлении исполнительных документов в органы принудительного исполнения придется возместить расходы по их исполнению и принудительный сбор в размере 10% суммы исполненного в пользу взыскателя требования, но не менее 50% размера базовой величины.
Кроме того, задолженность по налогам грозит физическим лицам административной ответственностью в виде штрафа, размер которого составит 15% неуплаченной суммы, но не менее 0,5 базовой величины или 40% неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин в случае умышленной неуплаты налога.
Изменения в налоге за дороги в 2024 году
С 2024 года в Беларуси вступают в силу изменения в налоге за дороги, которые затронут всех автовладельцев в стране.
Одним из основных изменений является увеличение ставки налога за использование автомобилей на дорогах. Согласно новым правилам, ставка будет зависеть от мощности двигателя автомобиля и возраста транспортного средства.
Также введены уточнения по категориям автовладельцев, которые будут освобождены от уплаты налога. Теперь субъекты, осуществляющие деятельность в сфере оказания медицинских услуг, будут освобождены от налога за дороги при наличии специальных разрешительных документов.
Другим важным изменением является введение ограничения на передачу автомобилей в аренду без налогообложения. Теперь для передачи автомобиля в аренду без уплаты налога необходимо получить разрешение специальных органов государственного управления.
Ожидается, что введение новых изменений в налог за дороги поможет увеличить доходы государства, а также повысить осведомленность автовладельцев о необходимости исполнения обязанностей по уплате налога.
Источник: Новости Беларуси
Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа
Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.
Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.
Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.
Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Сколько придется платить?
Повышение платы за пользование дорогами Литвы будет минимальным для новейших большегрузов стандарта Евро-6, но очень серьезным для наиболее загрязняющих окружающую среду транспортных средств. До сих пор плата за пользование дорогами для автомобилей массой до 3,5 т составляла 6 евро в день, 14 евро в неделю, 28 евро в месяц и 304 евро в год, причем ставки не дифференцировались в зависимости от уровня выбросов или количества осей.
«С 1 января 2024 года ежедневная виньетка для грузовика, соответствующего стандарту выбросов Евро-6 (разрешенной максимальной массой до 3,5 т – прим. ред.), увеличится в среднем на 19 проц. и составит 7 евро в день, 17 евро в неделю, 34 евро в месяц и 365 евро в год», – сообщило литовское министерство.
Для класса выбросов Евро 0 стоимость виньетки увеличится в среднем на 167 проц., до 16 евро в день, недельная виньетка будет стоить 38 евро, месячная – 75 евро, а годовая – 810 евро.
С грузовиков массой более 12 т будет взиматься плата в размере 13 евро в день, 31 евро в неделю, 62 евро в месяц и 660 евро в год. Для категории Euro 0 ежедневная виньетка будет стоить 29 евро, недельная – 67 евро, месячная – 137 евро и годовая – 1382 евро. Для этой категории цена виньетки Euro 6 увеличится в среднем примерно на 10 проц., а Euro 0 – примерно на 93 проц.
Например, владелец большегрузного автомобиля с самым низким стандартом выбросов, массой более 12 тонн и имеющего не менее четырех осей, в следующем году должен будет заплатить ежегодный сбор в размере почти 3,1 тыс. евро вместо прежних 753 евро.
Плата за проезд по дорогам Литвы в 2024 году
– Транспортные средства до 3,5 тонн
Экологический стандарт | Не более 3 осей | Не менее 4 осей | ||||||
Стоимость (в евро) | ||||||||
год | месяц | неделя | день | год | месяц | неделя | день | |
Евро 0 | 810 | 75 | 38 | 16 | 1305 | 120 | 60 | 26 |
Евро 1 | 704 | 65 | 33 | 14 | 1129 | 104 | 52 | 23 |
Евро 2 | 609 | 56 | 28 | 12 | 981 | 90 | 45 | 19 |
Евро 3 | 530 | 49 | 25 | 10 | 849 | 78 | 39 | 17 |
Евро 4 | 461 | 43 | 22 | 9 | 739 | 68 | 34 | 15 |
Евро 5 | 401 | 37 | 19 | 8 | 642 | 59 | 30 | 13 |
Евро 6 | 365 | 34 | 17 | 7 | 584 | 54 | 27 | 12 |