Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тахограф кому не надо устанавливать в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Законодательство о тахографах
Требования к установке, эксплуатации и утилизации контрольных бортовых самописцев изложены в таких законодательных документах, как:
- Приказ Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 г. (о правилах установки, эксплуатации и обслуживания тахографов).
- Приказ Минтранса № 440 от 28.10.2020 г. (отменяет действие приказа № 36, уточняет, какие типы ТС подлежат оснащению контрольными приборами).
- Приказ Минтранса № 227 от 26.07.2017 г. (о сроках и порядке установки бортовых самописцев).
- Постановления Правительства Российской Федерации: № 382 от 30.03.2019 г., № 944 от 19.06.2021 г. (о пассажирских автоперевозках и категориях ТС, оснащаемых тахографами).
- Федеральный Закон № 196-ФЗ от 29.11.2021 г. (об основах БДД в России).
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.
Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.
С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:
- Федеральные законы № 184 и 196;
- Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
- Приказ Минтранса № 36 и 277.
Достоинства и недостатки
В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.
Но применение тахографов имеет и другие преимущества:
- Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
- Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.
Какие штрафы за тахограф могут быть в 2023 году
Как известно, штрафы бывают за два типа нарушений: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха. Размер штрафов за тахограф в 2023 году следующий:
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. | для водителя: 3-5 тыс. руб.;
для должностного лица: 7-10 тыс. руб; для ИП: 15-25 тыс. руб.; для юридического лица: 20-50 тыс. руб. |
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. | для водителя: 1,5-2 тыс. руб.;
для должностного лица: 7-10 тыс. руб.; для ИП: 15-25 тыс. руб.; для юридического лица: 20-50 тыс. руб. |
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 марта 2025 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Как же сложно объяснять заказчикам требования закона, когда они в ответ оперируют фразами типа «мне кто-то сказал» или «я где-то слышал». Чтобы никто не смог сказать что-либо подобное про нашу статью, сразу обозначим — мы будем ссылаться только на документально установленные нормы! Никакой «отсебятины» здесь не будет! Сроки и категории автомобилей, которым нужно устанавливать тахограф взяты исключительно из нормативных документов. Абсолютно любой пункт этого материала можно проверить, если самостоятельно прочитать соответствующие приказы и постановления, ссылки конечно укажем. Итак, все что касается тахографии в России сводится всего к трем основным нормативно-правовым документам.
Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС
В целом порядок оснащения транспортных средств тахографами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.
Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:
3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2021 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2021 г., регистрационный N 50061) (далее — приказ Минтранса России N 36) после слов «за исключением», производится:
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;
- транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;
- транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.
Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:
- 1 февраля 2021 года — на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 марта 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
- 1 июня 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 января 2022 года — на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.
Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Кто будет проверять наличие тахографа?
Такие органы, как Госавтоинспекция, таможня и другие, могут проверять наличие тахографа на транспортных средствах при осуществлении контроля на дорогах или на границе. Тахограф должен быть установлен на определенные виды транспорта, такие как грузовики, автобусы и тягачи, которые используются для перевозки грузов или пассажиров.
Для водителя также обязательно иметь карту водителя, которая должна быть оформлена с учетом требований законодательства. В случае отсутствия карты или неправильного оформления, водителю может быть наложен штраф.
Порядок проверки наличия тахографа на транспортных средствах и оформления карты водителя определен законодательством. Механизм обжалования штрафов и административных наказаний также установлен в законодательстве.
Преимущества автомобилей без тахографов
Автомобили, освобожденные от установки тахографов, имеют ряд преимуществ, которые могут быть полезны как для владельцев транспортных средств, так и для водителей. Вот некоторые из них:
1. Снижение операционных расходов
Отсутствие необходимости устанавливать и обслуживать тахографы позволяет сэкономить деньги на ремонте и техническом обслуживании. Кроме того, не нужно оплачивать установку и калибровку тахографов. Это может значительно снизить операционные расходы для владельцев транспортных средств.
2. Увеличение гибкости в планировании
Отсутствие тахографов позволяет водителям и владельцам автомобилей быть более гибкими в планировании своего времени и маршрутов. Водители могут выбирать более оптимальные пути и расписания, что может сократить время в пути и улучшить общую эффективность доставки грузов.
3. Снижение бюрократических проблем
Тахографы обычно требуют регулярной калибровки и обработки данных, что может быть довольно бюрократичным процессом. Отсутствие необходимости устанавливать и обслуживать тахографы позволяет избежать данного вида проблем и сосредоточиться на более важных задачах, связанных с ведением бизнеса.
4. Увеличение свободы перемещения
Многим водителям не нравится ограничение на время вождения, установленное тахографами. Без этого ограничения водители имеют большую свободу перемещения и более гибкие возможности планирования своего рабочего времени.
В целом, автомобили без тахографов могут предоставить владельцам транспортных средств и водителям большую гибкость и свободу при организации и выполнении перевозок.
Как узнать, освобожден ли ваш автомобиль от установки тахографа?
В 2024 году вступили в силу изменения в законодательстве, которые освобождают некоторые категории автомобилей от установки тахографа. Это предусмотрено в Постановлении Правительства РФ № 68 от 31 января 2024 года.
Чтобы узнать, освобожден ли ваш автомобиль от установки тахографа, вам необходимо обратиться к дилеру, у которого была приобретена техника, или в автосалоне того же бренда. Вместе с документами на приобретение автомобиля должна быть соответствующая справка об освобождении от установки тахографа.
Если ваш автомобиль был приобретен до 2024 года, то он, скорее всего, не освобожден от установки тахографа и должен быть оборудован таким устройством. В этом случае вы должны будете сделать запись на установку тахографа в специализированном сервисном центре.
Не следует забывать, что установка несанкционированного тахографа или отсутствие установленного тахографа на автомобиле, на который он обязателен, может повлечь за собой административные или даже уголовные наказания, вплоть до лишения водительских прав.
Решение об устранении требования устанавливать тахографы на грузовые автомобили, принятое с 2024 года, неминуемо повлечет за собой ряд практических последствий. В частности, это может существенно упростить жизнь владельцам грузовых автомобилей и водителям, однако также может повлечь некоторые негативные последствия.
С одной стороны, отмена требования устанавливать тахографы может уменьшить расходы владельцев грузовых автомобилей. Установка и обслуживание тахографов требует дополнительных финансовых вложений, а также времени и усилий. Избавившись от этого обязательства, владельцы смогут сократить свои затраты и решать другие важные задачи.
Кроме того, упрощение требований к грузовым автомобилям может привести к уменьшению бюрократической нагрузки на владельцев и водителей. Вместо затрат на покупку, установку и обслуживание тахографов, обращение с документацией и прохождение проверок, они смогут сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей, что, в свою очередь, может повысить эффективность грузоперевозок.
Однако отмена требования устанавливать тахографы также может иметь негативные последствия. Во-первых, отсутствие тахографов может снизить контроль за режимом труда и отдыха водителей. Это означает, что водители могут превышать допустимое количество рабочего времени или не соблюдать обязательные перерывы, что может привести к увеличению аварийности и нарушению правил безопасности.
Кроме того, устранение требования устанавливать тахографы может затруднить сбор статистических данных о работе водителей и грузовых автомобилей, что усложнит анализ и контроль транспортной сферы. Это может оказаться негативным для властей и организаций, ответственных за безопасность дорожного движения и общественное благополучие.
Таким образом, устранение требования устанавливать тахографы на грузовые автомобили может иметь как положительные, так и отрицательные практические последствия. Оно позволит владельцам и водителям сократить расходы и упростить бюрократическую нагрузку, однако также может снизить контроль и усложнить сбор статистических данных. В конечном счете, эффективность данного решения будет определена его реализацией и последующей оценкой его влияния на безопасность и комфортность дорожного движения.