Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы РФ об изъятии земельных участков в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земли для государственных нужд проходит как принудительный выкуп земли у граждан или юридических лиц — собственников земельных участков. То есть вашу землю покупают — выплачивают компенсацию (согласно части 4 ст. 281 ГК РФ). Это происходит точно так же, как и при изъятии жилого помещения (будь оно расположено на земле и в многоквартирном доме), согласно ч. 5, 6, 7 ст. 32 ЖК РФ: «Возмещение (то есть сумма) за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения».
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
Основания изъятия земель
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Новые правила для изъятия земельных участков
С 1 января 2024 года вступят в силу новые правила для изъятия земельных участков в России. Эти изменения затронут как государственную, так и частную собственность. Принятие таких мер было вызвано необходимостью оптимизировать использование земельных ресурсов и запустить новые проекты развития.
Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что изъятие земельных участков будет осуществляться только по решению суда. Это является важным гарантом для собственников, так как защищает их от произвола со стороны государственных органов или других лиц.
Также в новых правилах предусмотрено, что изъятые земельные участки должны быть использованы только для проектов, которые признаются важными для общества или экономики страны. Подобные проекты могут включать в себя строительство объектов социальной инфраструктуры, развитие промышленных зон или запуск инновационных проектов.
Для собственников истекшивего участка предусмотрена справедливая компенсация. Она может быть выплачена как в денежной форме, так и предоставлена в виде аналогичного участка в другом месте, в зависимости от договоренностей сторон. Таким образом, государство обеспечивает охрану интересов собственников и предоставляет им возможность получить равноценное имущество.
Этапы процесса изъятия земельных участков
- Предварительная подготовка — первый этап, на котором проводится анализ ситуации и подготовка необходимых документов и материалов. В эту стадию входит определение целей и объектов изъятия, проведение оценки земельных участков, разработка плана действий.
- Уведомление — на этом этапе землевладельцы получают уведомление о намерении государственных органов изъять их земельные участки. Уведомление должно содержать информацию о причинах изъятия и правах собственников на возмещение ущерба.
- Публичные слушания — на этом этапе проводятся публичные слушания, на которых граждане и организации имеют возможность высказать свое мнение относительно изъятия земельного участка. Учитываются предложения и замечания участников, а также доказательства о необходимости или ненужности изъятия.
- Принятие решения — после проведения публичных слушаний государственные органы принимают решение о изъятии земельных участков. Решение должно быть обоснованным и основываться на нормативных правовых актах.
- Возмещение ущерба — после изъятия земельного участка, собственники имеют право на получение компенсации за ущерб, причиненный им изъятием. Возмещение ущерба может быть осуществлено в форме денежной компенсации или предоставлении альтернативного земельного участка.
Все эти этапы являются обязательными и служат для обеспечения прозрачности и законности процесса изъятия земельных участков. Они позволяют учесть мнение и интересы собственников земельных участков и обеспечить справедливое возмещение ущерба.
- самовольное занятие земельного участка (так называемый самозахват — использование чужой земли без предусмотренных законом оснований);
- нецелевое использование земель — не в соответствии с установленным для участка целевым назначением и видом разрешенного использования. Например, открыть магазин на участке с видом разрешенного использования «личное подсобное хозяйство» — это нарушение;
- неиспользование земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества. Заброшенные участки создают угрозу стихийных свалок, зарастания сорной травой и пожаров, что приводит к негативным последствиям для собственников соседних участков, предупреждают в Росреестре.
За эти нарушения владельцев участков могут оштрафовать, если не устранить их в сроки, указанные в предписании. Размер штрафа зависит от вида нарушения, кадастровой стоимости земельного участка, а также от того, кто его допустил: юридическое лицо, физическое лицо или должностное.
Право собственности на земельный участок
Главное условие, когда земельный участок может быть признан самовольно захваченным — отсутствие у гражданина правоустанавливающих документов. Иными словами, если человек использует территорию, но не может представить документы, где будет указано его право на недвижимое имущество, то он может быть привлечен к ответственности.
Земельный кодекс РФ предусматривает несколько видов прав на земельный участок:
- Право собственности землей. Это закрепленная за собственником возможность на законных основаниях владеть, использовать и распоряжаться земельным участком с учетом своих собственных интересов, а также предотвращать вмешательство в территориальную целостность третьего лица, например, захват земли соседями.
- Право бессрочного пользования. В соответствии со ст. 268 ГК РФ и ст. 39.9 ЗК РФправо постоянного пользования земельным участком, который на праве собственности принадлежит государству или муниципалитету, предоставляется исключительно на основании решения уполномоченного на это государственного органа. Этим правом могут быть наделены: ОМСУ и органы госвласти; бюджетные, казенные или автономные учреждения всех уровней, казенные предприятия; центры исторического наследия президентов РФ, которые прекратили исполнение своих полномочий.
- Право пожизненного наследуемого владения. Это право закреплено ст. 266 ГК РФ. Практика ПНВ была распространена до 1993 года, когда право собственности на ЗУ не оформлялось. После принятия Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 форма ПНВ была выведена из юридической практики, но право пользования такими участками за гражданами, которые его получили до 1993 года, было сохранено. На сегодняшний день право пожизненного владения до сих пор существует, так как в России до сих пор существуют участки, которые передаются по наследству, но формально являются госсобственностью.
- Право аренды. Закреплено ст. 22 ЗК РФ. Это форма владения и пользования участком, при которой арендодатель передает землю во временное пользование арендатору за определенную плату.
- Право безвозмездного срочного пользования ЗУ. В данном случае речь идет об ограниченном вещном праве, которое регламентировано ст. 269 ГК РФ. Им наделяется только ограниченный перечень лиц, который закреплён ст. 39.10 ЗК РФ.
Важно! Наличие правоустанавливающих документов — главный аргумент для суда, если произошел самовольный захват земли. Истец, который желает оспорить умышленное изменение границ, представив документы в суд, подтвердит законное право на землю.
Порядок изъятия участка в 2019 году
Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:
- Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
- Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
- Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
- Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
- Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.
Основания для изъятия земли
Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:
- Выполнение соглашений международного уровня РФ.
- При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
- объект атомной энергетики;
- объект энергетической системы;
- оборонный объект;
- транспортный объект;
- линейный объект;
- трассы федеральные, муниципальные и региональные.
- При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15 |
ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году» |
П.10, ст. № 32 |
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ |
П.9,10, ст. № 95 |
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ |
Ст. № 25.2 |
Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах» |
Закон об изъятии земель
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, для нужд государственного уровня изъять участок земли можно только в порядке, регламентируемом Земельным Кодексом РФ.
В ст. 282 ГК РФ приводится уточнение, что если землевладелец не заключает договор об изъятии добровольно, то надел изымается в принудительном порядке. Денежное возмещение собственник получает на основании ст. 281 ГК РФ, где указаны суммы возмещения, сроки и другие условия.
Новый закон позволяет местным властям изымать земли сельскохозяйственного назначения с явными нарушениями или неиспользуемые по назначению. Также государство сможет разобраться с невостребованными или неоформленными земельными долями. Они перейдут во владение муниципалитетов, которые найдут им соответствующее применение.
Основания для изъятия земель
Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:
- энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
- АЭС;
- оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
- транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
- объекты космической отрасли;
- обеспечение естественных монополий;
- коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
- автодороги.
Процедура изъятия земельных участков
Процедура изъятия земельных участков в Российской Федерации регулируется законодательством и включает в себя несколько этапов и обязательных условий. Изменения и новации, вступившие в силу с 2024 года, вносят некоторые изменения в процесс изъятия земельных участков.
Прежде всего, для начала процедуры изъятия земельного участка необходимо провести его оценку. Оценка проводится экспертами в соответствии с установленными нормами и правилами. На основании полученных результатов определяется стоимость участка, которая будет использоваться при дальнейшем процессе изъятия.
Следующим этапом является определение целевого назначения земельного участка и необходимости его изъятия. Для этого проводится соответствующая экспертиза, результаты которой будут использоваться при принятии решения об изъятии. Важно отметить, что изъятие земельного участка может быть проведено только в случаях, предусмотренных законодательством, например, для реализации государственных или муниципальных проектов.
Далее, после принятия решения о необходимости изъятия земельного участка, осуществляется определение его границ. Границы участка должны быть четко определены и указаны в документации, чтобы избежать возможных споров и противоречий.
После определения границ земельного участка проводится процедура изъятия с уведомлением собственника. Собственнику земельного участка направляется официальное уведомление о намерении изъять его земельный участок. Сроки и порядок уведомления определяются законодательством и региональными нормативными актами.
После получения уведомления собственник земельного участка имеет определенный срок для представления возражений или согласия на изъятие. В случае согласия собственника, производится заключение договора купли-продажи или обмена земельного участка.
В случае отсутствия согласия собственника или его невозможности представить возражения в установленный срок, происходит принудительное изъятие земельного участка. Принудительное изъятие проводится в судебном порядке с участием компетентных органов, в соответствии с действующим законодательством.
После изъятия земельного участка проводится компенсация собственнику в виде денежной компенсации или предоставление альтернативного земельного участка. Размер и форма компенсации также определяются законодательством и региональными нормативными актами.