Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие заявление от жалобы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Претензия, иск или жалоба? В Интернете часто встречаются вопросы наподобие «Чем отличается претензия от жалобы?» или «В чем разница между жалобой и исковым заявлением?» С одной стороны, в российской законодательной базе существуют довольно четкие определения каждого из этих терминов. С другой — далеко не каждому обывателю дано разобраться в сложной юридической казуистике, где каждое слово несет определенную, не совсем понятную обычному человеку, смысловую нагрузку.
Заявление и обращение в чем разница. Чем отличается жалоба от заявления
- ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН
- В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.
-
Предложение
— вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.
Заявление
— вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.
Жалоба
— вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан.
Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя
, нарушение его субъективных прав.
Для подачи жалобы необходимо достижение возраста административно-правовой дееспособности согласно законам РФ и конституционных прав по достижении шестнадцати лет.
Специфическая черта жалобы, что подается она либо должностному лицу высокого ранга, либо в вышестоящий орган по отношению к тому на чьи действия данная жалоба распространяется.
Сроки реализации подачи общей жалобы не регламентируются законом.
Жалобы затрагивающие вопросы подсудности подаются:
- В арбитражные суды, решение вопросов связанных с решением экономических вопросов в результате коммерческой деятельности.
- Военные суды, вопросы возникающие в ходе несения воинской службы на органы военного управления или командующего состава.
- Суды решающие вопросы общей юриспруденции.
Отличия жалобы и заявления.
- Различия положения субъектов права процессуального вида.
- Исковая жалоба подается исключительно в письменном виде установленной формы, заявление возможно подать в устной форме или свободной письменном варианте.
- Судебные жалобы рассматриваются с соблюдением строгих сроков регламента, установленного ГПК РФ.
- Судебный иск должен подаваться только в случаях возникновения споров о правах, то есть лицо его подающее уверено, что его права и интересы защищены законом\, Ст.134 дает право отказа в принятии иска. Заявление принимается в любом случае, поскольку не несет в себе требований, а содержит просьбу реализовать свои права и интересы.
Право на обращение в вышестоящие органы, органы госвласти и самоуправления закреплено для гражданина Конституцией РФ, документом, подтверждающим действенные формы защиты личных прав. Форма обращение может быть индивидуальной или коллективной.
.
Основные отличия между указанными категориями приведены в Федеральном законе, регламентирующем рассмотрение обращений граждан России. Так, заявлением в нём предлагается считать просьбу гражданина об оказании помощи в реализации его законных прав и интересов, а также информацию о нарушении законодательства, недостаточной работе органов государственной власти и местного самоуправления.
Жалобой будет являться обращение о восстановлении прав и законных интересов, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения. Таким образом, заявление может не содержать никаких требований по существу, а лишь высказывать предложение, критику действий должностного лица или органа. Жалоба призвана устранить имеющуюся несправедливость, помочь гражданину восстановить свои права.
Заявления направляются в государственные органы в рамках законодательства об обращениях граждан. Жалобы могут заявляться в гражданском, административном и уголовном процессе, где право на их подачу предусмотрено нормами права.
Законодательство предусматривает разные способы защиты прав. В качестве одного из них выступает обращение в суд. Гражданин может, например, направить исковое заявление. Если после рассмотрения суд вынесет постановление, в котором в удовлетворении требований отказано, составляется апелляционная или . Она представляет собой заявление, в котором оспаривается принятый в первой инстанции акт. Направляется такая жалоба в высший орган. Кассационная жалоба составляется по определенным правилам. Основная задача заявителя состоит в том, чтобы убедить вышестоящую инстанцию в своей правоте и незаконности принятых ранее постановлений.
В первую очередь заявитель должен четко определить, с чем именно он не согласен в постановлении, вынесенном ранее. Немаловажное значение имеет и наличие права на предъявление претензии. Кроме этого, нужно установить, не пропущен ли период, предусмотренный для направления обращения. После этого следует изучить постановление, в отношении которого составляется жалоба. Это необходимо для конкретизации претензий. При этом следует обратить внимание на соответствие изучаемых документов процессуальным предписаниям. На постановлении должны присутствовать обязательные реквизиты. При необходимости изучаются протоколы заседаний на предмет полноты сведений. Если возникли замечания, то в жалобе их нужно разместить по пунктам. Кроме этого, целесообразно проверить соответствие принятого постановления материалам, составляющим дело. По жалобе будет вынесено определение.
Процесс подачи и рассмотрения Жалобы
Для подачи жалобы гражданину необходимо обратиться в государственные органы власти, ответственные за рассмотрение таких обращений. Заявитель может подать жалобу как письменно, так и устно.
Прежде чем подавать жалобу, необходимо проанализировать все возможные виды возможных нарушений. В случае нарушений прав законных предписаний гражданин может обратиться с жалобой в органы прокуратуры .
Для регистрации жалобы заявителю требуется написать описание обращения с указанием характеристик и требований. Жалобу можно вручить в информационно-справочную службу или направить по почте.
Обращение заявителя может быть рассмотрено в качестве жалобы, если оно удовлетворяет определенным критериям, установленным руководством органа, принимающего жалобу. Если заявителю потребуется получить ответ на свое обращение, он может направить запрос ответственному органу.
Рассмотрение жалобы производится официальным органом власти, к которому обращена жалоба. В случае выявления нарушений в деятельности органа, принимающего жалобу, может быть принято решение о привлечении к ответственности должностных лиц, совершивших нарушения.
Жалоба | Заявление | Обращение |
---|---|---|
Прямая форма обращения властям с претензией на незаконные действия или бездействие | Подача в авторитетные органы, с указанием конкретных фактов и требований | Любые письменные или устные обращения граждан или организаций в государственные органы в связи с их деяниями или бездействием |
Таким образом, процесс подачи и рассмотрения жалобы предполагает регистрацию обращения, анализ видов нарушений, направление ответа заявителю, а также возможные меры ответственности в случае нарушений со стороны органа, принимающего жалобу.
Жалоба – это всегда письменный акт, который направляется в государственные органы (иногда и в международные), либо организацию, в котором содержаться требованиям о том, что восстановить права, которые были нарушены, либо о том, чтобы органы или организации как-то среагировали на действия виновного. При этом цели подобного письменного обращения могут быть совершено разными, например, это может быть несогласия с каким-либо вынесенным решением, и обращение на то, чтобы данное решение было отменено. Для каждой жалобы есть свои органы и сроки.
Заявление – может быть, как письменным, так и устным, оно так же направляется в государственные органы и организации, для того, чтобы осуществить свое права или дать какую-либо информацию о случившимся происшествии. Так же оно подается в определенные органы, в определенные сроки, при этом лицо, которое заявляло должно быть уведомлено о принятии решения по поводу данного заявления.
Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
Статья 123. Право обжалования
Комментарий к статье 123
1. Жалоба в уголовно-процессуальной сфере — это обращение участника процесса в соответствующий орган или к соответствующему должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов.
2. Жалоба подается (иногда говорят —приносится ). Подача жалобы именуетсяобжалованием , которое имеет своим предметом любое действие дознавателя, следователя, прокурора и суда, которое, по мнению жалобщика, является незаконным или необоснованным. В отличие от ходатайства жалоба может быть подана не только стороной в уголовном судопроизводстве, но и любым другим его участником, считающим, что в процессе нарушены его права и законные интересы (например, свидетелем, который допрошен с применением незаконных методов).
3. О понятии разумных сроков в уголовном судопроизводстве и об ответственности за их нарушение см. статью 6.1УПК и нашкомментарий к ней.
Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа
Комментарий к статье 124
1. Прокурору и начальнику следственного органа как должностным лицам, осуществляющим инициативный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, в пределах их компетенции, определяемой соответственно статьями 37и39УПК, обжалуются любые действия и решения этих органов, за исключением лишь тех, которые согласно прямому указанию закона подлежат обжалованию в судебном порядке.
2. Жалобы, о которых идет речь, могут быть поданы любым участником предварительного расследования, чьи права или законные интересы нарушены, на любые уголовно-процессуальные решения и действия любого органа дознания и предварительного следствия.
3. Жалобы могут быть поданы: 1) по почте, телеграфу или с личной доставкой в канцелярию прокуратуры или следственного органа; 2) через лицо, производящее расследование. В данном случае жалоба может быть не обязательно письменной, но и устной. Устная жалоба заносится в протокол. Как письменная жалоба, так и протокол принятия устной жалобы, подписанный жалобщиком и лицом, производящим расследование, в течение двадцати четырех часов должны быть направлены последним прокурору или руководителю следственного органа со своими объяснениями.
4. Десятисуточный срок рассмотрения прокурором жалобы по уголовному делу является предельным и не подлежит продлению ни при каких обстоятельствах.
Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб
Комментарий кстатье 125
2. Судебный порядок рассмотрения жалоб распространяется на все действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, совершенные (допущенные, принятые) ими при досудебном производстве, т.е. в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, если заявитель полагает, что этими действиями (бездействием) или решениями затруднен доступ к правосудию (например, путем отказа в возбуждении уголовного дела) либо они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного процесса.
3. Верховный Суд РФ разъясняет: «Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (статья 103УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105УПК РФ), залогодатель (статья 106УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемыхКонституциейРоссийской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права» (пункт 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1. В дальнейшем — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1). В частности, обжаловать в суд решение органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела вправе не только потерпевший, как это с очевидностью подразумевается, но и лицо, в отношении которого, например по факту дорожно-транспортного происшествия, производилась проверка и которое не согласно с основанием отказа, и даже адвокат, который еще до начала уголовного процесса оказывал названному лицу юридическую помощь по соглашению (см.:ОпределениеСудебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6. С. 25, 26), хотя никакого участия последнего в этой стадии уголовного судопроизводстваУПКне предусматривает.
4. С учетом того что жалоба на основании статьи 125УПК РФ может быть подана в суд, а также одновременно на основаниистатьи 124УПК РФ — прокурору или руководителю следственного органа, судьям рекомендовано выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельство установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению (пункт 8Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1).
Так же, ваши жалобы и заявления должны тщательно анализироваться.
Например, вы шли по улице, и тут к вам начали приставать и говорить, что давай деньги, либо получишь по голове. Допустим, вы пишите заявление о том, что вас ограбили. Вы обычный гражданин и называете вещи своими именами и можете не знать, что грабеж – это определенный состав, закрепленный в Уголовном Кодексе, который говорит о том, что – это открытое хищение. То, есть, допустим вы шли с сумкой и мимо пробегал человек, схватил сумку и убежал дальше. По-вашему, же случаю по факту получается состав разбоя, которые помимо открытости еще сопрягается с применением насилия, либо угрозой применения. Сотрудник правоохранительных органов же оценивает ваше заявление и возбуждает дело не по указанному вами грабежу, а по указанному в законе разбою. При этом он не нарушает ваших прав, а просто возбуждает дело в соответствии с законом.
Другой пример, когда вы подаете жалобу, но ваши права не нарушались. Приведем все тот же пример, когда вы ехали 90 км/ч при разрешенный 80 км/ч. Допустим вы ехали, и вас тормозит сотрудник полиции. Вам предъявляется, что вы нарушили скоростной режим. Вы удивляетесь, но как так, ведь я же ехал 90, а можно на знаке было 80. Тут вас сотрудник уведомляет, что после знака 80 висел еще и знак 60 км/ч при этом его ничего не загораживает и расположен он в соответствии с законом.
Вы пишите жалобу о том, что ваши права нарушались, но по жалобе могут отказать, так как такой знак действительно есть, просто вы его не заметили. Так же сюда можете добавить похожий пример, при тех же скоростях и знаке 80. Вот вы, допустим, ехали, с полной уверенностью, что ваша скорость – 90. Сотрудник останавливает вас и показывает вам радар, на котором 105 км/ч. Вы удивлены, как же так, спидометр то показывает 90 км/ч. В этом случае, конечно же, стоит проверить все документы по радару (имеете право): сертификаты и другие сведения о том, что радар исправен. Но допустим, мы полностью уверены, что сотрудник полиции нас обманывает и нарушает наши права. Мы пишем жалобу, и тут ее отвергают, т.к. вроде как бы все правильно, никаких нарушений ваших прав не было.
И тут появляется 2 варианта, либо вышестоящие органы никак не могут доказать, что наши права были нарушены, т.к. радар показывает 105, а на самом деле было не 105, поэтому придется обращаться в еще более вышестоящие органы или в суд. Другое дело, когда возможно наш спидометр не исправен, а значит, наши права не нарушались и сотрудник полиции действовал правомерно.
Чем отличается жалоба в прокуратуру от заявления?
Многие считают, что разницы между этими двумя формами документов практически нет, но на самом деле она довольно значима. Поэтому, если вы решили обратиться в государственный орган, следует разобраться, какой именно формат документа вам подходит.
Заявление в органы прокуратуры – это официально оформленный документ, который содержит просьбу о помощи в реализации его собственных конституционных свобод или же свобод третьего лица. Также заявление может содержать информацию о неэффективной работе государственных служащих, органов самоуправления или же конкретных чиновников.
Жалоба в прокуратуру – это официально оформленный документ, который содержит информацию об уже состоявшемся нарушении права или свободы гражданина с просьбой защитить и восстановить его.
Основные отличия между указанными категориями приведены в Федеральном законе, регламентирующем рассмотрение обращений граждан России. Так, заявлением в нём предлагается считать просьбу гражданина об оказании помощи в реализации его законных прав и интересов, а также информацию о нарушении законодательства, недостаточной работе органов государственной власти и местного самоуправления.
Жалобой будет являться обращение о восстановлении прав и законных интересов, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения. Таким образом, заявление может не содержать никаких требований по существу, а лишь высказывать предложение, критику действий должностного лица или органа. Жалоба призвана устранить имеющуюся несправедливость, помочь гражданину восстановить свои права.
Заявления направляются в государственные органы в рамках законодательства об обращениях граждан. Жалобы могут заявляться в гражданском, административном и уголовном процессе, где право на их подачу предусмотрено нормами права.
Заявление — это форма обращения гражданина или организации к компетентному органу или должностным лицам для выражения своей позиции, выяснения информации, требования установления своих прав или исполнения обязанностей.
Заявление отличается от жалобы и обращения тем, что оно подается с конкретными целями и требованиями. В заявлении четко указывается, к кому обратиться, какие права или обязанности нарушены, какую информацию необходимо получить или какое решение нужно принять.
Важно учесть, что заявление имеет определенные сроки рассмотрения и ответа, которые обязаны соблюдать органы, к которым подается заявление.
Заявление может быть написано как в свободной форме, так и на основе образца, предлагаемого соответствующим органом или организацией. В любом случае в заявлении необходимо четко и лаконично изложить свои требования и аргументы.
Как правильно оформить Заявление?
Заявление – это письменный запрос гражданина или организации, направленный к государственным органам или администрации. В отличие от жалобы, Заявление имеет общий характер, и его целью является принять меры по рассмотрению и удовлетворению требований гражданина или организации в соответствии с их правами и обязанностями.
Важно тщательно подготовить Заявление и соблюдать определенные правила его оформления:
- Укажите адресат Заявления. Напишите название государственного органа или администрации, к которым обращаетесь.
- Начните Заявление с обращения, например: «Я, гражданин [ФИО], обращаюсь к Вам с Заявлением».
- Опишите суть вашего требования или проблемы. Расскажите о факте или событии, к которому вы хотите привлечь внимание органов или администрации.
- Поясните основания ваших требований и ссылайтесь на соответствующие нормативные акты или законы. Укажите, какие действия или решения органов или администрации вы ожидаете.
- Укажите свои контактные данные, такие как адрес, телефон или электронная почта. Это поможет органам связаться с вами по вопросу рассмотрения Заявления.
- Подпишите Заявление и укажите дату его подачи.
При подготовке Заявления следует также учесть особенности его оформления, которые могут различаться в зависимости от того, к кому обращаетесь и в связи с каким фактом:
- Если Вы обращаетесь к госорганам, то Заявление оформляется в письменной форме и может быть направлено по почте, электронной почте, через сайт или лично в орган приема.
- В случае обращения к администрации, Заявление обычно подается лично в приемную администрации или может быть направлено по почте или электронной почте.
- Если Вы обращаетесь к органам военкомата, в Заявлении необходимо указать информацию о себе военнообязанного и приложить копии необходимых документов.
Важно также учитывать, что Заявление должно быть сформулировано ясно и конкретно, без излишнего количества подробностей. Оно должно быть понятным и четким для рассмотрения органами или администрацией.
Обратиться с Заявлением или обращением можно в ситуации, когда у Вас возникли проблемы, требующие реагирования со стороны государственных органов или администрации. В таком случае, правильно оформленное Заявление поможет привлечь внимание к вашей проблеме и получить ответ или решение в соответствии с вашими правами и обязанностями.
Обязательное изучение и ответ на жалобу или заявление
Например, вы шли по улице, и тут к вам начали приставать и говорить, что давай деньги, либо получишь по голове. Допустим, вы пишите заявление о том, что вас ограбили. Вы обычный гражданин и называете вещи своими именами и можете не знать, что грабеж – это определенный состав, закрепленный в Уголовном Кодексе, который говорит о том, что – это открытое хищение. То, есть, допустим вы шли с сумкой и мимо пробегал человек, схватил сумку и убежал дальше. По-вашему, же случаю по факту получается состав разбоя, которые помимо открытости еще сопрягается с применением насилия, либо угрозой применения. Сотрудник правоохранительных органов же оценивает ваше заявление и возбуждает дело не по указанному вами грабежу, а по указанному в законе разбою. При этом он не нарушает ваших прав, а просто возбуждает дело в соответствии с законом.
Другой пример, когда вы подаете жалобу, но ваши права не нарушались. Приведем все тот же пример, когда вы ехали 90 км/ч при разрешенный 80 км/ч. Допустим вы ехали, и вас тормозит сотрудник полиции. Вам предъявляется, что вы нарушили скоростной режим. Вы удивляетесь, но как так, ведь я же ехал 90, а можно на знаке было 80. Тут вас сотрудник уведомляет, что после знака 80 висел еще и знак 60 км/ч при этом его ничего не загораживает и расположен он в соответствии с законом.
Вы пишите жалобу о том, что ваши права нарушались, но по жалобе могут отказать, так как такой знак действительно есть, просто вы его не заметили. Так же сюда можете добавить похожий пример, при тех же скоростях и знаке 80. Вот вы, допустим, ехали, с полной уверенностью, что ваша скорость – 90. Сотрудник останавливает вас и показывает вам радар, на котором 105 км/ч. Вы удивлены, как же так, спидометр то показывает 90 км/ч. В этом случае, конечно же, стоит проверить все документы по радару (имеете право): сертификаты и другие сведения о том, что радар исправен. Но допустим, мы полностью уверены, что сотрудник полиции нас обманывает и нарушает наши права. Мы пишем жалобу, и тут ее отвергают, т.к. вроде как бы все правильно, никаких нарушений ваших прав не было.
И тут появляется 2 варианта, либо вышестоящие органы никак не могут доказать, что наши права были нарушены, т.к. радар показывает 105, а на самом деле было не 105, поэтому придется обращаться в еще более вышестоящие органы или в суд. Другое дело, когда возможно наш спидометр не исправен, а значит, наши права не нарушались и сотрудник полиции действовал правомерно.
Жалоба – письменное обращение в государственный или международный орган, организацию с требованием о восстановлении нарушенного права или принятии мер по отношению к виновному лицу. Суть документа может быть абсолютно разной: от несогласия с принятым решением до требования устранить нарушение законодательства. При этом жалобы подлежат рассмотрению уполномоченным лицом в установленный срок.
Заявление – письменное или устное обращение, направленное в государственный орган, организацию, с целью реализации своего законного права или информирования должностного лица. Оно также подлежит рассмотрению в установленный законом срок, а заявитель уведомляется о принятом решении.