Возмещение коммунальных расходов арендатором в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение коммунальных расходов арендатором в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.

Возмещение коммунальных расходов на основании отдельного договора

Если арендодатель может определить фактический размер потреблённых услуг, то плата определяется на основании фактических показателей. Доля расходов арендатора (ссудополучателя), компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами, например:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счётчиков.

Способы расчёта следует закрепить в договоре аренды или в отдельном соглашении (п. 1 ст. 614, ст. 420 ГК РФ).

Возмещение арендатором ЛПУ расходов на оплату коммунальных услуг

Заметим, что указанные нормативные акты не содержат четкого порядка возмещения арендатором коммунальных и иных расходов. В силу п. 4 Инструкции N 174н, п. 2 Инструкции N 162н и п. 5 Инструкции N 183н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством РФ, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данным Инструкциям. Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений и могут использоваться по их усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

О Порядке Возмещения Арендаторами Затрат Бюджетных Учреждений — Арендодателей На Эксплуатационные И Коммунальные Услуги»

Арендуя помещение, организация пользуется коммунальными услугами — электроэнергией, водой, отоплением и так далее.
Возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.

Заключать с арендодателем договор на энергоснабжение нельзя. Это будет нарушением законодательства.
Получается, что при таком варианте оплаты стоимость коммунальных услуг лучше всего не выделять.
Чтобы обезопасить себя, попросите арендодателя выписать счет, в котором будет значиться только общая сумма арендной платы.
Теперь вернемся к ситуации, когда вы платите за коммунальные услуги отдельно от арендной платы. Как мы уже выяснили, арендодатель не может их оказывать. Однако вы можете дать ему поручение расплачиваться с коммунальными службами за вас с условием последующей компенсации.
Для этого надо внести соответствующую запись в договор, например «Сумма арендной платы составляет 50 000 руб., в том числе НДС. Коммунальные платежи, связанные с потреблением электроэнергии, воды, газа и теплоснабжения, Арендатор компенсирует отдельно на основании отчета Арендодателя. По поручению Арендатора все расчеты с коммунальными службами ведет Арендодатель».
Документальным подтверждением коммунальных расходов будет отчет арендодателя о потребленных услугах. Его можно оформить в произвольной форме. В нем надо указать, от каких служб, по каким расчетным документам и на какие суммы арендодатель оплатил коммунальные расходы. В конце необходимо вывести общую сумму расходов, которые должен компенсировать арендатор. К отчету нужно приложить копии первичных документов, выставленных коммунальными службами.
Поскольку это расходы, связанные с арендой, их следует учесть в составе прочих расходов (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Аналогичная точка зрения высказывается и московскими налоговиками. Например, в Письме УМНС России по г. Москве от 22 июля 2003 г. N 26-12/40946 в отношении ситуации, если договором аренды помещения не предусмотрено иное и налогоплательщик несет расходы по оплате арендодателю коммунальных услуг указано следующее. Данные расходы организации-арендатора могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии обоснованности и документального подтверждения указанных расходов соответствующими первичными документами — счетами арендодателя, составленными на основании аналогичных документов, выставленных арендодателю соответствующими организациями, в отношении фактически используемых арендатором коммунальных услуг.
У арендодателя такая компенсация, по мнению налоговых органов, является доходом.
Например, в Письме УМНС России по г. Москве от 3 июня 2004 г. N 21-09/37344 указано, что у организаций-арендодателей в составе доходов должна учитываться вся сумма поступлений от сдачи имущества в аренду. То есть включая суммы возмещения арендаторами коммунальных услуг (потребление электроэнергии, теплоэнергии, потребление и сброс воды), независимо от наличия оформленного в установленном порядке согласования со снабжающими организациями вопроса о предоставлении арендатору права пользования коммунальными услугами, а также вида заключенного договора (договор аренды либо договор об оплате коммунальных услуг).
Данное Письмо адресовано арендодателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, однако общий размер доходов в принципе не зависит от системы налогообложения.
Аналогичная точка зрения высказана, например, в Письме УМНС России по г. Москве от 12 марта 2002 г. N 23-10/3/10831.
Но арендатор может пойти и по другому пути. Для этого ему придется заключить прямые договоры на оказание услуг с коммунальными службами. Тогда он будет получать счета непосредственно от них и сможет без труда документально подтвердить понесенные расходы.
Таким образом, он будет рассчитываться за коммунальные услуги самостоятельно. В этом случае затраты нужно учесть в составе материальных расходов (ст. 254 НК РФ).

Признаются ли доходом бюджетного учреждения суммы, полученные в качестве возмещения арендатором стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг (п

В Письме указано, что бюджетная организация — арендодатель обязана включить сумму компенсации за коммунальные и эксплуатационные услуги, полученную от арендатора, во внереализационные доходы, подлежащие налогообложению. При этом для целей налогообложения прибыли сумма коммунальных и эксплуатационных платежей в части, приходящейся на арендатора, может быть учтена у бюджетного учреждения в зависимости от источников финансирования в составе расходов в порядке, установленном ст. 321.1 НК РФ.

Официальная позиция заключается в том, что сумма компенсации за коммунальные и эксплуатационные услуги, полученная от арендатора, признается внереализационным доходом учреждения. Вместе с тем сумма коммунальных и эксплуатационных платежей может учитываться в составе расходов арендодателя.

РАЗЪЯСНЕН ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ АРЕНДОДАТЕЛЯ — БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением — арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно- хозяйственные услуги, регулируются соответствующими договорами на оплату услуг, заключенными в соответствии с рекомендуемыми Письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. N НГ-30/16725 условиями договоров аренды и безвозмездного пользования находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества.

Согласно изложенному арендаторы должны осуществлять перечисление средств в возмещение затрат бюджетного учреждения — арендодателя на его лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в порядке, установленном Приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н »О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов».

Возмещение арендатором ЛПУ расходов на оплату коммунальных услуг

Заметим, что указанные нормативные акты не содержат четкого порядка возмещения арендатором коммунальных и иных расходов. В силу п. 4 Инструкции N 174н, п. 2 Инструкции N 162н и п. 5 Инструкции N 183н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством РФ, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данным Инструкциям. Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений и могут использоваться по их усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Возмещение арендаторами эксплуатационных расходов: порядок определен

  • лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, санитарные узлы, внешние конструктивные элементы здания, иные помещения и объекты, расположенные за пределами недвижимого имущества, предназначенные для обеспечения его эксплуатации и (или) использование которых осуществляется двумя и более арендаторами и (или) ссудополучателями;
  • механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, инженерные сети и коммуникации, находящиеся в том числе за пределами недвижимого имущества, предназначенные для обеспечения его эксплуатации и (или) использование которых осуществляется двумя и более арендаторами и (или) ссудополучателями;
  • территория, предназначенная для обслуживания, эксплуатации и благоустройства капитального строения (здания, сооружения), определенная в соответствии с правоустанавливающим документом на земельный участок.

По теплоснабжению размер возмещения следует определять пропорционально доле площади отапливаемого арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади отапливаемого недвижимого имущества, а в случае различной высоты недвижимого имущества – пропорционально доле объема отапливаемого арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общем объеме отапливаемого недвижимого имущества. При этом установлено, что часть затрат арендодателя (ссудодателя) на теплоснабжение, возмещаемая арендатором (ссудополучателем), увеличивается на сумму затрат арендодателя (ссудодателя), приходящихся на места общего пользования, пропорционально доле площади арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования.

Читайте также:  Временная регистрация граждан Беларуси в России в 2024 году

Оформление предоставления услуг

По договору аренды одна сторона обязуется передать другой во временное владение и пользование за ежемесячную плату определенное имущество. Регулируются данные правоотношения гражданским законодательством. Однако оно никаким образом не затрагивает вопрос обязательного включения в ежемесячный платеж коммунальных услуг.

По этой причине в действие вступает важный гражданский принцип свободы заключения договора. Его суть состоит в том, что стороны самостоятельно вправе определить, каким именно путем наниматель будет обеспечиваться услугами коммунальных служб. На практике возможны следующие варианты:

  • он компенсирует арендодателю коммунальные расходы по отдельно выставляемой платежной квитанции;
  • он возмещает стоимость указанных платежей в составе ежемесячной платы;
  • стороны подписывают особое соглашение, называемое агентским. В соответствии с его условиями сдающий помещение в аренду считается представителем арендатора перед организациями, которые поставляют услуги. Данный способ лучше всего подходит, если в обязанность обеих сторон входит оплата НДС;
  • арендатор также может самостоятельно подписывать соглашения на оказание коммунальных услуг с их поставщиками.

Последний вариант возможен только в тех случаях, когда есть возможность установить индивидуальные приборы учета. Если же говорить о водоотведении, уборке прилегающей территории, то это не представляется реальным по вполне объективным причинам.

Договор Аренды Муниципального Имущества С Возмещением За Коммунальные Услуги

По определению договора аренды, данному в ст. 606 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Однако на практике, если арендатор, ввиду специфики предмета и правового регулирования какого-либо договора на коммунальные услуги, не имеет возможности заключить его самостоятельно (например, по договору на поставку тепловой энергии абонентом может являться только лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий теплоэнергию (постановление Президиума ВАС от 08.12.1998 N 5905/98), зачастую договоры на коммунальные услуги заключает арендодатель, но в интересах арендаторов. И если условие о том, что компенсация платежей арендодателя по таким договорам входит в состав арендной платы, не установлено договором аренды, то арендатор обязан возместить его сверх арендной платы, поскольку по определению она устанавливается только за пользование арендованным имуществом. Обязанность возмещения таких расходов вытекает из того, что в противном случае у арендатора появлялось бы неосновательное обогащение — сбережение имущества за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований. При этом возмещение таких расходов не рассматривается как оплата услуг, оказанных арендатору (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2022 г. N 7349/99).

При самостоятельном погашении арендатором сумм, выставленных к оплате за услуги коммунальщиков, данные цифры не включаются в налоговую базу по НДС арендодателем. Таким образом, арендатор также не имеет возможности в последующем принимать НДС к вычету.

В разъяснительном письме ФНС РФ несколько иначе трактует данное положение: если снабжающими коммунальными службами сумма, выставленная к оплате, разделена на фактический платеж и НДС, то на размер НДС может быть выписана счет-фактура, а, значит, появляется право на возврат налогового вычета. В данном случае сумма НДС должна включаться владельцем объекта в размер исчисляемой налоговой базы. В противном случае ни о каких вычетах речи идти не может.

Исходя из сложившейся практики арбитражными судами также применяется разъяснительное толкование норм Налогового законодательства, изложенное выше. Данное трактование норм права дополнительно продублировано в постановлении ВАС РФ от 25.02.2009 №12664/08.

Вопрос компенсации коммунальных расходов арендодателю является крайне неоднозначным, поскольку оформляться он может различными способами.

Выбрать наиболее удобный из них крайне важно, поскольку в зависимости от того, как именно это происходит, производится исчисление некоторых налогов (на прибыль, добавленную стоимость). При этом достаточно сложно сделать это действительно правильно, потому что государственные органы не имеют единого, унифицированного мнения по поводу, что считается доходом и расходом организации, а что – нет. Особенно, когда речь идет о денежных средствах, перечисляемых съемщиком в счет оплаты коммунальных услуг.

На данный момент самым удобным способом считается включение расходов на электроэнергию, водоснабжение и т.п. в ежемесячный платеж сразу. Тогда будет удобнее исчислять НДС, а также вести бухгалтерский учет.

Возмещение коммунальных услуг в бюджетных учреждениях

Часть арендной платы, размер которой что определяется в процессе исполнения договора, называется условным арендным платежом. Помимо коммунальных услуг, это могут быть расходы на текущий ремонт, страхование, охрану, налог на имущество и т.д. На основании Инструкции 157н для учета возмещения коммунальных услуг в бюджетном учреждении в 2022 году применяется счет 0 205 35 – доход по условным арендным платежам. Доход отражается по подстатье КОСГУ 135.

Бухучет операций по начислению доходов и расходов, связанных с арендой, выполняется на основании Инструкций 157н, 162н, 174н, 183н. Для формирования кодов бюджетной классификации (за исключением КОСГУ) в 2022 году нужно пользоваться приказом Минфина от 08.06.2022 года № 132н. КОСГУ следует применять в соответствии с приказом Минфина от 29.11.2022 года № 209н.

Читайте также:  Какая пенсия будет у инвалидов с детства 3 группы в 2024 году

Пример отражения арендодателем возмещения коммунальных платежей арендатором

Бюджетное учреждение сдает в аренду недвижимое имущество, учитываемое по виду финансового обеспечения «4». Оно самостоятельно оплачивает коммунальные расходы по данному имуществу по КФО «2». Арендатор возмещает предъявленные ему бюджетным учреждением коммунальные расходы.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются записи:

1. Дебет 2 401 20 223 (2 109 00 223) Кредит 2 302 23 730 — начислена стоимость коммунальных услуг, которые потребил арендатор;

2. Дебет 2 302 23 830 Кредит 2 201 11 610 (Увеличение 18 (244 КВР, 223 КОСГУ)) — потребленные арендатором коммунальные услуги оплачены бюджетным учреждением;

3. Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135 — арендатору предъявлены на возмещение коммунальные расходы;

4. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение 17 (130 КВД, 135 КОСГУ)) Кредит 2 205 35 660 — на лицевой счет бюджетного учреждения поступила компенсация расходов по оплате коммунальных услуг, которые потребил арендатор.

Статья подготовлена

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг.

Особенности договора об аренде

Как только обе стороны подписывают договора на возмещение коммунальных услуг арендатором, он автоматически вступает в законную силу. Если один из участников нарушит его условия, то будет нести административную ответственность. В этом случае, возможно досрочное расторжение сделки. Но если ситуация более чем серьёзная, то данное разбирательство будет решаться в судебном порядке.

Важно! Существует дополнительная денежная компенсация за просроченные платежи или недостающую сумму в счёт обслуживания коммунальных услуг. Сроки за такие услуги прописаны Гражданским Кодексом РФ. Арендатор и арендодатель следуют условиям каждого пункта договора, без нарушения. Это особенно важно, ведь в документе оговариваются все условия и пожелания обеих сторон.

Некоторые преобразования коснулись условий ЖКХ. Однако, на федеральном уровне особых изменений не обнаружено. В основном, они затрагивают сферы деятельности управляющих компаний.

Возмещение коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования

По истечении каждого календарного месяца Ссудодатель выставляет Ссудополучателю счет на сумму компенсации коммунальных и эксплуатационных платежей, а также копии счетов коммунальных служб и документов, подтверждающих их фактическую оплату. 3.1.2. Не позднее [значение] дней с момента получения документов, указанных в п.

НДС.Таким образом, денежные средства, полученные казенными учреждениями от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей, не подлежат обложению НДС.В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса средства, полученные в виде лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, расходы, произведенные за счет указанных средств, не учитываются для целей налогообложения по налогу на прибыль (абз.

Увязываем КОСГУ с КВР

В целях отражения коммунальных расходов в бухгалтерском учете и отчетности подстатья КОСГУ увязывается с КВР. Если раньше все вышеперечисленные коммунальные платежи отражались по подстатье 223 КОСГУ в увязке с КВР 244, то теперь следует разделять:

1. Расходы на оплату:

  • потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;

  • услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии).

Код КОСГУ для медицинских расходных материалов

Какой код КОСГУ применять для медицинских расходных материалов, учитываемых на счете 105.36, – 341/441 или 346/446?

Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (в ред. от 30.11.2018), далее — Порядок №209н, а также методическими рекомендациями по применению КОСГУ, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, предусмотрена детализация статей 340, 440 КОСГУ подстатьями по видам материальных запасов.

Согласно пункту 11.4 Порядка № 209н:

«11.4.1. На подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

«11.4.6. На подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:

  • запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и тому подобное;
  • спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • кухонного инвентаря;
  • кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
  • материальных запасов в составе имущества казны, в том числе входящих в государственный материальный резерв;
  • бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
  • другие аналогичные расходы


Похожие записи:

Добавить комментарий