Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 141 УПК РФ (последняя редакция с комментариями). Заявление о преступлении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Комментируемая статья определяет форму наиболее распространенного повода к возбуждению уголовного дела – заявления. Положения настоящей статьи распространяются также на сообщения руководителей организаций и должностных лиц.
Пример подачи заявления по ст. 159 УК РФ
При подаче заявления в стандартной письменной форме обязательно указывается орган и лицо органа, которое принимает заявление. Ниже указываются сведения о личности – ФИО, адрес, телефон.
Заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества – так будет называться документ.
Далее, под наименованием указывается суть преступления в подробностях – с именами и датами. Все факты сути можно обозначить лаконичным вопросом – что произошло? На этот вопрос и должен ответить заявитель.
После изложения фактической сути обязательно указываться просьба: прошу вас возбудить уголовное дело на Сидорова В.В. по факту мошенничества.
Далее, на заявлении указывается дата и подпись.
Для личной уверенности в правоохранительные органы сразу можно предоставлять доказательства вины лица. В мошенничестве доказательством станут любые факты передачи денег посредством обмана или злоупотребления доверием – расписки, договоры, квитанции.
Комментарий к ст. 141 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Заявления и сообщения о преступлении принимаются круглосуточно органами и должностными лицами, определенными п. 7 – 10 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного совместным Приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 “О едином учете преступлений” (БНА. 2006. N 5). В соответствии с данным Типовым положением заявителю под роспись выдается установленной формы уведомление о принятии заявления (сообщения) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.
2. Устные заявления и сообщения заносятся в протокол по форме, предусмотренной в приложении 2 к ст. 476 УПК.
3. Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать полные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).
4. Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождения и контактном телефоне (факсе, других средствах связи). Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем.
5. Сообщения руководителей юридических лиц могут содержать сведения о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории данной организаций, либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.
Комментарий к статье 141 УПК РФ
- Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.
- Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например, на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. текст статьи 143 УПК и комментарий к ней).
- В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158 // Российская газета. 2003. 12 апр.), основные правила которой должны быть отображены в виде письменной информации в местах, «доступных для посетителей органов внутренних дел» (пункт 4 названной Инструкции). Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении в орган внутренних дел, должен быть выдан специальный талон — уведомление о регистрации сообщения в КУС (Книге учета сообщений о преступлениях). Аналогичные инструкции действуют в органах федеральной службы безопасности (Российская газета. 2005. 20 окт.), органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Российская газета. 2003. 6 нояб.) и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Российская газета. 2006. 5 авг.).
- 29 декабря 2005 г. Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюстом РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Федеральной службой за оборотом наркотиков издан совместный Приказ о едином учете преступлений (Российская газета. 2006. 25 янв.), который, не отменяя вышеупомянутых ведомственных инструкций, установил единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действующий теперь в органах, входящих в систему вышеперечисленных ведомств. Интенсивное ведомственное нормотворчество — реакция на застарелую болезнь — укрывательство заявлений о преступлениях от учета в целях искусственного упрощения криминогенной обстановки и повышения показателей правоохранительной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений.
- Если же гражданин намерен заявить о преступлении, совершенном сотрудником милиции, он должен адресоваться в прокуратуру или следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ, или же, руководствуясь Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России (утверждена Приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 // Российская газета. 2006. 23 нояб.), опустить свое письменное заявление в специальный ящик для приема письменных обращений граждан, который должен быть установлен в доступных местах в МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД республик, главных управлениях и управлениях внутренних дел других субъектов Российской Федерации и управлениях внутренних дел на транспорте, или обратиться к руководству соответствующего органа внутренних дел, либо в подразделение службы собственной безопасности, которые с функциями «внутренней контрразведки» образованы в органах внутренних дел каждого федерального округа и каждого субъекта РФ. Тогда до передачи материалов по подследственности можно рассчитывать на служебную проверку заявления, в том числе с использованием оперативно-розыскных возможностей службы собственной безопасности.
- В силу прямого указания закона (часть седьмая комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства. Всякое такое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего — путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК (см. текст этой статьи и комментарий к ней).
Применение положений 141 статьи УПК РФ имеет множество примеров. Наиболее яркие из них таковы:
- 2 августа 2017 года в ящике для обращений граждан было обнаружено анонимное заявление, в котором содержалась информация о регулярных избиениях гражданином И. своей гражданской жены гражданки П. Согласно общепринятым правилам, такое заявление не могло стать поводом для возбуждения дела. Тем не менее была проведена проверка, в ходе которой указанные факты подтвердились. Проводивший проверку сотрудник составил рапорт.
- 25 мая 2017 года несовершеннолетний гражданин Т. в присутствии родителей подал заявление, содержащее в себе информацию о краже у него мобильного телефона, с указанием подозреваемого, – своего знакомого гражданина М. В ходе проведения следственных действий было выявлено, что последний не крал гаджет, а гражданин Т. потерял его, но боялся признаться в этом родителям. Таким образом заявление стало вещественным доказательством по делу, возбужденному в соответствии со статьей 306 УК РФ.
Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
- Поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. 1.1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
- Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Рапорт по результатам оперативных мероприятий
Если военнослужащий видел какое-либо преступление, то проводят оперативные мероприятия с целью найти факт совершения преступления. Как правило, в таких мероприятиях участвуют не только военные дознаватели и следователи, но и рядовые служащие. По факту участия в мероприятиях должен быть составлен рапорт от каждого участника действия. Если следователь и дознаватель составляют специальный рапорт, который приобщается к делу, то рядовой военнослужащий должен составить рапорт на имя своего руководства там, где они были в конкретное время, какие действия осуществляли, и факт какого преступления проверяли.
Чем больше в рапорте будет деталей и описаний, тем лучше.
Каждое действие военного должно быть зафиксировано. Это помогает поддерживать дисциплину, а также учит военнослужащих четкости и правильности взаимодействия в данной сфере. Поэтому рапорт, который свидетельствует об участии в военных мероприятиях обязателен.
Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении
- Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
- Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
- Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
- Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
- В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
- Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
- Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья 141. Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
- Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
1.1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. - Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Комментарий к статье 141 УПК РФ
1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.
2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. ст. 143 УПК и комментарий к ней).
Анонимное заявление о преступлении.
Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ). Однако оно передаётся (без регистрации) в соответствующий орган для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности. При этом есть ряд исключений. Направленное в органы внутренних дел анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта, подлежит обязательной регистрации и проверке в общем порядке[1]. Органы ФСБ регистрируют анонимные сообщения вообще о любых преступлениях[2]. Само собой, анонимный заявитель не уведомляется о результатах рассмотрения заявления и не может знакомиться с материалами проверки, это тоже стоит учитывать.
Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о заявителе (как минимум, его фамилии и адреса).
Заявление относится к анонимному в случаях, когда оно: 1) не подписано (т.е. не указано, как минимум, фамилии заявителя); 2) подписано неразборчиво (т.е. когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее); 3) точно известно, что оно подписано вымышленным именем; 4) подписано заявителем, однако его адрес и иные сведения, позволяющие установить место нахождения лица, отсутствуют; 5) подписано от имени неопределённого круга лиц; 6) подано от имени другого лица либо других лиц без их ведома.
Формы представления заявления о преступлении.
Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс не устанавливает какой-либо обязательной формы заявления о преступлении. В заявлении рекомендуется как можно полнее и обстоятельнее описать событие преступление: место, время, кто совершил преступление (если известно), кто являлся очевидцем и т.п. Желательно также указать полностью паспортные данные, телефон и место работы, дату составления заявления и подписать заявление на каждой странице.
Если заявление отправляется по почте, такое письмо лучше направлять заказной корреспонденцией с обратным уведомлением о получении. В таком случае дата принятия письма, указанная на уведомлении, и собственно само уведомление и будут доказательством обращения. Если в орган, компетентный возбуждать уголовные дела, письменное заявление о преступлении поступило по почте, и в нём не отражено, что заявитель знает о предусмотренной ст. 306 УК РФ уголовной ответственности, ответственность за заведомо ложный донос должна быть заявителю разъяснена при первом его посещении следователя или дознавателя. Это может быть сделано как в конце письменного заявления, так и в виде отдельного подписанного заявителем документа.
Если же о совершённом преступлении пострадавший, очевидец или любое иное лицо сообщает лично, сотрудник, к которому он обращается, обязан составить протокол устного заявления. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 141 УПК РФ). Протокол обязательно подписывается заявителем и лицом, принявшим устное заявление. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьёй 306 УК РФ, о чём в протокол вносится отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Не достигшему 16 лет (возраста уголовной ответственности по данной статье) заявителю разъясняется необходимость говорить правду, а также уголовно-процессуальные и уголовно-правовые последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления.
Другой комментарий к Ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.
2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. ст. 143 УПК РФ и комментарий к ней).
3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД России от 13 марта 2003 г. N 158 ), основные правила которой должны быть отображены в виде письменной информации в местах, доступных для посетителей органов внутренних дел (п. 4 названной Инструкции). Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении в орган внутренних дел, должен быть выдан специальный талон — уведомление о регистрации его сообщения в КУС (Книге учета сообщений о преступлениях). Аналогичные инструкции действуют в органах федеральной службы безопасности , органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы .
———————————
РГ. 2003. 12 апр.
РГ. 2005. 20 окт.
РГ. 2003. 6 нояб.
РГ. 2006. 5 авг.
29 декабря 2005 г. Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, МЧС России, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков издан совместный Приказ о едином учете преступлений , который, не отменяя вышеупомянутых ведомственных инструкций, установил единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действующий теперь в органах, входящих в систему вышеперечисленных ведомств. Интенсивное ведомственное нормотворчество является реакцией на застарелую болезнь — укрывательство заявлений о преступлениях от учета в целях искусственного упрощения криминогенной обстановки и повышения показателей правоохранительной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений.
———————————
РГ. 2006. 25 янв.
4. В силу прямого указания закона (ч. 7 комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства. Всякое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам ст. 143 УПК РФ (см. текст этой статьи и комментарий к ней).
Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении
- Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
- Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
- Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
- Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
- В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
- Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
- Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Преступление, выявленное в ходе расследования
Рапорты о выявлении преступлений подают следователи и дознаватели, которые в ходе расследования конкретных преступлений обнаруживают противоправные деяния, не относящиеся к существу расследования.
Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления дознавателем или следователем выглядит так:
Докладываю Вам, что у меня в производстве имеется уголовное дело №, возбужденное 03.01.2017 г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 1 УК. В ходе расследования установлено, что после совершения кражи Сидоров Р.П., 02.01.2017 г. находясь по адресу: г. Н-ск, ул. Мира-35 причинил телесные повреждения Сергееву Н.Н.
Принимая во внимание, что в данном случае могут иметь место признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК считаю целесообразным зарегистрировать данное сообщение и провести проверку.
Дознаватель УМВД России по г. Н-ску
В дальнейшем по данному рапорту проводится такая же проверка, по результатам которой возбуждается новое уголовное производство, либо принимается решение об отказе.
Любое решение, вынесенное по рапорту, оформляется специальным постановлением, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме с разъяснением права обжалования.
Таким образом, все вышеизложенное – это, в сущности, алгоритм действий правоохранительных органов при получении сообщения о преступлении.
На видео можно посмотреть о признаках преступлений:
Анонимное заявление о преступлении.
Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ). Однако оно передаётся (без регистрации) в соответствующий орган для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности. При этом есть ряд исключений. Направленное в органы внутренних дел анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта, подлежит обязательной регистрации и проверке в общем порядке[1]. Органы ФСБ регистрируют анонимные сообщения вообще о любых преступлениях[2]. Само собой, анонимный заявитель не уведомляется о результатах рассмотрения заявления и не может знакомиться с материалами проверки, это тоже стоит учитывать.
Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о заявителе (как минимум, его фамилии и адреса).
Заявление относится к анонимному в случаях, когда оно: 1) не подписано (т.е. не указано, как минимум, фамилии заявителя); 2) подписано неразборчиво (т.е. когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее); 3) точно известно, что оно подписано вымышленным именем; 4) подписано заявителем, однако его адрес и иные сведения, позволяющие установить место нахождения лица, отсутствуют; 5) подписано от имени неопределённого круга лиц; 6) подано от имени другого лица либо других лиц без их ведома.
Принятие решения по заявлению о преступлении.
Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении. Срок проверки сообщения о преступлении может быть продлён до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток. Если по результатам проверки усматриваются признаки состава преступления частного обвинения, то заявление и материалы проверки с сопроводительным письмом направляются мировому судье (за исключением случаев, когда лицо, подлежащее привлечению к ответственности, не установлено).
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ. Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и постановлением Конституционного Суда от 18 февраля 2000 г. № 3-П лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведённой по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела.