Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания признания торгов по банкротству недействительными». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Торги по банкротству – реализация изъятой и описанной у компании собственности, активов, входящих в конкурсную массу. Это главный этап, по окончанию которого за счет полученных от продажи имущества денег, будут погашены требования, выставленные кредиторами. Экспертизой и реализацией активов предприятия занимается арбитражный управляющий, назначенный судом из состава, предложенного инициатором процедуры СРО.
По каким причинам торги могут быть признаны недействительными
Оспорить можно действия как арбитражного управляющего, так и организатора торгов. Возможно также обжалование результатов самого аукциона.
Причины, по которым можно признать торги недействительными или же несостоявшимися, такие:
- Конкурсный управляющий не допустил кого-то из участников к торгам или организатор намеренно предоставил ложные данные. Это может быть публикация неактуальных реквизитов банка, вследствие чего у участника нет возможности внести сумму задатка. Если претендент считает, что подобные действия совершены организаторами торгов сознательно в личных интересах, он обращается в суд или ФАС.
- Гражданина незаконно отстранили от участия. К примеру, участник выполнил все требования в рамках мероприятия, но его не допустили к торгам.
- Договор купли-продажи был заключен до закрытия тендера.
- Во время торгов отклонение от максимальной цены было существенным.
- Сообщение об аукционе было составлено ненадлежащим образом. Информация могла быть размещена в издании, которое не связано с торгами по банкротству. Иногда данные публикуют не полностью или просрочены допустимые даты публикации.
Оспорить результат можно также при злоупотреблении правом. Некоторые участники подают заявки с целью создать видимость конкуренции. Бывают случаи, когда участвующее в аукционе лицо сговаривается с организатором. Добиться признания результатов недействительными в такой ситуации будет несложно, так как права участников нарушены, а реализация имущества незаконна.
Как оспорить признать недействительными публичные торги
Задать
вопрос адвокату
В настоящее время гражданам, фирмам и организациям принимающих участие в торгах все чаще приходится сталкиваться с нарушениями при проведении конкурентных процедур и иными нарушениями антимонопольного законодательства. Среди пострадавших от недобросовестно проведенных торгов оказываются граждане, попавшие в непростую жизненную ситуацию в результате чего их имущество, в том числе квартиры, дачи , гаражи, автомобили выставляются на торги. Как правило, гражданин узнает , что его имущество продано уже после проведения торгов , о которых он не только не знал , но и не мог знать по разным причинам.
Нарушения допускаемыые при проведение торгов можно условно классифицировать на умышленные – искусственно создаваемые ситуации, которые обеспечивают выигрыш заранее известных Как правило , в подавляющем большинстве случаев, участникам рынка приходится иметь дело именно с умышленными нарушениями законодательства. Методы которые использубт недобросовестные организаторы торгов заключаются в максимальной закрытости, создание различных препятствия лицам желаю.щим принть участие в торгах и обеспечить победу на торгах своим приближенным лицам и фирмам существенно занизив стоимость реализуемого на торгах имущества.
Участник торгов или лица чьи права и интересы нарушены проведенными торгами, имеет право обжаловать результаты торгов через суд, или подать соответствующую жалобу в ФАС.
Имущество, которое не будет реализовано
- Имущество, на которое распространяется имущественный иммунитет на основании статьи 446 Гражданского процессуального кодекса:
- единственно жилье;
- предметы домашнего обихода (холодильник, стиральная машина, кровати, плиты и т.п.);
- вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.д);
- имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает десять тысяч рублей (например, музыкальные инструменты, если человек получает доход игрой на музыкальном инструменте);
- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
- Имущество, которое является собственностью супруга на основании статьи 36 Семейного кодекса РФ:
- имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар и в порядке наследования;
- Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 48 содержит иммунитет, который распространяется на следующие случаи:
- имущество, которое было выделено гражданину или семье, как мера социальной помощи (например, земельные участки под строительство многодетным семьям, детям – инвалидам, участникам боевых действий и т.д)
Этапы проведения торгов
Проведение торгов проходит в 3 этапа:
1. Первичные торги – этап, который проходит в форме аукциона на повышение цены (то есть победителем станет тот, кто предложит наибольшую цену). Первоначальная стоимость имущества обычно является среднерыночной. Сумма, на которую будет повышаться стоимость имущества, или по-другому – шаг аукциона, устанавливается финансовым управляющим в положении, так же, как и срок проведения. Обычно срок составляет – 1 месяц.
На данном этапе выигрывает тот покупатель, который предложит наибольшую цену, от установленной первоначальной.
2. Повторные торги – этап, который состоится в том случае, если имущество не получилось реализовать на первом этапе. Стоимость имущества здесь снижается на 10 %. Процедура не отличается от первичных торгов, срок также составляет 1 месяц.
3. Публичные торги – завершающий этап торгов. Проводится в случае, если повторные торги признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Финансовый управляющий выставляет имущество на открытые торговые площадки (Авито, Циан и другие). Цена имущества на данном этапе стартует с рыночной и снижается каждые 3-7 дней на 10%. Срок и сумма снижения стоимости предусматривается Финансовым Управляющим в положении о торгах.
Результатом торгов является заключение договора купли-продажи и передача имущества новому собственнику.
Пример реализации автомобиля в 3 этапа
Финансовый Управляющий выявил у гражданина М. автомобиль. Оценив его стоимость, было подготовлено положение о торгах с начальной стоимостью в 350 000 рублей.
После утверждения Судом положения Финансовый Управляющий сделал объявление в газете «КоммерсантЪ» и в ЕФРСБ.
Срок первичных торгов был установлен с 10.10 по 10.11 – заявок за этот период не поступило, торги признаны несостоявшимися.Повторные торги были назначены на период с 15.11 по 15.12, стоимость авто была установлена 315 000 рублей –подана единственная заявка на торги, но покупатель отказался выкупать авто, торги также признали несостоявшимися.
20.12 – автомобиль был выставлен на Авито, стоимость составляла 350 000. Каждые 3 дня цена падала на 10%. 26.12, когда стоимость авто была 283 500, нашелся покупатель и 28.12 был заключен договор – купли продажи с передачей документов и ключей.
Таким образом, автомобиль был реализован только с 3 этапа торгов, по стоимости ниже заявленной в самом начале. Торги длились более 2 месяцев.
Однако, это не значит, что имущество не будет реализовано с 1 или 2 этапа. Все зависит от ликвидности.
Особенности реализации залогового имущества банкрота.
При реализации залогового имущества, вне зависимости от того, движимое это имущество или недвижимое, готовить положение и проводить торги наравне с Финансовым управляющим может и сам кредитор, за которым зарегистрирован залог.
Существенное отличие данного вида торгов в том, что 70-80% денежных средств, которые выручены после продажи такого имущества будут переданы залоговому кредитору, требования которого, являются преимущественными перед другими кредиторами.
Пример из практики:
Гражданин Д. обратился в Суд с заявлением о банкротстве. В описи кредиторов было указано 4 кредитные организации, в том числе банк, в котором оформлена ипотека, общая сумма по кредитам составляла 5 400 000. Также у Гражданина Д. была задолженность по алиментам в размере 350 000.
У Гражданина Д. на торгах реализовывалась ипотечная квартира. Положение о торгах готовил банк кредитор, оценку имущества также проводил банк. Имущество оценили в 3 000 000 рублей.
После реализации 2 400 000 рублей распределяются залоговому кредитору – 80%. Оставшиеся 20% (то есть 600 000 рублей) делятся на две группы.
Одна часть распределяется Финансовому Управляющему в качестве расходов по реализации и вознаграждению. Вторая часть распределяется между кредиторами первой и второй очереди, то есть 300 000 будет распределено супруге в качестве алиментов.
В последнее время, появляется Судебная практика, которая позволяет после реализации залогового имущества (которое является единственным для должника), часть денежных средств, оставшихся после распределения кредитору и Финансовому Управляющему, оставить за должником, минуя остальных кредиторов. Данные денежные средства должник может потратить на приобретение жилья.
Оспаривание сделок в банкротстве физических лиц: судебная практика на 2023 год
Ниже мы представляем интересные примеры из судебной практики.
Дело № А41-58450/2012. Когда возникли первые проблемы с оплатой кредитных обязательств, должник продал земельные участки. Финансовым управляющим сделки были заявлены на оспаривание, но в АС Московской области посчитали, что в деле нет признаков серьезного отличия от рыночной стоимости.
Также отсутствовали признаки недобросовестности поведения должника. Наоборот, были представлены доказательства, что вырученные средства пошли на оплату долгов (хотя впоследствии должнику все равно пришлось заявлять о банкротстве).
Это интересный пример, который показывает, что при отсутствии недобросовестных намерений суд защищает позицию должников, а не желание финансовых управляющих пополнить конкурсную массу.
Дело № А33-21816/2015. В сложном финансовом положении должник разделил имущество с женой, а спустя 6 месяцев супруги заключили брачный контракт о режиме раздельного имущества. После развода жена переписала часть собственности на сына. Еще через 3 месяца уже бывший муж подал на банкротство.
Суд признал брачный контракт недействительным, учитывая, что почти 100% нажитого имущества досталось жене.
В практике банкротства брачные договоры рассматриваются более тщательно, чем другие сделки.
Дело № А76-43/2014. Должник инициировал продажу своего авто в срок меньше года до заявления о банкротстве. Суду удалось выяснить, что на момент заключения договора у должника уже прослеживались признаки несостоятельности, а отчуждение ТС стало прямым нарушением имущественных интересов кредиторов.
Тем более, что покупателем выступил отец должника (заинтересованное лицо). Сделку признали недействительной.
Непоступление задатка
Организаторы торгов часто отклоняют заявку претендента на том основании, что он не обеспечил поступление задатка. При этом суды исходят из недопустимости формального подхода организатора торгов к исполнению своих обязанностей, указывая, что конкурсный управляющий имеет возможность уточнить текущее состояние платежа в обслуживающем банке.
В одном из дел суд указал, что именно организатор торгов должен проверить поступление задатка на счета, указанные в сообщении о торгах, и лишь при отсутствии соответствующего подтверждения он может отказать заявителю в допуске к участию в торгах
Организатор торгов обязан определить такой срок внесения задатка, чтобы между этой датой и датой составления протокола об определении участников торгов существовал разумный временной разрыв. На дату составления протокола организатор должен получить актуальную информацию обо всех лицах, которые изъявили волю принять участие в торгах и внесли задаток.
Основанием для отказа претенденту в допуске к участию в торгах может являться только непоступление задатка на специальный счет на дату составления протокола об определении участников торгов, а не на дату окончания приема заявок для соответствующего периода проведения торгов. Сокращение временного интервала для подачи заявки, обеспеченной задатком, до даты определения участников позволяет достичь цели реализации конкурсной массы путем публичного предложения по наивысшей цене и прозрачности такой процедуры. Это может привести к ограничению конкуренции.
Кто такие кредиторы в делах о банкротстве
Кредитор – это лицо, которое имеет право требования к должнику. В зависимости от вида обязанностей и ответственности организации-банкрота по отношению к кредитору определяется категория последних.
-
Конкурсный кредитор – лицо, обязанности должника перед которым имеют денежное выражение и, как правило, вытекают из обязательств по договорам. Конкурсным признается кредитор, который имеет право участвовать в собраниях, тем самым влиять непосредственно на процедуру банкротства, судебное производство по делу.
-
Уполномоченные органы – ведомства, обязанностью которых является взыскание с должника в бюджет. Это, например, налоговая, пенсионный фонд или ФСС.
-
Иные кредиторы, имеющие право требования денежного долга, но не являющиеся конкурсными. Это собственники предприятия, сотрудники, лица, перед которыми у компании долг за интеллектуальный труд и нанесение вреда здоровью.
-
Кредиторы, которые имеют неденежные требования по сделкам и договорам. У должника в этом случае существует обязанность, например, на выполнение определенных работ.
Какие сделки нельзя оспорить?
По специальным основаниям запрещены к оспариванию сделки:
- Договора, которые оформлены по результатам торгов, и действия, ориентированные на выполнение по ним обязательств. Если при проведении аукциона были допущены нарушения, то торги и сделки, заключенные по итогу, могут быть признаны не соответствующими закону по основаниям ГК РФ, то есть по общим условиям. Этот вывод сделан из Определения ВС РФ от 2014 года, №ВАС-3894/14.
- Контракты, оформленные при ведении банкротом предпринимательской деятельности, при цене не выше 1% от стоимости активов. К таким сделкам причисляются заключаемые в течение длительного времени контракты со сходными условиями, включая и длящиеся обязательства. Это оплата ЖКХ, перечисление арендных платежей и т.д.
- Стоимость имущества, которое получено по сделке, выше, чем цена собственности должника, предполагаемая к возврату в порядке реституции. А также в ситуации, когда имущество по оспариваемой сделке возвращено обратно, в конкурсную массу.
Порядок оспаривания сделок
Существует порядок признания сделки недействительной при банкротстве.
Анализ хозяйственной деятельности должника, которая предшествовала периоду его несостоятельности. Этим занимается арбитражный управляющий и при желании – кредиторы. Проверке подвергаются следующие параметры:
- заявление, поданное от имени должника на банкротство и прилагаемые к иску документы;
- материальное положение фирмы, состояние хозяйственной деятельности;
- инвестиционный климат на предприятии;
- признаки банкротства, причины возникновения ситуации;
- выявление признаков незаконного (фиктивного, преднамеренного банкротства);
- бухгалтерская документация;
- сведения о должнике по учетам регистрационного типа;
- сведения о сделках, которые были проведены за 3 года до момента подачи иска в АС РФ;
- управленческие решения руководителей фирмы.
Оспаривать торги незамедлительно
Если у миноритарного кредитора нет заветных 10% в реестре требований кредиторов, но сделки оспорить очень хочется, то вся активность сводится к 3 последовательным шагам:
- Сначала выбиваешь из «недружественного» арбитражного управляющего всю информацию, необходимую для идентификации подозрительных сделок. Как это сделать, если он активно сопротивляется – тема отдельной статьи. Но самый простой вариант – обратиться в юридическую компанию «Игумнов Групп».
- Затем пишешь письмо этому же арбитражному управляющему с требованием оспорить выявленную вами сделку. И подкладываешь под это грамотное обоснование: должно быть видно, что есть реальные перспективы для ее отмены. Писать письма из разряда «я сильно нуждаюсь, и поэтому сделайте хоть что-нибудь» не стоит. Такие обращения не вызывают ничего кроме жалости. Будьте профессионалом. Или наймите их (см. пункт 1).
- После того, как ваша скромная персона будет проигнорирована, подаете жалобу в Арбитражный суд. Просите признать бездействия арбитражного управляющего незаконными, причиняющими вам ущерб, и отстранить его от ведения процедуры банкротства.
Например срок приема заявок на участие в торгах составлял один день. В другом деле продолжительность приема заявок составляла один час, а временной промежуток между этапами торгов был равен 10 минутам. В таких случаях суды признали, что срок для подачи заявок был слишком коротким, что привело к отсечению потенциальных участников торгов и негативным образом повлияло на конкуренцию. В качестве нарушения суды также признают досрочное окончание приема заявок
Этот срок должен быть не менее 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов (абз. 10 п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве). Однако, закон не содержит ограничений в установлении длительности этапа приема заявок, а суды самостоятельно толкуют определение надлежащего срока.
Например, в сообщении о продаже имущества было указано, что лот состоит из здания и земельного участка, в то время как предметом торгов были здание и право аренды земельного участка. В таком случае суд признает торги недействительными, в виду того, что в сообщении была недостоверная информация.
Право на оспаривание торгов и процедура его реализации
Торги вправе оспорить:
- кредиторы, в том числе залоговый кредитор, конкурсный управляющий, лицо, не допущенное к торгам неправомерно;
- собственники (правообладатели) имущества, которое без их согласия было продано с торгов, учредители юридического лица, если нарушаются их права и законные интересы.
Срок для оспаривания торгов составляет один год со дня их проведения. Требования о признании торгов по продаже имущества должника недействительными заявляются и рассматриваются в рамках дела о банкротстве по правилам гл. III.1 Закона о банкротстве. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора с победителем торгов.
Например, земельные участки и здания, расположенные в разных районах двух областей. Они были выставили на торги как единый лот. Суд признает торги недействительными так как объединение объектов продажи должно носить объективный характер. Это допустимо когда совокупность отчуждаемых активов отвечает признакам предприятия. В данном случае объединение объектов в один лот устанавливает дополнительный барьер для лиц, работающих на специализированных рынках в пределах одного субъекта РФ. Подобное объединение приводит к безосновательному сужению круга потенциальных покупателей, ограничению конкуренции и, как следствие, нарушению прав и интересов кредиторов должника.
Пример из судебной практики. Суд приостановил торги до вступления в силу судебного акта по результатам рассмотрения заявления банка о разрешении разногласий по положению о торгах. Конкурсный управляющий пренебрег запретом и провел торги. Суд посчитал торги незаконными.
Оспаривание сделок должника при банкротстве
Согласованность действий организатора и участника торгов является трудно доказуемой, но положительная судебная практика, все же имеется. Так по одному из дел такая согласованность была установлена, тем, что один из участников торгов осуществлял вход на электронную торговую площадку с IP-адреса организатора торгов. Во время торгов участник отзывал заявку около 20 раз и заново ее подавал. Суд посчитал, что такие действия указывают на наличие заинтересованности между участником и конкурсным управляющим, и признал торги недействительными.
Например, по одному из судебных споров период снижения цены составлял два рабочих дня, а величина снижения: первого — 20%, второго — 40%, третьего — 97,5%. В итоге суд признал торги недействительными в виду необоснованного занижения цены
Положение о торгах в конкурсном производстве разрабатывается арбитражным управляющим и утверждается на собрании в рамках Закона о банкротстве и ГК. В положении определяются сроки, условия, порядок проведения мероприятия.
Положение о торгах в конкурсном производстве может включать следующие пункты:
- Общие положения. Информация о должнике, законах, на основании которых составлен регламент, терминах, используемых в документе.
- Продажа имущества. Описание лотов с указанием цены, срок проведения аукциона.
- Подготовительные мероприятия. Указание на необходимость информационного сообщения о дате, порядке проведения мероприятия. Описание функций организатора.
- Условия участия в торгах. Указываются участники, размер задатка, сроки подачи заявок и другие нюансы.
- Порядок ведения. Особенности допуска заявителей. Условия, при которых участник аукциона может получить отказ.
- Проведение. Этапы проведения: «на повышение», «на понижение», «шаг аукциона».
- Условия, при которых процедура может быть признана недействительной.
Оспаривание торгов в банкротстве
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка) принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов, оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания.
Согласно части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий; конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.
Таким образом, в случае если конкурсный управляющий (внешний управляющий) выступает в качестве организатора торгов при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве, антимонопольный орган по итогам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, вправе выдать такому конкурсному управляющему (внешнему управляющему) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
В случае если организатором торгов при проведении конкурсного производства выступает специализированная организация, привлеченная на договорной основе конкурсным управляющим (внешним управляющим), при выявлении антимонопольным органом нарушений законодательства Российской Федерации при организации и проведении таких торгов, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание выдается специализированной организации как организатору данных торгов.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган направляет, в том числе организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее — уведомление).
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Исходя их положений пункта 19 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия оформляется договором купли-продажи, который заключает внешний управляющий с победителем торгов.
Учитывая изложенное, в случае обжалования действий (бездействия) специализированной организации как организатора торгов, в перечень лиц, которым антимонопольный орган направляет уведомление, следует включать конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в целях информирования его как лица, осуществляющего заключение договора купли-продажи по итогам торгов, о приостановлении торгов в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, ФАС России обращает внимание на следующее.
По общему правилу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, обязательных в силу законодательства Российской Федерации, рассматриваются территориальными органами ФАС России по месту нахождения организатора торгов.
Такое правило обусловлено тем, что при рассмотрении антимонопольным органом жалоб необходимо соблюдени�� принципа оперативности, а также в целях всестороннего рассмотрения жалобы и принятия мотивированного решения, получения исчерпывающей информации о проводимых торгах и обеспечения присутствия организатора торгов на рассмотрении жалобы для защиты своих прав и интересов.
В силу Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в т. ч. на действия (бездействие) юрлица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров или в случае, если торги, проведение которых является обязательным, признаны несостоявшимися.
По итогам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. В последнем случае (либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений) принимается решение о необходимости выдачи организатору торгов, оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания.
Если при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве организатором выступает конкурсный (внешний) управляющий, то антимонопольный орган вправе выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов. Если привлекается специализированная организация, то предписание направляется ей.
При этом в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган направляет в т. ч. организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до ее рассмотрения по существу.
Организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.
В случае обжалования действий (бездействия) специализированной организации как организатора торгов, в перечень лиц, которым направляется уведомление, следует включать конкурсного (внешнего) управляющего в целях информирования его как лица, осуществляющего заключение договора купли-продажи по итогам торгов, о приостановлении торгов в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.
Отмечено, что рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении конкурсным (внешним) управляющим своих обязанностей, связанных с порядком проведения оценки имущества должника и определением начальной цены продажи такого имущества, не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражный суд по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.
- внесудебный (административный);
- судебный.
1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок — Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).
Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.
Согласно действующему законодательству подать жалобу в ФАС может любой участник закупки (ФЗ №44), а также иное лицо, чьи права затрагиваются нарушением закона (ФЗ №223 и ФЗ «О банкротстве»).
Оспаривание сделок на торгах банкротство
Нет, поскольку бессмысленно приступать к реализации, если у банкрота вообще нет активов. Также не назначаются торги, если все имущество должника не подлежит принудительной реализации по ст. 446 ГПК РФ. Указанные обстоятельства управляющий опишет в отчете, который передается в суд. На основании заключения управляющего арбитраж примет решение о списании долгов без проведения реализации.
Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.
Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:
- жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
- обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.
Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.
Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.
Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.
Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования. В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15). Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.
Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:
- Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
- Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.
Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии.
Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.
Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.
Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц. После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Это означает, что первым делом необходимо юридически верно расставить приоритеты и увидеть самые главные ошибки при проведении торгов. Наши юристы тщательно изучат ваше дело и документы и определят, какую тактику необходимо применить при отмене результатов аукциона.
Формальные причины для отмены аукциона перечислены в законе и среди них:
— не соблюдение срока проведения приема заявок на участие в аукционе (не менее 25 дней — ст. 18 ФЗ 178) при продаже государственного имущества;
— незаконный отказ в допуске от участия в торгах;
— неверное определение победителя и пр.
Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Расшифровка контрольного органа дается в ст. 99 ФЗ № 44, однако эта расшифровка весьма запутана, но в конечном итоге выходит, что подавать жалобу на проведение аукциона можно в Управление ФАС по соответствующему региону. Если же данный орган не удовлетворит требования заявителя, данное решение ФАС можно обжаловать в судебном порядке.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Если же УФАС вынесло отрицательное решение по отмене аукциона, то не согласившийся с данным решением заявитель в течение 3 месяцев вправе обратиться в общем порядке в арбитражный суд. Мотивировка для отмены решения ФАС должна быть идентичной той, что были в самой жалобе в ФАС. По сути в суде оспаривается не сам аукцион, а отношение к его проведению со стороны контрольного органа.
Обращайтесь в нашу компанию и мы обязательно поможем решить вопрос по отмене аукциона (торгов)! А если не сможем — то так и скажем!
- Все услуги
- Антимонопольное право
- подготовка и подача документов в ФАС
- отмена результатов аукциона (отмена торгов)
- привлечение к ответстевнности за злоупотребление доминирующим положением на рынке
- оспаривание постановлений ТУ ФАС (штрафов, запретов и др.)
- помощь в Евразийской экономической комиссии
- исключение из реестра недобросовестных поставщиков
- правовой анализ договор на предмет нарушения антимонопольного законодательства
- оспаривание штрафа за рекламу услуг без лицензии
- защита в суде по административной ответственности в сфере антимонопольного права
1. При подписании договора должник уже отвечал признакам неплатежеспособности. Заемщик знает, что у него имеются долги, но совершает крупные сделки с движимым имуществом или недвижимостью.
2. В действиях должника есть признаки недобросовестности. Часто на это указывает злоупотребление своими правами. Например, физлицо за короткое время продает все свое имущество, которое могло быть включено в конкурсную массу и реализовано.
3. Совершенные сделки повлияли на исполнение долговых обязательств, что привело к имущественному вреду для кредиторов. Например, должник продал недвижимость, но долги не погасил, а деньги ушли на неизвестные цели.