Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод в исламе по инициативе жены условия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Ответы на вопросы о разводе по инициативе жены
Восемь месяцев назад у меня был никях. Я была очень счастлива, что по воле Аллаха выхожу замуж за любимого человека. Мы встречались пару лет до никяха, но близости не было. После никяха мы живем как брат с сестрой. Сначала я думала, что это какое-то смущение между нами, но потом поняла, что ему все равно. Когда мы в гостях, то он сама нежность со мной, но дома все иначе. Я пыталась поговорить с ним об этой проблеме, на что в ответ слышала одни грубости.
Первые пару месяцев он давал мне какие-то деньги на семейные расходы, но потом все это прекратилось. Я спросила о причине, он ответил: «Я знаю, что у тебя есть деньги, вот и давай, не жалей!» С этого момента семью кормить начала я, потому что не хотела ругаться. Когда я узнала, что он опустошил все свои кредитные карточки (а там были немаленькие суммы), я ушла жить к себе (у меня есть собственная квартира), точнее он меня со всеми вещами привез сюда. Когда я звонила ему, он не снимал трубку. Поняла, что у него еще кто-то есть.
Он говорит, что любит меня и не переживет развода, но ничего не делает для примирения. Я очень страдаю и переживаю! Переживают и мои родители. Я хочу с ним развестись, потому что это не семья. Я просила его, чтобы он дал мне развод, но он ответил, что я его устраиваю на все 100%: «Ты красивая, умная, обеспеченная, хозяйственная, заботишься обо мне, любишь меня! Я не дурак, чтобы давать тебе развод!» До сих пор мы живем раздельно. Что мне нужно делать, чтобы развод был правильным по канонам Ислама?
Если вы восемь месяцев совместной жизни жили не как муж с женой, а как брат с сестрой, к тому же он не обеспечивал вас материально, то вы имеете полное право требовать развода. Либо подаете заявление в загс о разводе, если у вас есть официальная регистрация брака, либо вы, а возможно и ваши родители, настойчиво и многократно просите его дать вам развод. Если он даст хотя бы один развод, скажет, что разводится с вами, этого будет достаточно. Станьте решительны и смелы. С таким «мужчиной» вы в любом случае жить не сможете.
Два года я жила с мужем, но в последнее время у нас с ним не складывалось. Он очень мягкий, добрый, он хороший сын, брат, друг, но как муж он мне не подходит. Для меня мужчина должен быть главой семьи, должен решать, нести ответственность, но он этого не делал. В семье его мама и сестра относились к нему как к маленькому ребенку, не считались с его мнением, ругали его при мне. Видя все это, я не могла уважать его как мужчину. Я одевала его, носила в дом все необходимое. Сейчас я просто-напросто устала, что сама все решаю за него и за себя. Я подала на развод. Я не жалею об этом, хотя это не есть хорошо, у нас растет сын. Но я не могла жить с таким, как он, еще и с такой семьей, как у него. Они настолько мелочные и жадные, хотя хорошо зарабатывают! Я хочу видеть рядом с собой сильного мужчину, которого я бы уважала, боялась и ценила, который будет заботиться обо мне. Все советуют, чтобы я снова сошлась с мужем, так как у нас сын. Но я сильно разочаровалась в нем. Почему я должна жертвовать собой?!
Если вы не можете с ним жить и таково ваше решение после долгих размышлений и глубокого анализа видимых перспектив, тогда, конечно же, вы можете развестись и имеете на это право. В то же время неким промежуточным этапом до развода может явиться ваше раздельное проживание, когда вы останетесь наедине с собой и с сыном и спокойно проанализируете происходящее.
Я женился на девушке, которая была старше меня на четыре года, и в наших отношениях частенько возникали мелкие ссоры из-за возраста, но после каждого конфликта мы мирились. Последнее время ссоры доходили до серьезных столкновений, когда мы друг друга сильно оскорбляли. В один из таких случаев после многократных просьб не оскорблять меня я не сдержался и, схватив ее за кисти, посадил на диван, она стала сопротивляться и пинаться. Пытаясь успокоить ее, я схватил ее еще раз и на этот раз положил на диван. И таких случаев было более трех или четырех за два месяца. Потом мы опять мирились. Спустя некоторое время, она попросила меня отпустить ее домой (мы не были в ссоре). Она хотела работать (на тот момент мы жили за рубежом, пока я учился). Я очень сильно расстроился по этому поводу, но она не хотела меня понимать. Потом вмешалась ее мать и настояла, чтобы я поддержал ее решение, в итоге мне пришлось согласиться и отпустить ее. Через месяц после того как жена вернулась домой, она нашла работу и подала на развод, сообщив мне об этом по телефону. Я был в шоке, так как о разводе до этого не было и речи. Я отпустил ее домой лишь для того, чтобы сохранить семью. Несмотря на мои просьбы, она со мной развелась. Я узнал об этом только по приезде домой через три месяца (до этого она со мной не разговаривала). На вопрос, почему она так поступила, ответила, мол, из-за того, что я бил и грубо обращался с ней. Я знаю, что не должен был хватать ее за руки и срываться, но несмотря на это считаю, что я ее не бил, так как не наносил никаких ударов, пощечин или серьезных физических увечий. Она также развелась со мной в мечети, показав документы о разводе, полученные в загсе, сказав мулле, что я ее избивал.
Пожалуйста, скажите, насколько мои доводы верны и что мне делать в этой ситуации? Алан, 24 года.
Вам следует отпустить ее и навсегда забыть о ней. Вам не хватает уверенности в себе и самоуважения. В ваши 24 года пережитая непростая ситуация будет хорошим подспорьем тому, чтобы вы крепли психологически и стали более последовательным и целеустремленным.
Если у женщины муж пропал без вести, сколько ей нужно ждать, чтобы снова выйти замуж? Детей нет.
От четырех месяцев до года, после чего может подать заявление о разводе в загс и думать о новом замужестве, а также реализовать его.
Я вышла замуж за мусульманина. Первые пять лет мы всегда были рядом, а теперь в связи с рабочим положением мужа вместе находимся только раз или два в год. Допустим ли развод со стороны супруги?
Да, конечно. Она может попросить у него развода, и он не вправе отказать.
Я мусульманка и замужем уже тринадцать лет. Муж тоже мусульманин. У нас нет детей, так как нет интимной жизни на протяжении десяти лет. Я проверялась у врачей, они говорят, что дело не во мне. Муж каждый раз после того, как я начинаю разговор на эту тему, устраивает ссоры и обещает сходить провериться, но я же не могу каждый день ему напоминать и унижаться перед ним. Мне всего 34 года. У нас отношения как у брата с сестрой. Как мне поступить в этой ситуации?
Если вы хотите развестись, то имеете на это полное право уже с первых месяцев вашей жизни как «брата с сестрой». Интимная сторона семейной жизни, а также рождение детей — в числе главных составляющих мусульманской семьи. Разводитесь, поделив пополам совместно нажитое в браке имущество, и начинайте новую жизнь. Вы молоды, и все еще впереди.
После лечения в больнице моя жена не вернулась домой, а ушла к своим родителям, мотивируя это тем, что ей было уделено мало внимания с моей стороны, и ей не понравилось, что моя мама слишком много делала замечаний. Теперь жена говорит, что хочет развестись. А через некоторое время уже хочет жить отдельно от родителей, я же не хочу, да и нет возможностей. Дайте оценку ее поступку. И что теперь делать?
Поговорите с ней по душам, без грубостей и требований, поймите, откуда прорастает зерно нежелания дальнейшей семейной жизни. Если вы разберетесь в себе и друг в друге, то все наладится. Если же она так и будет настаивать на своем, выждите время, проявите выдержку и терпение. Возможно, это всего лишь детские эмоциональные капризы.
В крайнем случае, если ситуация зайдет в тупик, дайте ей возможность развестись, дав один развод. Если она так и не захочет идти за вами (ведь выходя замуж, она шла «за мужем»), тогда пусть идет другой дорогой. Она — взрослый и свободный человек.
Коран в руках мужа почему?
Один из частых самых вопросов почему именно мужу право принадлежит развода. Для этого существуют причины неоспоримые, среди которых и то, что женщина более является эмоциональной по своей натуре, а мужчина более отличается рациональным и практичным подходом к жизни.
развод Поскольку является шагом очень серьезным, следует его обдумать и не действовать под влиянием Муж. эмоции способен подойти к этому вопросу взвешенно более, поскольку после развода последует ряд целый неприятных моментов, которые он будет решить обязанным: необходимо позаботиться о материальном обеспечении детей и женщины, выплате махра и алиментов, определению судьбы дальнейшей несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности своим со видеться отцом или матерью, поэтому отнесется муж к вопросу развода серьезно, а женщина принимать может решения под влиянием эмоций.
Имеет ли женщина право на развод?
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.
В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.
В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.
Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.
Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
У женщины после развода нет никаких обязательств перед бывшим мужем. Она вольна жить, как захочет и искать новые отношения. Единственное, что может связывать бывших супругов – это общие дети.
Экс-супруг не может запрещать женщине выйти замуж повторно, а посещения возможны только с ее согласия. Если же мужчина начинает преследовать свою бывшую жену, то она вправе обратиться в правоохранительные органы или в суд.
Мужчина обязан содержать своего ребенка до совершеннолетия. При этом он имеет право решать, оставить ли его у женщины или доверить воспитание другим людям.
В каких случаях женщина может требовать развод?
В восточных традициях очень многое строится на так называемом «периоде очищения» женщины. Речь идет о менструации. И развод по мусульманским обычаям также полностью зависит от данного временного этапа. Таким образом, срок идда предполагает прохождение три цикла месячных.
Однако и здесь имеются свои нюансы:
- Для мусульманок, имеющих менструации, данный срок определяется в соответствии с работой их организма.
- Если месячные отсутствуют, то такой срок составляет три полных месяца.
- Для беременных женщин идда прекращается родами.
Таким образом, если мужчина решает дать три талака единовременно, то он нарушает срок идда. Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:
- Муж не имеет права инициировать развод в период менструации у его жены. В противном случае он совершит запретное, что не приветствуется Аллахом. Мало того, такой развод может быть отсрочен до наступления периода «очищения» у женщины. При осуществлении подобных действий со стороны супруга, жена способна оспорить разрыв отношений на законных основаниях.
- Если супруги состояли в половых отношениях после менструации, то развод не признается действительным до тех пор, пока не будет установлен факт отсутствия беременности.
Итак, развод по исламу – это допустимый шаг, на который может решиться любая пара. Но в мусульманской вере имеются также понятия обязательного, желательного, нежелательного и не разрешенного разрыва отношений.
Об этом следует поговорить более подробно:
- Желательный развод называется сунной. Такие ситуации возникают, если, к примеру, мужчина-мусульманин является не в состоянии обеспечить свою жену в соответствии с Шариатом, в то время как она требует этого. Желательно развестись и в случае отсутствия взаимного влечения. Если женщиной совершаются большие прегрешения (прелюбодеяние или действия, порочащие мужское достоинство), то в соответствии с верой ислама, развод также является допустимой мерой.
- Не разрешенное расторжение брака называется харамом. Как уже говорилось выше, никто в соответствии с верой ислама не имеет право разводиться в период менструального цикла жены, если до этого супруги состояли в интимных отношениях. Невозможен развод и на этапе отсутствия у женщины менструального цикла, если после предыдущего «очищения» она состояла в половом контакте с мужем. Если супруг смертельно болен и знает об этом, он не может развестись со своей супругой с целью лишить ее наследства.
- Нежелательным является развод без весомых причин. Такой разрыв брачных уз называется «карахат».
- В исламе существует также понятие обязательного развода. Требовать расторжения брака в этом случае может жена, которой муж отказывает в половой близости.
Поскольку ислам предполагает жесткий патриархат, то право давать развод имеется только у мужчины. Единственной возможностью для женщины как-то повлиять на данный процесс является просьба мужа о расторжении отношений. При соответствующем решении мужчины, супруга имеет право также дать развод, но она должна сделать это незамедлительно, как только услышит слова мужа.
По шариату, инициировать развод может как муж, так и жена. Мужчины в исламских странах наделены большими правами, чем женщины. Браки распадаются чаще по инициативе мужей. Процедура состоит в трехкратном произнесении слова «талак» в присутствии двух свидетелей. Причину разрыва отношений мусульманин может не озвучивать — так сохраняется доброе имя бывшей жены. Развод по инициативе женщины происходит реже, когда муж длительное время не выполняет супружеских обязанностей – не содержит жену, не живет в семье.
По словам Пророка: “Самое ненавистное Аллаху из разрешённого – развод” (Аль-Мустадрак, ч. 2, стр. 214, No 2794), что говорит о том, что для расторжения брака нужна крайняя необходимость. Шариат признаёт чувства и эмоции души своих верующих, поэтому предоставляет мусульманам право на развод. Особенно мужчине в ситуации, когда тот питает ненависть к жене.
Для того, чтобы подать на развод, мужчина должен соблюдать прописанные в Коране правила:
- Развод возможен, если жена ведет себя аморально к родственникам со стороны мужа и к нему самому, если изменяет ему.
- После развода мужчина выплачивает махр (свадебный подарок жене), если он не был выплачен до момента расторжения брака, также на мужчине лежат обязанности по обеспечению жены на протяжении 3х месяцев после талака и выдаче ей ее имущества.
- В период критических дней жены муж не вправе подать на развод, как и после их окончания, если половое сношение состоялось. Таким образом, расторжение брака может произойти только в чистый период при отсутствии половой связи между супругами.
Что такое развод в исламе
Для обозначения развода в мусульманстве есть отдельное слово — талак. Решение разойтись пара принимает, когда не остается больше способов наладить отношения друг с другом или существует какая-либо определенная проблема, сподвигшая одну из сторон в браке пойти на талак. Полностью разрыв между супругами происходит после того, как суд выносит решение о разводе.
Объявлять о разводе должен мужчина или шариатский судья, который представляет интересы женщины.
Муж, требующий у жены талак, должен быть совершеннолетним и полностью отдавать отчет о своих действиях. Главное условие развода по шариату — это то, что каждая из сторон должна прийти к решению по собственной воле. Окружающие, в особенности родственники, не должны вмешиваться в семью супругов.
Мусульманская доктрина или мазхаб строго предупреждает, что нельзя разводиться во время менструации жены или в период, когда совсем недавно у супругов были интимные отношения. Это считается харамом, то есть грехом, и такой разрыв отношений не будет законным.
Возможные причины развода
Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:
- Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
- Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
- Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
- Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
- Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
- Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.
Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены
Аллах говорит в Кур’ане:
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ
«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)
Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.
Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.
عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»
Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:
«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).
Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.
Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.
Серьезность и ответственность в семейных делах мусульман
Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
ثَلَاثٌ جَدُّهُنَّ جَدٌّ، وَهَزْلُهُنَّ جَدٌّ: النِّكَاحُ، وَالطَّلَاقُ، وَالرَّجْعَةُ
«Три вещи действительны вне зависимости от того, всерьёз они совершаются или нет. Это заключение брака, развод и возвращение жены после развода» (Абу Дауд 2194).
Тоже самое относится и к гневу. Давать талак или возвращать жену нужно хорошо всё обдумав, с холодной головой.
Правила развод в исламе
Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.
Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку.
Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.
Чего должна избегать женщина,разведенная с возвратом или разведенная окончательно ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос: Я только что развелась со своим мужем и хотела бы знать свои права на время трех месяцев идды. Значит ли это, что мне нельзя разговаривать с мужчинами даже по интернету и можно ли, чтобы за мной приехали друзья моих родителей и забрали меня домой?
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых: женщина не имеет права давать развод своему мужу. Только муж может давать развод. Слова из Корана, повествующие о вопросах и положениях развода, адресованы мужьям, а не женам. Всевышний Аллах говорит:«Если в ы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях»(Корова 2:231)
«На вас не бу греха, детесли вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Корова 2:236)
«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (Сонмы 33:49)
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Развод 65:1)
Передается, что Ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, развод принадлежит тому, кто взял за ногу (т.е. мужу, который имеет право вступать в интимную близость с женой). Ибн Маджа, 2081; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Ирва аль- Галиль», 7/108.
Когда муж оставляет жену, а она взамен дает ему деньги, то это называется хула. Подразумевается, что жена освобождается от мужа, возвращая ему махр или то, что он попросит, а затем он оставляет ее, если хочет. Это аннулирование брака, но не развод (таляк). В этом случае идда женщины составляет один менструальный цикл.
Об этом подробно рассказано в ответе на вопрос №14569
Если супруги расстались посредством хулы, то они незамедлительно становятся немахрамами друг для друга. Им запрещено оставаться наедине и возвращение жены возможно только посредством нового брачного контракта и махра.
Когда проходит один менструальный цикл или женщина рожает ребенка, если она была беременна во время развода, то идда заканчивается и ей снова дозволено выходить замуж, соблюдая шариатские условия, а именно: наличие опекуна и двух свидетелей.
Но если муж развел жену первым или вторым разводом, то ей не разрешено покидать свой дом во время идды, а мужу запрещено выгонять жену из дома, пока не закончится ее срок выжидания и они станут немахрамами друг для друга. Мудрость в том, что совместное проживание может побудить мужа вернуть жену, что всячески поощряется Исламом. Всевышний говорит:«Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (Развод 65:1)
Во время идды жене не нужно покрываться перед мужем, она может украшаться для него, разговаривать и оставаться с ним наедине. Но муж не имеет права на интимную близость с женой пока он не вернет ее или не совершит интимную близость с намерением вернуть ее обратно.
Если муж развел жену в последний третий раз, или он развел ее в первый или второй раз и ее идда закончилась, то они становятся немахрамами друг другу и ему запрещено оставаться с ней наедине, прикасаться к ней и смотреть на нее.
См. подробнее ответ на вопрос №36548
Следует отметить, что идда женщины после развода мужем составляет три менструальных цикла, а не три месяца. Для женщин, у которых нет менструации, идда длится три месяца.
В-третьих: женщине непозволительно проводить время и разговаривать с мужчинами немахрам. Доказательства и фетвы ученых на этот счет приведены в ответе на вопрос №34841
Основываясь на вышесказанном, женщине не запрещено использовать украшения, парфюмерию, драгоценности и т.п., которые запрещены женщине во время идды после смерти мужа. Если женщина разведена с возвратом, то ей запрещено уезжать из дома мужа. Времяпрепровождение и разговоры с чужими мужчинами запрещены всегда.
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Нюансы и особенности разных видов талака
Ассаляму алайкум В ссоре с мужем сказала что дай мне уйти и я уйду он сказал уходи считается ли это толяком и что делать.
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок.
Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное.
Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:
- развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
- если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
- мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
- число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.
После того, как жена обратится к имаму с просьбой о расторжении брака, имам дает мужу три дня, в течение которых муж должен начать обеспечивать её, и если он этого не сделает, то на четвёртый день имам расторгает их брак или дает ей (жене) разрешение на расторжение брака и она сама делает это.
Во всех правовых исламских школах при таком талаке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания — идда.По ханафитскому и маликитскому мазхабам достаточно сказать: «Возвращаюсь к прежнему никаху», свидетелей для этого призывать не нужно.
Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
Согласно исламу, брак является особым типом союза между женщиной и мужчиной. В его рамках они находят уважение, любовь и упокоение. Но даже столь категоричная религия допускает разрыв брачных отношений, ведь далеко не всегда союз двух людей оказывается способен выдержать все жизненные испытания. Однако это довольно сложный процесс, предполагающий соблюдение ряда нюансов.
Таким образом, расторжение брака в мусульманстве считается возможным (категория «халяль» — дозволенное), хоть и относится к одним из наиболее нежелательных действий. Правила развода в исламе опираются на нормы Шариата, ведущими свои истоки от Корана и Благородной сунны, написанной Пророком Мухаммадом.
Данный процесс является довольно гибким, позволяя супругам хорошо обдумать свое решение. При изменении мнения и желании остаться в браке, восстановить отношения не составляет труда.
В случае развода исламский закон учитывает потребности детей и гарантирует заботу о них.
Финансовая поддержка детей – как в период брака, так и после развода – зависит только от отца. Суды имеют право назначить отцу принудительную выплату пособия на ребенка, если это необходимо. Сумма выплат может обсуждаться, она должна соответствовать финансовым возможностям мужа.
Исламское законодательство предусматривает, что опеку над детьми может осуществлять тот, кто находится в хорошем состоянии в плане физического и психического здоровья, а его материальное положение позволит лучше удовлетворять потребностей детей.
Исламские юристы имеют различные мнения по поводу того, как это лучше всего сделать. Некоторые из них признают, что ребенок после развода в исламе в определенном возрасте должен жить с матерью, а если он старше – то с отцом. Другие высказываются за то, что можно позволить старшим детям высказывать свое предпочтение. Как правило, признается, что матери лучше всего заботятся о маленьких детях и девушках.
Поскольку среди исламских ученых существуют разногласия по поводу местонахождения детей, встречаются различия по этому вопросу на уровне местного законодательства. Во всех случаях, однако, основная проблема заключается в том, что о детях должен заботиться подходящий родитель, который может удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.