Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На этапе проверки сообщения о преступлении еще нет потерпевших, свидетелей, обвиняемого. Чтобы Попову Л.М. признать потерпевшей, необходимо вынести постановление о признании ее таковой, что возможно только после возбуждения дела. До этого она называется заявителем.

Соблюдение прав участников процессуальной проверки

Что касается свидетелей, они условно называются таковыми, но в полном смысле этого термина станут, опять же, только в ходе расследования в рамках возбужденного уголовного дела.

То же самое относится и к подозреваемому – пока он не задержан на месте преступления и дело не возбуждено, он считается участником доследственной проверки, не более.

В то же время, несмотря на отсутствие понятного и «официального» статуса по делу, все перечисленные лица обладают рядом прав. И если эти права не соблюдать, последствия могут привести к исключению собранных доказательств судом.

Основными правами данных лиц являются:

  • право не свидетельствовать против себя самого и отказаться от дачи пояснений в порядке ст. 51 Конституции РФ;
  • право не свидетельствовать против своих близких, в число которых входит супруги, дети, родители;
  • право пользоваться помощью адвоката – в любом проверочном мероприятии, будь то опрос или участие в исследовании, освидетельствовании и т.д. У адвоката есть также свои права – присутствовать при опросе, при осмотре, знакомиться с материалами проверки.
  • приносить жалобы на действия и бездействия следователя, дознавателя;
  • просить о применении мер безопасности (к примеру, сохранить в тайне свои ФИО или информацию о даче объяснения и вообще об обращении в полицию).
  • право на разумные сроки проведения проверки сообщения. В законе есть требование о неукоснительном соблюдении сроков проведения доследственной проверки. Недопустимо отложить в сторону заявление Поповой Л.М. и заниматься проверкой только лишь сообщения гражданина Петрова В.М. Заявитель имеет право на незамедлительные мероприятия по проверке своих сведений о преступлении, а в ряде случаев затягивание может быть опасно для жизни людей.

По общему правилу, проверка сообщения должны быть проведена в течение 3-х суток. Законодатель предусмотрел возможность продления этого срока до 10-ти суток. Заметим, что чаще всего срок продлевается, поскольку участковым уполномоченным, да и следователям часто недостаточно трех дней. В исключительных случаях возможно продлить срок до 30-ти суток. Обычно продление до месяца встречается по сообщениям об экономических преступлениях или других нарушениях закона, сбор доказательств по которым затруднен (к примеру, требуется эксгумация трупа с последующей сложной экспертизой).

Процедура продления срока заключается в обязательной даче согласия на увеличение срока руководителем органа дознания или следствия. Продление срока дознавателю до 30-ти суток утверждается прокурором.

По результатам проверки, на основании ст. 145 УПК РФ, выносится одно из двух постановлений: об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела.

Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления

Основные правила исчисления и продления процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве закреплены в ст. ст. 128, 129 УПК РФ. Общий срок производства должен быть разумным. Пределы продления срока, разумность срока производства является элементом справедливого разбирательства.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Таким образом, срок проверки сообщения о преступлении в уголовном процессе – это установленное законом время для совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений, предусмотренных УПК РФ, с целью проверки поступившего сообщения на наличие или отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Согласно ч. 1 ст. 128 УПК РФ сроки, предусмотренные УПК РФ, исчисляются часами, сутками, месяцами.

Согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, т.е. в полночь (24 часа 00 минут) последних суток.

При исчислении срока сутками учитывается та часть суток, которая следует за юридическим фактом, влекущим течение срока. Так, например, если сообщение о преступлении поступило и зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее — КУСП) 22 марта в 11 часов 15 минут, то предельным сроком рассмотрения такого сообщения будут являться 24 часа 00 минут 24 марта, то есть полночь с 24 на 25 марта.

Порядок возбуждения уголовного дела

  • Несмотря на значительный объем норм, посвящённых манипуляциям субъектов правоохранительных органов, которые осуществляются до инициации дела, понятий им не дано.
  • Однако можно найти исчерпывающий перечень таких мероприятий.
  • Установлены 2 основания:
  • постановление следователя;
  • решение суда.

Основные условия проведения манипуляций уполномоченного сотрудника обозначены в статье 164 УПК РФ.

Судебное предписание требуется во многих случаях и все они перечислены в статье 29:

  • возможность проведения осмотра жилого помещения, если ему препятствуют собственники или квартиросъёмщики;
  • проведение изъятия вещи, которая сдана либо заложена в ломбард;
  • обследование места жительства или места пребывания потенциального преступника;
  • изъятие документации или прочих вещей в финансовых учреждениях (вкладов, счетов, материальных ценностей, находящихся в сейфовых ячейках), а также любой информации, которая содержит государственную, коммерческую или профессиональную тайну;
  • проведение осмотра корреспонденции подозреваемого непосредственно в почтовых отделениях;
  • установление ареста на имущество;
  • установление фактов переговоров, производимых через информационно-телекоммуникационные сети;
  • направление запросов оператору о существовании телекоммуникационной связи.

Перечисленные выше действия дозволяются судебным решением из-за их непосредственного отношения к конституционным гарантиям по личностному критерию.

Проведение любого оперативного или розыскного действия не должно приходиться на сумеречное время суток. Но в законе есть оговорка относительно того, что сотрудник органов может воспользоваться формулировкой, «проведение определённого процессуального действия должно быть осуществлено безотлагательно». Эта формулировка отражается в составляемом на месте проведения действия протоколе.

Обособлено указано требование о неукоснительном соблюдении принципа гуманности, то есть недопустимости использования насильственных методов, запугивания участников процесса.

Всем действующим лицам таких мероприятий должны быть разъяснены возможные последствия за препятствование проведения процедуры дознания. Перед любой из процедур сотрудник органов проводит сопоставление личности и участника дела.

  1. Таким образом, определяя следственное действие, проводимое на первоначальной стадии расследования, следует отметить существенные условия:
  2. 1) комплекс процессуальных мероприятий;
  3. 2) без соблюдения конституционных гарантий признаются нелегитимными;
  4. 3) устанавливаются такие обстоятельства, с учётом уголовной квалификации.

В участии любого мероприятия, организованного следователем, привлекается криминалист, который имеет право использовать определённый набор способов выявления таких следов, которые могут являться существенными при определении состава преступления. Эта манипуляция обязательно протоколируется, а присутствующие лица осведомляются обо всех действиях.

Может проводиться допрос подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, а также эксперта и специалиста. Вынесения постановления следователя (дознавателя) при этом не требуется. Юридическим основанием проведения допроса является вызов на него, как правило – повесткой.

Неявка на допрос без уважительных причин может повлечь принудительный привод, поэтому в случае невозможности прибыть в указанное время следует заранее уведомить об этом следователя.Допрос в уголовном процессе (ст. ст.

Читайте также:  Расторжение договора купли-продажи недвижимости после регистрации

187-191 УПК РФ) – следственное действие, заключающееся в расспросе лица в целях установления обстоятельств совершения преступления, виновных лиц и получений других сведений, имеющих значение для дела.

В ходе допроса формируется особый вид доказательств – показания (см. статью «Доказательства»).- в возрасте до 7 лет – не более 1 часа в день и 30-ти минут непрерывно;Закон устанавливает предельную продолжительность допроса: по общему правилу – не более 8 часов в день, а без перерыва (перерыв не менее 1 часа) – не более 4-х часов. Продолжительность допроса несовершеннолетних меньше.

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

В ст. 140 УПК РФ перечислен список оснований для открытия уголовного делопроизводства и преследования. Список поводов таков: В данном материале рассмотрим, какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в текущем году, какие корректировки произошли на законодательном уровне, а также разберемся в причинах для начала уголовного делопроизводства.

Рассмотрим, какие нюансы необходимо написать в заявлении, процедуру возбуждения и расследования уголовного дела поэтапно. Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

По делам частного и частно-публичного обвинения требуется заявление потерпевшего или его законных представителей.

УПК предусматривает несколько важных для уголовного процесса документов:

  1. Может продлеваться до 3-х месяцев при наличии принятого руководителем соответствующего следственного органа решения.
  2. Может продлеваться на сроки и до 12-ти месяцев, если расследование представляет особую сложность.
  3. Может продлеваться и на больший срок Председателем Следственного комитета Российской Федерации, а равно с тем и руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, их заместителями.

Это значит, что срок ознакомления с уголовным делом практически не ограничен . Здесь появляется «лазейка для тех, кто находится в СИЗО.

Как только на этапе предварительного расследования принимают постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, субъект переходит в другую категорию. Из ПОДОЗРЕВАЕМОГО он «трансформируется в ОБВИНЯЕМОГО.

5. Допрашиваемым лицом в ходе допроса могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись.1.

Мероприятия, проводимые сотрудниками правоохранительных органов в рамках проверки сообщения о преступлении

Следователи и дознаватели вправе:

•Требовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ;
•Назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;
•Производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование лиц;
•Требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.
•Поручать сотрудникам полиции проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрен перечень возможных 15 мероприятий, наиболее частые из них:

• Опрос;
• Сбор образцов для сравнительного исследования;
• Проверочная закупка;
• Наблюдение;
• Обследование помещений, участков местности, транспортных средств;
• Прослушивание телефонных переговоров;
• Оперативный эксперимент.

Полученные в результате мероприятий материалы могут использоваться в качестве доказательств в рамках уголовных дел в случае их соответствия нормам уголовно-процессуального кодекса.

В чем заключается доследственная проверка

Промежуток времени с поступления запроса на открытие уголовного разбирательства до фактического запуска дела носит название доследственной проверки. В этот период полицейские органы изучают информацию, которая свидетельствует о совершении или же не совершении какого-либо преступления, и на основании полученных материалов принимают решение о возбуждении или не возбуждении уголовного процесса.

Эту процедуру регулирует статья 144 УПК Российской Федерации. В данном документе прописываются сроки её проведения. По закону, уполномоченное лицо должно вынести решение о начале уголовного дела не позже, чем через 3 дня после получения соответствующего сообщения о преступлении.

В чем заключается доследственная проверка

Промежуток времени с поступления запроса на открытие уголовного разбирательства до фактического запуска дела носит название доследственной проверки. В этот период полицейские органы изучают информацию, которая свидетельствует о совершении или же не совершении какого-либо преступления, и на основании полученных материалов принимают решение о возбуждении или не возбуждении уголовного процесса.

Эту процедуру регулирует статья 144 УПК Российской Федерации. В данном документе прописываются сроки её проведения. По закону, уполномоченное лицо должно вынести решение о начале уголовного дела не позже, чем через 3 дня после получения соответствующего сообщения о преступлении.

Комментарий к ст. 144 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи действия и сроки рассмотрения, проверки и принятия решений распространяются не только на сообщения, но и на другие поводы к возбуждению уголовного дела.

2. Проверка информации о преступлении, поступившей в орган дознания, следствия или прокуратуру, и принятие решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела осуществляются в срок до 3 суток, который может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела или начальником органа дознания до 10 суток либо прокурором при наличии необходимости проведения документальной проверки или ревизии до 30 суток. Срок исчисляется с момента принятия сообщения о преступлении (п. 4 комментируемой статьи).

3. Под ревизией понимается система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации.

Порядок осуществления проверок и ревизий по уголовным делам подследственности органов внутренних дел регламентируется Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД России от 02.08.2005 N 636 (БНА. 2005. N 33).

4. Порядок назначения и проведения документальных проверок и ревизий осуществляется в соответствии с совместным Приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России от 07.12.1999 N 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)».

По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию (проверку) в отношении использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности.

При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с УПК, а также по требованию прокурора контрольно-ревизионный орган проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими, и руководителями территориальных органов в субъектах РФ.

В постановлении (требовании) о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание — перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионных органов вопросов ревизии (проверки).

Руководитель контрольно-ревизионного органа, получив требование правоохранительного органа о проведении ревизии (проверки), должен в 10-дневный срок направить ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии (проверки). В случае неполноты представленных материалов контрольно-ревизионный орган запрашивает у правоохранительных органов дополнительные материалы.

5. Документальные проверки и ревизии осуществляются с учетом специфики отдельных видов систем учреждений и органов в Российской Федерации.

6. Обращения граждан, принятые по телефону, оформляются справками и также подлежат регистрации в порядке, установленном для обращений в письменной форме. Каждому обращению присваивается регистрационный номер.

7. Формы федерального государственного статического наблюдения, сбор и обработка данных по которым не централизованы в органах государственной статистики, утверждены Постановлением Росстата от 31.03.2006 N 12 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания» (Вопросы статистики. 2006. N 5).

Читайте также:  Алименты на ребенка в 2023 году

8. Прием сообщений о преступлении, порядок их регистрации и учета, а также порядок осуществления проверки сообщений о преступлениях регламентируются Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденными Приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 «О едином учете преступлений» (БНА. 2006. N 5).

Федеральные органы государственной власти, уполномоченные осуществлять регистрацию преступлений, с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью. В частности, в ФСКН России действует Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, утвержденная Приказом ФСКН России от 09.03.2006 N 75 (БНА. 2006. N 16); в МВД России — Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России от 01.12.2005 N 985 (БНА. 2005. N 52).

О принятом заявлении о преступлении заявителю выдается талон-уведомление.

Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе расследования преступлений. Кроме того, сообщения о преступлениях обязаны принимать начальники органов дознания и их заместители, начальники следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.

Укрытыми от регистрации сообщениями о преступлении считаются сообщения, сведения о которых не внесены в предусмотренные Приказом «О едином учете преступлений» регистрационные документы, а сообщению не присвоен соответствующий регистрационный номер.

9. Преступления о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ и нарушении таможенных правил принимают, регистрируют и рассматривают соответственно Управления ФСКН по субъекту РФ (Приказ ФСКН России от 28.12.2004 N 398 «Об утверждении Типового положения об управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации» (в ред. от 18.11.2005) (БНА. 2005. N 8, N 51) и ФТС России (Приказ ГТК России от 18.12.2003 N 1467 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом» (в ред. от 10.04.2006) (Таможенные ведомости. 2004. N 4, N 11; 2006. N 6).

10. В процессе проверки выясняются сведения, необходимые для принятия решения о возбуждении или отказе уголовного дела, наличие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24), а также связанных с подследственностью (см. коммент. к ст. 151).

11. Объем проверочных действий зависит от конкретных обстоятельств дела. К их числу относятся помимо ревизий и документальных проверок: истребование материалов, предметов, документов, получение объяснений, проведение инвентаризации, исследований, установление гражданства и т.п., если они могут быть закончены в срок, не превышающий 10 суток.

Для потерпевшего этап доследственной проверки начинается или с момента подачи им заявления о возбуждении дела, или по факту совершения противоправных действий в отношении него. Сообщение выражает реакцию гражданина на поведение, затронувшее его интересы и права, со стороны неизвестных лиц или подозреваемого. Особое значение на этом этапе имеет юридически верное изложение всех обстоятельств события, описание примет, действий. Как правило, потерпевший находится в беспокойном состоянии. При изложении обстоятельств случившегося следует в первую очередь успокоиться, постараться вспомнить подробности происшествия. Желательно обратиться к сотрудникам полиции как можно скорее. Вполне вероятно, что по «горячим следам» удастся задержать нарушителей.

На практике не всегда возможно сразу сообщить о случившемся. В любом случае необходимо постараться запомнить как можно больше деталей. Если удалось разглядеть лицо преступника, то следует рассказать все его особенности. Изложение фактов лучше осуществлять в хронологической последовательности. Начать нужно с времени, места, пути следования. Если нарушители что-то говорили потерпевшему, нужно постараться воспроизвести их слова как можно точнее. Также нужно указать тот момент, когда было совершено нападение.

Наиболее существенные комментарии к рассматриваемой статье таковы:

  • Рассматриваемая статья регламентирует предварительную проверку сообщения о противоправном действии, относящегося к делам частного, частно-публичного и публичного обвинения.
  • Обязанность принимать, регистрировать и проверять сообщения, возложена на органы уголовного преследования, а именно дознание и следствие, а также руководителей этих структур. В то же время принять сообщение в ряде случаев имеет право любой сотрудник МВД, находящийся при исполнении.
  • Заявление должно быть принято независимо от вида противоправного действия, степени его тяжести, времени и места совершения. Если при проведении проверки выяснится, что противоправное действие не подследственно конкретному органу, то все материалы должны быть перенаправлены должностным лицам или структурам МВД, имеющим соответствующую компетенцию.
  • Любое сообщение о преступлении регистрируется соответствующим образом. Как правило, регистрация заключается в постановлении специального штампа с указанием регистрационного номера и даты поступления. Заявителю выдается талон.
  • Проверка заявления осуществляется с учетом правил, перечисленных в 87 статье УПК. Следователь или дознаватель не имеет права проводить проверку без регистрации сообщения.
  • Проверка должна быть завершена в течение 72 часов. По ее завершению должностное лицо может принять несколько решений: возбудить дело, отказать в возбуждении, перенаправить материалы дела в орган, имеющий соответствующую подследственность. В последнем случае срок исчисления 72 часов начинается заново.
  • Факт распространения СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела. Данное сообщение должно быть обнаружено представителем органа преследования и оформлено рапортом. Именно он считается поводом к возбуждению. Поводом может стать и постановление прокурора, обнаружившего подобную публикацию в СМИ.

Виды процессуальных сроков в УП

Виды процессуальных сроков в УП подразделяются в зависимости от следующих оснований:

  • по целям, направленности влияния на организацию УП, охрану прав и интересов сторон: делопроизводственные сроки (обеспечивают организацию внутренней структуры деятельности следственных органов, должностных лиц в уголовном процессе) и собственно процессуальные сроки (обеспечивают права и интересы сторон);
  • в зависимости от субъекта, который устанавливает срок: установленные уголовно-процессуальным законодательством, определяемые решением соответствующих должностных лиц и государственных органов;
  • по способу определения выделяют сроки, которые могут устанавливаться путем указания на: конкретное ожидаемое событие, период времени, конкретную календарную дату;
  • по способу измерения временного промежутка: исчисляемые часами, сутками, месяцами;
  • в зависимости от адресата: адресованные должностным лицам или государственным органам уголовного процесса; адресованные иным участникам уголовного процесса; адресованные лицам, которые непосредственно в уголовном процессе участие не принимают.

Процессуальные сроки, относящиеся к деятельности должностных лиц и государственных органов, должны обеспечить экономную и быструю реализацию уголовного судопроизводства, охрану прав и интересов всех участников уголовного процесса. К таким срокам относятся: сроки предварительного расследования, предъявления обвинения, назначение судебного разбирательства, заполнения и вручения протокола судебного заседания. Нарушение перечисленных сроков принятия решений не ведет к отрицательным уголовно-процессуальным последствиям.

Сроки, сосредоточенные на деятельности иных участников процесса, должны воспрепятствовать неоправданному сознательному «затягиванию» уголовного процесса, должны обеспечить права и интересы граждан, принимающих участие в уголовном деле. Это сроки: подачи разных жалоб и представлений, заявления просьб (ходатайств), предоставление в судебное заседание дополнительных материалов, предъявление гражданского иска и др. Сроки, относящиеся к лицам, которые не участвуют в процессе, должны обеспечить устранение обстоятельств, ведущих к совершению преступления.

Читайте также:  Нужно ли менять полис ОМС при смене прописки?

В отдельных правовых источниках выделяют сроки-периоды и сроки-моменты. Сроки-периоды обусловлены конкретным временным промежутком (периодом или продолжительностью). Например, согласно с УПК (ст. 46, 91) допросить подозреваемого необходимо не позже 24 часов с момента задержания. Сроки-моменты связаны главным образом с наступлением какого-либо уголовно-процессуального события. Например, в соответствии с УПК (ст. 173) допрос обвиняемого должен пройти сразу после предъявления обвинения. Время предъявления обвинения определяет момент допроса задержанного.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
    1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
  2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
  3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
  4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:

  1. Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
  2. Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
  3. Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
  4. Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
  5. Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
  6. Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
  7. Относится ли разрешение сообщения, заявления к компетенции органов дознания (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).

В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.

Специфика оценочных мероприятий

Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи. Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства. К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.

Время на изучение сведений

Как указано в ст. 144 УПК, исследование данных о противоправных деяниях осуществляется следователем, дознавателем, руководителем следственного подразделения или органа дознания. Изучение поступивших сведений производится, по общему правилу, в течение 3-х сут. При очевидном наличии признаков уголовного деяния возбуждение производства не должно откладываться до окончания указанного срока. Соответственно, решение должно быть принято безотлагательно.

Вместе с тем следует сказать о недопустимости поспешного его вынесения. Как указывает часть 3 144 статьи, трехдневный срок может быть увеличен по ходатайству следователя или дознавателя до 10 сут. Указанные служащие должна привести обоснование целесообразности продления установленного нормой периода. В качестве причин, как правило, выступают поиск и исследование материалов и документов, необходимость выполнения дополнительных следственных мероприятий и пр.

Как продлить участковому срок по материалу до 30 суток

Не случайно бланки некоторых процессуальных документов предусматривают указание времени с точностью до минут (протоколы осмотра, постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, протокол задержания подозреваемого, протоколы допроса и др.).

Более того, практика применения некоторых норм УПК РФ идет по пути учета минут, например, при исчислении сорока восьмичасового срока задержания (ст. 92, 94 УПК РФ).

Таким образом, при исчислении срока сутками учитывается та часть суток, которая следует за юридическим фактом, влекущим течение срока.

Лишь

«при исчислении срока месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ»

, –определяет ч.


Похожие записи:

Добавить комментарий