Инструктажи по бдд для водителей в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструктажи по бдд для водителей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.

Как организовать ИБДД

Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:

  • разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
  • подготовку программы занятий с персоналом;
  • инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.

Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения

Вводный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.

Кто проводит

Сотрудник, ответственный за организацию безопасности дорожного движения.

О чем инструктировать

  1. Общие сведения об организации – размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок.
  2. Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств.
  3. Правила внутреннего трудового распорядка.
  4. Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
  5. Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
  6. Нормы загрузки транспортных средств, для пассажирских перевозок — пассажировместимость.
  7. Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках.
  8. Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП.
  9. Документы, необходимые для перевозок пассажиров или грузов.

Это указано в пункте 18 Правил от 15 января 2014 г. № 7.

Где зафиксировать

В журнале вводного инструктажа по БДД.

Ситуация: как проходит аттестация ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

На каждом предприятии, которое осуществляет перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, назначают ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.

Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса России от 29 марта 2017 г. № 106.

Аттестация проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс России из представителей территориальных Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс».

График заседаний аттестационных комиссий утверждают на год и размещают на сайте ФБУ «Росавтотранс» в начале этого года.

Чтобы пройти аттестацию, специалист размещает на сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до даты аттестации заявку, в которой указывает:

  • Ф. И. О.;
  • дату рождения;
  • СНИЛС;
  • адрес электронной почты;
  • почтовый адрес;
  • предполагаемые дату, время и место аттестации.

В день аттестации специалист предоставляет в комиссию:

  • заявление о прохождении аттестации, которое содержит:
    – Ф. И. О.;
    – дату рождения;
    – место жительства;
    – гражданство;
    – место работы и должность;
    – номер телефона;
    – адрес электронной почты;
    – почтовый адрес;
    – данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
    – СНИЛС;
    – согласие на обработку персональных данных;
    – подпись;
  • паспорт или иной документ, который удостоверяет личность, и его копию;
  • документы об образовании и квалификации в соответствии с подпунктом 16.3пункта 16 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 и их копии.

Аттестация проходит в форме тестирования из 20 вопросов с вариантами ответов. Специалисту дают 30 минут для ответов на все вопросы. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить на 18 вопросов.

Вопросы для тестирования используют из перечня вопросов, который утверждает Минтранс России по согласованию с МВД. Перечень размещают на сайте Минтранса России.

Внимание: перечень вопросов на аттестацию еще не утвержден.

Специальный инструктаж по безопасности дорожного движения

Специальный инструктаж проводят, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:

  • вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профессиональную деятельность водителей;
  • изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
  • произошло ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
  • совершен или есть угроза совершения террористического акта.
Читайте также:  Пенсии, ЕДВ и пособия инвалидам с 1 февраля 2023 года

Кто проводит

Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.

О чем инструктировать

  1. Оценка ситуации, в связи с которой проводят инструктаж.
  2. Руководство к действию для водителя в определенной ситуации.

Это указано в пункте 21 Правил от 15 января 2014 г. № 7.

Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда

Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.

  1. Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
  2. Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
  3. Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
  4. Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
  5. Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
  6. Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
  7. Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
  8. Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
  9. Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
  10. Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
  11. Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
  12. Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

1.1. К самостоятельной работе водителем легкового автомобиля допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Водитель легкового автомобиля обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.3. Водитель легкового автомобиля обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— применять средства индивидуальной защиты;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

1.4. На водителя легкового автомобиля возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;

— повышенного уровня шума на рабочем месте;

— повышенного уровня вибрации;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— нервно-психических перегрузок.

1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители легковых автомобилей обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.

Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 шт.
Перчатки с точечным покрытием 12 пар
Перчатки резиновые или из полимерных материалов дежурные
Жилет сигнальный 2 класса защиты 1

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: описание, особенности и отзывы

Правила безопасности дорожного движения обязательны для всех, как для водителей, так и для пешеходов. Соблюдение правил должно осуществляться не из страха наказания, а из ответственности за свою жизнь и окружающих.

На законодательном уровне БДД понимается как степень защищенности от дорожных происшествий и их последствий. Нормативные акты предписывают работодателям в обязательном порядке проводить инструктажи для водителей транспортных средств. Основная цель таких мероприятий — сообщить сотруднику всю информацию, которая позволит ему в полной мере выполнить свои функции по управлению транспортным средством, не допустить аварийной ситуации на дороге. Сведения должны быть сформированы в инструкции, и в зависимости от вида инструктажа доносится именно требуемая в конкретной ситуации информация.

Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД

Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного

Читайте также:  Правила парковки: как избежать штрафов и эвакуации

Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.

Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.

— новых нормативных правовых документах Российской Федерации, приказах, распоряжениях, регламентирующих права, обязанности и ответственность водителей;

— действиях водителя при возникновении критических ситуаций, в том числе при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, шины и т. п.);

— действиях водителя по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;

— осуществлении противоугонных и противопожарных мер.

4.6. Сезонный инструктаж проводится два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит информацию:

— об особенностях безопасного управления автомобилем в условиях гололеда, снегопада, дождя, тумана, в условиях недостаточной видимости и т. п.;

— об увеличении транспортных и пешеходных потоков;

— о мерах по безопасности движения в период школьных каникул;

— о мерах предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожно-климатических условиях;

— об анализе типичных дорожно-транспортных происшествий, допущенных в сложных метеорологических условиях.

Все ли обязаны проводить инструктажи по БДД

На практике — все предприятия, имеющие на балансе собственный транспорт. Надзорные органы ссылаются на ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказ Минтранса от 30 апреля 2021 года № 145. Последний говорит о том, что правила являются обязательными не только для тех ИП и юридических лиц, которые занимаются грузовыми или пассажирскими перевозками, но и для компаний, использующих служебный транспорт для своих нужд.

Правда, в Приказе есть оговорка, что это касается автобусов и грузовиков. И мы уже в ответ на обращение подписчика говорили: на наш взгляд, если компания использует исключительно легковой транспорт для личных нужд, то она не обязана проводить такие инструктажи. Но на самом деле проверяющие органы нередко имеют другое мнение. А судебной практики пока нет.

Поэтому пока безопаснее и дешевле будет перестраховаться и все-таки в любом случае проводить инструктажи по БДД для своих водителей. Иначе могут быть штрафы по статье 12.31.1 КоАП РФ: с должностного лица — 10 000 рублей, с предприятия — 30 000 рублей.

Обзор инструкций для водителей дает полное понимание того, что существуют общие требования по обеспечению безопасности дорожного движения и охраны труда. Так, к примеру, к вождению автомобилем не допускаются лица в болезненном состоянии и переутомленные. Перед допуском к выполнению служебных обязан пройти медицинский осмотр. Запрещено употребление алкогольных напитков и наркотических средств в период управления транспортом. Если водитель отдыхает в кабине автомобиля, то двигатель должен быть отключен. Нельзя передвигаться в местах, где не установлены проезды для машин. Водитель обязан всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист и уметь оказать первую медицинскую помощь.

Неважно, как называется инструктаж для водителей, вводный или предрейсовый, главное предназначение каждого из них — закрепить знания о безопасных методах вождения, довести информацию о предполагаемой опасности и погодных условиях.

Теперь внимание, вопрос: какой вид инструктажа нужно провести тем, кто выезжает на линию?

Что ответил на соответствующий вопрос Роструд (пристегнитесь!):

То чувство, когда контрольно-надзорный орган не зная вразумительного ответа будет штрафовать нас за непроведение или неправильное (по сугубо личному мнению территориальной ГИТ) провидение инструктажей по охране труда согласно подпункту 2 пункта 256 приказа 59н. К сожалению, на этом абсурд не заканчивается.

В поисках истины нашлось два письма Минтруда. Валерий Корж и Татьяна Жигастова пытаются разъяснить так:

Итого мы имеем целевой инструктаж по охране труда для водителей, который проводится при выполнении разовых работ? Как выезд водителя на линию может быть разовым-одноразовым? Для него это привычное дело. Он же, мать его, водитель! Не, бывают, конечно, камикадзе, но это же не для них правила писаны.

Читайте также:  Калькулятор госпошлины в суд (2022 год)

Заглянем ещё раз в постановление 1/29:

2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Если и называть инструктаж перед выездом на линию (хотя непонятно, что имеется ввиду под термином «линия») целевым, то не потому, что водитель будет выполнять разовые работы, а потому, что без «разрешения» и «специальных документов», как то водительские права, путевой лист, предрейсовый медосмотр, управлять автомобилем он не вправе!

В тоже время в постановлении 1/29 не сказано, что именно подразумевается под «разрешениями» и «специальными документами».

С сентября прошлого года висит проблема: Минтруд отменил Межотраслевые правила, ввёл новые, но не внёс соответствующие изменения в проверочные листы! И судя по приведённым ниже разъяснениям Роструд не видит проблемы в том, что инспектор ГИТ вынужден будет при оформлении результатов проверки в обязательном порядке руководствоваться проверочными листами с недействующей нормативкой! Утратившие силу ПОТ Р М-027-2003 фигурируют в проверочных листах № 54, 69, 70, 72.

Как они собираются проверять на основании того, чего уже нет, непонятно. Полагаем, что такие проверки будут аннулироваться в судах с пол оборота.

Друзья, пожалуйста, поделитесь в комментариях опытом организации инструктажей для водителей, в каких случаях вы проводите целевые инструктажи водителям и как оформляете. Возможно, общими усилиями мы придём к взвешенному и самое главное верному решению.

Когда нужен предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения?

Отдельными положениями трудового законодательства и нормативно-правовыми актами Министерства транспорта РФ определен перечень возможных оснований, при наличии одного из которых осуществляется предрейсовый инструктаж по БДД.

Так, водителя нужно инструктировать перед началом рейса в следующих типичных ситуациях:

  1. Водитель перевозит несовершеннолетних детей. Предрейсовый инструктаж в этом случае всегда проводится для водителя перед каждым его выездом на линию. Особое внимание нужно уделять действиям при чрезвычайных происшествиях и порядку оказания первой медицинской помощи. Важно учесть, что именно водитель отвечает за здоровье и жизнь детей в процессе их перевозки.
  2. Водителю предстоит управлять другим транспортным средством. Необходимость предрейсового инструктирования объясняется в данном случае тем, что новый транспорт имеет свои особенности, связанные с управлением, функционированием и техническим состоянием. Условия вождения могут ощутимо поменяться, если водитель пересаживается с автотранспорта одной категории на транспорт другой категории. Вся информация о новом транспорте предоставляется водителю в рамках предрейсового инструктажа.
  3. Водитель перевозит опасные или, как вариант, крупногабаритные грузы. К опасным грузам, например, могут относиться химические, горючие или пожароопасные вещества. Перед каждым выездом (рейсом) водителя нужно инструктировать, разъясняя специфику перевозимого груза. Сотрудник, который управляет транспортом, должен знать свойства такого груза, правила вождения в данной ситуации, а также меры, которые потребуются для профилактики чрезвычайных происшествий в пути. Чтобы перевозить подобные грузы, у водителя должно быть особое разрешение.
  4. У водителя изменился маршрут. В данной ситуации потребуется инструктирование, касающееся безопасности дорожного движения. Сотруднику следует разъяснить специфику нового маршрута. Внимание необходимо акцентировать на особенностях движения, дорожной обстановке, условиях климата, географии местности.

Общие требования при предрейсовом инструктаже

Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:

  • перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
  • при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
  • водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
  • во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
  • автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
  • в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
  • в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.


Похожие записи:

Добавить комментарий